Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)
рабочая программа по теме

Ильина Оксана Сергеевна

Обучение школьников бережному отношению к своему здо­ровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современ­ного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических состав­ляющих здоровья

 

    Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и вести здоровый образ жизни с учетом ин­дивидуальности каждого.

 

    Задачи программы:

-         научить ребенка раз­личным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

-         дать знания о собственном здоровье и факто­рах, влияющих на состояние здоровья;

-         научить ребенка практическим методам самостоятель­ного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

-         формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации; 

-         профилактика вред­ных привычек.

-         формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-         обеспечение физического и психического саморазвития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38 городского округа Самара

имени гвардии полковника Косырева М.И.

__________________________________________________________________

Утверждаю:           Согласовано:

директор МБОУ  СОШ  № 38           зам. директора по УВР

___________ И.В. Ерисова            _______Е.А. Курбатова

        Рассмотрено на заседании МО

                                                                                                 начальных классов

                                                                                             протокол № ____ от _______201 г.

                                                                                                Руководитель МО _____________

Модифицированная образовательная программа

для внеурочной деятельности младших школьников

«Школа докторов природы»

(уроки здоровья)

Направление: спортивно-оздоровительное

Возраст детей 6-8 лет

Срок обучения 1 года

                                               

                                            Составитель:

                                                                                учитель начальных классов

                                                       Ильина О.С.

                                                           

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………. 3
  2. Учебно-тематический план……………………………………….. 4
  3. Содержание курса…………………………………………………. 5
  4. Планируемые УУД………………………………………………... 7
  5. Методическое обеспечение программы…………………………. 8
  6. Список литературы……………………………………………….. 9

Пояснительная записка

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих здоровья

    Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и вести здоровый образ жизни с учетом индивидуальности каждого.

    Задачи программы:

  • научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
  • дать знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья;
  • научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
  • формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации;  
  • профилактика вредных привычек.
  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечение физического и психического саморазвития.

    Занятия проходят в форме игр, праздников, КВН, театрализованных постановок.

    Занятия проводятся в кабинете, спортивном зале, столовой и на улице.

    Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

    Среди множества методов можно выделить девять основных: дискуссия, рассказ, наглядность, эксперимент, экскурсия, услуги, ролевая игра и драма, сочинение стихов и песен, игры.

Мы отказались от запугивания: «Не делай этого, а то заболеешь или умрешь». Такой подход, по данным психологов, низкоэффективен, информация быстро забывается.

    Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения
легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на
занятие снова.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

2

1

1

2

Я смотрю на себя, я слушаю себя

6

2

4

3

Я учусь творить свое здоровье

18

8

10

4

Экология и здоровье

3

1

2

5

Здоровый образ жизни

4

2

2

Итого

33

14

19

Содержание курса

Обучение предлагается проводить по идентичным направлениям (разделам), каждый из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.

I раздел. «Я смотрю на себя, я слушаю себя»

В этой части программы мы обращаем внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитываем систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.

Я познаю себя. Я и мое тело: из чего я сделан (общее представление о строении человека). Что я в себе вижу? (Мой рост, телосложение, мой пол, цвет волос и глаз и другие внешние данные.) Я и моя душа: что я в себе слышу? Что я о себе думаю?

Диагностика состояния здоровья. Я и мир. Мир вокруг меня; из чего он состоит? Мир природы и мир людей. Для чего они мне нужны, для чего им нужны я и мой класс? Зачем мы вместе? Мы все похожие и все разные. О чем думают девочки? Чем увлекаются? В какие игры играют? Что любят мальчики? О чем мечтают? Почему в свои игры не принимают девочек? Что нужно делать, чтобы тебя понимали другие люди? Я и моя школа. Я знаю директора, учителей, техническую служащую, медицинскую сестру, знаю, как их зовут. Я здороваюсь с ними и благодарю за заботу обо мне.

II раздел.  «Я учусь творить свое здоровье»

Здесь мы говорим о физическом здоровье, то есть изучаем текущее состояние органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает следующие знания, умения и навыки учащихся:

  1. - знание элементарного строения органов и систем, и их значение в жизни человека;
  2. - соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
  3. - умение выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, для улучшения кровообращения, дыхательной гимнастики.

Режим дня и его основные компоненты. Зачем мне нужен режим дня? Как и когда я выполняю домашнюю работу? Как я отдыхаю? Зачем мне нужен отдых? Чем я занимаюсь в свободное время?

Сон - это отдых для моего организма. Сколько надо спать? Нужен ли дневной сон? Как правильно спать? Какой должна быть постель?

Я и моя осанка. Где у человека позвоночник и зачем он нужен? Что заставляет его сгибаться и разгибаться? Как следить за своей осанкой? Как правильно сидеть при чтении и письме? Практическая работа. Разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышц.

Глаз - орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телевизора. Почему болят глаза?

Практическая работа. Оценка остроты зрения учащихся в медкабинете, разучивание комплекса.

III раздел. «Экология и здоровье»

Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение экология имеет для нашего здоровья. На уроках учащиеся узнают о том, что человек - часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье.

Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу? Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей? Купание в открытых водоемах. Воздушные и солнечные ванны. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу? Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей? Купание в открытых водоемах. Воздушные и солнечные ванны. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

IV раздел. «Здоровый образ жизни»

Дети должны не только знать о вреде курения, алкоголя и наркотиков, но и уметь сопротивляться давлению, уметь сказать «нет». Одно из главных требований к этому разделу программы - максимальное исключение возможности обратного эффекта, «повышенного интереса». То есть сообщаемая информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность фактов.

Культура моей страны и я. Я - неповторимый человек. Множество решений. Решения и здоровье.

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Реклама и курение. Не пробовать, не начинать!

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные  УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в словаре.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).


Коммуникативные  УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.


Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.


Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Для  реализации  программы  необходимо:

Учебные пособия:

натуральные  пособия  (реальные  объекты  живой  и  неживой  природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные

щетки,  и др.;

изобразительные  наглядные  пособия  (рисунки,  схематические  рисунки,

схемы,  таблицы):  картины  русских  художников;  плакаты:  «Мое  тело»,

«Правильно  чистим  зубы»,  «Комплекс  упражнений  утренней

гимнастики»,  «Первая  помощь  при  порезе»,  «Пропаганда  здорового

образа  жизни»,  «Этикет»,  «Правильная  осанка»,  «Гимнастика  для  глаз»,

«Хорошие  манеры»;  схемы:  витаминная  тарелка,  профилактика

инфекционных заболеваний и др.;

измерительные приборы: весы, часы и их модели.

Оборудование  для   демонстрации  мультимедийных  презентаций:

компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

Подобная  связь  содержания  программы  внеурочной  деятельности  с

учебной  деятельностью  обеспечивает  единство  учебной  и  внеучебной

деятельности,  что  позволит  сформировать  у  обучающихся  не  только

мотивацию  на  ведение  здорового  образа,  а  будет  способствовать

формированию  знаний  о  социальной,  психологической  и  соматической

составляющей  здоровья  и  уверенности  в  необходимости  заботы  о

собственном здоровье.

Список литературы

 1.  Антропова,  М.В.,  Кузнецова,  Л.М.   Режим  дня  школьника.  М.:  изд.

Центр «Вентана-граф». 2009.- 205 с.

2.    Бабкина,  Н.В.  О  психологической  службе  в  условиях  учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2011 – № 12 – С. 3–6.

3.    Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5

классы. – М.: ВАКО, 2008 г. - / Мастерская учителя.

4.    Дереклеева,  Н.И.  Справочник  классного  руководителя:  1-4  классы  /

Под ред. И.С.  Артюховой.  –  М.:  ВАКО, 2010 г.,  -  167  с. (Педагогика.

Психология. Управление.)

5.    Захаров.  А.Н.  Как  предупредить  отклонения  в  поведении  детей.  М.

2009. - 85 с.

6.    Карасева,  Т.В.  Современные  аспекты  реализации

здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. –  № 11. –

С. 75–78.

7.    Ковалько,  В.И.  Здоровьесберегающие  технологии  в  начальной  школе

[Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2009. – 124 c.

8.    Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические

разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных

игр  для  младших  школьников.  –  М.:  ВАКО,  2010 г.  –  /  Мастерская

учителя.

9.    Невдахина,  З.И.  Дополнительное  образование:  сборник  авторских

программ  /  ред.-сост.  З.И.  Невдахина.  -  Вып.  3.-  М.:  Народное

образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

10.  Патрикеев, А.Ю.   Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2010. -  176с. -/ Мозаика детского отдыха.

11.  Синягина,  Н.Ю.  Как  сохранить  и  укрепить  здоровье  детей:

психологические  установки  и  упражнения  [Текст]  /  Н.Ю.  Синягина,

И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2011. – 112 с.

12.  Смирнов,  Н.К.  Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  в

работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2010. – 268 с.

13.  Степанова,  О.А.  Оздоровительные  технологии  в  начальной  школе.  //

Начальная школа, №1 - 2003, с.57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Юный информатик»

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...

Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления.

Программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  (в соответствии с пособием для учителей «Внеурочная деятельность школьник...

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Музыка и мы"

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Музыка и мы" составлена на 4 года и предназначена для учителей музыки, работающих в начальной школе....

«Использование образовательных интернет - ресурсов во внеурочной деятельности младших школьников».

Презентация к докладу на тему "Использование образовательных интернет-ресурсов во внеурочной деятельности младших школьников."...