Рабочие программы по предметам 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (1 класс) по теме

Калимбет Ирина Олеговна

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике, изобразительному искусству, технологии, физическому воспитанию,музыке + тематическое планирование. 2 класс УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy-_1a_kalimbet.rar564.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №7

Красносулинского района

«Согласовано»                                                                                                           «Утверждено»

Председатель методсовета                                                                   директор МБОУ лицея №7

____________ Тындюк Л.А.                                                               __________ Уроженко Л.А.

Протокол № 1 от 27.08.2012 г.                     Приказ № 196-од от 03.09.2012 г.

 

Рабочая программа

 по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Класс 1 а

                                    Учитель:Калимбет И.О.

                                                                                   

                                                                                   

                                             

2012 г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искууство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта        начального общего образования и на основе:

● Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг (Постановление Правительства от 7.02.2011г. №61)

● Закона «Об образовании»

● федерального  государственного стандарта основного общего образования 

● БУП 2009 г.

        ● Положения о рабочих программах МБОУ лицея №7, Пр.№ 196 от 03.09.2012 г.

         Рабочая  программа создана на основе авторской  программы «Изобразительное искусство и художественный труд», авторы: Неменская Л.А.,   Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2011 г.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс/ Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011

 дополнительных пособий для учителя:

  • Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 2010;

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 2009;

 для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Просвещение, 2010.

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Просвещение, 2009.

– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие. – М.: Просвещение, 2009.

– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. – М.: Просвещение, 2009.

Цели программы:

  • развитие личности учащихся средствами искусства;
  •  получение эмоциональноценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественнотворческой деятельности.

   

 Задачи:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о

добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка,желания и умения подходить к любой своей деятельности твор

чески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в ху

дожественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре

и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта

работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать

разными художественными материалами

      Данная программа представляет собой  целостный интегративный курс, который  системно соединяет в себе  основы всех видов пространственно – визуальных искусств: изобразительных, декоративных, архитектуру и дизайн.  Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

   Программа включает четыре раздела : «Ты учишься изображать», «Ты украшаешь», «Ты строишь», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.»

    На  материале первого раздела учащиеся знакомятся с  основами художественного обучения.

 Второй раздел насыщен нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы.  В задания, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, создаёт общую атмосферу совместного игрового действия.

    Третий раздел посвящен конструированию. Видеть и понимать конструктивную основу всякого предмета – важнейшее качество мышления. Здесь мы встречаемся с пространственными построениями.

   Четвёртый раздел является итоговым: здесь происходит обобщение пройденного материала и в то же время ребёнок поднимается на новый уровень знаний. Что значит: Братья – Мастера всегда работают вместе, не расстаются, но в  каждой работе один из них занимает главенствующее место? Всякая художественная работа начинается с её конструктивной организации – построения, будь то изображение на плоскости или орнамент декора.

   Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

     Изменений , внесённых в примерную (типовую) и авторскую учебную программу нет.

                       Рабочая программа рассчитана на 33 часа.  

     Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, индивидуально – групповые.

      Формы контроля ЗУН:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных
    явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих по
    ступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере — способность кхудожественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере — навыки использования различныххудожественных материалов для работы в разных техниках(живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Мета предметные результаты:

•        умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
    художественного замысла;

Основное содержание курса

       Основное содержание обучения в  программе представлено крупными разделами: отражающими  деятельностный  характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например, подтема «Восприятие искусства» первого блока подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изучение.

                   

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на приме ре культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).

Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ- в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе-больше, дальше-меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К.  Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудии труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека {внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Передача настроения в творческой работе работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Виды художественной деятельности

16

1.1.

Восприятие произведений искусства.

3

1.2.

Рисунок.

4

1.3.

Живопись.

1

   1.4.

Скульптура.

2

1.5.

Художественное конструирование и дизайн.

2

1.6.

Декоративно-прикладное искусство.

4

2.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

8

2.1.

Композиция.

2

2.2.

Цвет.

1

2.3.

Линия.

1

  2.4.

Форма.

1

2.5.

Объём.

2

2.6.

Ритм.

1

3.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

6

3.1.

Земля — наш общий дом.

2

3.2.

Родина моя — Россия.

2

3.3.

Человек и человеческие взаимоотношения.

1

   3.4.

Искусство дарит людям красоту.

1

4

Опыт художественно-творческой деяельности.

3

Всего

33

             Планируемые результаты по учебному предмету        

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для  выполнения учебных и художественно-практических задач.

Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих 1 класс

В результате изучения изобразительного искусства  должен:

знать/понимать

  • значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
  • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
  • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
  • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);

уметь

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  • применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учетом замысла;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
  • решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
  • выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;
  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  • применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;

  • выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
  • конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
  • пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
  • выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
  • проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
  • проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.

Содержание программы учебного курса

(33 часа)

  1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. (1 1часов)

  Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства.

  1. Знакомство с Мастером Украшения. (8 часов)

    Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.

  1. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (8 часов)

     Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративноприкладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема.

  1. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (6 часов)

     Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Учебно-методические средства обучения

  1. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс/ Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011
  2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. ―М.: Просвещение,2010.
  3. Примерные программы по учебным  предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010.
  4. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ [М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального  общего образования. М.: Просвещение, 2011.

   Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:

  • изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
  • народного декоративно-прикладного искусства: Н.Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:

  • изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева.  Рисунок к месяцеслову;  С.  Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка;  Н.  Рерих.  Лес;  Е.  Чарушин.  Иллюстрации к русской народной   сказке   «Заяц   и   лиса»;   К.   Воробьев.   Волшебный   мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская   лазурь;   И.   Билибин.   Русский   Север;   А.   Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
  • народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы)

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:

  • изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара;  Е.  Зверьков.  Луг цветет;  Н.  Рерих.  Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»;  П.  Корин.  Александр Невский;  В.  Суриков. Взятие снежного городка;
  • народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех;  У.  Бабкина,  В.  Шевелев,  И.  и Е.  Дружинины.  Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:

  • профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Конча-ловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весенняя   аллея;   Е.   Ширяева.   Батик;   И.   Айвазовский.   Лунная   ночь; Н.  Рерих.   Сеча под  Керженцем.   Заморские  гости;  Е.   Волошинов. Лук;  И.  Машков.  Ягоды  на фоне  красного  подноса;  В.  Телегин. Осенний вечер;  К.  Бритов.  Мстера.  Голубая Весна;  В.  Юкин.  Ранний снег;  В.  Крылов.  Новодевичий монастырь;  Е.  Жуков.  Натюрморт с незабудками;
  • народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Коес-Деныпина, 3. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина — дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову

Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Изобразительное искусство»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа «Перспективная начальная школа»)

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки) в соответствии с основными требованиями программы обучения.

8комплектов

Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия.

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

      Персональный компьютер

          Интерактивная доска

Сканер, принтер

Цифровая фотокамера

1 шт.

 1 шт.

 1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

             1 шт.

Демонстрационные пособия

Муляжи фруктов и овощей.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела.

Предметы быта (кофейники, блюда, подносы).

 1комплект

1 комплектов

1 комплектов

 С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде).

С возможностью выполнения построений  на доске (с использованием мела или маркера).

 С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде).

Экранно-звуковые пособия

 Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», отражающие основные темы курса математики

1 экземпляр

При наличии технических средств

Игры

 Настольные развивающие игры.

Электронные игры развивающего характера

 При наличии необходимых технических условий и средств

Календарно-

тематическое

планирование


№ урока,

дата

Тема урока

Характеристика учебной деятельности.

Цели и задачи урока.

Формируемые УУД

1

05.09

Рисование с натуры листьев.

Рисование листьев простой формы (осина, тополь)

Развивать  умения передавать характерные цвет и форму.

Личностные

 (мотивация учения, смыслообразование)

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Познавательные 

(выбор оснований  и критериев для сравнения, моделирование)

Регулятивные

(постановка учебной задачи, самооценка)

2-3

12.09

19.09

Рисование на тему «Осенний пейзаж»

Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень»

Рисование осеннего дня.

Работа по картине И.Левитана «Золотая осень»

Формировать понятия об используемых художником выразительных средствах (сочетание красок, линий рисунка и т. д.)

Уметь передавать в рисунке некоторые особенности состояния осеннего дня.

Регулятивные

(постановка учебной задачи, удерживание цели)

Коммуникативные

(строить понятные собеседнику высказывания)

Познавательные 

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

4

26.09

Лепка с натуры фруктов (яблоко)

Лепить с натуры одноцветного яблока

Развивать умения передавать характерные цвет и форму.

Регулятивные

(составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Познавательные

(действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя)

5

03.10

Декоративное рисование.

(Рисование закладки в книгу)

Ознакомление с произведениями декоративного искусства.

Рисование узора в полосе с образца из форм растительного мира.

Развивать  навыки рисования простейших декоративных ягод и листьев.

Регулятивные

(коррекция – сравнение своей работы с образцом)

Познавательные

(выдвижение гипотез и их обоснование)

Коммуникативные

(слушать и слышать учителя, строить понятные высказывания)

Личностные

(проявление активности)

6

10.10

Аппликация. Узор в полосе.

Наклеивание на картоне различные геометрические фигуры.

Познакомить с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения работы.

Регулятивные

(работа по плану, удерживание цели)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям,  моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя)

7

17.10

Рисование с натуры детского мяча.

Рисование с натуры мяча (2-3 цвета)

Развивать умения передавать характерные цвет и форму, сравнивать рисунок с моделью.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям)

Коммуникативные

(понимание принятие различных позиций и точки зрения на предмет)

8

24.10

Иллюстрирование сказки «Маша и медведь»

Рисование по представлению.

Беседа по иллюстрациям к русским народным сказкам Ю.Васнецова «Три медведя», «Теремок» и др

Развивать умения передавать в  рисунке смысловую связь между персонажами.

Воспитывать любовь к русской сказке.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции)

Коммуникативные

(построение оценочных высказываний, участие в коллективном создании замысла)

Личностные

(принятие позиции учащегося)

9

31.10

Рисование на тему «Наши друзья- животные.

Рисование домашних животных.

Учить рисовать на основе наблюдений.

Регулятивные

(принятие учебной задачи)

Познавательные

(выделение существенных и несущественных признаков)

Личностные

(подчинение своих желаний сознательно поставленной цели)

10

14.11

Рисование по памяти праздничных флажков.

Рисование праздничного флажка прямоугольной формы.

Развивать умения проводить горизонтальные и вертикальные прямые линии. Развивать навыки работы с красками.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям, моделирование)

Коммуникативные

(понимание принятие различных позиций и точки зрения на предмет)

Личностные

(формирование основ гражданской идентичности личности)

11

21.11

Лепка по памяти и представлению

Лепка по памяти дерева без листьев (обобщенная форма дерева)

Развивать умения выполнять силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками без листьев.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(выдвижение гипотез и их обоснование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения)

Личностные

(проявление активности)

12

28.11

Рисование по памяти и представлению

Рисование по памяти новогодней ёлки.

Развивать умение рисо-вать по памяти контуром и силуэтом.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(выдвижение гипотез и их обоснование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения)

Личностные

(проявление активности)

13

05.12

Лепка зверей (зайка и лиса)

Лепить зверей по памяти.

Познакомить с пласти-ческими особенностями пластилина, с правилами лепки.

Регулятивные

(составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Познавательные

(действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя)

14

12.12

Иллюстрирование сказок «Колобок», «Лиса и заяц»

Рисование сюжетов «Встреча Колобка  с Зайцем», «Встреча Зайца с Лисой»

Развивать умение передавать в  рисунке взаимодействие персонажей знакомой сказки.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции)

Коммуникативные

(участие в коллективном создании замысла)

Личностные

(принятие позиции учащегося)

15

19.12

Рисование с натуры ёлочных игрушек.

Рисование ёлочного шара.

Развивать умения передавать характерную  форму предмета, выполнять узор из геометрических фигур в круге.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям)

Коммуникативные

(принятие различных позиций и точки зрения на предмет)

Личностные

(проявление активности)

16

26.12

Декоративное рисование.

«Красивые цепочки»

Самостоятельное составление нитки новогодних бус, окрашенных в основные цвета.

Развивать умения пользоваться акварельными красками при выполнении  декоративных работ.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(выдвижение гипотезы и её обоснование)

Коммуникативные

(принятие различных позиций и точки зрения на предмет)

Личностные

(стремление к получению новых знаний)

17

16.01

Рисование воздушных шариков с натуры.

Рисование воздушных шариков

Развивать умения передавать характерную  форму, цвета предмета.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям)

Коммуникативные

(принятие различных позиций и точки зрения на предмет)

Личностные

(проявление активности)

18

23.01

Рисование с натуры комнатного растения.

Рисование цветка.

Развивать умения передавать характерную  форму предмета, цвет.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям)

Коммуникативные

(принятие различных позиций и точки зрения на предмет)

Личностные (Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)

19

30.01

Рисование на тему «Первый снег»

Беседа по картинам А. Пластова «Первый снег», К.Коровина «Зимой»

Рисование по памяти акварельными красками.

Развивать умения рассказывать о картине и выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому.

Регулятивные

(постановка учебной задачи, удерживание цели)

Коммуникативные

(строить понятные собеседнику высказывания)

Познавательные 

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

20

06.02

Декоративное рисование.

Растительный узор в круге.

Составление узора в круге.

Развивать умения пользоваться акварельными красками при выполнении  декоративных работ.

Регулятивные

(работа по плану, удерживание цели)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям,  моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя)

21

20.02

Рисование с натуры детских игрушек.

Рисование грузовика, автобуса.

Развивать умения передавать характерную  форму предмета, цвет.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

Коммуникативные

(принятие различных позиций и точки зрения на предмет)

Личностные

(проявление активности)

22

27.02

Лепка зверей (волка, козлёнка)

Лепить зверей по памяти.

Формировать объёмное видение предметов. Развивать чувство цельности композиции.

Регулятивные

(составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Познавательные

(действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя)

23

06.03

Иллюстрирование сказки «Волк и семеро козлят»

Рисование сюжета по выбору.

Ознакомление учащихся с элементарными приемами иллюстрирования литературного произведения.

Развитие воображения, творческой мысли.

Развитие умения передать в  рисунке взаимодействие персонажей знакомой сказки.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции)

Коммуникативные

(участие в коллективном создании замысла)

Личностные

(принятие позиции учащегося)

24

13.03

Декоративное рисование.

«Чудо-платье»

Ознакомление с произведениями декоративного искусства.

Самостоятельное составление узора  на платье.

Работа с шаблоном. Развивать творческое воображение.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, работа по алгоритму, коррекция ошибок в своей работе)

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, осознанное построение композиции)

25

20.03

Аппликация. Растительный узор в круге. «Сказочный букет»

Самостоятельное составление узора  в круге.

Развивать представление о декоративном растительном узоре.

Регулятивные

(работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям,  моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний)

26

03.04

Лепка с натуры Помидор.

Лепка с натуры помидора.

Формировать объёмное видение предметов.

Регулятивные

(составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Познавательные

(действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя)

27

10.04

Декоративное рисование.

«Сказочный букет» (Городец)

Самостоятельное составление узора  в круге.

Развивать умения пользоваться акварельными красками при выполнении  декоративных работ.

Регулятивные

(работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям,  моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний)

28

17.04

Рисование на тему «Весенний день»

Рисование на основе наблюдений.

Беседа по картине И.Левитана «Первая зелень», «Май»

Развитие умения рассказать о картине и выразить свое эмоциональное отношение к изображаемому.

Регулятивные

(постановка учебной задачи, удерживание цели)

Коммуникативные

(строить понятные собеседнику высказывания)

Познавательные 

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)

     29

24.04

Декоративное рисование.

(Хохлома)

Рисование элементов Хохломской росписи.

Развивать умения пользоваться акварельными красками при выполнении  декоративных работ.

Регулятивные

(работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям,  моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний)

Личностные

(стремление к получению новых знаний)

       30

08.05

Рисование по памяти цветов.

Рисование ромашки, тюльпана акварельными красками.

Беседа по картине А.Пластова «Колокольчики и ромашки».

Развитие умения передать характерные цвет и форму.

Развитие умения рассказать о картине и выразить свое эмоциональное отношение к изображаемому.

Регулятивные

(принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(выдвижение гипотез и их обоснование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения)

Личностные

(проявление активности)

31-32

15.05

22.05

Декоративное рисование.

« Сказочная птица» (Хохлома)

Рисование сказочной птицы в тёплых тонах.

Развитие воображения, творческой мысли.

Регулятивные

(работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям)

Познавательные

(сравнивать объекты по критериям,  моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний)

Личностные

(Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Рабочие программы по  предметам составлены по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Рабочая программа по предметам образовательной системы "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС НОО. 3 класс

- концепция программыпрограмма  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­орит...

Рабочая программа по предметам образовательной системы «Начальная школа XXI века» для обучающихся 3 класса.

- концепция программыпрограмма  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­орит...

Рабочая программа по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе " Перспективная начальная школа" 4 класссостоит из разделов:1 Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика4 Описание места предмета в у...

Рабочие программы по предметам УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам УМК "перспективная начальная школа". 1 класс....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (Начальная школа XXI века)

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" УМК "Начальная школа XXI века" 1 - 4 класс  является приложением к ООП НОО и содержит разделы:- планируемые результаты курс...