Как учителю не сгореть на работе
материал по теме

Как учителю не сгореть на работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_uchitelyu_ne_sgoret_na_rabote.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материал взять с сайта http://uchitelu.net/blogi 

Как учителю не сгореть на работе http://uchitelu.net/blogi/1867

Обучение детей - это очень ценная и благодарная (да-да, мы не ошиблись) работа. Весь секрет получения удовольствия от нее заключается в умении правильно относиться к трудностям. Поэтому стоит опасаться признаков перегорания на работе: раздражительность, усталость, депрессия могут застать вас врасплох. Следующие 7 простых шагов могут помочь вам сохранить энтузиазм к обучению.

1. Будьте здоровы

Очень легко увлечься воспитанием и обучением детей так, чтобы забыть о собственных нуждах. Следите за своим здоровьем: полноценно питайтесь, почаще устраивайте прогулки или другую двигательную деятельность, устраивайте двигательные перемены во время работы.

Развивайте зависимость не от кофеина, а от свежего воздуха. Все это позволит вам достичь светлого сознания, здорового тела и улучшенного взгляда на жизнь.

2. Взрослые дела

Постоянно работая с детьми, обучаете ли вы их в школе или воспитываете собственных детей, вы рискуете глубоко впасть в мир детства. Это очень приятное состояние, но и очень опасное. Поэтому включайте в свою внешкольную деятельность взрослые дела: выставки, кинотеатры, курсы, спортивные игры - проводите больше времени во взрослом окружении. Помимо всего прочего, это позволит стать вам лучше и как учителю, так как вы будете больше знать о разных сферах жизни.

3. Вдох-выдох

В течение рабочего дня или после него постарайтесь выделить 5-10 минут для того, чтобы сесть и сконцентрироваться на собственном дыхании. Глубокое дыхание позволит вам не просто расслабиться, но и пропитать неискушенный организм кислородом, зарядить его энергией и здоровьем.

4. Побалуйте себя

Делайте что-нибудь приятно и яркое для себя раз в неделю или месяц. Это может быть все что угодно: курс массажа, выезд на природу, покупка ненужно вещицы, Вы уделяете очень много времени тому, чтобы подарить себя вашим ученикам и их родителям. Найдите возможности, чтобы подарить себя самим себе.

5. Разнообразные уроки

Возможно, ваша усталость и апатия вызвана однообразием ваших уроков. Соедините материал ваших уроков с интересными проектам, Используйте разнообразные методы обучения на ваших уроках.

6. Устройте отпуск

Пару раз в год возьмите отпуск за свой счет перед или после выходных и устройте себе небольшой перерыв. Организуйте себе экскурсию, выезд на природу или на дачу, займитесь чем-то, что непривычно для ваших обычных рабочих дней.

7. Просите о помощи

Если вы видите, что не можете справиться со всеми организационными моментами в классе, не стесняйтесь настаивать и просить о помощи родительский комитет. Многие родители с радостью помогут вам в организации класса, проведении мероприятия. Некоторые из них смогут предложить специфическую помощь, которую могут оказать только они ввиду своего места работы.

Предотвращение перегорания - это часть вашей учительской работы. Сложно быть воодушевленным, если вы теряете вдохновение. Помните, что у вас есть жизнь и за пределами школы. Не забывайте, что вы живете не только ради своих учеников, но и ради себя.

Каким должен быть Учитель?

Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель...» Именно педагоги открывают нашим детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому Учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.

Выбирая своему малышу Первую Учительницу или Классную Даму будущему выпускнику, присмотритесь к педагогу и обязательно послушайте самого ребёнка.

Грустный пример. Мою маму связывала давняя дружба с классным руководителем 1-го «А» класса. А я хотела попасть в 1-й «Б»: туда уходили все детсадовские друзья, да и та классная мне нравилась больше! Но кто тогда спрашивал мнение такой малявочки? Меня «по старой дружбе», конечно же, записали в «А»-класс: числиться там считалось престижным. И три года начальной школы я страдала от навязанной мне учительницы!..

...Мы с сестрой – из потомственных педагогов. Бабушка, мама, тёти, племянницы – все преподают. У меня, сегодняшней, за плечами – только три года работы в школе. Потом судьба вынесла на параллельную прямую: я стала учить жизни взрослых людей. Но кое-что из школьной практики я вынесла!

Итак, хороший учитель – это человек...

Красивый
Учитель должен быть безупречен во всём! Чтобы по Чехову: «...и душа, и одежда, и мысли».
Моя учительница рисования даже перед уходом в декрет выглядела как куколка, так что вся школа сбегалась посмотреть на её платьица-распашонки и летящие блузки.
В отличие от неё наша классная приходила на работу неизменно в двух костюмах – коричневом или сером – поэтому напоминала сухарь.
К сожалению, встречаются и такие дамы, которые одеваются по принципу: «Я надену всё лучшее сразу!». Именно они напрочь отбивают вкус у подрастающего поколения...

Понимающий
У нас никогда не было огорода. Поэтому, когда на природоведении попросили принести сырую картошку, я даже не стала озадачивать маму. Нет и нет – это ведь не смертельно? Однако когда с меня потребовали клубень, а я развела руками, классная влепила мне «2». Мама, увидев на перемене мои слёзы, охнула и побежала в школьную столовую: уж картошка там была всегда. Не знаю, как она объяснялась с поварами... Потом мама пришла в класс, показала нашей грымзе картофелину и тихо попросила: «Пожалуйста, исправьте двойку, я вот картошку нашла...» В ответ классная дама ехидно сощурилась: «Нам нужна проросшая, с глазками. А вы что принесли?». И мама сказала ещё тише, чтобы не услышали ребята: «Ну, нет у нас дачи, а в магазине – очищенная, где ж мы возьмём проросшую-то?». «Идите, мы разберёмся» – отчеканила стерва.
Двойку она так и не исправила...
А я до сих пор помню виноватую, сжавшуюся в углу маму и, поверьте, мне всё так же хочется убить ту училку!!!

Другая история. Позитивная. У нас на филфаке было две учительницы физкультуры – две сестры-близняшки, Лариса и Луиза. Отличались они как небо и земля, нет, точнее, как Ангел и Демон. Наша Лариса Ивановна улыбалась при любой погоде, никогда не загоняла студентов до пены у рта и всегда шла навстречу любым пожеланиям. Когда я сказала, что бегать на лыжах не могу с детства, она просто кивнула: «Коньки есть? Приноси!» Я не верила своему счастью! И ведь она успевала прибегать ко мне на стадион, проверить, не обморозилась ли я, пока все бежали в ближайшем лесу марафонские круги! Впервые за несколько лет моя ненавистная «физра» превратилась в любимый урок. А в конце мая я несла Ларисе Ивановне большой букет тюльпанов, сожалея, что занятий больше не будет!
Зато получить зачёт у её сестры было под силу только спартанцам! Луиза гоняла всех до седьмого пота, постоянно кричала и мотала нервы. Помню, как она выходила из раздевалки: все кидались к ней, улыбались и дёргали за руку, думая, что это её «солнечная» сестра Лариса. А Луиза, оскалившись, орала на всех: «Я не Лариса Ивановна!!!», и все в испуге шарахались...

Рискующий
Помните, как в фильме «Завтра была война» директор, несмотря на жёсткое сталинское время, повесил в женских туалетах зеркала?
«Безумству храбрых поём мы песню». Такие люди ещё есть!
Однажды на уроке английского я так хорошо рассказала домашний топик, что англичанка обвела класс восхищённым взглядом и сказала: «Думаю, рассказ заслуживает не просто пятёрки, а выше!». Затем открыла журнал и легко вывела... «6»! Мой дневник с красующейся «шестёркой» в перемену пошёл по рукам, а учительница зашла к завучу и сказала: «Вы не удивляйтесь, я сегодня в 7-м «А» поставила «шестёрку». Заслуженную!».
Очень круто!

Мудрый
Надо уметь вставать на один уровень со своими подопечными. Быть им другом и советчиком. Но ни в коем случае не «своим в доску парнем»! Это очень тонкая грань: «Как прежде ты рядом и чуть впереди!». И ни в коем случае не подавлять ребят своим авторитетом, потому что «в тени больших деревьев маленькие не растут».

Невозмутимый
Однажды всю параллель седьмых классов собрали на большой пионерский сбор. Мы долго не могли угомониться: орали и вскакивали с мест. Вышедшая на сцену старшая вожатая постояла с минуту, помахала рукой, пытаясь утихомирить зал, а затем вдруг... расплакалась! Это был шок. Мы всегда считали, что взрослые не плачут! А здесь она размазывала тушь по щекам и громко, патриотично всхлипывала: «Неужели вам не интересны пионерские идеалы?». Орать мы перестали, но уважение к ней с того дня пропало. Всё-таки нельзя ученикам показывать свою слабость!

Помню, однажды я также пыталась угомонить «трудных» семиклашек. По истечении десяти минут увещеваний, моё спокойствие вдруг закончилось, и я рявкнула: «Да вы что, совсем охренели?». Воцарилась мгновенная тишина, а я покраснела: «Ребята, до чего ж вы меня довели!»... До сих пор мне стыдно за эти вырвавшиеся слова!
Моя подруга с филфака в таких ситуациях начинает тихо петь песни. Класс, пытаясь разобрать слова, постепенно замолкает, а она, допев куплет, как ни в чём не бывало, начинает урок.
В общем, пусть они орут и скачут по партам – а ты стой как Железная Леди, и ухом не веди!

Творческий
Помню свой первый открытый урок: мы с пятиклашками устроили суд над человечеством. Был адвокат, прокурор и общественные обвинители. На первой парте лежал большой плюшевый Тигрёнок (вымирающий вид Амурских тигров!), столы были сдвинуты в круг, я пела Макаревича, а детки приводили в пример американские ужастики, где планета гибнет в экологической катастрофе. Присутствующие коллеги-педагоги были поражены, но мне важнее было то, как мои ученики отчаянно «боролись» за каждую пядь нашей земли!

Моя творческая сестра, будучи преподавателем Института социальных коммуникаций, по собственной воле организует для студентов Киноклуб: она рассказывает им об Альмодоваре и Вуди Аллене, Кислевском и Чаплине, Марлен Дитрих и Любови Орловой. Ну, где ещё нынешнее поколение посмотрит старые киношедевры? На «испанский» киноклуб был буквально аншлаг: в центре аудитории возвышалась кафедра, задрапированная цыганской шалью, сверху на разделочной доске лежал большой кухонный нож, клочки бинта повисли на гвоздях. С этого места выступали сторонники Альмодовара. Посмотреть фильм пришли даже заочники, беременные и пара охранников с вахты. Здесь кино подавалось совершенно в другом контексте, поэтому всем хотелось высказаться и обсудить, почему в испанских страстях нет «хеппи-энда»! Разошлись в десять вечера...

Одну мою коллегу-журналиста пригласили почитать PR в сельский дом культуры! Прогресс, оказывается, дошёл и до районных библиотек, где были серьёзно озабочены своими «связями с общественностью». Но, как вы понимаете, рассказывать пенсионеркам про Интернет-ресурсы, ребрэндинг и имиджевый хит было непросто – надо было говорить на ИХ языке! Поэтому Ольга, когда-то занимающаяся в студии народного танца, тут же вспомнила пару «па».
– Смотрите, заказчику нужно что-то зрелищное и популярное, типа «Тыпыртона»! – и Ольга, выйдя на середину, выдала чечётку.
– Но вы, как хорошие пиарщики, должны понимать, что в массах есть и ценители особой красоты, поэтому вы должны придумать что-то уровнем повыше... – и в ход пошла «ковырялочка».
Библиотекарши были в восторге!

Любящий
Да, коллеги, если каждое утро вы говорите: «Пойду опять к своим яйцеголовым!» – долго вы на этом месте не протянете. На этой работе не надо стараться любыми способами получить высшую категорию, не нужно сочинять «липовые» планы уроков и воспитывать родителей и боже упаси вас ставить себя выше тех, кого вы учите. Здесь нужно просто любить своё дело и свих учеников – весельчаков, озорников и будущих гениев.

Дорогие учителя! Я прекрасно понимаю, насколько тяжёл ваш труд! Поэтому стихи Елены Обидиной, преподавателя Удмуртского Государственного университета, я просто дарю всем вам:

«Актрисы мои! Несытые или простывшие,
В автобусе мятые, на педсовете хвалёные,
Так и не выросшие, не потускневшие, не нагрешившие,
Всё-таки мало любимые, больше влюблённые!  

В этом дешёвом театрике юного зрителя,
В косых декорациях класса на три окна –
Вечная трагикомичная роль учителя
Выиграна и проиграна Вами сполна.

О, не печальтесь! Вы снова играли прекрасно
Невыносимо, безбожно, талантливо, грустно...
Я понимаю, и я к Вашей пьесе причастна,
Я аплодирую этому злому искусству!»

Каким должен быть Учитель? http://uchitelu.net/blogi/82

Педагогическая  аптечка  http://uchitelu.net/?q=node/1207

7 шагов к самомотивации педагога  http://uchitelu.net/blogi/1691

10 эффективных способов мотивации учеников на уроках http://uchitelu.net/blogi/1879

Как вовлечь учеников в учебный процесс урока http://uchitelu.net/blogi/1862

Как заставить учеников любить ваши уроки?  http://uchitelu.net/blogi/1872

Как справиться с очень шУМНЫМИ детьми? http://uchitelu.net/blogi/730

Увертюра к вашему уроку  http://uchitelu.net/blogi/1871

Хороший учитель с точки зрения ученика http://uchitelu.net/blogi/1877

Как учителю завоевать уважение учеников? http://uchitelu.net/blogi/615

Resource id #1504

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе

Учебно-методическое пособие Наталии Георгиевны Осуховой, думаю, поможет учителю сохранить своё профессиональное здоровье....

Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии

Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...

Консультация для учителей «РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Цель: познакомить с рекомендациями.1.       Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при опред...