Доклад "Здоровьесберегающие образовательные пространства"
статья (4 класс) по теме

Секишева Татьяна Алексеевна

Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, потребностям и интересам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные пространства.

Секишева Т. А.,

учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»,

г. Старый Оскол, 2013

(вместе с Игумновой)

Развитие здоровьесберегающей среды в школе предполагает организацию всего образовательного процесса на основе принципа природосообразности и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, правилами и требованиями, т.е. с соблюдением режима дня, включением двигательной активности учащихся, обеспечением их горячим питанием и медицинским обслуживанием. Традиционно в педагогической среде сложилось отношение к здоровью, как к цене качества образования (учить, не ухудшая здоровья) или как к его условию (будет здоровье - будет педагогический результат).

Главные особенности здоровьесберегающего пространства школы (далее – ЗПШ), отличающие его, в том числе, и от общеизвестных гигиенических норм и рекомендаций, соответствуют принципам здоровьесберегающих образовательных технологий и кратко могут быть представлены определёнными положениями. Особенностью ЗПШ является инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства способствует превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.

Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени воздействия которых регламентированы в СанПиНах. Существуют отличия, позволяющие представить это пространство не просто как новое обозначение хорошо известных факторов, но и как область практического качественного повышения эффективности здоровьесбережения. Во-первых, в СанПиНах представлен набор отдельных позиций с количественными рамками, которых необходимо придерживаться. Анализ же педагогического пространства ориентирован преимущественно на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов, тем более, что на самом деле их воздействие всегда сочетаемое и взаимосвязанное. Во-вторых, в отличие от гигиенического подхода, центрированного на самих патогенных факторах, центром внимания в педагогическом пространстве оказываются субъекты педагогического процесса и сами эти процессы.

В структуре ЗПШ можно выделить несколько феноменологически близких явлений.

Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СанПиНами - они известны и приводятся в соответствии с требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания помещения класса. Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи. В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только для сохранения и укрепления здоровья.

Другим элементом экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через неё – на телесную организацию человека и его здоровье  зрительных образов той среды, в которой человек находится. Исследованиями В.А.Филина в 80-х – 90-х годах прошлого столетия показано, что однообразные по геометрическим формам, преимущественно прямоугольные, с многократно повторяющимися элементами архитектура интерьера помещений, часто используемые вещи оказывают негативное воздействие на человека. Наоборот, разнообразие форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических фигур способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям. Сходные закономерности и в отношении цветовой гаммы: бесцветное окружение (бело – серо – коричневое) с ритмично повторяющимися линиями повышает утомляемость человека, понижает эмоциональный настрой.

Эмоционально поведенческое пространство здоровьесбережения школы – также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью действий поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе.

Характеристиками этого пространства могут служить:
 • уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
 •   характеристики эмоционально – психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;                  

 • формы и характер поведения учащихся на переменах;
•   забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны ЗПШ. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики — использовать.

Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребёнка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
2. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.

3.Иванов А.Н. Теория здороьесберегающих технологий. –М.: ПРИОР, 2003 

4. Семенов А.Н. Теория здоровьесберегающего обучения. – М.: Смарт, 2005 
5.Смирнова А.Н. Педагогическое сопровождение опыта здоровьесберегаю-щих технологий. – М.: Смарт, 2005 – 

6.Филин В.А.«Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо» (М., 2003)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Статья о проблемах сохранения и укрепления здоровья младших школьников во время учебного процесса....

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...