Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками
материал по теме

Минниханова Евгения Александровна

В материале описано как проходит интергация внеурочной и урочной деятельности на примере проектного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Минниханова

учитель начальных классов

МБОУ «Заинская средняя

общеобразовательная школа №1»

Использование проектного метода

в урочной и внеурочной деятельности

с младшими школьниками

Слайд №1

 Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Слайд №2

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимодополнения  урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Слайд №3

Понятие интеграция прочно занимает место в ряду других педагогических терминов. В педагогическом процессе под «интеграцией» понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целом ранее разрозненных частей, причем процесс может развиваться как уже в сложившейся системе, так и в новой.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Слайд №4

Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.

Слайд №5

Главная особенность проектного метода в том , что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.

     Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.

Слайд №6

Почему хочется обратить ваше внимание именно на проектную деятельность?
Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.
Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности. 
В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.
В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности. 

Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения.

В своей работе я активно применяю метод проектов. Одним из главных проектов в моей деятельности это внедрение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение». Проект долгосрочный, рассчитан на 4 года обучения.

Слайд №7

Так же за два года работы по ФГОС мы с учащимися участвовали в различных проектах: «Улицы моего города, названные в честь знаменитых людей», «Выращивание лука», «Моя любимая книга», «Библиотеки древности, «Праздничный стол», «Деревенский двор», «Аквариум», «Классная библиотека». Все эти проекты осуществлялись в урочное и внеурочное время.

Слайд №8

Вашему вниманию я представляю учебный проект «Классная библиотека»
Тема проекта «Классная библиотека»

Слайд №9

Цель проекта: приобщение детей к чтению.

Задачи проекта:

- привлечь детей к регулярному посещению библиотеки;

 - повысить интерес к чтению художественной и нехудожественной литературы, расширить список прочитанного;

 - познакомить с историей создания письменности и книги;

 - воспитать бережное отношение и любовь к книге;

Этапы работы над проектом.

Слайд №10, 11

  1. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

• Внеклассное занятие «Моя любимая книга» (презентация любимой книги)

• Мониторинг техники чтения (для отображения личных достижений учащихся)

• Знакомство с работой районной библиотеки

  1. Погружение в проект.

На этапе погружения в проект были объявлены тема и цель проекта. Постановка проблемного вопроса и определения путей его решения. Обсуждение примерных подтем информационного и практического блоков проекта.

3. Ход проекта.

Работа над проектом была разделена на два блока:

- информационный

- практический

Слайд №12, 13, 14

Цель информационного блока разносторонне познакомить детей с книгой. Для этого дети создали свой проект по предложенным темам, затем мы посетили школьную и районную библиотеки с целью знакомства и популяризации.

Слайд №15

Цель практического блока создание и организация классной библиотеки. Что для этого сделали? Для создания фонда классной библиотеки дети принесли книги из дома, часть книг я добавила сама. В школьной библиотеке классу подарили формуляры и каждый ребенок заполнил его для себя. Все книги были пронумерованы и занесены в специальный журнал. Библиотекарей выбрали путем открытого голосования по критериям ответственности и высокого читательского уровня.

Проект был начат во втором полугодии 2012-2013 учебного года и был рассчитан до конца учебного года.

Слайд №16

Подводя итоги данной работы, были сделаны следующие выводы:

1. Проектная технология позволила осуществить личностно-ориентированный подход. Ребята получили навык сбора и обработки информации, исследовательской

деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения.

2. Создание игровой среды и отведение учителю функции сопровождения детей в их самостоятельном поиске знаний и работе существенно повысило мотивацию детей, т.е. готовность к деятельности.

3. Предоставление ребенку права выбора, не ограничивая при этом его свободы, способствовало формированию внутреннего интереса в процессе выполнения.

4. Было достигнуто обеспечение условий для индивидуальной траектории развития

каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям; 5. Мониторинг техники чтения направил ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

6. У каждого участника произошел индивидуальный прогресс в навыке чтения

7. 90% детей записались в школьную или районную библиотеку и продолжили заполнять свои читательские билеты.

Вторичный мониторинг техники чтения показал, что возросло количество детей читающих выше нормы, а так же полное отсутствие детей с показателями ниже нормы. По результатам подсчета количества прочитанных книг был выявлен самый читающий ученик в классе, который был награжден почетной грамотой. Так же немаловажную роль для достижения цели проекта стала самооценка работы и результат каждого ученика.

Реализуя проект, младшие школьники смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, доказывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.

   Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.

В процессе участия в данном проекте у детей повысился уровень и интерес к чтению, что благоприятно повлияло на итоговые отметки по предмету литературное чтение. Так при успеваемости 100% качество составило 88%.

Таким образом, связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей, можно на практике реализовать идею интеграции процессов обучения, воспитания и развития и  обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство.

Слайд №17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников

Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

Проектный метод обучения во внеурочной деятельности младших школьников

Статья об использовании проектного метода обучения младших школьников во внеурочной деятельности...

Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Я хочу поделить с вами своими размышлениями на тему: «Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».  Давайте  вернёмся на 10-15 лет наз...

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе...