Происхождение человеческой речи и образование отдельных языков
занимательные факты по теме

Киржинова Саида Аскербиевна

Данная работа освещает вопросы возникновения человеческого общества, этапы развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Происхождение человеческой речи и образование отдельных языков

План

  1. Труд создал человека и членораздельную речь.
  1. Возникновение человеческого общества.
  2. Язык как орудие мышления.
  3. Речь на разных этапах развития общества.

  1. Образование  языков.
  1. Русский язык в своем развитии.
  2. Адыгейский язык. Создание адыгейской письменности.
  3. Значение русского языка в развитии национальных языков.

3.   Писатели разных национальностей о русском языке.

Человек стал человеком в процессе труда: вследствие трудовой деятельности возникла и членораздельная речь, так как людям необходимо было согласовывать в труде действия, обмениваться накопленным опытом и знаниями. Речь явилась средством общения людей.

Происхождение человеческой речи очень интересный вопрос, на который долго время не могли ответить ученые.

Речь человека возникла непосредственно в обществе, живет и развивается только в обществе и служит обществу, отражая жизнь общества, закрепляет результаты мышления, культуры и опыта на всем протяжении человеческой истории и содействует их дальнейшему развитию.

Играя такую важную роль в жизни общества, язык, речь человека являются продуктом общественного развития и  создаются не отдельным человеком, а народом  и изменяются в процессе исторического развития всего народа.

Вообще, процесс развития речи очень сложный, очень древний, продолжается  поныне и будет совершенствоваться всегда.

Речевое общение осуществляется с помощью определенного языка (русского, французского, немецкого или любого другого). Человек, начиная уже с самого раннего детства,  постепенно усваивает слова и грамматический строй языка, на котором говорят окружающие, т.е. общество. Этот процесс овладения языком неразрывно связан с процессом познания мира. Язык как орудие мышления позволяет делать обобщения, выводы. Если с рождения ребенок не будет слышать речи, у него не будет развиваться мышление, способность к общению.

Только в фантастических повествованиях, как например, у английского писателя Киплинга о мальчике Маугли, можно встретиться с тем, как живя среди животных, не слыша человеческой речи,  ребенок остается человеком.

В жизни подобных историй не бывает.

В 1754 году французский философ Этьенн Кондильяк описал литовского мальчика, который жил среди медведей. Когда его нашли люди, мальчик не проявлял никаких признаков разума, ходил на четвереньках, не умел говорить. Прожив среди людей,  он научился примитивно говорить, понимать человеческую жизнь, но ничего не мог вспомнить о прошлом пребывании среди животных.

Более подробно, научно описана история и жизнь двух девочек Камалы и Амалы, которых в 1920 г.  в Индии обнаружил известный психолог Рид Сингх в волчьем логове вместе с волчатами. Он взял обеих девочек, исследовал их и попытался их воспитать. Старшей девочке в это время  было лет семь – восемь, а младшей – года полтора-два. Как стало известно,  обе девочки в младенчестве попали к волкам и с тех пор никогда не общались с людьми. В результате каждый ребенок научился повадкам животных: они бегали на четвереньках, боялись огня, огрызались, даже выли ночью по-волчьи, пытались скрыться при виде людей и т.д.

Младшая девочка Амала вскоре умерла, а старшая прожила среди людей около десяти лет. Все эти годы Сингх вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Первые годы она ходила и бегала, опираясь на руки и ступни, на четвереньках; пила, лакая; мясо ела сырое и только с пола, урча и рыча в случае приближения кого-либо к ней в это время. Девочка хорошо видела в темноте, боялась яркого света, огня, не давала себя мыть, спала днем, сидя на корточках лицом к стене. Через два года Камала научилась плохо стоять, через шесть лет – ходить, но бегала на четвереньках. В течение четырех лет она выучила всего шесть слов, а через семь лет – сорок пять. К этому времени она полюбила находиться среди людей, стала бояться темноты, научилась есть руками, пить из стакана. Но все равно ее умственное развитие к семнадцати годам было близким к развитию четырехлетнего ребенка, а речь весьма примитивной.

Подобных случаев известно до настоящего времени очень много,  и все они свидетельствуют об одном: без коллектива людей, без общества человек как личность не может развиваться, он не имеет языка, его психические качества остаются неразвитыми, это скорее животное, нежели человек.

Итак, общественный осознанный труд создал человека, выработал средство общения – язык, который постоянно развивается, совершенствуется, давая возможность человеку подняться до отвлеченного абстрактного мышления, отразить закономерности наблюдаемых явлений, закрепить опыт познания для будущих поколений.

Язык, возникнув одновременно с человеческим обществом, всегда сопутствует ему на всем пути его развития, так как общество не может существовать без языка как важнейшего средства человеческого общения.

Древнейшая человеческая речь зазвучала в первобытном обществе, это была звуковая речь, подкрепленная жестом. Родовой строй определил связи между родами, наличие того или иного типа семьи, а также племен. Языки соседних родов имели сходные черты и отличительные.

Дальнейшее развитие родовых и племенных объединений привело к усложнению языковых отношений. По мере того, как род превращался в племя, язык рода становился средством общения для всего племени. Племена, расчленяясь, превращались в народы, изменялись языки, становясь не только взаимно непонятными, но и утрачивая почти всякий след первоначального единства.

В условиях рабовладельческого и феодального обществ народность как более высокая общность людей открывает большие возможности для развития производства, накопления производственного опыта и обмена им и достижениями культуры, а также для совершенствования языка. В период становления народности происходит переход от племенных языков к языкам народностей.

Исторически первыми образовывались народности рабовладельческих обществ (древнеегипетская, древнекитайская и др.).

Древнерусская народность складывалась в условиях формирования и укрепления феодальных общественных отношений. В это время выявляются различия между общенародным языком и диалектами. Возникновение государства привело к возникновению особой формы языка – литературного языка.

Вместе с образованием нации формировались и национальные языки. У разных народов процесс складывания нации  и образования национальных литературных языков протекал в разное время, в различные сроки и разными путями.

Русский язык в своем развитии прошел несколько этапов.

Древнерусский язык сложился в VII – VIII в.в. н.э. на базе восточных диалектов общеславянского языка. С образованием русской народности образовалось древнерусское государство с главным городом Киевом, вследствие чего сложился общий язык на основе киевского диалекта. Это был единый язык для всех восточных славян, т.е. будущих русских, украинцев и белорусов.

Гениальный памятник древнерусской литературы, призывающий к единению в борьбе против врагов земли русской, «Слово о полку Игореве» свидетельствует о большой культуре древнерусского языка, богатстве его, выразительности.

В Киевской Руси было два литературных языка – старославянский и древнерусский. Это способствовало обогащению русского языка.

К XVI веку создается сильное, единое централизованное Русское государство со столицей Москвой, которое как бы завершает процесс формирования русской народности. Создается единый язык для всего населения Московского государства – язык великорусской народности. В этот период происходит разделение древнерусского языка на три родственных – русский, украинский и белорусский.

Большую роль в распространении единого языка сыграло книгопечатанье. В 1574 году во Львове Иван Федоров издает первый печатный учебник для обучения грамоте «Букварь», затем стали активно создаваться учебные книги, что способствовало утверждению норм русского языка.

В это период усиливается интерес иностранцев к русской культуре и языку. Русские в свою очередь посещают страны Западной Европы, в результате чего русская лексика, русские понятия все более активно входят в разные языки мира, а русский язык также включает в свой словарный состав многие западноевропейские заимствования и лексические элементы из языков Востока.

Все эти процессы особенно проявляются в Петровскую эпоху, когда начинается процесс складывания русской нации и формирования национального языка. При непосредственном участии Петра I, был введен новый алфавит, который облегчил овладение грамотой, сделал написание букв проще. Мы с вами до сих пор пользуемся тем шрифтом, что был принят при Петре I.

Академик В.В.Виноградов писал: «Введение русской гражданской азбуки… намечало пути дальнейшей борьбы за создание на народной основе национально-русского литературного языка».

Дальнейшее развитие его связано с именами и деятельностью выдающихся писателей, ученых XVIII века и прежде всего Михаила Васильевича Ломоносова. Он создал первую научную русскую грамматику, разработал теорию стилей русского языка, что позволило упорядочить лексическую систему русского языка.

Язык претерпел еще ряд изменений, усовершенствований, и к началу XIX века сформировался современный русский литературный язык.

Процесс образования современного русского языка связан с деятельностью А.С.Пушкина, который является фактически его родоначальником. В произведениях А.С.Пушкина гармонически слились все жизнеспособные элементы русского литературного языка и живой разговорной речи. В дальнейшем происходит лишь совершенствование современного русского языка. В этом огромная заслуга таких писателей , как И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, М.Горький, С.А.Есенин, А.А.Блок, А.А.Фадеев и многих других.

Русский язык, как и «любой язык, если он живой, меняется непрерывно. Меняется значение составляющих его слов, их произношение, ударение в них, конструкция фраз, форма и вид обращений – все». Так, например, слово «изумленный» в XVIII веке еще значило «сошедший с ума», «спятивший». Звучало так: «И после пытки огнем, в изумление пришел, выдал своих сообщников». Теперь же мы употребляем слово «изумленный» как «чрезвычайно удивленный». Меняется ударение. В пушкинские времена слово «музыка» произносилась с ударением на  ы, в наше время так никто уже не говорит. Эти и другие интересные факты мы находим в письмах писателя Льва Успенского, автора книги «Слово о словах».

Русский язык оказал прогрессивное влияние на языки других народов нашей страны.

Адыги не имели своей письменности, что тормозило развитие адыгейского языка. Адыгейский язык принадлежит к абхазо-адыгейской группе иберийско-кавказских языков. В адыгейском языке существует бжедугский, темиргойский, шапсугский и абадзехский диалекты.

Несмотря на многовековые связи с развитыми странами, адыги не создали своей письменности.

По преданию, первая попытка создания адыгейской письменности относится к самому началу XIX века. В верховьях реки Анапы жил дворянин Хаджи Натауко Шеретлук. Под старость он задумал перевести на адыгейский язык арабские книги. С этой целью Натауко принялся за составление адыгейского букваря. Его труд, близившийся к концу, был внезапно прерван, и все результаты уничтожены. Он, якобы, увидел ночное видение, которое сказало ему, что на его труд нет благословения. На самом деле не вещий сон, а противодействие мусульманского духовенства помешало созданию адыгейского алфавита.

Лишь с конца 20-х годов XIX века начались реальные попытки создания адыгейской письменности. Шла борьба между русскими и арабо-мусульманским влиянием. Был создан ряд проектов алфавита. Решающее влияние в этом вопросе оказали русские ученые.

Кроме обычного разговорного языка, у адыгов были в ходу жаргоны. Во время набегов феодально-родовая знать разговаривала на особом, непонятном для других, жаргоне. В основу литературного адыгейского языка положен темиргоевский диалект.

Прогрессивные адыги и ученые, собиравшие адыгейский фольклор и изучавшие адыгейские языки, пытались создать письменность, но ни один из предложенных ими алфавитов не получил широкого распространения среди народа. Только в XX веке адыги получили письменность. Вначале был создан алфавит на арабской основе, затем на латинской, а зстем был заменен алфавитом на русской основе.

Литературный адыгейский язык, опираясь на традиции устного народного творчества, продолжая и развивая их, прошел большой путь. Огромное значение в развитии адыгейского языка имел великий русский язык. Недаром выдающиеся представители адыгейского народа – просветители, ученые – Шора Ногмов, У.Берсей, П.Табиев, М.Шовгенов и другие высоко оценивали вклад русского народа в мировую культуру, и призывали свой народ к изучению русского языка.

Влияние русского языка выразилось не только в лексических заимствованиях, но и в распространении художественной и общественно-политической литературе.

Создателем адыгейской национальной письменности и научной грамматики  был первый адыгейский ученый Даут Алиевич Ашхамаф. Его научные труды послужили основой развития литературного языка, решения проблем языкового строительства.

Интеллектуальное развитие адыгов глубоко отразилось на лексике, которая претерпела сильное изменение. Наряду с отмиранием устарелых слов и понятий, появилось иное осмысление старой терминологии, появились новые термины. Многие произведения русской классики переведены на адыгейский язык.

В труднейшем процессе создания адыгейского литературного языка принимали непосредственное участие зачинатели адыгейской литературы Т.Керашев и А.Хатков, а затем последующее поколение адыгейских писателей и поэтов.

Тембот Магометович Керашев является основоположником адыгейской прозы. Его произведения отражают путь развития Адыгеи и носят черты глубокого своеобразия.

Я горжусь тем, что родилась и живу в солнечном ауле Кошехабль – на родине первого адыгейского писателя Т.М.Керашева, в творчестве которого показан трудный и сложный путь адыгейского народа к национальному возрождению. Наша школа (Кошехабльская СОШ №1)  носит имя Т.Керашева.

У нас в Адыгеи развито двуязычие – это знание родного адыгейского и русского языка.

На адыгейском языке сейчас издаются газеты, журналы, произведения писателей и поэтов Адыгеи. На адыгейский язык переведены произведения классиков мировой литературы. Лучшие произведения адыгейской литературы переводятся на русский язык, ставший языком межнационального общения, а это значит, что произведения адыгейской литературы читаются во всех уголках нашей многонациональной Родины.

Ведущая роль в жизни нашего общества принадлежит русскому народу; русскому языку. Он выступает в качестве связующего звена единой цепи взаимообогащения культур народов нашей страны.

С любовью говорят писатели разный национальностей о русском языке. Узбекская поэтесса Э.Ахунова пишет.

                Человечеством чтимый,

                Он по праву велик:

                Постигаемый сердцем

                Вольный русский язык».

Восторженно и вдохновенно говорит о русском языке замечательный адыгейский поэт К.Жанэ.

                Ты богат словами, как весна цветами,

                Русский выразительный язык.

                Ты помог родиться дружбе между нами,

                Русский поразительный язык.

                Без тебя б остались мы в теснинах узких,

                А с тобой нам целый мир открыт.

                И адыг «спасибо» русское  по-русски

                Русскому за это говорит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Адыги. - Майкоп, 1957.

Блягоз З.У. Русский язык – язык межнационального общения народов. - Майкоп, 1976.

Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVIII – XIX в. в. - М., 1938.

Успенский Л. Слово о словах.-  М., 1978.

Шабанова Е.  Тембот Керашев . – Майкоп, 1959.

Адыгейский фольклор, книга 1 и 2, Майкоп, 1980.

Очерки истории Адыгеи.- Майкоп, 1957.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

27.09.2013 Урок обучения грамоте: Звуки человеческой речи.

Обучение грамоте. Букварь. Репкин. Звуки речи....

Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова.

Представляю серию презентаций по развитию речи на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Данные презентации помогут обучающимся при написани...

Конспект урока окружающего мира «Происхождение человеческого общества» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом.Планируемые результаты:Предметные:Знать, что человек – часть природы и ...

"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи  - научить связно и последовательно излагать свои мысли....

"Мышление развивает речь" Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №2,2016 год

Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюд...

презентация "Происхождение и употребление слов в русском языке"

Данная презентация будет полезна на уроках русского языка в 4 классе....