Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
статья на тему

Сафина Наталья Владимировна

 

Я хочу поделить с вами своими размышлениями на тему: «Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».  

Давайте  вернёмся на 10-15 лет назад. Вспомните, каким был идеал работника?  Исполнитель. Современное общество сегодня требует от нас – созидателя. Созидатель – это создатель, творец. Возможно ли что – то создать, не умея самостоятельно мыслить, прогнозировать, планировать и без умения  сопоставлять конечный продукт с замыслом. Я думаю, что ответ будет отрицательным.

Таким образом, чтобы создать конечный продукт человек должен обладать совокупностью умений. Это и стало предпосылкой возникновения понятия «универсальные учебные действия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_uud.docx22.08 КБ
Office presentation icon uud_safina_n.v.ppt1.92 МБ

Предварительный просмотр:

(слайд №1) Я хочу поделить с вами своими размышлениями на тему: «Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».  

(слайд №2) Давайте  вернёмся на 10-15 лет назад. Вспомните, каким был идеал работника?  Исполнитель. Современное общество сегодня требует от нас – созидателя. Созидатель – это создатель, творец. Возможно ли что – то создать, не умея самостоятельно мыслить, прогнозировать, планировать и без умения  сопоставлять конечный продукт с замыслом. Я думаю, что ответ будет отрицательным.

Таким образом, чтобы создать конечный продукт человек должен обладать совокупностью умений. Это и стало предпосылкой возникновения понятия «универсальные учебные действия».

Сегодня, если ученик справился с учебной задачей, значит, он достиг результата своей деятельности. Вопрос стоит только в том, какая совокупность универсальный учебных действий помогла ребёнку выполнить задание и достичь результата. К сожалению сегодня не все учителя возможно в силу не знания или нехватки времени, прежде чем подготовить задания и предложить их учащимся думают в первую очередь о том, какие универсальные учебные действия будут формироваться, использоваться для достижения результата. У нас до сих пор чаще всего во время подготовки заданий на первое место выходит задача формирования предметных навыков. Вследствие чего учащиеся и не могут выполнить нестандартные задания, решить практические жизненные задачи.

Давайте рассмотрим  одно из заданий и попытаемся вместе с вами определить, на формирование каких универсальных учебных действий оно может быть направлено.

(слайд №3) Тетрадь по математике 1 класс, 1 часть, М.И. Моро, С.И. Волкова стр.28

Бабушка связала внукам носки, по одной паре каждому. Сколько внуков у бабушки?

Запиши…

Для решения этой задачи необходимо провести анализ условия, установить соответствие 1 пара носков одному внуку. Сделать вывод. Как вы думаете, все выполненные действия, к каким УУД относятся? (Все выполненные действия относятся к познавательным). Но в то же время, если для решения этой задачи мы сначала вместе с детьми составим план решения и будем ему следовать, то на первый план вместе с познавательными выйдут и регулятивные действия. На этом же задании можно использовать жизненный опыт детей и реализовать личностные действия. Почему бабушка вяжет носки внукам? Отвечая на поставленный вопрос, учащиеся будут выражать своё мнение и позицию, что будет способствовать формированию коммуникативных УУД.

Как показывает практический анализ одного задания, возможно задействовать совокупность всех универсальных учебных действий для достижения результатов: формирование предметных результатов (счёт), регулятивных результатов (планирование и следование плану), познавательных результатов (анализ и установка соответствия), личностных результатов (семейные ценности), коммуникативных (высказывать своё мнение). И таких заданий в учебниках много, но ответьте себе на вопрос, как часто мы задумываемся над тем, какие УУД формируются посредством этих заданий. Проблема заключается ещё и в том, что работая над одним заданием всесторонне, мы затрачиваем много времени на уроке, а мы привыкли к тому, что во время урока мы должны успеть выполнить большой объём разнообразных заданий. А если мы, работая над одним, не успели другое, это вообще катастрофа. Но современное образование требует от нас сегодня не количества выполненных заданий, а качества, которое должно быть направлено на формирование умений учиться.

Хочу привести ещё один пример. На одном из уроков математики в первом классе, мы выполняли одно из заданий, которое было предложено в тетради на печатной основе. И как только я его не объясняла и на доске начертила и нарисовала, но дети не могли понять, чего же я от них хочу. Я думаю создавшаяся ситуация на уроке многим знакома. Сначала я на них нажаловалась коллегам: «Ну, что за дети!» А потом понимаю, что не дети виноваты, а я. Я что-то сделала не так. И теперь стараюсь давать возможность детям самим рассмотреть задания, предположить, что в них нужно сделать. Получается, что мы исследуем задание, проектируем или планируем свою деятельность по нему, затем выполняем, получаем результат и делаем вывод. Результат, дети по-другому воспринимают задания урока, вместе с учителем определяют, что нужно сделать, повышается мотивация. И не все пока возможно включаются в работу, и времени на это затрачивается больше. Но, думаю, что, если я буду целенаправленно работать в этом направлении, в дальнейшем работа пойдёт быстрее. Ведь таким образом формируются практически все основные общеучебные познавательные умения.

Я уже сделала один выпуск детей, которые обучались по ФГОС, в классе были разные дети и сильные и слабые. Но когда мне их классный руководитель сказала, что у них такая высокая мотивация, что они на уроке «горят». Тогда я вижу, что результат моего труда есть, ведь положительная познавательная мотивация и является одним из результатов новых стандартов. Если у ребёнка, есть желание добывать знания, он всему научится. Если нет желания учиться,  то согласитесь, как бы мы не бились, научить его чему-нибудь будет очень сложно.

В то же время, если у ребёнка будут сформированы в первую очередь познавательные УУД, то и мотивация будет высокой. Считается, что именно познавательные действия являются основой всех основ, которые должны формироваться на протяжении всего периода обучения ребёнка начиная с детского сада, а затем и в школе. (слайд №4)

Какие же действия учителя могут быть направлены на формирование познавательных УУД. Рассмотрим таблицу: (слайд №5,6, 7)

Действия учителя

Формируемые УУД

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

 Общеучебные познавательные действия

Учитель совместно с ребенком ставит цели и ищет пути их достижения, а также пути решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

Формируются следующие виды познавательных действий

(построение речевых высказываний, анализ, синтез, выдвижение гипотез, их обоснование, постановка и решение проблемы)

Учитель включает детей в открытие новых знаний.

Здесь могут быть задействованы следующие действия:

(знако-символическое моделирование, смысловое чтение, классификация)

Учитель организует работу с информацией – дети учатся пересказывать, составлять план, знакомятся с разными источниками, используемыми для поиска информации. Учитель использует разные  способы для эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации, организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.

При помощи такой организации деятельности  у учащихся также формируются познавательные действия – это поиск информации, смысловое чтение, анализ.

В заключение своего выступления хочется пожелать всем успехов в работе. И пусть у нас возможно сегодня на уроках получается не всё идеально, наша задача сегодня перестроиться так, чтобы на уроке формировались все виды УУД и они же нам помогали достичь поставленных целей и задач. Так как каждое учебное задание в зависимости от его содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).

(слайд №8) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий

Подробный паспорт информационного проекта "Зелёный друг" по окружающему миру и краеведению о деревьях Пермского края, используется во внеурочной деятельности 1-3 класса, направлен на интеграцию урочно...

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

Достижение метапредметных результатов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Современные тенденции в содержании образования все больше обращены на работу с универсальными учебными действиями, а не на формирование отдельных навыков. В своей работе я придерживаюсь того, что форм...