Проектная деятельность учащихся
статья по теме

Аянитова Елена Гурьевна

Проектная деятельность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_uchashchikhsya22docx.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

     Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвитию и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Метод проектов

    Что такое проект? Что такое метод проектов? Попробуем ответить на эти вопросы. Метод проектов возник еще в 20-е годы ХХ столетия в США. Его называли также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогами Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важно проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.

                 Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным  проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практические применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

     Метод проектов привлек внимания русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько – нибудь  серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда, элементы этого метода (как мы часто говорим) использовались и используется многими педагогами и сейчас , в том числе и учителями нашей школы. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллективной или индивидуальной деятельности учащихся – это, по сути дела, тоже проектная деятельность.

 

      В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Этот подход органично сочетается с групповыми (cooperative learning) подходит к обучению. Метод проектов всегда предполагает решения какой – то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов.

         Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательским, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; исследовании влияния химических элементов и их соединений на живые организмы и т. д. )
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
  4. Структурирование  содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Выявления проблемы, предложения путей ее решения, оформления, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования «мозгового штурма», «круглого стола», статических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.)

      Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимся на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких – то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения, или относиться к какому-то практическому вопросу, требующему привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, развития их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальны  (видеофильм, презентация, различные виды публикаций: буклеты, информационные бюллетени, газеты, в том  числе и в компьютерном варианте, и т. д.).

        Обучающимся можно предложить к окончанию периода изучения темы подготовить реферат или доклад, изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами или рисунками , отражающими самое существенное в теме. Защита проекта может служить одной из форм итоговой аттестации. Таким образом, учебная деятельность школьников по предмету в течение всего учебного года нацелена на реализацию проектов.

             Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

             Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционными является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

Типы проектов

       По своему содержанию, структуре, методам исследованиям, решения поставленных задач проекты могут быть:

      - практико-ориентированными;

      - литературно-творческими;

      - естественно - научными;

      - экологическими;

      - культурологическими;

      - спортивным;

      - исследовательскими;

      - приключенческими (игровыми);

      - творческими;

      - информационными.

         Большинство из них требует тщательной проработки структуре проекта, определения целей, выявления актуальности, социальной значимости, продуманных методов.

          Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.

Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...

Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...