Консультация для педагогов "Бумага как основной материал для аппликации."
консультация на тему

Ермакова Елена Владимировна

консультация для педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Бумага как основной материал для аппликации

 Прежде чем начать работу с бумагой, следует познакомиться с ее свойствами, узнать и из какого материала ее делают.

 Как появилась бумага? В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Наши предки с этой целью ис­пользовали камень и глину. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Их сменил папирус — растение, близкое нашим болотным осокам. Берега реки Нила были покрыты зарослями папируса. Стебли папируса разрезали на тонкие продольные полосы и укладывали их слоями крест- накрест друг на друга. Смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Впоследствии греки их называли «библос» (отсюда «библиотека»). Папирус был предшественником бумаги, потому она и стала называться у немцев Papier, у англичан — paper, у испанцев — papel. Русское слово бумага связано с итальянским bambagia — хлопок, так как первым после папируса сырьем для бумаги были отходы из хлопчатобумажных тканей.

 Еще один материал для письма стали вырабатывать в городе Пергаме. Но имени города материал получил название п е р гамент. Он был плотнее и прочнее предшественника, не пропускал краску, чернила, на нём можно было писать с обеих сторон. Сырьем для пергамента служили шкуры телят и овец. Стоил пергамент гораздо дороже папируса, так как приходилось истреблять целые стада телят и овец. Иногда книга стоила дороже поместья, поэтому ее приковывали к стене цепями.

 Прошло много времени, прежде чем был найден самый удобный материал для письма, который стали называть бумагой. Точную дату, когда появилась бумага, еще не указал ни один историк. Существует много сказаний, легенд об изобретении в Китае во II в. Цай Лунём бумаги. Способ выделки бумаги китайцы хранили в секрете.  И тем не менее секрет был раскрыт. По китайскому способу бумагу стали изготовлять в Корее (VI в.), в Японии (конец VII в.) Японская бумага превзошла по качеству китайскую. Бумага продавалась изготовителями в любую страну мира.

 В настоящее время созданы бумагоделательные машины-гиганты. Они автоматически производят формирование бумажного листа. Известно более 600 видов бумаги, различной по цвету и фактуре.

 Тем, кто работает с бумагой необходимо знать особенности и свойства ее некоторых сортов. Эти знания помогут правильно использовать бумагу при выполнении аппликации.

 Бумага-материал, состоящий из мелких растительных волокон, соответствующим образом обработанных и соединенных в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления. В продольном и поперечном направлениях бумага обладает различными механическими и физическими свойствами: отрезанная но поперечному направлению волокон, она при наклеивании дает морщинки, а в продольном -ложится гладко, хорошо приклеивается. В процессе работы следует учитывать эти особенности бумаги. Нельзя забывать, что при промазывании клейстером она разбухает и удлиняется. Поперек волокон бумага удлиняется гораздо больше, чем вдоль. Если только что промазанную бумагу сразу наклеить, то в результате продолжающегося разбухания и удлинения на бумаге появятся морщинки и складки. Поэтому промазанной бумаге нужно по­лежать полторы-две минуты. Только после этого можно наклеивать на фон.

 Существует много способов определения направления бумажных волокон. Например:

 1.Отрезать две узкие полоски бумаги под прямым углом длиной 15-20 см, шириной 0,5 см: одну - вдоль листа, другую - поперек. Полоски наложить друг на друга, взять за концы двумя пальцами и поднять в вертикальное положение. Полоска, вырезанная поперек основной массы волокон, прогибается, вырезанная вдоль — держится прямо. Резать бумагу, например, для окантовки картины, лучше по продольному направлению.

 2.Определить направление бумажных волокон можно еще проще: оторвать полоски бумаги в вертикальном и горизонтальном направлениях. Вдоль волокон отрываются ровные полоски, а поперек липни разрыва искривлена.

 Для аппликации пригодна глянцевая, настольная, мраморная, шагреневая, тисненая, бархатная, серебряная и бронзовая бумага.

 Глянцевая бумага - лучший материал для аппликации. Она ярко окрашена, легко режется, хорошо приклеивается. С ее блестящей поверхности легко снимается клей

 Настольная бумага - плотная, окрашена в мягкие тона, используется не только для вырезания изображений, но и для фона. Работа с ней требует особой осторожности, так как клей и влажные руки оставляют пятна на ее поверхности. Также существует мраморная бумага, бархатная, серебряная и бронзовая. Гулированная бумага не всегда хорошо приклеивается, поэтому ее лучше применять в качестве фона. Не рекомендуется также для анимации фольга она может применяться только при формировании блочных упражнений.

 В качестве фона для аппликации широко используются чертежно - рисовалоьня бумага, настольная, плотная оберточная, картон. Рисовальная бумага плотная, прочная, с шероховатой поверхностью. На нее хорошо приклеивается аппликация. Оберточная отличается гигроскопичностью, она размокает от клея. Эта бумага обычно окрашена в мягкие тона, она чаще применяется как фон.

 Картоном принято называть толстую, очень твердую бумагу. В продажу картон поступает под номером. Чем легче и тоньше лист картона, тем меньше его помер. Картон чаще всего окрашен в приглушенные серые, голубые, сиреневые, розовые и коричневые тона. Если аппликация выполняется на картоне, по окончании работы обратная сторона его оклеивается писчей, обойной или оберточной бумагой, чтобы картон не коробился. Аппликация высушивается под тяжелым грузом.

 В продаже имеется большой ассортимент бумаги, которую можно применять в аппликации. Но, кроме этого, можно использовать цветные обложки ученических тетрадей, оберточную бумагу, вырезки из цветных плакатов, иллюстраций, гладкую обойную" бумагу и т. и. Иногда бумагу окрашивают в требуемый цвет.

 Существуют следующие способы окраски бумаги:

Окраска тушью, чернилами для авторучек.

Окрасить бумагу можно чаем, кофе, отваром луковой шелухи.

Окраска бумаги под мрамор

Окраска бумаги тампоном.

Окрашивание способом набрызга.

Технология работы

Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следуют составление эскиза к ап­пликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и наконец, высушивание.

Понятие об аппликации

Аппликация (от латинского слова application-прикладывание)-один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

 Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикреп­ляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

 Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений . праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

 Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

 Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной.

Предметная аппликация

Все окружающее нас имеет симметричное или несимметричное строение. Симметрия — Закономерное расположение форм и красок, при этом одна сторона является зеркальным отражением другой.

 К симметричным формам можно отнести листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, силуэты бабочек, ваз, посуды, платьев и т. д. Это определение весьма условно, так как в природе ни у одного дерева ни одна его половина не повторяет в точности другую. Такое упрощение называется стилизацией. Вначале целесообразно выполнить несколько заданий, в которых предусмотрена передача отдельных изображений, имеющих симметричное строение, из одноцветной бумаги. Такие изображения будут носить силуэтный характер. Несмотря на это, они дают представление о способе изобразительной' техники' развивают умение видеть и передавать форму изображения! соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений  близких по форме, правильно определять на глаз пропорции.

Сюжетная аппликация

Сюжет — это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.

 Как отбирать сюжеты для аппликации?

 Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации, например: «Москва в прошлом и настоящем», «Страна - помнит героев», «Залп Авроры». Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь, общественно-политические события страны: «Наш город строится», «Праздничный салют», «Покорение космоса» . Богата сюжетами жизнь детей в детском саду: «Наш сад», «Кормим птиц», «На прогулке».

 Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации. Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах.

 

Декоративная аппликация

Декоративность (от латинского слова decorare - украшать) - способ создания изображений, отличающихся орнаментальностыо, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, поздравительных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стены, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения детского сада, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.

 Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать: делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства, собирать открытки, альбомы с национальными орнаментами и т. д. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма.

 За видами анимации следует вид материалов:

Из бумаги.

Природный материал (солома, пух, листья, засушенные растения и т.д)

 Из ткани (вышивка самый распространенный)

Из бросового материала.

Существует техника работы:

Плоскостная анимация.

Рельефная и объемная

Техника перетекает в разновидность плоской анимации:

Наружная

Обрывная

Мозаика

СТАРШАЯ ГРУППА

Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенством т- их при вырезании и наклеивании узоров из геометрически и растительных форм, предметов простой и более сложно! формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиции. Эти задачи нашли отражение в «Программе воспитания и обучения в детском саду».

 Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны елочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т. д.; многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка детского сада).

 Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело использовать прием обрывной аппликации. Так, дошкольники могут изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака.

 В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины).

 Закрепление приемов вырезания геометрических фигур лучше всего осуществить в процессе выполнения заданий декоративно-орнаментального характера. При этом следуёт использовать образцы народного геометрического орнамента, составленного по мотивам вышивок, ткачества, аппликации, ковроделия народов. Воспитатель специально отбирает из них наиболее простые и яркие композиции, связанные с украшением таких распространенных в быту предметов, как полотенца, платки, салфетки, ленты, фартуки, шарфы, и готовит основу для аппликаций в форме этих предметов. Так дошкольники приобщаются к народному творчеству, местным традициям искусства, знакомятся с особенностями искусства других национальностей нашей страны, что способствует воспитанию чувства патриотической гордости и интернационализма. Творческая направленность данной деятельности позволяет поддерживать интерес детей к содержанию аппликаций и получению оригинального результата путем комбинаций форм, окраски, величин, композиционных построений.

 Путем вырезания округлых геометрических фигур дети изображают реальную форму овощей и фруктов — сначала близкую к эталонной (апельсин, арбуз, дыня, слива, ягоды черники, смородины, винограда), а затем с характерными очертаниями (яблоко, груша, огурец, морковь, свекла!  Из этих "экземпляров можно создавать композиции натюрморта. сопоставляя предметы по форме, величине, окраске, располагая яблоки, груши, виноград, апельсины в корзинах, на тарелке и т.д.

 При подготовке к таким занятиям воспитатель вместе : детьми отбирает цвет и форму бумаги для заготовок и тона, чтобы научить каждого ребенка правильно и красиво сочетать основу с силуэтами предметов и их отдельных элементов i листья, ботва, черенки). Например, на зеленой яркой бумаге красиво выделяется оранжевый апельсин, янтарная гроздь винограда, оттененная темно-зелеными листьями. На желтой основе хорошо смотрятся фиолетовые сливы с красной россыпью смородины и крупным арбузом.

 Заключительное занятие по изображению группы предметов, характерных для осени, можно провести в форме коллективной аппликации на тему: «Осенний натюрморт» или «Урожай».

 Проведению этого занятия должна предшествовать большая воспитательная работа с детьми. Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, просмотр телепередач, экскурсии в овощной магазин или на овощную базу. На этой основе проводится беседа об осени, уборке урожая в колхозах, совхозах, на участках, о героическом труде колхозников по выращиванию овощей и фруктов в поле, садах, на огороде.

 В процессе выполнения аппликации воспитатель объединяет детей общей целью, организует их совместную деятельность, помогает распределять задания, направляет активность каждого участника, способствует его сотрудничеству с другими детьми, формирует чувство удовлетворения от коллективных усилий в достижении положительного результата. Результаты оказываются положительными тогда, когда воспитатель учит детей сообща планировать предстоящую работу, после распределения задания согласовывать свои действия с действиями партнеров, в ходе занятия оказывать помощь товарищам, чувствовать ответственность за выполнение своего участка работы как составной части коллективной деятельности.

 Чтобы научиться вырезать и составлять более сложные предметы (силуэты домов, транспорта, изображения птиц, зверей, человека), дети старшей группы должны уметь четко выделять части предмета, определять их форму, устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на плоскости листа бумаги, окраске. Это уточняется в ходе обследования предметов и акцентируется при объяснении задания воспитателем. Большая роль принадлежит подбору заготовок бумаги для вырезания, которые помогают детям правильно передавать форму частей и их пропорциональные взаимоотношения.

 Аппликации надо выполнять в виде тематических композиций, отражая сезонные признаки, как это показано на рисунке.

 По этому же принципу можно вырезать и составить аппликацию с изображением других разновидностей птиц: снегиря, цыпленка или петуха и т. д. Для этого надо лишь заменить цвет и величину заготовок, видоизменить форму, окраску хвоста, крыльев, клюва и др. Такое варьирование приемов изображения птиц широко используется в коллективных аппликациях: «Зимующие птицы» (зима), «Птицы на ветках» (весна), «Птичий двор» (лето). При подготовке к этим занятиям проводятся наблюдения за птицами в парке, лесу, на участке детского сада. Воспитатель закрепляет представления об их названии, особенностях строения, форме тела, головы, хвоста, крыльев, отличительных чертах разных видов птиц (по величине, окраске, строению тела) и т. д. У детей воспитывают любовь и заботливое отношение к птицам. С этой целью дети делают кормушки, следят за тем, чтобы там постоянно был корм. В процессе наблюдения за птицами следует обращать внимание на то, как они клюют зерна, пьют воду, как при этом изменяется положение разных частей тела. Это необходимо для того, чтобы дети могли передавать в аппликациях сю­жетного характера движения, разные позы тех или иных птиц и тем самым овладевать умением создавать выразительные си­луэты, располагая их на всем листе бумаги.

 В зависимости от времени года надо иметь определенный набор цветной бумаги для коллективных аппликаций, состоящих из сюжетных композиций с птицами. Так, зимний сюжет лучше выполнить на голубом или розовом фоне, чтобы расположить на нем не только птиц (снегири, синицы, воробьи) с их характерной окраской, но и подчеркнуть время года: снег на ветках, на земле, на скамейке в парке (белая бумага). Это создает определенный колорит, подчеркивая наиболее яркие сочетания и в то же время несколько приглушая их. Выполняя весеннюю аппликацию, следует голубой или серый фон расцветить нежной зеленью листвы или цветов на лугу, изобразить различных птиц (голуби, зяблики, дятлы

          Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

 Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.

 Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют

 подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

 Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

 В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д.

 Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.

 Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

 И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

 В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне.

 Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.

 Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

 

Литература:

1. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»

 2. Брыкина лекции

 3. Боготеева «Аппликация» методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природный материал.Изделие "Аппликация из листьев"

Урок построен с применением современных технических средств....

Интегрированный урок математики и трудового обучения в 1 классе с применением игровых технологий .Тема:Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 10. Аппликация из геометрического материала

Урок -путешествие. на уроке повторяется состав чисел первого десятка . Решаются простые задачи ,и выполняется аппликация из геометрических фигур....

Конспект урока по трудовому обучению в 4 классе обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования.Тема."Предметная аппликация-дом".

Цели: Коррекционно-образовательная: способствовать развитию представления о видах жилых помещений в городе и деревне , их различие, о помещениях в жилых домах, познакомить с историей возникновения жил...

Консультация для родителей «Занимательная аппликация»

Что такое аппликация? Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обр...

План - конспект интегрированного урока физической культуры и основных предметов начальной школы На тему «Закрепление изученного материала по основным предметам». Для 2 класса

Целью интрегрированного  урока по физической культуре и основным предметам начальной школы, было закрепление изученного материала. Учащиеся с удовольствием выполняли задания,  старались, сог...