программа внеурочной деятельности
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Наговицына Елена Викторовна

Программа разработана на основе нормативно-правовых  документов и рекомендаций, согласно концепции ФГОС-2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_2011_god.doc495 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области

                                                                                      Утверждаю:

                                                                                              Директор школы

                                                                                               Л.М.Токаревских

                                                                                                            _____________________

                                                                                                              («   » ___________ 20__ г.)

Программа

внеурочной деятельности

 по общественно-полезной  деятельности

« Очень умелые ручки»

Возраст:

6,5 – 10 лет

                                                                                                              Общий объём программы:

138 часов

Автор составитель:

учитель начальных классов

Наговицына Е.В.

с.Кстинино

 2011год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Очень умелые ручки» по общественно-полезной деятельности  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и рекомендаций:

  1. Закона об образовании в редакции от 27 июля 2010г;
  2. Концепции ФГОС - II поколения;
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  2009 года;
  4. Устава  МОУ СОШ с.Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области;
  5. Проекта программы «Воспитания и социализации обучающихся. Начальное и общее образование» 2009 года;
  6. Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002г. № 30-51-433/16);
  7. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13)

Согласно Концепции школе сегодня отводится главная роль воспитания и социализации подрастающего поколения:

«…  Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону к труду, на отношения человека к человеку. ….

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочение перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общественная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества…..».

Внеурочная работа по общественно – полезной деятельности обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитании трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. 

Главные идеи программы:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

В Концепции ФГОС-II поколения определены основные идеи реформирования системы образования:

* идея развития;

Под развитием мы понимаем процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности.

* идея саморазвития;

* идея воспитания;

Под воспитанием мы понимаем педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

* идея социализации.

Под социализацией мы понимаем усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Программа внеурочной общественно-полезной деятельности основывается на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности, интеграции, поддержки самоопределения учащегося.

Принцип природосообразности предполагает, что общественно-полезная  деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие  самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что общественно-полезная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип коллективности предполагает, что общественно-полезная деятельность, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, творческой самореализации.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, развёртывание в логике замысел – реализация – рефлексия.

Принцип интеграции общего и дополнительного образования, как необходимого условия формирования целостной картины ребёнка.

Принцип поддержки самоопределения школьника. Самоопределение в полезно-общественной деятельности – это процесс формирования осмысленного и ответственного отношения к общечеловеческим ценностям,  и нормам тех или иных национальных культур.

Основная идея программы внеурочной деятельности состоит в том,  что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом -  на развитие специальных предметных компетенций.

Цель  внеурочной общественно-полезной деятельности – создать условия для  понимания роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества, ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности, бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей.

Задачи программы:

  • Сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества;
  • Сформировать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • Сформировать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • Сформировать первоначальные навыки коллективной работы, умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.
  •  Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности.

Виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы:

* информационные (познавательные беседы), коллективная трудовая  деятельность и  игра.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

участвуют в экскурсиях по микрорайону, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);

приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.

Режим занятий:

Занятия могут проводится на базе одного отдельно взятого класса, так  и в смешенных группах. Программа предполагает как проведение  еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте 1 час в неделю), так и   возможность организовать занятия крупными блоками (экскурсии,  работа на пришкольном участке).

Содержание работы

По классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Форма работы

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, села, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  поездки в музеи

Количество часов

в неделю

1

теор.

практ.

1

теор.

практ.

1

теор.

практ.

1

теор.

практ.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Количество часов в год

33

35

35

35

Форма  подведения итогов

Выставки творческих работ, клумб, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов

Учебно-тематический план

Первый год занятий

Раздел

Тема занятия

Общее

кол-во

часов

Часы

аудит.

занятий

Часы

внеаудит.

активных

занятий

1

Что такое труд?

9

3

6

1.1

 Вводное занятие. Что такое труд и почему люди трудятся?

1

1

1.2

Что я умею делать и чему хотелось бы научится?

1

1

1.3

1.4

Как беречь свою одежду и обувь и ухаживать за ними?

2

1

1

1.5

Как я могу помочь родителям на кухне?

1

1

1.6

Как я могу помочь родителям дома и в саду?

1

1

1.7

Кто  в нашей семье больше нуждается в моей помощи?

1

1

1.8

Как сделать уборку в своей комнате?

1

1

1.9

Как правильно просить другого человека о помощи?

1

1

2

Что такое профессия и как её выбрать?

8

2

6

2.1

Профессия моих родителей и почему они их выбрали?

1

1

2.2

Какие профессии были у моих бабушек, дедушек?

1

1

2.3

Кем я хочу быть?

1

1

2.4

Что значит поговорка: «Любой труд-почётен»?

1

1

2.5

Что такое хобби?

1

1

2.6

Чем ты занимаешься в свободное время?

2

2

2.7

Почему говорят: «Все профессии важны, все профессии нужны»?

1

1

3

Кто придумал деньги и какую роль они играют в жизни людей?

9

3

6

3.1

Когда у людей появились деньги? Какие деньги существуют в мире?

1

1

3.2

Почему людям необходимы деньги?

1

1

3.3

Какие деньги существуют в мире?

1

1

3.4

Как человек может получить деньги?

1

1

3.5

Как правильно их расходовать?

2

2

3.6

Что такое семейный бюджет?

1

1

3.7

Если бы у тебя были деньги, как бы ты их потратил?

1

1

3.8

Какие покупки ты можешь совершать сам?

1

1

4

Что такое творческий труд?

7

1

6

4.1

Когда труд приносит радость?

1

1

4.2

Как сделать труд радостным? Почему вместе трудится веселей?

1

1

4.3

Как дружба помогает в труде? Какие правила помогают дружно трудиться?

1

1

4.4

Что ты можешь сделать своими руками?

2

2

4.5

Как украсить комнату или класс к  празднику?

1

1

4.6

Как своими руками изготовить поздравительную открытку?

1

1

Всего

33

9

24

Содержание деятельности

  1. Что такое труд?  (9 часов)
  1. Вводное занятие. Что такое труд и почему люди трудятся?

 (1 час). Экскурсия.   Элементарные представления о различных профессиях.

  1. Что я умею делать и чему хотелось бы научится? (1 ч) Организация выставки работ выполненных своими руками и родителями. Знакомство с выполнением некоторых работ. Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.  Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности
  2. Как беречь свою одежду и обувь и ухаживать за ними? (2 ч). Знакомство с правилами чистки своих вещей, с чистящими веществами. Выполнение чистки обуви. Ролевая игра; инсценирование сказки.
  3. Как я могу помочь родителям на кухне? (1 час).

Выяснить какую работу родители выполняют на кухне, для чего они это делают. Знакомство с правилами техники безопасности на кухне. Первоначальный опыт участия личностно значимой деятельности

1.5.    Как я могу помочь родителям дома и в саду? (1 час).

Техника безопасности дома и в саду. Виды работ осенью в саду. Выполнение работ на пришкольном участке.

1.6    Кто  в нашей семье больше нуждается в моей помощи? (1час).

Первоначальный опыт участия в различных видах общественно- полезной и личностно - значимой деятельности.

1.7.Как сделать уборку в своей комнате? (1 час) Ролевая игра. Уборка классной комнаты. Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми

1.8. Как правильно просить другого человека о помощи? (1 час) Этическая беседа.

  1. Что такое профессия и как её выбрать?   (8 часов)

2.1.  Профессия моих родителей и почему они их выбрали? (1 час) Экскурсия  на предприятие, где работают родители, встреча с родителями.

2.2.  Какие профессии были у моих бабушек, дедушек? (1 час) Встреча, беседа.

2.3.  Кем я хочу быть? (1 час) Конкурс рисунков, оформление выставки творческих работ.

2.4.  Что значит поговорка: «Любой труд-почётен»? (1час) Этическая беседа или экскурсия.

2.5.  Что такое хобби?(1 час) Первоначальный опыт участия личностно значимой деятельности. Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. Представление результата своего хобби.

2.6.  Чем ты занимаешься в свободное время? (2часа) Экскурсия, ролевая игра. Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

2.7.  Почему говорят: «Все профессии важны, все профессии нужны»? (1час) Ролевая игра.

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

  1. Кто придумал деньги и какую роль они играют в жизни людей?  (10 часов)

3.1 Когда у людей появились деньги? (1час) Какие деньги существуют в мире?

3.2. Почему людям необходимы деньги? (1час)

3.3.Какие деньги существуют в мире? (1час)

3.4. Как человек может получить деньги? (1час) Ролевая игра. Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

3.5. Как правильно их расходовать? (2часа) Экскурсия.

3.6. Что такое семейный бюджет? (1час) Встреча.

3.7. Если бы у тебя были деньги, как бы ты их потратил? (1час)

3.8. Какие покупки ты можешь совершать сам? (1час)

  1. Что такое творческий труд?  (8 часов)

4.1. Когда труд приносит радость? (1час) Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4.2. Как сделать труд радостным? (1час) Почему вместе трудится веселей? Этическая беседа,

4.3. Как дружба помогает в труде? (1час)  Какие правила помогают дружно трудиться? Этическая беседа,

          4.4. Что ты можешь сделать своими руками? (2часа)  Участие в выставке творческих работ, изготовление понравившейся работы. Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4.5. Как украсить комнату или класс к празднику. (1час) Участие в художественном оформлении помещений.

4.6. Как своими руками изготовить поздравительную открытку?  (1час). Выставка поздравительных открыток, приёмы изготовления.

( Необходимо дополнить для 2-4 классов)

Ожидаемые результаты реализации программы.

А.С.Макаренко подчёркивал, что  в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс – то есть не определённая последовательность действий, ведущая к определённому результату  (это «труд-работа»), и не овладение необходимыми для работы знаниями и навыками (это «труд-учёба», обучение труду). Воспитывающий труд – это, по словам А.С.Макаренко, «труд-забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом, если в нем складываются особые, взаимно заинтересованные, сотруднические отношения между работающими, он становится трудом духовно преобразующим.

Воспитательные результаты реализации программы распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний  

о роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества; о технике безопасности при занятии общественно-полезным трудом; об основных профессиях; о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте;

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

 Получение опыта общественно-полезной деятельности в социальном пространстве, самообслуживания, организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта принятия на себя ответственности за других уважение к труду и творчеству старших и сверстников; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Обеспечение реализации программы:

материально-технические ресурсы:

кабинет для проведения аудиторных занятий, подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования, материалы для художественно-оформительских работ по проектам,  медицинская аптечка,

кадровый ресурс: учителя начальных классов, родители, библиотекари, медицинские работники, руководители танцевального кружка и педагоги музыкальной школы, завхоз, учащиеся старших классов, учителя-предметники.

организационный ресурс:

на занятиях поддерживается необходимая дисциплина, строгое соблюдение правил техники безопасности и режима проведении я занятий; создание дружного коллектива, отношения в котором строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.

информационно-методический ресурс:

Литература:

1.Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

3.Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

4.Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

5.Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области

                                                                                      Утверждаю:

                                                                                              Директор школы

                                                                                               Л.М.Токаревских

                                                                                                            _____________________

                                                                                                              («   » ___________ 20__ г.)

Программа

внеурочной деятельности

 по гражданско-патриотическому  направлению

« Я - гражданин»

Возраст:

6,5 – 8 лет

                                                                                                              Общий объём программы:

                                                                                                                                              33 часа

Автор составитель:

учитель начальных классов

Наговицына Е.В.

с.Кстинино

 2011год.

Пояснительная записка

В связи с изменениями социально – экономических условий, в том числе и в процессе дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность гражданско – патриотического воспитания. Современная действительность  - это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. На данном этапе развития современной России актуален вопрос о гражданско – патриотическом воспитании. Большие потенциальные возможности формирования гражданско – патриотических начал имеет школьный музей. Музей способствует учащимся погружению в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о боевой и трудовой славе земляков.  Патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих  родных, близких, знакомых.

Программа внеурочной деятельности  « Я - гражданин» по военно-патриотическому  направлению  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и рекомендаций:

  1. Закона об образовании в редакции от 27 июля 2010г;
  2. Концепции ФГОС - II поколения;
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  2009 года;
  4. Устава  МОУ СОШ с.Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области;
  5. Проекта программы «Воспитания и социализации обучающихся. Начальное и общее образование» 2009 года;
  6. Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002г. № 30-51-433/16);
  7. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13)

Согласно Концепции школе сегодня отводится главная роль воспитания и социализации подрастающего поколения:

«…  Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону к труду, на отношения человека к человеку. ….

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочение перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общественная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества…..».

В Концепции идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Внеурочная работа по гражданско-патриотическому  направлению обеспечивает формирование представлений   любви к России, к своему народу,  к своей малой родине,   о справедливости, милосердии, почитании родителей, заботе о старших и младших. Развитие гражданских и патриотических качеств личности. Способствует формированию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.  

Главные идеи программы:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

В Концепции ФГОС-II поколения определены основные идеи реформирования системы образования:

* идея развития;

Под развитием мы понимаем процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности.

* идея саморазвития;

* идея воспитания;

Под воспитанием мы понимаем педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

* идея социализации.

Под социализацией мы понимаем усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Программа внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию основывается на принципах:

Принцип научной организации;

Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;

Принцип личностно-деятельностного подхода;

Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);

Принцип взаимодействия, предполагает координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;

Принцип вариативности, предусматривает учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение;

Принцип межведомственности, учитывает координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей;

Принцип природосообразности предполагает, что военно-патриотичесая  деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие  самого себя;

Принцип культуросообразности предполагает, что военно-патриотическая деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип культуросообразности, предполагает воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур

Принцип коллективности предполагает, что общественно-полезная деятельность, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, творческой самореализации.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, развёртывание в логике замысел – реализация – рефлексия.

Принцип интеграции общего и дополнительного образования, как необходимого условия формирования целостной картины ребёнка.

Принцип поддержки самоопределения школьника. Самоопределение в военно-патриотической  деятельности – это процесс формирования осмысленного и ответственного отношения к общечеловеческим ценностям,  и нормам тех или иных национальных культур.

Основная идея программы внеурочной деятельности состоит в том,  что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом -  на развитие специальных предметных компетенций.

Цель: Создать условия для формирования активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно – нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей; воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Задачи программы:

  • Сформировать первоначальные представления  о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, правах и об обязанностях гражданина России;
  • Сформировать уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • Сформировать позитивное отношение к базовым ценностям общества; Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения
  • Сформировать первоначальные навыки  представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;
  • Сформировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  •  Воспитание гражданской ответственности, чувства патриотизма; Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны;
  •  Привитие любви к малой Родине.

Виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы:

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления  о Конституции России, знакомятся с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации;

знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий);

знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участвуют  в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

получают первоначальные  представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах, учатся распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

 принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Режим занятий:

Занятия  проводятся на базе одного отдельно взятого класса. Программа предполагает как проведение  еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте 2 часа в неделю), так и   возможность организовать занятия крупными блоками (экскурсии,  выступления, встречи и т.д.)

Учебно-тематический план

1 класс

Раздел

Тема занятия

Общее

кол-во

часов

Часы

аудит.

занятий

Часы

внеаудит.

активных

занятий

1

1.1

С чего начинается Родина?

Введение

12

4

1

8

1.2

 С чего начинается Родина?

1

1

1.3

Что означают наши имена, отчества, фамилии?

2

1.4

Что такое семья?

1

1.5

Почему люди живут семьями?

1

1

1.6

Кто такие родственники, предки, потомки?

2

1.7

Что такое генеалогическое древо и родословная семьи?

1

1

2

Что такое национальность и народ?

6

2

4

2.1

Что такое национальность

1

2.2

Что я знаю о людях других национальностей. Почему люди имеют разную национальность.

1

2.3

Какова моя национальность?

1

2.4

Почему я могу ею гордится?

1

2.5

Какова национальность членов моей семьи?

1

2.6

Какие национальные традиции соблюдаются в твоей семье?

1

3

Когда язык мой – друг мой?

16

6

10

3.1

Почему появился язык?

2

3.2

Почему люди говорят на разных языках

2

3.3

Что такое родной язык?

2

3.4

Что портит родной язык?

2

3.5

Каково значение русского языка в моей жизни?

2

3.6

На каких языках говорят в твоей семье?

2

3.7

Для чего изучать языки других народов?

2

3.8

Как помочь человеку, не владеющему русским языком?

2

4

Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?

18

6

12

4.1

Как возникли праздники?

2

4.2

Какие праздники бывают?

2

4.3

Какие праздники являются семейными?

1

2

4.4.

Как сделать семейный праздник радостным?

2

4.5

Как получать и дарить подарки?

1

1

4.6

Какие праздники отмечают в твоей семье?

2

4.7

Какие традиции празднования праздников сложились в твоей семье?

1

2

4.8

Как поздравить с праздником друга?

1

1

5

Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность?

10

4

6

5.1

Для чего придуман этикет

1

5.2

Почему люди приветствуют друг друга?

2

5.3

Надо ли здороваться с незнакомыми людьми?

1

5.4

 Как вести себя дома?

1

5.5

Что ты должен делать и на что имеешь право?

1

5.6

Почему возникают конфликты?

1

5.7

Как договориться о правах и обязанностях в семье?

1

1

5.8

Каковы мои законные права и обязанности?

1

6

Что такое общество и государство?

4

1

3

6.1

Какие права и обязанности существуют у членов моей семьи?

1

6.2

Чем отличается моя семья от других семей?

1

1

6.3

Какую бы семью ты хотел бы создать?

1

Содержание деятельности:

1. С чего начинается Родина?(12 ч.)

1.1. Введение. (1 час)

1.2. С чего начинается Родина? (2 часа) Познавательная беседа

Составление ленты времени, получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг,  

1.3. Что означают наши имена, отчества, фамилии? (2 часа) Проблемно-ценностное общение, ознакомление с героическими страницами истории России.

1.4. Что такое семья? (1 час) Ролевая игра, ознакомление с жизнью замечательных людей,  с обязанностями гражданина

1.5. Почему люди живут семьями? (2 часа) Просмотр кинофильма, ознакомление с обязанностями гражданина.

1.6. Кто такие родственники, предки, потомки? (2часа) Экскурсия по историческим местам, ознакомление с жизнью замечательных людей.

1.7.  Что такое генеалогическое древо и родословная семьи? (2 часа) Составление древа жизни ознакомление с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга.

 2. Что такое национальность и народ?(6 ч.)

2.1. Что такое национальность? (1 час) Познавательная беседа

2.2.  Что я знаю о людях других национальностей? Почему люди имеют разную национальность? (1 час). КТД

2.3. Какова моя национальность? (1 час). Исследовательская деятельность

2.4. Почему я могу ею гордиться? (1 час) Викторина

2.5. Какова национальность членов моей семьи? (1 час) Исследовательская деятельность

2.6. Какие национальные традиции соблюдаются в твоей семье? (1 час) Праздник.

 3. Когда язык мой – друг мой? (16 ч.)

3.1. Почему появился язык? (2 часа) Познавательная игра

3.2.Почему люди говорят на разных языках? (2 часа) Исследовательская деятельность

3.3. Что такое родной язык? (2часа). Викторина

3.4.Что портит родной язык? (2часа).

3.5.Каково значение русского языка в моей жизни? (2часа)

3.6. На каких языках говорят в твоей семье? (2часа)

3.7.Для чего нужно изучать языки других народов? (2часа)

3.8 Как помочь человеку, не владеющему русским языком? (2часа)

 4. Кто придумывает праздники и почему их так любят люди? (18 ч.)

4.1.Как возникли праздники? (2 часа) Познавательная игра

4.2. Какие праздники бывают? (2 часа) Устный журнал

4.3.Какие праздники являются семейными (Новый год, дни рождения, памятные даты)? (3 часа) Подготовка и проведение утренника.

4.4. Как сделать семейный праздник радостным? (2часа)

4.5.Как получать и дарить подарки?  (2часа)

4.6.Какие праздники отмечают в твоей семье? (2часа)

 4.7.Какие традиции празднования праздников сложились в твоей семье? (3 часа)

4.8. Как поздравить с праздником друга? (2 часа)  Подготовка и проведение КВНа для мальчиков

 5. Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность?(10 ч.)

5.1.Для чего придуман этикет? (1час) Этическая беседа.

 5.2.Почему люди приветствуют друг друга? (2 часа) Инсценирование сказки.

 5.3.Надо ли здороваться с незнакомыми людьми? (1час) Просмотр фильма.

5.4.Как вести себя дома? (1 час). Этическая беседа

 5.5.Что ты должен делать и на что имеешь право? (1час) Познавательная игра.

5.6.Почему возникают конфликты? (1час)

5.7. Как договариваться о правах и обязанностях в семье? (2 часа) Просмотр мультфильма

 5.8.Каковы мои законные права и обязанности в семье? (1час) Игровая программа

 6. Что такое общество и государство? (4 ч.)

6.1.Какие права и обязанности существуют у членов моей семьи? (1 час)

 6.2.Чем отличается моя семья от других семей? (2часа)

 6.3.Какую  семью ты бы хотел создать? (1час)

Прогнозируемый результат воспитания

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину,  ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;  Осмысление ребёнком себя гражданином и патриотом своего народа.

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.

3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Обеспечение реализации программы:

материально-технические ресурсы:

кабинет для проведения аудиторных занятий, подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования, материалы для художественно-оформительских работ по проектам,  медицинская аптечка,

кадровый ресурс:

Библиотекарь, родители, учитель физической культуры, ветераны войн

организационный ресурс:

на занятиях поддерживается необходимая дисциплина, строгое соблюдение правил техники безопасности и режима проведении я занятий; создание дружного коллектива, отношения в котором строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.

информационно-методический ресурс:

Литература:

1.Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войны, в 3-х томах. Полигон –АСТ, Санкт – Петербург. Москва;

2. Вершловский С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании. С.Пб - 2005г.

3. Государственная Программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»

4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

5. Коджаспрова Г.М. Словарь по педагогике . Москва. ИКЦ. 2005г

6. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов н/Д, « МАрТ»2002г.

7. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006г.

8.Е.В.Пчёлов. государственные символы России. Герб, Флаг, Гимн. Москва. «Русское слово», 2002, 134с.;

9.Е.С.Шабельник, Е.Г.Каширцева. Ваши права! Книга для учащихся начальных классов, 4-е издание. – М: Вита – Пресс, 2001, 64 с.;

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области

                                                                                      Утверждаю:

                                                                                              Директор школы

                                                                                               Л.М.Токаревских

                                                                                                            _____________________

                                                                                                              («   » ___________ 20__ г.)

Программа

внеурочной деятельности

 по научно-познавательному направлению

и проектной деятельности

«Умники и умницы»

Возраст:

6,5 – 8 лет

                                                                                                              Общий объём программы:

99 часов

Автор составитель:

учитель начальных классов

Наговицына Е.В.

с.Кстинино

 2011год

Пояснительная записка

Общемировые изменения: глобализация, ускорение темпа информационных потоков, вхождение России в европейское образовательное пространство, справедливо потребовали от системы образования смены курса научной парадигмы в сторону формирования мобильной, творческой и самостоятельной личности.

Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности,  всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.

Программа внеурочной деятельности  «Умники и умницы» по научно-познавательному   направлению и проектной деятельности  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и рекомендаций:

  1. Закона об образовании в редакции от 27 июля 2010г;
  2. Концепции ФГОС - II поколения;
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  2009 года;
  4. Устава  МОУ СОШ с.Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области;
  5. Проекта программы «Воспитания и социализации обучающихся. Начальное и общее образование» 2009 года;
  6. Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002г. № 30-51-433/16);
  7. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13)

Согласно Концепции школе сегодня отводится главная роль воспитания и социализации подрастающего поколения:

«…  Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону к труду, на отношения человека к человеку. ….

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочение перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общественная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества…..».

В Концепции идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

 Программа  учитывает возрастные психолого – педагогические особенности мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и  получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.

В Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.  Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Главные идеи программы:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

В Концепции ФГОС-II поколения определены основные идеи реформирования системы образования:

* идея развития;

Под развитием мы понимаем процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности.

* идея саморазвития;

* идея воспитания;

Под воспитанием мы понимаем педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

* идея социализации.

Под социализацией мы понимаем усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Программа внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию основывается на принципах:

  1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
  2. Принцип научной организации
  3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
  4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
  5. Принцип целостности
  6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
  7. Принцип личностно-деятельностного подхода
  8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
  9. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
  10. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
  11. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
  12. Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
  13. Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей

Основная идея программы внеурочной деятельности состоит в том,  что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом -  на развитие специальных предметных компетенций.

Цель: Создать условия для формирования целостного отношения к знаниям, процессу познания, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи программы:

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  2. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности;
  3. развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  4.  содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
  5. формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни, первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  6.  поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  7.  развивать организационно-коммуникационные навыки, познавательные способности, развивать творческое воображение,  умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

Виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы:

 Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

 Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений,  предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ;

 Внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

 а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

В процессе  проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых) проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.

Режим занятий:

Занятия  проводятся на базе одного отдельно взятого класса. Программа предполагает как проведение  еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте 2 часа в неделю - научно-познавательная деятельность и 1 час - проектная деятельность), так и   возможность организовать занятия крупными блоками (экскурсии,  выступления, встречи и т.д.)

Форма работы

Кружки, объединения, экскурсии, походы, лабораторные работы, конкурсы рисунков, стихов, рассказов, сочинений.

Форма  подведения итогов

Создание моделей по своим чертежам, участие  в конкурсах, создание презентаций, выступления, презентации своих творческих работ, выставка проектов

Коллекция  вордовских документов, рисование, создание презентаций, анимирование рисунков, поиск нужной информации в Интернете

Учебно-тематический план

1 класс

Раздел

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Часы

аудиторн.

занятий

Часы

внеаудит.

занятий

1.

Какую роль в жизни людей играет учение?

18

6

12

1.1

Какую роль в жизни людей играет учение?

2

1.2

Для чего люди учатся?

2

1.3

Для чего учусь я?

1

1

1.4

Как учились дети в прошлом?

2

1.5

Что даёт мое учение мне и моей семье?

2

1.6

 Как учились мои родители?

2

1.7

Что мне нравится в школе?

1

1

1.8

С какими первыми трудностями я сталкиваюсь и как их преодолеть?

1

1

1.9

Как рассказать родителям о моих успехах и проблемах в учении?

1

1

2

Что помогает мне хорошо учиться?

16

6

10

2.1.

Что такое внимание и как его развить?

1

1

2.2.

Какая у меня память и как научиться лучше запоминать?

2

2.3.

Как я воспринимаю предметы?

1

1

2.4.

Как научиться выделять главное?

1

1

2.5.

Что такое причина и следствие?

1

1

2.6.

Как устанавливать причинно-следственные связи?

2

2.7.

Как научиться сравнивать объекты?

1

2.8.

Как находить закономерности в числах, буквах и словах?

1

1

2.9.

Как научиться формулировать правила?

1

3

Как самостоятельно организовать своё учение?

18

6

12

3.1.

Что значит самостоятельные задания?

1

2

Как правильно выполнять самостоятельные задания на уроке?

1

1

3.3.

Как задать учителю вопрос на уроке?

1

1

3.4.

Как и когда лучше готовить уроки дома?  

1

2

3.5.

Как и когда готовиться к следующему учебному дню?  

2

3.6.

Как родители могут участвовать в помощи приготовления уроков (папа у Васи силён в математике)?

1

2

3.7.

Как научиться оценивать свою деятельность?

1

2

4

Что такое эмоции и чувства, какую роль они играют в обучении?

6

2

4

4.1.

Что такое эмоции? Что такое чувства?

1

4.2.

 Какие эмоции и чувства помогают учиться, а какие мешают?  

1

4.3.

 Как распознать свои эмоции и чувства?

1

4.4.

 Когда на уроках тебе интересно?

1

4.5

 Когда на уроках тебе бывает грустно?

1

4.6.

Как сказать учителю, что ты не понял материал?

1

5

Почему в учении необходимо уметь сотрудничать с другими?

6

2

4

5.1.

Как правильно отвечать и спрашивать на уроке?

1

5.2.

Как работать в паре и группе?

1

5.3.

Какие правила помогают сотрудничать?

1

5.4.

Что такое дружба и как научиться дружить?

1

5.5.

Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?  

1

5.6.

 Почему иногда родители возражают против твоей         дружбы?

1

Содержание программы:

Тема 1. Какую роль в жизни людей играет учение? (18 ч.)

1.1 Какую роль в жизни людей играет учение? (2 часа). Знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями  в ходе экскурсий по микрорайону

1.2  Для чего люди учатся? (2 часа). Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры. Приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы

1.3  Как учились дети в прошлом? (2 часа). Участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных», узнают о профессиях своих родителей и прародителей. Учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)»,

         1.4  Для чего учусь я? (2 часа). Познавательная игра. Учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)»,

1.5 Что  даёт моё учение мне и моей семье? (2 часа) Город мастеров (показ умений и навыков самообслуживания в школе и дома ); Конкурсы,

1.6  Как учились мои родители? (2 часа). Смотр знаний. КВН между родителями и детьми.

1.7. Что мне нравится в школе? (2 часа). Интеллектуальный марафон.

1.8. С какими первыми трудностями я сталкиваюсь и как их преодолеть? (2часа). Создания игровых ситуаций. Подготовка к олимпиаде.

1.9.  Как рассказать родителям о моих успехах и проблемах в учении? (2 часа). Конкурсы, викторины, Учащиеся приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

Тема 2. Что помогает мне хорошо учиться? (16 ч.)

2.1.Что такое внимание и как его развить? (2 часа) Анкетирование

2.2.Какая у меня память и как научиться лучше запоминать? (2 часа) участия в разработке и реализации различных проектов; 

2.3.Как я воспринимаю предметы? (2 часа) Наблюдение

2.4.Как научиться выделять главное? (2 часа)

2.5.Что такое причина и следствие? (2 часа) ролевая игра

2.6.Как устанавливать причинно-следственные связи? (2часа) групповая работа

2.7.Как научиться сравнивать объекты? (1 час)исследовательская деятельность

2.8.Как находить закономерности в числах, буквах и словах? (2 часа) Познавательная игра

2.9.Как научиться формулировать правила? (1 час) познавательная игра

Тема 3. Как самостоятельно организовать своё учение? (18 ч.)

3.1. Что значит самостоятельные задания? (3 часа)интеллектуальный марафон

3.2. Как правильно выполнять самостоятельные задания на уроке? (2 часа) самостоятельная работа

3.3. Как задать учителю вопрос на уроке? (2 часа)

3.4. Как и когда лучше готовить уроки дома?  (3 часа) групповая работа

3.5. Как и когда готовиться к следующему учебному дню?  (2 часа)наблюдения

3.6. Как родители могут участвовать в помощи приготовления уроков (папа у Васи силён в математике)? (3 часа) ролевая игра

3.7. Как научиться оценивать свою деятельность? (3 часа) познавательная игра

Тема 4. Что такое эмоции и чувства, какую роль они играют в обучении? (6ч.)

4.1. Что такое эмоции? Что такое чувства? (1 час)наблюдения

4.2. Какие эмоции и чувства помогают учиться, а какие мешают? (1час)

4.3. Как распознать свои эмоции и чувства? (1час) анкетирование

4.4. Когда на уроках тебе интересно? (1час)

4.5. Когда на уроках тебе бывает грустно? (1час)

4.6.Как сказать учителю, что ты не понял материал? (1 час)

Тема 5. Почему в учении необходимо уметь сотрудничать с другими? (6 ч.)

5.1. Как правильно отвечать и спрашивать на уроке? (1 час) Викторина

5.2. Как работать в паре и группе? (1час)  групповая работа

5.3. Какие правила помогают сотрудничать? (1час) ролевая игра

5.4. Что такое дружба и как научиться дружить? (1час)

5.5. Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?  (1час)

5.6. Почему иногда родители возражают против твоей         дружбы? (1час)

Учебно-тематический план

1 класс

Раздел

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Часы

аудиторн.

занятий

Часы

внеаудит.

занятий

1

Что такое проект?

9

3

6

1.1

Что такое проект и проектная деятельность? Для чего это мне нужно?

1

1.2

Чему мне надо научиться, чтобы успешно разрабатывать проекты?

1

1.3

Фантазирование – это хорошо или плохо?

1

1.4

Какие приёмы фантазирования существуют (Дж. Родари «Грамматика фантазии»)?

1

1

1.5

Что такое проблема?

1

1.6

Как определить тему проекта?

1

1.7

Как поставить цель проекта?

1

1.8

Какие проекты разрабатывают учащиеся нашей школы?

1

2

Как превратить информацию в знания?

8

2

6

2.1

. Что такое информация? Какие источники информации существуют?

1

2.2

Какие источники информации существуют в нашей школе?

1

2.3

Что такое знания? Как можно сообща получать информацию?

1

2.4

Что такое прямая аналогия?

1

2.5

Что такое графическая аналогия?

1

2.6

Что такое фантастическая аналогия?

1

2.7

Какие виды аналогий используются в твоих любимых сказках?

1

2.8

Как аналогия используется в проектах?

1

3

Что такое планирование и проектирование?

10

3

7

3.1

Что такое индивидуальный и коллективный проект?

1

1

3.2

Каковы этапы работы над проектом?

1

3.3

Как определить проблему проекта?

1

3.4

Как выбрать тему проекта?

1

3.5

Что такое замысел?

1

3.6

Как определить шаги по воплощению замысла проекта?

1

3.7

Как организовать время работы над проектом?

1

3.8

Как родители могут помочь в разработке проекта?

1

3.9

Как оценить проект?

1

4

Как представить свой проект?

6

2

4

4.1

Что значит представить свой проект?

1

4.2

Какие формы представления проекта существуют?

1

4.3

Что такое устное сообщение и как его подготовить?

1

4.4

Что такое презентация?

1

4.5

Как сделать хорошую презентацию?

1

4.6

Как можно представить свой проект с помощью презентации?

1

Тема 1. Что такое проект?(9 ч.)

1.1 Что такое проект и проектная деятельность? Для чего это мне нужно? (1час)

1.2.Чему мне надо научиться, чтобы успешно разрабатывать проекты? (1час)

1.3. Фантазирование – это хорошо или плохо? (1час) Коллективная игра-исследование

1.4. Какие приёмы фантазирования существуют (Дж. Родари «Грамматика фантазии»)? (2часа) Схема исследования

1.5. Что такое проблема? (1час)

1.6. Как определить тему проекта? (1час)

1.7. Как поставить цель проекта? (1час)

1.8. Какие проекты разрабатывают учащиеся нашей школы? (1час)

Тема 2. Как превратить информацию в знания? (8 ч.)

2.1. Что такое информация? Какие источники информации существуют? (1час)

2.2. Какие источники информации существуют в нашей школе? (1час)

2.3. Что такое знания? Как можно сообща получать информацию? (1час)

2.4. Что такое прямая аналогия? (1час)

2.5. Что такое графическая аналогия? (1час)

2.6. Что такое фантастическая аналогия? (1час)

2.7. Какие виды аналогий используются в твоих любимых сказках? (1час)

2.8. Как аналогия используется в проектах? (1час)

Тема 3 Что такое планирование и проектирование? (10 ч.)

3.1.Что такое индивидуальный и коллективный проект? (2 часа). Составление коллекций

3.2.Каковы этапы работы над проектом? (1час)

3.3.Как определить проблему проекта? (1час)

3.4.Как выбрать тему проекта? (1час)

3.5.Что такое замысел? (1час)

3.6.Как определить шаги по воплощению замысла проекта? (1час)

3.7.Как организовать время работы над проектом? (1час)

3.8.Как родители могут помочь в разработке проекта? (1час)

3.9.Как оценить проект? (1час)

Тема 4 Как представить свой проект? (6 ч.)

4.1. Что значит представить свой проект? (1час)

4.2. Какие формы представления проекта существуют? (1час)

4.3. Что такое устное сообщение и как его подготовить? (1час)

4.4. Что такое презентация? (1час)

4.5. Как сделать хорошую презентацию? (1час)

4.6. Как можно представить свой проект с помощью презентации? (1час) Защита исследовательского проекта

Прогнозируемый результат воспитания

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. В процессе  проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых) проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.

 развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Обеспечение реализации программы:

материально-технические ресурсы:

кабинет для проведения аудиторных занятий, подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования, материалы для художественно-оформительских работ по проектам,  медицинская аптечка,

кадровый ресурс:

Библиотекарь, родители

организационный ресурс:

на занятиях поддерживается необходимая дисциплина, строгое соблюдение правил техники безопасности и режима проведении я занятий; создание дружного коллектива, отношения в котором строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.

информационно-методический ресурс:

медиатека

Литература:

1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». М. Просвещение. 1991г.;

2. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;

3.Первая школьная энциклопедия. Мир вокруг нас. Том 3. М: ЗАО «РОСМЭН – Пресс». 2007. 144с.;

4.Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Аст» :ООО «Издательство Астрель», 2001, 2002, 2003.;

5.100 великих мореплавателей. Москва «Вече», 2006;

6.100 великих имён в математике, физике, географии. Филологическое общество «Слово» АСТ. М.1998;

7.Лубченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России, М. «Вече» -2001;

8. Развивающие задания. 1 класс. Сост. Языканова Е.В. М. Издательство «Экзамен». 2010г.

9.Составитель Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3-х томах: «Рипол классик». М.: «Можайский полиграфический комбинат»;

10.Ответственный за  выпуск. Хауневич. золотая коллекция. Афоризмы. Научно – популярное издание: «Минск. Харвест. «Москва АСТ», 2003.;

11. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;

12. Энциклопедия для детей. «Времена года», Москва, «Махаон», 2007, 59с.;

13. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград: Учитель, 2010.-169 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...