Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками
материал по теме
В материале описано как проходит интергация внеурочной и урочной деятельности на примере проектного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Минниханова
учитель начальных классов
МБОУ «Заинская средняя
общеобразовательная школа №1»
Использование проектного метода
в урочной и внеурочной деятельности
с младшими школьниками
Слайд №1
Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Слайд №2
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Слайд №3
Понятие интеграция прочно занимает место в ряду других педагогических терминов. В педагогическом процессе под «интеграцией» понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целом ранее разрозненных частей, причем процесс может развиваться как уже в сложившейся системе, так и в новой.
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Слайд №4
Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.
Слайд №5
Главная особенность проектного метода в том , что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.
Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.
Слайд №6
Почему хочется обратить ваше внимание именно на проектную деятельность?
Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.
Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности.
В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.
В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.
Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения.
В своей работе я активно применяю метод проектов. Одним из главных проектов в моей деятельности это внедрение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение». Проект долгосрочный, рассчитан на 4 года обучения.
Слайд №7
Так же за два года работы по ФГОС мы с учащимися участвовали в различных проектах: «Улицы моего города, названные в честь знаменитых людей», «Выращивание лука», «Моя любимая книга», «Библиотеки древности, «Праздничный стол», «Деревенский двор», «Аквариум», «Классная библиотека». Все эти проекты осуществлялись в урочное и внеурочное время.
Слайд №8
Вашему вниманию я представляю учебный проект «Классная библиотека»
Тема проекта «Классная библиотека»
Слайд №9
Цель проекта: приобщение детей к чтению.
Задачи проекта:
- привлечь детей к регулярному посещению библиотеки;
- повысить интерес к чтению художественной и нехудожественной литературы, расширить список прочитанного;
- познакомить с историей создания письменности и книги;
- воспитать бережное отношение и любовь к книге;
Этапы работы над проектом.
Слайд №10, 11
- Подготовительный этап.
На подготовительном этапе была проведена следующая работа:
• Внеклассное занятие «Моя любимая книга» (презентация любимой книги)
• Мониторинг техники чтения (для отображения личных достижений учащихся)
• Знакомство с работой районной библиотеки
- Погружение в проект.
На этапе погружения в проект были объявлены тема и цель проекта. Постановка проблемного вопроса и определения путей его решения. Обсуждение примерных подтем информационного и практического блоков проекта.
3. Ход проекта.
Работа над проектом была разделена на два блока:
- информационный
- практический
Слайд №12, 13, 14
Цель информационного блока разносторонне познакомить детей с книгой. Для этого дети создали свой проект по предложенным темам, затем мы посетили школьную и районную библиотеки с целью знакомства и популяризации.
Слайд №15
Цель практического блока создание и организация классной библиотеки. Что для этого сделали? Для создания фонда классной библиотеки дети принесли книги из дома, часть книг я добавила сама. В школьной библиотеке классу подарили формуляры и каждый ребенок заполнил его для себя. Все книги были пронумерованы и занесены в специальный журнал. Библиотекарей выбрали путем открытого голосования по критериям ответственности и высокого читательского уровня.
Проект был начат во втором полугодии 2012-2013 учебного года и был рассчитан до конца учебного года.
Слайд №16
Подводя итоги данной работы, были сделаны следующие выводы:
1. Проектная технология позволила осуществить личностно-ориентированный подход. Ребята получили навык сбора и обработки информации, исследовательской
деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения.
2. Создание игровой среды и отведение учителю функции сопровождения детей в их самостоятельном поиске знаний и работе существенно повысило мотивацию детей, т.е. готовность к деятельности.
3. Предоставление ребенку права выбора, не ограничивая при этом его свободы, способствовало формированию внутреннего интереса в процессе выполнения.
4. Было достигнуто обеспечение условий для индивидуальной траектории развития
каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям; 5. Мониторинг техники чтения направил ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
6. У каждого участника произошел индивидуальный прогресс в навыке чтения
7. 90% детей записались в школьную или районную библиотеку и продолжили заполнять свои читательские билеты.
Вторичный мониторинг техники чтения показал, что возросло количество детей читающих выше нормы, а так же полное отсутствие детей с показателями ниже нормы. По результатам подсчета количества прочитанных книг был выявлен самый читающий ученик в классе, который был награжден почетной грамотой. Так же немаловажную роль для достижения цели проекта стала самооценка работы и результат каждого ученика.
Реализуя проект, младшие школьники смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, доказывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.
Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.
В процессе участия в данном проекте у детей повысился уровень и интерес к чтению, что благоприятно повлияло на итоговые отметки по предмету литературное чтение. Так при успеваемости 100% качество составило 88%.
Таким образом, связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей, можно на практике реализовать идею интеграции процессов обучения, воспитания и развития и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство.
Слайд №17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49462.jpg)
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/03/picture-268068-1372850029.jpg)
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-286408-1377719655.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-83839-1401729312.jpg)
Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения
Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных технологий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...
Проектный метод обучения во внеурочной деятельности младших школьников
Статья об использовании проектного метода обучения младших школьников во внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873532-1483965032.jpg)
Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
Я хочу поделить с вами своими размышлениями на тему: «Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников». Давайте вернёмся на 10-15 лет наз...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42850.jpg)
Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе...