Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»
рабочая программа (3 класс) на тему

Пономаренко Елена Николаевна

Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы  Светловой Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_2013-2014.docx86.18 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Белгородского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская  средняя  общеобразовательная школа Белгородского района  Белгородской области с  углублённым  изучением отдельных предметов»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МОУ «Дубовская СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов»

________________ В.В.Шатило

от «___» ___________ 20___г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мой край»

3 «Б» класс

Учитель начальных классов

Пономаренко Елена Николаевна

п. Дубовое, 2013 г.


Программа внеурочной деятельности: «Мой край», тип: тематическая образовательная программа, духовно-нравственное направление

Автор программы: Светлова Е.В.

                                     

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20   г., протокол № ____

Председатель _________        _________

                                  подпись              Ф.И.О


Пояснительная записка

Данная программа была составлена на основании анализа программ Коломиной Н. В «Воспитание основ экологической культуры» и Копцевой Т. А. «Природа и художник», Николаевой С.Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками», в содержании использованы материалы  пособий Беккера И.Л.  «Времена года: книга юного фенолога», Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», Степановой О.А.  «Игровая школа мышления», Дубровской Н.В.  «Рисунки, спрятанные в пальчиках» и др., внесены свои идеи.

Актуальность программы

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический процесс – бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей. Дети оторваны от природы, имеют психологические проблемы, связанные с социальными условиями, сложностями в общении, физическим нездоровьем. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры массы людей в начале 20 века.  

В программе «Мой край» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории детского учреждения, лесопарках и водоемах в окрестностях города.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены земельно-календарные праздники и художественные образы растений и животных края.  В содержании занятий объединяются блоки  знаний двух-трех различных предметов:

  • окружающий мир  и песенно-игровой фольклор (первых год обучения);
  • окружающий мир  – экология – живопись (второй год обучения);
  • окружающий мир – музыка – художественный труд – экология (третий год).

Новизна программы заключается в:

  • объединении биологического, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края;
  • использовании приемов театрализации, элементов игровых и народных обрядов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в исследовательской деятельности.

Цель программы: формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру на основе изучения ими природных объектов и народной культуры родного края.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • формировать у детей разнообразные представления о природе, человеке и культуре края;
  • формировать умения видеть и оценивать поведение людей с точки зрения экологической допустимости и нравственности;
  • формировать у обучающихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве;
  • расширять кругозор воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, психологии, физической культуре;
  • способствовать развитию логического мышления, воображения, артистических и творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.

Программа рассчитана на 216 ч - 6 часов в неделю, но т.к. произошло сокращение часов ( 4 часа в неделю),  в программу внесены изменения и рабочая программа составлена из расчета– 136 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа  

Возраст детей и продолжительность реализации программы

Образовательная программа «Мой край» рассчитана на три года обучения, на детей младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуемый возраст детей  для третьего года обучения – 10-12 лет.

Основные формы и методы,

применяемые в ходе реализации программы

«Мой край»

                                                                             

Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования  и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Предусмотрены и другие формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, конференции, кинолектории.

       Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Она включает в себя 3 составные части:    

1. Теоретическую часть;

2. Практическую часть;

3. Элементы воспитательных бесед.

        В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: систематизированные наблюдения, упорядоченная их фиксация в календаре природы и рабочих картах, труд в природе, моделирование, работа с микроскопом, музыкальные зарисовки, рисование, лепка, викторины, сценки.

По окончании 3-го  года занятий учащиеся должны:

Знать:

-комнатные растения кабинета и школьного сада;

-правила содержания и ухода за домашними питомцами;

-разнообразие животного и растительного мира лесостепной и прибрежных  зон Белгородской области;

-значение тепла, света, воздуха, почвы для жизни живых существ;

-позитивное и негативное влияние деятельности человека на природное сообщество;

-охраняемые природные территории области: заказники, заповедники, памятники природы;

-основные элементы русского орнамента;

-памятники истории города, их архитектуру;

-роль и применение старинных вещей в обиходе дома.

Уметь:

-предвидеть последствия поведения людей и природопользования в конкретных ситуациях;

-проводить агитационные беседы среди учащихся детского учреждения и населения об изученных объектах района;

-ухаживать за комнатными растениями и обитателями живого уголка;

-правильно собирать лекарственные растения;

-распознавать съедобные и ядовитые грибы соснового леса;

-моделировать экологические ниши;

-убирать место привала в лесу, на реке;

-использовать народные традиции в своей жизни;

-делать простейшие сезонные игрушки;

-оперировать условными знаками и символами в музыке, живописи;

-собирать и обрабатывать природный материал для изготовления поделок.

Формы  подведения итогов реализации программы

«Мой край»

         Механизм оценки результатов деятельности довольно гибок. Главным достижением является участие в тематических вечерах, театрах-экспромтах,  ролевых играх, роль в которых предусмотрена для каждого ребенка, но только в том случае, если он трудится в полную меру своих возможностей.  Предусмотрены и другие формы контроля:

-тестирование учащихся по материалам программы объединения;

-занимательные упражнения (викторины, музыкальные и словесные, подвижные игры, загадки, кроссворды, графические упражнения, пословицы-перевертыши);

-индивидуальное моделирование и конструирование;

-решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды в Белгородской области.

-анализ ведения дневников наблюдений за исследуемыми объектами или рабочих карт;

-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет и других творческих работ.

         Результатом исследовательской деятельности является:

-участие в конкурсах-выставках детских поделок, рисунков или сказок с представлением визитной карточки своего объекта изучения;

-участие воспитанников в Российском заочном конкурсе «Интеллектуально-творческий потенциал России»;

-участие в мини-конференциях по вопросам решения проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды в Белгородской области.

Учебный план

№ П/П

Раздел

Количество часов

1 год

2 год

3 год

1.

Введение

6

4

     4

2.

Осенние уборы

34

58

-

3.

Чародейка – зима

39

53

-

4.

Весенняя музыка

35

55

-

5.

Лесная школа

-

-

44

6.

Обитатели водоема

8

-

28

7.

Экосистема дома

-

-

26

8.

Мой город

-

15

10

9.

Природа в художественных красках

-

29

12

10.

Природа в музыкальных напевах

8

-

10

11.

Итоговое занятие

2

2

2

                                                      Всего часов:

132

216

146

Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Введение

4

2

2

2.

Лесная школа

44

19

25

2.1

Народный календарь

8

4

4

2.2

Зеленый наряд

14

4

10

2.3

Животный мир лесов

14

8

6

2.4

Сезонные изменения в неживой природе

8

2

6

3.

Обитатели водоема

28

12

16

3.1

Водные ресурсы области

8

4

4

3.2

Растительный мир водоема

10

4

6

3.3

Животные – обитатели воды

10

5

5

4.

Мой город

10

4

6

5.

Экосистема дома

26

11

15

5.1

В мире комнатных растений

10

3

7

5.2

Домашние питомцы

14

2

2

5.3

История старинных вещей

8

4

4

5.4

Круговорот веществ в доме

4

2

2

6.

Природа в художественных красках

12

4

8

7.

Природа в музыкальных напевах

10

2

8

8.

Итоговое занятие

2

-

2

                                                      Итого:

146

65

81

Учебно-тематический план

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Примечания

Дата

Теория

Практика

1

Введение

4

2

2

1.1

Техника безопасности.  Цели и задачи программы.

1

1.2

Рельеф и природные ресурсы Белгородской области. Понятие «среды обитания», «биоценоз».

1

1.3

Составление теста-схемы «Человек – часть биосферы».

1

1.4

 Игра-конкурс по итогам выполнения летних заданий «По следам лета».

1

2

Лесная школа

44

19

25

2.1

Народный календарь

8

4

4

2.1.1

Признаки осени в лесу

1

2.1.2

История декоративной и растительной косметики: Египет, Эпоха Возрождения, 20 век.

1

2.1.3

Правила сбора лекарственных растений.

1

2.1.4

«Сборы лекарственных растений».

1

2.1.5

Трубчатые и пластинчатые грибы. Правила сбора грибов.

1

2.1.6

Практическая работа: «Строение грибницы и гриба.

1

2.1.7

Круговорот веществ в лесном сообществе: «производители», «потребители», «разрушители».

1

2.1.8

КВН «Едоки» и «мусорщики».

1

2.2

Зеленый наряд

14

4

10

2.2.1

Растительный покров области. Роль леса в природе.

1

2.2.2

Сбор природного материала

1

2.2.3

Создание композиции «Лес в декоративных пятнах».

1

2.2.4

Структура леса. Основные лесообразующие породы.

1

2.2.5

Практическая работа «В каком лесу вы очутились?»

1

2.2.6

Виртуальная экскурсия «Ярусы растительности смешанного леса»

1

2.2.7

Влияние деятельности человека на природное сообщество.

1

2.2.8

Викторина «Лесная аптека»

1

2.2.9

Заповедник «Белогорье». Заповеди леса

1

2.2.10

 Практическая работа «Топография коры»

1

2.2.11

Практические работы «Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны», «Степень перерождения леса»

1

2.2.12

Практические работы «Влияние силы тяжести на рост растения», «Корень - устойчивость дерева»

1

2.2.13

2.2.14

Практическая работа «Новогодние причуды из шишек и сосновых веток»

2

2.3

Животный мир лесов

14

8

6

2.3.1

 «Этажи» леса. Группы животных обитающих в толще почвы и на ее поверхности

1

2.3.2

Моделирование экологических ниш.

1

2.3.3

Практические работы: «Роль червей в почвообразовании», «Типы повреждений растений насекомыми»

1

2.3.4

2.3.5

Маскировка животных. Насекомые – вредители и их дома-маскировки. Меры борьбы с вредителями леса

2

2.3.6

Опыты: «Как маскируются животные»

1

2.3.7

Летучие мыши. Применение эхолокации человеком

1

2.3.8

Обитатели леса: кукушки, совы, сойки, белки, зайцы, лисы и др.

1

2.3.9

2.3.10

Влияние охотничьего промысла на животный мир. Животные Красной книги

2

2.3.11

 Охраняемые природные территории области.

1

2.3.12

Игры: «Заяц в лесу», «Охотник на привале»

1

2.3.13

2.3.14

Экскурсия краеведческий музей «Животный мир родного края»

2

2.4

Сезонные изменения в неживой природе

8

3

5

2.4.1

Взаимодействие леса с окружающей средой: солнце, воздух, транспорт, вода.

1

2.4.2

Почва и видовое разнообразие растений.

1

2.4.3

Практическая работа: «Определение плодородия почв с 3-х участков: с клумбы, тропинки, из леса»

1

2.4.4

Почвенный разрез (толщина, цвет, толщина и состав гумусового горизонта, следы деятельности животных)

1

2.4.5

Природные ориентиры: пни, мхи, муравейники, крона.

1

2.4.6

Практическая работа: «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом» Опыты: «Как передвигается вода в почве»

1

2.4.7

2.4.8

Проект «Экологические последствия деградации почв области»

2

3

Обитатели водоема

28

13

15

3.1

Водные ресурсы области

8

4

4

3.1.1

Водные ресурсы области. Расход рек области. Образование родников.

1

3.1.2

Опыт «Исследование запаха воды»

Игры: «Родничок», «Коромысло – над рекой повисло».

1

3.1.3

Части реки: устье, исток, притоки. История Северского Донца. Месторождения подземных вод области.

1

3.1.4

Составление памяток «Поведение у воды», «Если хочешь быть здоров». Практическая  работа «Рисунки на песке»

1

3.1.5

Искусственные водоемы – пруды и водохранилища.  Их влияние на реки – природные и хозяйственные последствия.

1

3.1.6

Охрана водных ресурсов. Основные загрязнители речных вод.  

1

3.1.7

3.1.8

Проект зоны отдыха «Река в прошлом и будущем».

2

3.2

Растительный мир водоема

10

4

6

3.2.1

Растительность водоема. Особенности строения листьев и стебля

1

3.2.2

Лабораторная работа: «Клеточное строение листа элодеи»

1

3.2.3

Распространение семян водных растений. Ряска. Корень – как орган равновесия

1

3.2.4

Лекарственное и кормовое применение водных растений.

1

3.2.5

Растения Красной книги в народных сказках: кувшинка, кубышка, аир

1

3.2.6

Викторина «Растения у воды»

1

3.2.7

Композиция-оригами «На реке».

2

3.2.8

3.2.9

Экскурсия «Растения водоема»

1

3.2.10

Игра-конкурс «Поле чудес»

Игры: «На пляже», «Кто быстрей!»

1

3.3

Животные-обитатели воды

10

5

5

3.3.1

Образы обитателей водоемов и рек в народных сказках и календарных праздниках. Лукерья-комарница (26.05).  

1

3.3.2

Насекомые воды и их личинки. Строение лапок водных насекомых. Органы дыхания. Стадии развития стрекозы и комара

1

3.3.3

Практическая работа «Составление «пищевого круговорота» в реке»

1

3.3.4

Многообразие моллюсков. Роль пиявок в медицине. Водные синоптики.

1

3.3.5

Практические работы«Строение моллюсков», «Строение рака»

1

3.3.6

Охраняемые животные Белгородской области: бобр, выхухоль, елец, сом, подкаменщик и др.

1

3.3.7

Видовой состав рыб рек Северский Донец и Везелка. Бобры и их дома. Особенности строения зубов

1

3.3.8

Ролевая игра «Рыболов». Моделирование экологических ниш

1

3.3.9

КВН «В мире Водомута»Игры: «Утки и лисы», «Зеркальное отражение»

1

3.3.10

Опыт «Как выйти сухим из воды» Театр-экспромт «Путешествие водомерки»

1

4

Мой город

10

4

6

4.1

Архитектура русского села. Образы русской избы, роль оберегов-покровителей: «коньки» на крышах изб, подкова и др.

1

4.2

Экскурсия в школьный музей

1

4.3

Экскурсия в храм п. Дубовое

1

4.4

Просветитель Иоасаф – покровитель земли Белгородской.

1

4.5

Святыни Белгорода – памятники истории: Преображенский, Смоленский, Успенско-Николаевский соборы.

1

4.6

Архитектурный стиль обрамления окон и колонн в середине 17 и 20 веков.

1

4.7

Игра-путешествие «С прошлым память совмещая».

1

4.8

Биография общественного деятеля 19 века Н. И. Чумичова.

1

4.9

4.10

Проект «Стиль нового века»

2

5.

Экосистема дома

26

11

15

5.1

В мире комнатных растений

10

3

7

5.1.1

История развития комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений

1

5.1.2

 Светолюбивые и теневыносливые растения.  Правила ухода за комнатными растениями.

1

5.1.3

Практическая  работа «Распределение растений по зонам произрастания в зависимости от особенностей их строения»

1

5.1.4

Практическая  работа «Изучение влияния освещенности на рост растения»

1

5.1.5

Размножение черенками, листом, делением куста. Понятия: «подкормка», «транспирация», «вегетативное размножение», «перевалка».

1

5.1.6

Практическая  работа «Составление «паспорта» растения»

1

5.1.7

Практическая  работа «Пересадка растений»,

1

5.1.8

  Ролевая игра «Путешествие в страну комнатных растений»

1

5.1.9

Конкурс рисунков «Мой любимый цветок» с представлением визитной карточки

1

5.1.10

Практическая  работа «Как лечить моего пациента»Игры: «В цветочном магазине», «Цветочные часы»

1

5.2

Домашние питомцы

4

2

2

5.2.1

Содержание домашних животных: крыс, попугаев, черепах, кошек. Приспособленность черепах к водному образу жизни.

1

5.2.2

Практическая работа «Уход за моим хомячком»

1

5.2.3

Применение крыс в лабораториях. Мухи – переносчики опасных болезней.

1

5.2.4

Наблюдения за поведением попугаев, кошек, крыс, хомячков. Ролевая игра «Кто в доме хозяин?»

1

5.3

История старинных вещей

8

4

4

5.3.1

Особенности строения льняных стеблей. Технология обработки с помощью гребня, рубеля, прайника

1

5.3.2

 Образы прялки и веретена в русской сказке «Золотое веретено». Климент-пряжа (8.12)

1

5.3.3

Образ домового в сказках и народных потешках: «Домовенок Кузя «Хозяин-батюшка». Куклы – обереги.

1

5.3.4

Изготовление сезонных игрушек «Домовенок Кузя», Игры «Аюшки», «Каравай», «Куры и лиса»

1

5.3.5

Конкурс-игра «Когда говорит тишина»

1

5.3.6

 Русская печь – гордость хозяина дома. ). Самовар – пеки каравай

1

5.3.7

5.3.8

Фольклорный праздник «Как на наши именины»

2

5.4

Круговорот веществ в доме

4

2

2

5.4.1

 Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы). «Потребители», «разрушители» и «производители»

1

5.4.2

Практическая работа «Сравнение круговорота веществ в природе и доме».

1

5.4.3

Энергия. Закон сохранения энергии.

1

5.4.4.

Проект «Порядок в моем доме»

1

6

Природа в художественных красках

12

4

8

6.1

Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм.

1

6.2

Практическая  работа «изонитью» «Золотая рыбка»

1

6.3

6.4

Понятия: «дополнительные цвета», «ритм цвета», «тематический рисунок», «стилизация», «контраст», «пластичность».

2

6.5

Конкурс рисунков «Точка, точка, запятая»

1

6.6

Изображение сказочных израз цов  по мотивам русских былин

1

6.7

 История воз6никновения, типы,  смысловое значение орнамента.

1

6.8

Изображение композиции из орнамента полевых или садовых цветов

1

6.9

Элементы хохломской росписи: осочки, травинки, капельки.

1

6.10

6.11

Творческая мастерская «Кисточка-волшебница» «Цвета леса», «Животные в «пальчиках»

2

6.12

Викторина «Красный, желтый, голубой», дискуссия «Есть ли цвет у стихов?»

1

7

Природа в музыкальных напевах

10

3

7

7.1

Понятия «лад», «тональность», «гамма», «аккорд». Музыкальные знаки.

1

7.2

7.3

7.4

Разучивание песен: «Муравей купался в луже», «Светлячок»

3

7.5

Русские народные инструменты: трещетка, балалайка, бубенцы.

1

7.6

: «Звездочет», «Ворон»,

1

7.7

Имитация музыкальных игр «Лесные музыканты»

1

7.8

Приметы природы, легшие в основу детских  и классических музыкальных произведений.

1

7.9

Рисование по музыкальным сюжетам из концерта М.Мусоргского «Картинки с выставки»: «Гном», «Старый замок»

1

7.10

Ролевая музыкальная сказка «В стране Насекомии».

1

8

Итоговое занятие

8.1.

Загадки об образе жизни и развитии птиц, насекомых и животных. Выбор и защита проблемной ситуации

1

8.2

Устный календарь памятных дат объединения. Игра-разминка «Топ-топ, топает малыш». Анкета «Я познаю мир».

1

Итого:

146

65

81

Содержание третьего года обучения

Раздел 1. Введение

Теория: Цели и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. Рельеф и природные ресурсы Белгородской области. Понятие «среды обитания», «биоценоз». Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Самооценка отношения к природе.

Практика:  Составление теста-схемы «Человек – часть биосферы». Анкета «Самооценка отношения к природе». Игра-конкурс по итогам выполнения летних заданий «По следам лета».

Форма занятия: занятие-путешествие, конференция «Человек – часть биосферы».

Методы и приемы: практический (викторина, решение логических задач, игры), словесный (рассказ, беседа, дискуссия), иллюстративный.

Дидактическое оснащение занятия: карта области, таблица «Общая классификация животного и растительного мира», Д/игра «Красный, желтый, с зеленцой», анкеты, плакат, лото «В мире природы».

Формы подведения итогов: викторина «Животный и растительный мир», загадки, решение логических задач, анкеты «Самооценка отношения к природе».

Раздел 2. Лесная школа

        Народный календарь

Теория: Тит-листопадник (7.09). Признаки осени в лесу. Петр – Павел – рябинники (23.09). История декоративной и растительной косметики: Египет, Эпоха Возрождения, 20 век. Правила сбора лекарственных растений. Фекла – заревница (7.10). Трубчатые и пластинчатые грибы. Понятие «плодовое тело», «мицелий», «споры». Правила сбора грибов. Яков – древопилец (22.10). Красильные растения леса: барбарис, ива, береза бородавчатая, яблоня. Георгий-победоносец (9.12). Образ жизни, места обитания волков на территории Белгородской области. Образ волка в народных сказках «Волк и семеро козлят», «Волк-лапотник», «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету». Наум-грамотник (14.12). Круговорот веществ в лесном сообществе: «производители», «потребители», «разрушители».

Практика:  Практическая работа: «Строение грибницы и гриба». Составление памятки: «Грибные часы», «Сборы лекарственных растений». Рисование по мотивам народных сказок. Сбор моделей. Ролевая игра «Кто кого ест».

Форма занятия: занятие-сказка, КВН «Едоки» и «мусорщики».

Методы и приемы: практический (практическая работа, наблюдения, игры, сравнение, рисование, сбор моделей, загадки), словесный (рассказ, беседа, сказка), наглядный. 

Дидактическое оснащение занятия: гербарий листьев древесно-кустарниковых и травянистых растений, открытки, коллекции плодов и семян,  лабораторное оборудование, плакат, рабочие карты, модели, трафареты, атлас-определитель, Д/игра «Цветочный калейдоскоп».

Формы подведения итогов: защита творческой работы (памяток), сбор моделей, ролевая игра «Косметология», тест, конкурс рисунков «Волк-лапотник».

Зеленый наряд

Теория: Растительный покров области. Роль леса в природе. Применение древесины, ягод, грибов и лекарственных растений в медицине, промышленности, косметологии. Структура леса. Основные лесообразующие породы: дуб, береза, сосна, клен, черемуха, яблоня, акация, бересклет и др.  Строение стебля. Годичные кольца. Видовое разнообразие папоротников и лишайников в народных сказках и легендах. Особенности строения хищных растений: росянка. Влияние деятельности человека на природное сообщество. Охраняемые лекарственные растения: ятрышник, пыльцеголовник, венерин башмачок, яснотка белая, крапива глухая, росянка, истод, бузина и пр. Реликтовые боры. Заповедник «Белогорье». Заповеди леса. Образ леса в творчестве писателей: М. Скребцова «Недовольный лес», «Березки и лиственницы»; Э. Шим «Лесной звон»; Ю. Галина «Сказки леса»; Ю. Дмитриев «Переодевание леса», «Тайна березок».

Практика: Практические работы: «В каком лесу вы очутились?», «Ярусы растительности смешанного леса», «Сравнение видового состава растительности лесов и степного участка вблизи города», «Топография коры», «Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны», «Степень перерождения леса», «Новогодние причуды из шишек и сосновых веток», «Сравнение сроков распускания листьев на деревьях в лесу и в городе».  Опыты: «Листовая мозаика пеларгонии», «Влияние силы тяжести на рост растения», «Корень - устойчивость дерева», «Обнаружение испарения воды листьями». Сбор природного материала. Композиция–круг «Лес в декоративных пятнах».

Экскурсии: «Ярусы растительности смешанного леса», в краеведческий музей «Растения из Красной книги», в библиотеку имени Пушкина «Лесные заповеди в произведениях писателей»

Форма занятия: экскурсия, практическая работа, конференция, занятие-исследование, литературная гостиная.

Методы и приемы: практический (практическая работа, наблюдение, логические задачи, рисование, сравнение), словесный (беседа, дискуссия, словесные игры, обсуждение), наглядный.

Дидактическое оснащение занятия: рабочие карты, высотомер, плакат  «Растительность лесов области», лото «Ботанический квартет», гербарий травянистых и древесно-кустарниковых растений, открытки, атлас-определитель, альбом фотопейзажей, лабораторное оборудование.

Формы подведения итогов: альбом «Растительность лесов области», тематический вечер «Лесные робинзоны», викторина «Лесная аптека», оформление дневников наблюдений, конкурс детских работ «Новогодние причуды из шишек и сосновых веток» и «Лес в декоративных пятнах».

Животный мир лесов

Теория: «Этажи» леса. Группы животных обитающих в толще почвы и на ее поверхности: мокрицы, дождевые черви, кивсяки, муравьи, змеи и др.  Значение почвенных животных в жизни соснового леса. Маскировка животных. Насекомые – вредители и их дома-маскировки: жуки-древоточцы, клещи – переносчики энцефалита, березовый трубковерт, «живой сучок». Меры борьбы с вредителями леса. Летучие мыши. Применение эхолокации человеком. Обитатели леса: кукушки, совы, сойки, белки, зайцы, лисы и др. Влияние охотничьего промысла на животный мир. Животные Красной книги: лось, пятнистый олень, волк, жук-олень и др. Охраняемые природные территории области.

Практика: Практические работы: «Роль червей в почвообразовании», «Типы повреждений растений насекомыми». Моделирование экологических ниш. Наблюдения за мокрицами (развитие, дыхание, передвижение). Опыты: «Как маскируются животные», «Как змея меняет кожу». Игры: «Заяц в лесу», «Охотник на привале».

Экскурсии: в лес «Беспозвоночные в лесной подстилке», краеведческий музей «Животный мир родного края», городской зоопарк

Форма занятия: экскурсия, практическая работа, занятие-путешествие.

Методы и приемы: практический (наблюдения, игры, сравнение, моделирование, практическая работа, решение проблемных ситуаций), иллюстративный, словесный (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия).

Дидактическое оснащение занятия: лопатки, колышки, лупа, дневники наблюдений, рулетка, атлас-определитель, Д/игра «Пищевые бусинки», аудиозапись «Орнитологические прогулки»,  рисунки и коллекции насекомых, натуральные объекты, модели, карта области, плакат. 

Техническое оснащение занятия: магнитофон.

Формы подведения итогов: викторина «Остроглаз», оформление рабочих карт, игры-тренинги, ролевая игра «Разговор животных».

Сезонные изменения в неживой природе

Теория: Взаимодействие леса с окружающей средой: солнце, воздух, транспорт, вода. Характеристика серых лесных почв. Почва и видовое разнообразие растений. Природные ориентиры: пни, мхи, муравейники, крона.

Практика: Практические работы: «Определение плодородия почв с 3-х участков: с клумбы, тропинки, из леса», «Почвенный разрез (толщина, цвет, толщина и состав гумусового горизонта, следы деятельности животных, глубина проникновения корней)», «Изучение влияния леса на температуру воздуха», «Изучение влияния силы ветра в различных типах групп растений», «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом», «Изменение снежного покрова в разных биоценозах». Опыты: «Как передвигается вода в почве», «Определение содержания воздуха в почвенном образце: лес, опушка, город». Обсуждение экопроблем поднятых на страницах прессы. Проект «Экологические последствия деградации почв области».

Экскурсия «Городской бор»

Форма занятия: практическая работа, конференция «Как сохранить лес», занятие-исследование, экскурсия.

Методы и приемы: практический (наблюдения, практическая работа,  сравнение, решение логических задач, загадки), словесный (рассказ, беседа, сказка), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятия: лабораторное оборудование, лупа, плакат, модели и сигнальные карточки, календарь природы, шишки, таблицы, линейки, лопатки, снегомер, газетные статьи.

Формы подведения итогов: викторина «Маленькие тайны природы», защита творческих работ, оформление календаря природы и календаря «Проблемы лесов нашей области», решение логических задач.

Раздел 3. Обитатели водоема

        Водные ресурсы области

Теория: Водные ресурсы области. Расход рек области. Образование родников. Части реки: устье, исток, притоки. История Северского Донца. Месторождения подземных вод области. Искусственные водоемы – пруды и водохранилища.  Их влияние на реки – природные и хозяйственные последствия. Заболевания, связанные с качеством питьевой воды. Роль водных процедур в сохранении здоровья человека. Почвенная эрозия. Структура песка. Охрана водных ресурсов. Основные загрязнители речных вод.  Круговорот воды в природе в народных календарных праздниках: Алексей- кувшин пролей (30.03), Тит-ледолом (15.04). Гром, радуга.

Практика: Практические работы: «Изучение скорости течения, глубины, направления течения, характер дна (каменистое, песчаное, глинистое)», «Исследование мутности водоема», «Рисунки на песке». Опыты: «Исследование запаха воды», «Поверхностное натяжение воды», «Свойства рассеянного песка», «Своды и тоннели». Проект зоны отдыха «Река в прошлом и будущем». Обсуждение газетных статей об экологическом состоянии рек области. Составление памяток «Поведение у воды», «Если хочешь быть здоров». Игры: «Родничок», «Коромысло – над рекой повисло».

Экскурсии: на реку Северский Донец «Красоты речной стороны», «Берег моей мечты».

Форма занятия: практическая работа, экскурсия, занятие-исследование, устный журнал «По морям, по волнам».

Методы и приемы: практический (наблюдения, практическая работа, игры, сравнение, рисование, загадки, работа с моделями, дискуссия, литературные чтения), словесный (рассказ, беседа, сказка), метод проектов.

Дидактическое оснащение занятия: лабораторное оборудование, аудиопизапись «Звуки окружающего мира», плакат, экскурсионная карта, рабочие карты, фланелеграф, Д/игра «По морям, по волнам», сбор моделей, коллекция почв, сигнальные карточки.

Формы подведения итогов: защита творческих работ, викторина, решение проблемных ситуаций, рабочие карты, мини-конференция «Куда путь твой лежит, ручеек?».

        Растительный  мир водоема

Теория: Растительность водоема: рогоз, камыш, стрелолист, водокрас и др. Особенности строения листьев и стебля. Устьица. Распространение семян водных растений. Ряска. Корень – как орган равновесия. Лекарственное и кормовое применение водных растений. Растения Красной книги в народных сказках: кувшинка, кубышка, аир.

Практика: Лабораторная работа: «Клеточное строение листа элодеи». Опыты: «Влияние температуры воздушной среды на развитие водорослей», «Дыхание листа кувшинки». Композиция-оригами «На реке». Игры: «На пляже», «Кто быстрей!»

Экскурсия «Растения водоема (реки)»

Форма занятия: экскурсия, лабораторная работа, занятие-сказка.

Методы и приемы: словесный (рассказ, сказка, беседа, объяснение), практический (сравнение, лабораторная работа, наблюдение, работа с гербарием), наглядный.

Дидактическое оснащение занятия: карта области, рисунки растений из Красной книги, модели развития, схемы, плакат, Д/игра «Красная книга Незнайки», фланелеграф.

Формы подведения итогов: викторина «Растения у воды», игра-конкурс «Поле чудес».

        Животные – обитатели воды

Теория: Образы обитателей водоемов и рек в народных сказках и календарных праздниках: Зосима (30.04), Борис и Глеб (15.05), Лукерья-комарница (26.05).  Насекомые воды и их личинки: водомерка, жук-плавунец, стрекозы, комары, клопы. Строение лапок водных насекомых. Органы дыхания. Стадии развития стрекозы и комара.  Дома - «колоколы». Многообразие моллюсков. Роль пиявок в медицине. Признаки внешнего строения бесхвостых земноводных. Понятие «резонаторы», их роль в жизни лягушек. Водные синоптики. Внешний вид, образ жизни, питание речных раков. Видовой состав рыб рек: Северский Донец и Везелка. Экопирамида. Бобры и их дома. Особенности строения зубов. Птицы прибрежных вод: ласточки, утки, лебеди и др. Приспособленность к водному образу жизни. Виды гнезд. Охраняемые животные Белгородской области: бобр, выхухоль, елец, сом, подкаменьщик и др.

Практика: Практические работы: «Строение моллюсков», «Приспособленность моллюсков к неблагоприятной среде обитания: засуха, заморозки», «Определение возраста рыбы», «Строение рака», «Составление «пищевого круговорота» в реке». Наблюдения за поведением, питанием, движением лягушек в террариуме, рыбами в аквариуме, жука-плавунца в банке. Опыт: «Спичечные бега», «Как выйти сухим из воды».  Ролевая игра «Рыболов». Моделирование экологических ниш. Игры: «Утки и лисы», «Зеркальное отражение».

Экскурсии: «Беспозвоночные обитатели водоема», в краеведческий музей «Многообразие животного мира моего края». Игра «На тростинке»

Форма занятия: экскурсия, занятие-путешествие, КВН «В мире Водомута», занятие-сказка, занятие-исследование.

Дидактическое оснащение занятия: карта области, рисунки животных и птиц из Красной книги, модели развития, схемы, плакат, Д/игра «Лягушка на охоте», Д/игра «Найди себе дом», Д/игра «Кто лишний?», Д/игра «Чей след?», фланелеграф, аудиозапись «Звуки окружающего мира», аквариум, коллекция перьев, атлас-определитель.

Техническое оснащение занятия: магнитофон.

Формы подведения итогов: театр-экспромт «Путешествие водомерки», оформление дневников наблюдений, занимательные упражнения, конкурс рисунка по мотивам сказок, решение логических задач, ролевая игра «Рыболов».

Раздел 4. Мой город

Теория: Архитектура русского села. Образы русской избы, роль оберегов-покровителей: «коньки» на крышах изб, подкова и др. Архитектурный стиль обрамления окон и колонн в середине 17 и 20 веков. Просветитель Иоасаф – покровитель земли Белгородской. Святыни Белгорода – памятники истории: Преображенский, Смоленский, Успенско-Николаевский соборы. История колоколов. Биография общественного деятеля 19 века Н. И. Чумичова.

Практика:  Проект «Стиль нового века». Игра-путешествие «С прошлым память совмещая».

Экскурсии: «Преображенский собор», «Архитектурный стиль зданий прошлого и наших дней», в школьный музей.

Форма занятия: экскурсия, устный журнал, занятие-игра.

Дидактическое оснащение занятия: карта города, фотографии и открытки летнего Белгорода, рисунки с геральдикой города, Д/игра «Тайна древнего города», газетные статьи.

Формы подведения итогов: защита творческой работы.

Раздел 5. Экосистема дома

        В мире комнатных растений

Теория: История развития комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений: толстянка, каланхоэ, сенполия, хлорофитум, кактусы, сенткреазия, алоэ, папоротник, абутилон и др. Родина произрастания. Светолюбивые и теневыносливые растения.  Правила ухода за комнатными растениями. Размножение черенками, листом, делением куста. Понятия: «подкормка», «транспирация», «вегетативное размножение», «перевалка». Причины гибели растений. Лекарственные растения на подоконнике. Аранжировка комнатных цветов.

Практика: Практические работы: «Распределение растений по зонам произрастания в зависимости от особенностей их строения», «Составление «паспорта» растения», «Изучение влияния освещенности на рост растения», «Пересадка растений», «Как лечить моего пациента».  Ролевая игра «Путешествие в страну комнатных растений», игры: «В цветочном магазине», «Цветочные часы».

Экскурсия в теплицу Обл.ЭБЦ (или на выставку цветочно-декоративных и выгоночных растений)

Форма занятия: экскурсия, занятие-путешествие, занятие-исследование, КВН «Мой зеленый «сад», практическая работа.

Методы и приемы: словесный (дискуссия, беседа, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, игры, занимательные упражнения,  сравнение, наблюдение, работа с моделями, рисование, практическая работа),  наглядный.

Дидактическое оснащение занятий: лабораторное оборудование, открытки и гербарий комнатных и садовых цветов, карта мира, «больничные» листы, натуральные объекты, сигнальные карточки, плакат, модели трудового процесса, Д/игра «Улыбки гроссмейстера», Д/игра «Найди меня», Д/игра «От каждой болезни есть свой цветок».

Формы подведения итогов: ролевая игра «Путешествие в страну комнатных растений», конкурс рисунков «Мой любимый цветок» с представлением визитной карточки, «больничные» листы, рабочие карты, занимательные упражнения.

Домашние питомцы

Теория: Содержание домашних животных: крыс, попугаев, черепах, кошек. Приспособленность черепах к водному образу жизни. Образы крыс и мышей в народных потешках и сказках. Применение крыс в лабораториях. Мухи – переносчики опасных болезней.

Практика: Практическая работа «Уход за моим хомячком», «Рисунки в кругах». Опыт: «Жизненный цикл мушек». Наблюдения за поведением попугаев, кошек, крыс, хомячков. Ролевая игра «Кто в доме хозяин?»

Форма занятия: практическая работа, занятие-сказка.

Методы и приемы: практический (наблюдение, игры, сравнение, рисование, практическая работа, загадки, сбор моделей), наглядный, словесный (объяснение, сказка, беседа).

Дидактическое оснащение занятия:  коллекция насекомых, модели трудового процесса, открытки с изображением животных, фланелеграф, Д/игра «Животные-соседи».

Формы подведения итогов:  ролевая игра «Кто в доме хозяин?», конкурс рисунков «Домашние питомцы» с представлением визитной карточки своего питомца.  

История старинных вещей        

Теория: Астафий-ветряная мельница (3.10). Жернова в сказке «Петушок и жернова». Прасковья-льняница (10.11). Особенности строения льняных стеблей. Технология обработки с помощью гребня, рубеля, прайника. Филип – первая неделя прядения (27.11). Образы прялки и веретена в русской сказке «Золотое веретено». Климент-пряжа (8.12). Образ домового в сказках и народных потешках: «Домовенок Кузя», «Ай, шуми, шуми», «Хозяин-батюшка». Куклы – обереги. Федул (5.01). Веник – труженик в сказке «У дедушки Ау». Селиверстов день (15.01). Русская печь – гордость хозяина дома. Роль топора в быту, пословицах и народных сказках «Каша из топора», «Топорище». Лука (20.02). Самовар – пеки каравай. Глиняная свистулька.  Практика: Изготовление сезонных игрушек: «Домовенок Кузя», «Таратушка», «Банченный веник», «Кукла», «Каравай», «Жаворонок-свистулька». Разучивание потешек: «В руки прянички», «Прялку продам», «Вышел месяц из-за горки». Игры: «Аюшки», «Каравай», «Куры и лиса», «Ай, тари, тари», «Прялица», «Лень».

Экскурсии: в краеведческий музей «История старинных вещей», в музей народной культуры «Есть в быте дома чудные мотивы»

Форма занятия:  творческая мастерская, занятие-сказка, экскурсия, народные посиделки.

Методы и приемы: практический (наблюдения, конструирование, рисование с натуры, практическая работа, игры), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный.

Дидактическое оснащение занятий: гербарий растений, фотографии старинных вещей, модели трудовых процессов, фланелеграф, макеты прялки и рубеля, фигурка Домового,  Д/игра «Угадай по звуку», аудиозаписи песен.

Техническое оснащение занятий: магнитофон.

Формы подведения итогов: фольклорный праздник «Как на наши именины», конкурс-игра «Когда говорит тишина», конкурс поделок и сказок, викторина.

        Круговорот веществ в доме

Теория: Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы). «Потребители», «разрушители» и «производители». Энергия. Закон сохранения энергии.

Практика: Проект «Путешествие воды из крана в водоем», «Порядок в моем доме». Практическая работа «Сравнение круговорота веществ в природе и доме».

Форма занятия: занятие-исследование.

Методы и приемы: словесный (дискуссия, беседа, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, сравнение, наблюдение,  рисование, практическая работа), наглядный.

Дидактическое оснащение занятия: лабораторное оборудование, плакат, модели и сигнальные карточки, макет дома, фланелеграф, Д/игра «Кто в доме хозяин?»

Формы подведения итогов: защита творческих работ, тест, мини-конференция «Разговор с собой».

Раздел 6. Природа в художественных красках

Теория: Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм. Понятия: «дополнительные цвета», «ритм цвета», «тематический рисунок», «стилизация», «контраст», «пластичность». История возникновения, типы,  смысловое значение орнамента. Явления природы в знаках – символах: круг, клетка, чешуя, ромб, крест, точка, ломаная кривая. Симметрия в изображениях насекомых и растений.  Элементы хохломской росписи: осочки, травинки, капельки. Городецкая роспись: «спираль», «листок», «подмалевок», «штрихи», «скобка», жанровые сценки. Изразцы.

Практика:  Практические работы: работа «изонитью» «Золотая рыбка», «Цвета леса», «Животные в «пальчиках», «Природа в круге», «Я рисую дым костра», «Переведи пейзаж на музыкальный мотив», «Каждой строчке свой коллаж», «сказочные изразцы» по мотивам русских былин. Композиция из орнамента полевых или садовых цветов

Экскурсия в музей народной культуры «Точка, точка, стиль пера…»

Формы занятий: творческая мастерская «Кисточка-волшебница», экскурсия.  Методы и приемы: словесный (рассказ, сказка, беседа, объяснение), практический (сравнение, рисование, наблюдение, работа с гербарием), наглядный.

Дидактическое оснащение занятия: репродукции картин художников, Д/игра «По ниточке», Д/игра «Сыграй рисунок», гербарий растений, перья, схемы – модели, атлас-определитель, плакат.

Формы подведения итогов: конкурс рисунков «Точка, точка, запятая», цветовая викторина «Красный, желтый, голубой», дискуссия «Есть ли цвет у стихов?».

Раздел 7. Природа в музыкальных напевах

Теория: Понятия «лад», «тональность», «гамма», «аккорд». Музыкальные знаки. Русские народные инструменты: трещетка, балалайка, бубенцы. Приметы природы, легшие в основу детских  и классических музыкальных произведений.

Практика:  Разучивание песен: «Муравей купался в луже», «Светлячок», «Кувшинки», «Ква-Ква», «У дороги чибис», «Месяц», «Гномы», «Ночная музыка», «Песенка музыкальных знаков», «На пляже», рисунки на их основе. Рисование по музыкальным сюжетам из концерта М.Мусоргского «Картинки с выставки»: «Гном», «Старый замок», «Избушка на курьих ножках», «Кикимора».  Имитация музыкальных игр: «Звездочет», «Ворон», «Лесные музыканты», «Зайцы и лиса», «Кто построил радугу?».

Формы занятий: музыкальная гостиная, творческая мастерская.

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, дискуссия), иллюстративный, практический (прослушивание и рисование по музыкальному сюжету, сравнение, игры).

Дидактическое оснащение занятий: аудиозаписи классической музыки и детских песен о животных и неживой природе, альбом фотопейзажей, портреты композиторов, фигурки животных.

Техническое оснащение занятий: магнитофон.

Формы подведения итогов: конкурс рисунков «Картинки с выставки», музыкальный салон «Лесной бал», ролевая музыкальная сказка «В стране Насекомии».

Раздел 8.Итоговое занятие

Практика:  Загадки об образе жизни и развитии птиц, насекомых и животных. Выбор и защита проблемной ситуации. Устный календарь памятных дат кружка. Игра-разминка «Топ-топ, топает малыш». Анкета «Я познаю мир».

Форма занятия: занятие-игра «Звездный час».

Методы и приемы: практический (логические задачи, сравнение), словесный (беседа, словесные игры), наглядный.

Дидактическое оснащение занятия: модели, картины, детская карта мира,  коллекции насекомых и гербарий растений, аудиозапись классической музыки, аквариум, раздаточный материал, дневники наблюдений, лото «В мире природы», дипломы.

Техническое оснащение занятий: магнитофон.

Формы подведения итогов: выставка рисунков «Природа в красках», вручение дипломов с присвоением звания, решение логических задач, анкета «Я познаю мир».

Список литературы

Для педагога:

  1. Акимов С.С, Ахмалишева А.Х., Хренов А.В. Биология в таблицах, схемах, рисунках. - М., Лист, 1998.
  2. Акимушкин И. Мир животных: млекопитающие или звери. - М., Мысль, 1998.
  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых - Ярославль, Академия развития, 1998.
  4. Аношкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль, Академия развития, 1998.
  5. Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР. - М, Педагогика, 1998.
  6. Бабин Д.М.  Мир комнатных цветов. - Минск, Миринда, 2000.
  7. Белгород. / Сост. Н. А. Кузнецов, К. М. Новоспасский. – Воронеж, Центр. – Черноземное кн. изд., 1978.
  8. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В. А. Шаповалова. – Белгород: издательство БелГУ, 2002
  9. Беляева B.C., Василевская С.Д.  Изучаем природу родного края. - М., Просвещение, 1971.
  10. Биология: ботаника (книга для учителя)- М., Изд.  Первое сентября, 2002.
  11. Биология  (еженедельная учебно-методическая газета для учителей). - М., Изд.  Первое сентября , 2002-2004.
  12. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: бактерии, грибы, лишайники. - М., Просвещение, 1996.
  13. Бровкина Е. Т. Рыбы наших водоемов. – М.: Дрофа, 2004.
  14. Войнич А., Херцег Э.  Одна ласточка весны не делает: Пер. с венг.- М., Мир, 1985.
  15. Волков А. Земля и небо. – М.: издательство «Детская литература», 1972.
  16. География Белгородской области: Учебное пособие. - М., Изд. МГУ, 2003.
  17. Грехова Л. И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. –  М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003.
  18. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделия. / Ил. Л. Ермиловой. – М.: Дет. лит., 2001.
  19. Дубровская Н.В.  Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие: Детство - Пресс, 2003.
  20. Закон «Об образовании» (Федеральный закон от 22 августа 2004 г., № 122 - ФЗ
  21. Зверев А.Т.  Экологические игры. - М., ООО Издательский дом  Оликс 21 век , 2001.
  22. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  23. Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс,2004.
  24. Каплан Б.М.  Листопадные деревья зимой: Учебно-методическое пособие по изучению и определению деревьев в безлистном состоянии- М., Изд. ЦСЮН, 2000.
  25. Карманная энциклопедия рисунка и живописи. / Пер. с англ.- М., ООО  Издательство ACT , 2003.
  26. Клепинина З.А.  Природоведение  (3—4 кл.). - М., Ассоциация XXI век, 1997.
  27. Книга для чтения по биологии: растения.  / Сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1996.
  28. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
  29. Коломина Н.В.  Воспитание основ экологической культуры. - М., ТЦ  Сфера , 2003.
  30. Конституция РФ  - М.: 1995, ст. 36 и 43
  31. Копцева Т.А.  Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. - М., ТЦ  Сфера , 2001.
  32. Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. – М., 1977.
  33. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
  34. Крупенков А. А. Старый Белгород. – Белгород: «Везелица», 1992.
  35. Ладвинская А.А. Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников: Судьба и творчество. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007.
  36. Ласуков Роман  Обитатели водоемов: Карманный определитель водных животных средней полосы Европейской части России. - М., Айрис-Пресс, 1999.
  37. Ласуков Роман  Грибы: Карманный определитель грибов средней полосы Европейской части России. - М., Айрис-Пресс, 1999.
  38. Ласуков Роман  Лекарственные растения: Карманный определитель лекарственных растений Европейской тети России. - М., Айрис-Пресс, 1999.
  39. Лес и человек  (научно-популярный ежегодник о лесе). - М., Лесная промышленность, 1988-1995.
  40. Лыкова И.А.  Лепим, фантазируем, играем. - М., ТЦ  Сфера , 2001.
  41. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей зкологии: Федеральный учебник для старших кл. общеобразов. Шк. – М.: «МДС», 1998.
  42. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н.  Школьный практикум: следим за окружающей средой нашего города. - М., Владос, 2004.
  43. Мариничева О.В., Елкина Н.В.  Учим детей наблюдать и рассказывать: Пособие для учителей и родителей. - Ярославль, Академия развития
  44. Медников Б.М.  Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1994. 
  45. Межиева М.В.  Развитие творческих способностей у детей 5-10 лет.  - Ярославль, Академия развития, 2002.
  46. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне: Методическое пособие. / Ю.А. Буйволов, М.В. Кравченко, А.С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1998.
  47. Миронов В.А.  Месяцеслов. Народный календарь. - М, Фаир, 1997.
  48. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  49. Молодожникова Л.М., Рождественская О.С., Сотник В.Ф.  Лесная косметика:  Справочное пособие. - М., Экология, 1991.
  50. Павлович С.  Самодельные коллекции по ботанике и зоологии. - Ленинград, 1961.
  51. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. М., 1976.
  52. Петров В.В.  Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение,  1981.
  53. Перевертень Г.И.  Самоделки из разных материалов. - М., Просвещение, 1985.
  54. Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу: Пособие для учащихся ср. школ. – М., 1961.
  55. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 2006.
  56. Попова О.С.  Русское народное творчество. - М., 1973.
  57. Программа комплексных круглогодичных исследований беспозвоночных: Методическое пособие. / М.Н. Цуриков. – М.: Экосистема, 1997.
  58. Простейшая методика описания почв: Методическое пособие. / Сост. А.С. Боголюбов, М.В. Кравченко. – М.: Экосистема, 1998.
  59. Пшеницына Н.А.  Времена года: песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. - М., Владос, 2001.
  60. Ратная доблесть белгородцев. / Ю. И. Гончаренко, В. Е. Молчанов. – Белгород, 1995.
  61. Редкие и исчезающие виды флоры Белгородской области (методические рекомендации) / Сост. А.П. Бородина, А.Ф. Колчанов. - Белгород, 1991.
  62. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.  Занимательная ботаника. - М., ACT - Пресс, 1998.
  63. Русский детский игровой фольклор. – М., 1995.
  64. Состояние окружающей природной среды Белгородской области в 1999 г. (Ежегодный доклад). – Белгород Гос. Комитет по охране окружающей среды Белгородской области, 2000.
  65. Степанова О.А.  Игровая школа мышления:  Методическое пособие. - М., ТЦ  Сфера, 2003.
  66. Степаненко И.И.  Лесная типология  (методическое пособие). - М., Изд. МНЭПУ, 1999.
  67. Суворова П. И. и др. Насекомые – друзья и враги деревьев и кустарников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
  68. Теремов А.  Занимательная зоология. - М., ACT - Пресс, 1999.
  69. Тихомирова А.В.  Фенологические наблюдения за растениями  (учебное пособие для юных натуралистов и их руководителей). - М., 1998.
  70. Тудор Оприш  Занимательная ботаника. - Бухарест, Альбатрос, 1986.
  71. Толока. Усадьба: Комнатное цветоводство. – Приложение к газете Толока. Календарь-справочник цветовода. - №3, 2003.
  72. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1994.
  73. Украшения крестьянских домов и одежды // Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
  74. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М., 1983.
  75. Харитонов Н.П., Дунаев Е.А., Волгин С.А.  Морфологическое описание растений  (методическое пособие). - М., Изд. МГДПиШ, 1991.
  76. Экология Белгородской области  (учебное пособие) / А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, П.Р. Глазунов - М., Изд. МГУ, 2002.
  77. Юный натуралист - 1990-2004.
  78. Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес: Методическое пособие. Изд. 3-е, перер. И доп. – М.: Гринпис России, 2004.

Для учащихся и родителей:

1. Акимушкин И. Мир животных: млекопитающие или звери. - М., Мысль,   1998.

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых - Ярославль, Академия развития, 1998.
  2. Аношкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль, Академия развития, 1998.
  3. Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР. - М, Педагогика, 1998.
  4. Бабин Д.М.  Мир комнатных цветов. - Минск, Миринда, 2000.
  5. Белгород. / Сост. Н. А. Кузнецов, К. М. Новоспасский. – Воронеж, Центр. – Черноземное кн. изд., 1978.
  6. Беккер И.Л.  Времена года: книга юного фенолога. - М., ТЦ  Сфера , 2001.
  7. Беляева B.C., Василевская С.Д.  Изучаем природу родного края. - М., Просвещение, 1971. 
  8. Бровкина Е. Т. Рыбы наших водоемов. – М.: Дрофа, 2004.
  9. Войнич А., Херцег Э.  Одна ласточка весны не делает: Пер. с венг.- М., Мир, 1985.
  10. Волков А. Земля и небо. – М.: издательство «Детская литература», 1972.
  11. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделия. / Ил. Л. Ермиловой. – М.: Дет. лит., 2001.
  12. Домашние животные / Малая  энциклопедия для любителей животных. – Петрозаводск: «Руди-Барс», 1994.
  13. Дубровская Н.В.  Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие: Детство - Пресс, 2003.
  14. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник для школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.
  15. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  16. Иосифов В.К.  Чудо-компасы. - М., Детская литература, 1970.
  17. Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  18. Клепинина З.А.  Природоведение  (3—4 кл.). - М., Ассоциация XXI век, 1997.
  19. Книга для чтения по биологии: растения. / Сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1996.
  20. Коломина Н.В.  Воспитание основ экологической культуры. - М., ТЦ  Сфера , 2003.
  21. Крупенков А. А. Старый Белгород. – Белгород: «Везелица», 1992.
  22. Лес и человек  (научно-популярный ежегодник о лесе). - М., Лесная промышленность, 1988-1995.
  23. Лыкова И.А.  Лепим, фантазируем, играем. - М., ТЦ  Сфера , 2001.
  24. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей зкологии: Федеральный учебник для старших кл. общеобразов. Шк. – М.: «МДС», 1998.
  25. Мариничева О.В., Елкина Н.В.  Учим детей наблюдать и рассказывать: Пособие для учителей и родителей. - Ярославль, Академия развития, 2001.
  26. Мартынов С. М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье: Кн. д. родит. – М.: Прсвещение, 1993.
  27. Михайлова М.А.  Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  28. Молодожникова Л.М., Рождественская О.С., Сотник В.Ф.  Лесная косметика:  Справочное пособие. - М., Экология, 1991.
  29. Перевертень Г.И.  Самоделки из разных материалов. - М., Просвещение, 1985.
  30. Плавильщиков Н. Н. Жизнь пруда. – М., Детгиз, 1952.
  31. Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу: Пособие для учащихся ср. школ. – М., 1961.
  32. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 2006.
  33. Насимович Ю.А.  Мы отправились в поход повидать грибной народ. - М., Изд. МГДТДиЮ, 2000.
  34.  Потапова Л.М.  Детям о природе: Экология в играх. - Ярославль, Академия развития, 2002.
  35. Разумовская O.K., Козловский Е.Г.  Встреча с растениями. - М., Грамотей, 2002.
  36. Ратная доблесть белгородцев. / Ю. И. Гончаренко, В. Е. Молчанов. – Белгород, 1995.
  37. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.  Занимательная ботаника. - М., ACT - Пресс, 1998.
  38. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. / Авт. В. И. Зимин, С. Д. Ашурова и др. – М.: Школа – Пресс, 1994.
  39. Русский детский игровой фольклор. – М., 1995.
  40. Украшения крестьянских домов и одежды // Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
  41. Шалаева Г.П.  Рисование. - М., Эксмо, 2004.
  42. Шорыгина Т.А.  Какие звери в лесу  (путешествие в мир природы). - М., Изд.  Гном и Д , 2000.
  43. Я познаю мир: животные  (энциклопедия) / Сост. П.Р. Ляхов- М., ООО  Издательство ACT , 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" 2 класс (краеведение)

Программа включает занятия теоретичесого и практического содержания....

Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «МИР ТЕАТРА»

Рабочая программа кружка « Мир театра» в 4 классе составлена на основе нормативно-правовых документов:    ·         Закона Российской федерации «...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...