Занковский подход к урокам чтения
методическая разработка по теме

Моторина Наталья Васильевна

Выступление на методическом объединении в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_vystupleniya_na_metod.obedinenii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Занковский подход к урокам чтения.

(выступление на методическом объединении)

Учитель Моторина Н.В.

2011 год.


Вся система развивающего обучения JI. В. Занкова направлена на общее развитие ребёнка как личности, т. е. на развитие ума, воли и чувств. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли - умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение. Развитие нравственных, интеллектуальных чувств составляет духовное богатство человека.

Общее развитие личности ребёнка происходит на всех уроках и во внеурочное время. Остановлюсь на уроке литературного чтения. Учебной книгой для чтения на наших уроках является «Живое слово» З.И.Романовской, где поставлена двуединая задача: слить работу над развитием техники и интереса к чтению с приобщением детей к искусству художественного слова, научить читать художественные произведения и научно-популярные тексты. Конечно, научить детей читать - наша главная дидактическая задача, но развития техники чтения и интереса к нему нельзя добиться многократным прочтением одного и того же текста, который уже теряет свою истинно художественную ценность, а становится лишь «оскоминой» на зубах у ученика и вызывает желание подальше забросить книгу. Беда школы в том, что литература и сейчас преподаётся не как искусство, а лишь с целью познания различных явлений, событий, героев и т.д. Главное внимание учителя и учащихся сосредоточено на уяснении сюжета произведения и помощью вопросов: что, где, куда, почему. Зачем происходило действие? А художественный образ, т.е. именно то, что является отличительной, характерной чертой искусства, остаётся за пределами внимания школьников, потому что это якобы не доступно восприятию и пониманию маленького человека. Конечно, работая на уроке над произведениями Пушкина, Тютчева, Есенина и других великих поэтов, можно всю работу свести к логическому толкованию, объяснению непонятных с точки зрения логики слов и выражений: «Как вы понимаете выражение: «Румяной зарёю покрылся восток...»? или «Найдите слова, которые характеризуют берёзу. Как они её характеризуют?» Получается, что художественный образ, созданный поэтом, разрушается, а художественное слово переведено на бытовой, нехудожественный язык. Читая художественное произведение, мы воспринимаем не скопированную жизнь, как в научно-познавательной статье, а преобразованную, по-особому увиденную, созданную воображением, умом и чувством писателя или поэта и запечатлённую в особой образной форме. У каждого писателя и поэта своё видение мира, свой талант в его изображении. Например, «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». Здесь Пушкин нам не только сообщает факты, какими были день и снег, но и то, какими их увидел своим внутренним взором, какими воспринял своей душой. А другой поэт такой же день видит по-другому: «...Снегом всё покрыто поле, все дороги замело». Тот же зимний день, то же поле, покрытое снегом, но передаётся глубокая грусть.

Именно поэтому мы и спрашиваем у детей: «Какая зима у Пушкина, Некрасова, Баратынского или Маршака?» И дети видят, что у Пушкина она добрая, бодрая, красивая, вся в блеске и в движении, у Некрасова - красивая и подвижная, живая, но суровая, у Баратынского - грустная, щемящая душу своей мёртвой недвижностью. В каждом художественном произведении дети видят не только изображаемую поэтом жизнь, но и самого поэта. Вчитываясь в стихи А.Плещеева «Мать и дети», мы открываем за простыми словами текста «Кто вас, детки, крепко любит? Кто вас нежно так голубит? Мама дорогая...» самого поэта как человека умного, доброго, ласкового, любящего свою мать. Только такой человек мог написать это стихотворение. Автор не поучает детей, а просто просит вспомнить всё, что делала и делает для них мать, - «колыбель кто вам качает», «кто вас сказкой забавляет», «кто игрушки вам дарит». И даже тогда, когда дети огорчают свою мать, становятся «ленивы, непослушны, шаловливы», задушевный тон и тёплое ласковое отношение к детям не меняется. Он открывает душу и любовь матери, не всегда доставляющую ей радость. Надо так глубоко любить и ценить свою мать, чтобы сказать о ней: «мама дорогая, мама золотая, всё она- родная». В этих словах выражены чувства и поэта, и детей.

Главной клеточкой искусства является художественный образ. Его сравнивают с айсбергом, у которого 9/10 скрыто под водой. И эти 9/10 надо вообразить, представить, понять не только умом, но и всей душой, как это поняла учительница Анна Васильевна из рассказа Ю.Нагибина Зимний дуб», которой сумел раскрыть глаза Коля Савушкин: «Боже мой! - с болью подумала Анна Васильевна.- Боже мой! Как же он был прав: зимний дуб - это существительное! Настоящее существительное!» Ей вспомнился сегодняшний урок и другие уроки: как бедно и сухо они говорили о слове, о языке, который богаче, красивее, свежее, чем мы говорим о нём в правилах.

И вот «зимний дуб» оказался для Коли настоящим существительным, за которым скрыта настоящая, интересная и большая жизнь с её красотой и тайной». Художественный образ зимнего дуба, созданный писателем, помогает раскрыть внутренний мир Коли Савушкина, пересмотреть своё отношение не только к работе учительнице Анне Васильевне, но и к своему ученику. И всей теплотой сердца Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной небогатой одёжке,чудесный и загадочный человек будущего». Эти открытия делают для себя не только учительница, но и ребята, читающие это произведение. «Художественное слово, - говорил Л.Н.Толстой, - принадлежит ли оно Гёте или Федьке, тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений». В открытии глубины произведения участвует не только логическое мышление, но и вся личность читателя - его ум, чувства, воображение, жизненный опыт, умение встать на точку зрения автора. Художественный образ способен высечь у читателя такие мысли, всколыхнуть такие чувства, о которых даже не думал и сам автор. Поэтому и делают ребята вывод из прочитанного произведения, что Коля Савушкин и

Анна Васильевна стали настоящими друзьями, а помог им в этом зимний дуб.

Литература учит человека быть человеком путём воздействия на его воображение и чувства. В этом заключается воспитание на уроках литературного чтения. Литература помогает детям открыть и понять самого себя, свой внутренний мир, внутренний мир других людей, самих писателей и поэтов. Это косвенное влияние литературы на развитие души растущего человека остаётся неизменным во все времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...

Пути реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения

Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личност...

Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения

 Литературное чтение – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии младших школьников. Использование системно-деятельностного подхода в курсе «Литературное чтение» ...

Методическая записка на тему "Применение деятельностного подхода на уроках литературного чтения"

Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Младшие школьники стремятся самостоятельно добывать знания, расширять кругозор, познавательный интерес....

Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока

В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...