Программа "Будущего первоклассника"
учебно-методический материал по теме

Наговицына Елена Викторовна

План проведения занимательных занятий с будущими первоклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_budushchego_pervoklassnika.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Школа будущего первоклассника»

Пояснительная записка

6-7 летний ребенок делает первый шаг из «родительского гнезда». Теперь он уже имеет официальный статус учащегося, осознает его, знакомясь с предоставленными ему правами и возложенными на него обязанностями. Переступив школьный порог, первоклассник ощущает себя выросшим,  поднявшимся на новую ступень. Меняется его самооценка. В школе учителя предъявляют к нему определенные требования, соответствующие возрасту, и ожидают от него соответствующего возрасту поведения.

Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу -овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей более высокий этап речевого развития. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи начинают складываться в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

В набор «школьной готовности» входят мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений. Главное - это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку или карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали.

Данная программа позволяет проверить уровень готовности к школе по некоторым показателям умственного развития. Они ни в коей мере не исчерпывают всех сторон готовности, о которых мы говорили раньше, но помогают выявить наиболее типичные причины, приводящие к трудностям в начальном обучении.

Занятия проводятся в школьном классе, в группе из 7-8 человек

Учебный план «Школа будущего первоклассника»:

3 занятия в день по 25 минут, срок реализации 10 дней. Учебная программа:

> введение в школьную жизнь - 2 часа

> развитие математических способностей - 6 часов

> речевая готовность ребенка к школе - 6 часов

> развитие познавательных процессов - 6 часов

> упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки

- 10 часов

Цель: выявить уровень подготовленности ребенка к обучению в школе. Задачи:

> Создание условий для более успешной адаптации ребенка к школе.

> Снижение риска возникновения трудностей в обучении.

> Формирование положительных эмоциональных установок по отношению к себе и сверстникам.

Расписание занятий

№ п/п

Тема занятий

Содержание

Дата

1

  • Знакомство. Рассказ о том, что услышали за окном.
  • Ориентировка в пространстве.

  • Рисование по линиям.

Игра «Слушай хлопки» «Послушай, что за окном» Назвать картинки

«Путешествие по городу» Ориентирование по словесному описанию

Тест «Переплетенные линии»

2.

  • Выявление величины и формы     предметов.

  • Знакомство со школой.
  • Штриховка круги и линии.

Игры на выявление

величины и формы

предметов

Тест «Цифровая таблица»

Экскурсия по школе Работа в раскрасках

3.

* Количественные представления и понятия. Представления о числе.

* Различие звуков

  • Лепка

Операция сложения и

вычитания

«Кто больше увидит и

запомнит?»

«Внимательные руки»

«Закончи слово»

Умение различать звуки на

слух

4.

  • Нумерация, счет предметов в прямом и обратном порядке

Нумерация

Счет предметов в прямом и

обратном порядке

Счет конкретных

предметов

  • Составление рассказа с картинки.


Раскрашивание. Цветовосприятие.

«Перекличка-путанка» Четыре стихии

«Слушай и исполняй» Умение различать звуки на

слух

Тест «Закрась фрукты» «Теппинг-тест»

5.

Порядковый счет.

* Звуковой анализ слов.

Штриховка.

Порядковый счет Цифры. Игры.

«Не пропусти профессию»

«Разноцветные мячики»

«Зеваки»

Звуковой анализ слов

«Определи звуки»

Работа с лекалами

6.

Отгадай загадку.

Добавь свое предложение.

Знакомые и незнакомые фигуры

Загадки об овощах и фруктах Придумывание загадок

«Придумай сказку» Звуковой анализ слов

Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры»

7.

Математические знаки.

Танграмм

Времена года

Математические знаки «больше», «меньше»

Собери по образцу

Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры»

8.

Угадай сказку.

Предложение.

Лепка «Лепим фигуры».

•   Чтение отрывков из сказок с заданием на внимание

•   «Найди себе пару»

«Закончи предложение»

«Правильно услышим и покажем что услышали» Развитие словарного запаса Тест «Лишний предмет»

9.

Штриховка.

Отгадай загадку.

Соотношение понятий.


 Рисование узоров и бордюров

Загадки о животных

«Рыба, птица, зверь»

Кто как передвигается?

Кто как издает звуки?

Кто как ест?

Кто чем занимается?

Что может сделать это

животное?

10.

Волшебные ножницы.

* Слова в

единственном и множественном числе.

Рисунок «Дом, в котором мы живем».

Вырезание по прямой и кривой линиям

Хор

«Смотри на руки»

«Много - один»

Образование

множественного числа

имен существительных

Согласование

прилагательных с

существительными

Упражнение на развитие

мыслительных процессов

обобщения, отвлечения,

выделяя существующие

признаки «Найди лишнее

слово»

Коллективное творчество

Всего: 30 часов

Список дидактических и методических материалов к учебному курсу

•        Карточки - задания для самостоятельных наблюдений.

•        Карточки - задания для усвоения материала.

•        Викторины.

•        Тесты.

•        Загадки.

•        Загадки с подсказкой.

•        Загадки - обманки.

•        Рассказы - загадки.

•        Метаграммы, анаграммы.

•        Развивающие задачи.

•        Игры, сказки, ситуации.

•        Рабочие альбомы.

•        Танграмм.

Рекомендуемая литература для учителей.

•   Бескоровайная Л.С. «Настольная книга учителя начальных классов». «Феникс» 2004 г.

•   Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?» «Знание» 1994г.

•   Виноградова Н.Ф. «Беседы с учителем». «Вентана-Граф» 1998 г.

•   Кабанова М.Н. «Готовимся к школе». «Нева» 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

"Посвящение в первоклассники"-конкурсно-развлекательная программа для первоклассников

Первоклассники на огромном корабле отправляются в путешествие, которое будет длится долгих 11 учебных лет .В пути они встречаются с известными сказочными героями, которые приготовили для них разл...

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Праздничная программа посвящение в первоклассники «Теперь я - первоклассник!»

Праздничная программа«Ты, первоклассник !» Цели:   вовлекать учащихся и их родителей во внеурочную учебно-воспитательную деятельность;прививать интерес к школе учащихся  1-х ...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....