Главные вкладки

    Рабочие программы. 3 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС.
    календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

    Каширская Оксана Тимешевна

    Рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon rabochie_programmy.zip642 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    п/п

    Дата

    Тема урока

    Тип урока

    Характеристика деятельности детей

    Планируемые предметные результаты

    Универсальные

     учебные действия

    Личностные результаты

    Введение (1 ч)

    1

    Введение.

    Вводный урок.

    Читать советы «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения.

    Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия «история» и «география». Дополняет рубрики.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    Земля – наш общий дом (8 ч)

    Солнечная система

    2

    Где и когда ты живешь.

    Урок вхождения в новую тему.

    Обсудит проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени».

    Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника.

    Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени в одном из Интернет-сервисов.

    Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениями за природными явлениями.

    3

    Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации.

    Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы.

    Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в неё. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу.

    Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности.

    4

    Земля – планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов дня и ночи.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли.

    Характеризует формы и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы.

    Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

    Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень мотивации.

    Условия жизни на Земле

    5

    Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света.

    Опыт. Распространение тепла от его источника.

    Урок изучения нового материала

    Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

    Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки « и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света.

    Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы.

    Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

    6

    Вода – условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные леса, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К.Айвазовского «Девятый вал».

    Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды.

    Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность,  следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

    Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выражает свои чувства, выраженные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

    7

    Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения.

    Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, сто такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и её обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух» и «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды».

    Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

    Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

    Как человек изучает Землю

    8

    Изображение Земли.

    Урок изучения нового материала

    Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познавать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).  Различать географическую  и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

    Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»

    Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

    Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    9

    План и карта. Практическая работа. Работа с картой (в соответствии  с заданиями в рабочей тетради).

    Комбиниро-

    ванный урок

    Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен пан?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

    Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначений плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    Царства природы (23 ч)

    Бактерии

    10

    Бактерии.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному.

    Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и жизни человека.

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

    Грибы

    11

    Грибы.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Рассказывать по рисунку – схеме строение гриба. Сравнивает грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: Составление рассказа «Какие бывают грибы?». Готовить краткое сообщение на тему «Любимые грибы нашей семьи».

    Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строение грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».

    Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

    Растения

    12

    Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества (с учетом местных условий)

    Экскурсион-

    ный урок

    Характеризовать значение растений для жизни: различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне обложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения.

    Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоем, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника).

    Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

    13

    Разнообразие растений на Земле.

    Урок – проект

    Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорт» растений. Работать с рубриками «Этот удивительный мир…» и «Картинная галерея».

    Выделяет группы растений, отличающихся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям.

    Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает работу в группе по заданным критериям.

    Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности.  Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

    14

    Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт. «Содержание воды в листе».

    Комбиниро-

    ванный урок

    Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения».  Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э.Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растений.

    Составляет короткое сообщение по теме «Как живет растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растений.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    15

    Размножение растений.

    Урок - исследование

    Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. Выполнять задания в рабочей тетради.

    Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнами, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами.

    Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    16

    Распространение плодов и семян.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с текстами и иллюстративными материалами учебника. Подготовить плакат «распространение плодов и семян».

    Понимает, что распространение плодов и семян – способ расселения растений на другие территории. Приводит примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    17

    Проверь себя.

    Контрольно-обобщающий урок

    Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

    Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

    Человек и растения.

    18

    Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях.

    Приводит примеры культурных и дикорастущих растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения»

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний.

    Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

    19

    Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Приводить примеры культурных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной из тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли».

    Анализирует и комментирует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использование рисунков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе.

    Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

    Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

    Красная книга России

    20

    Красная книга России.

    Урок - исследование

    Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

    Кратко характеризует страницы Красной книги (черные, красные, оранжевые, желтые, белые, зеленые). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности.

    Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

    Животные

    21

    Животные – часть природы. Роль животных в природе.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и с условиями обитания животного. Работать с рубрикой «Выскажем предположение». Работать в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника.

    Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (Звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе».

    Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

    Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца.  Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    22

    Разнообразие животных.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа).

    Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты.

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний.

    Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

    23

    Животное – живой организм.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту.

    Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных).

    Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

    Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    24

    Животное – живой организм.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений).

    Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегаю, плавают, прыгают, летают, ползают.  «Читает» рисунок- схему. Составляет свою схему по аналогии.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.  Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

    25

    Животное – живой организм.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?»

    Рассказывает о способах размножения животных. Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?»

    Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

    Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    26

    Поведение животных.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя  об интересных фактах из жизни животных. Приводить примеры разнообразного поведения животных.

    Понимает, что все поведение животного подчинено инстинктам – врожденным формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнезда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных.

    Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

    Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

    27

    Беспозвоночные животные.

    Урок изучения нового материала

    Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах.

    Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии,  улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных.

    Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предположения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.  Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки

    28

    Позвоночные животные.

    Урок изучения нового материала

    Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных.

    Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.  Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

    29

    Позвоночные животные.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц.

    Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

    30

    Позвоночные животные.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих.

    Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих: внешний вид, среда обитания, особенности поведения.

    Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

    Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

    31

    Природное сообщество.

    Урок - исследование

    Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов; работать с рубрикой «Выскажем предположение». Обсуждать тексты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи».

    Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания.

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

    32

    Человек и животное. Почему люди приручали диких животных.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

    Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные».

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    33

    Заповедники.

    Урок - путешествие

    Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охран животных в России». Перечислять причины исчезновения животных.

    Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей.

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

    34

    Проверь себя.

    Контрольно-обобщающий урок

    Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй  четверти темам.

    Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

    Наша Родина: от Руси до России (8 ч)

    Древнерусское государство

    35

    Древняя Русь. Восточнославянские племена.

    Урок изучения нового материала

    Рассматривать форзац «Как мы узнаем о прошлом». Слушать рассказ учителя о восточнославянских племенах. Поддерживать учебный диалог «Выскажем предположение». Работать с рисунком-схемой. «Читать» историческую карту. Объяснять, что означают слова «потомки», «род», «княжества». Находить в тексте ответ на вопрос. Различать племена и государства.

    Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев, белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств.

    Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  

    Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.

    36-37

    Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях.

    Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правителей Древнерусского государства.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет методами представления полученной информации. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию.

    Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    Московская Русь

    38

    Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержании. Работать с рубриками «Жил на свете человек…» и «Картинная галерея».

    Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.

    Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

    Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

    Российская империя

    39

    Пётр Великий – император России.

    Урок изучения нового материала

    Слушать рассказ учителя «Петр I». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Совершить воображаемую экскурсию по Санкт-Петербургу.

    Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Петр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга,  развитие промышленности, образования и др.

    Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме.

    Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

    40

    Екатерина II Великая.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

    Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой.

    Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

    Умеет сотрудничать в группе, в паре. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

    41

    Император

    Николай II

    Комбиниро-

    ванный урок

    Слушать рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве».

    Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века.  Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников.

    Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

    Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

    Советская Россия. СССР. Российская Федерация

    42

    Советская Россия.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР.

    Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию

    Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

    Как люди жили в старину (9 ч)

    Из истории имен

    43

    Из истории имен.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. Слушать рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия».

    Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

    Какими людьми были славяне

    44

    Как выглядели наши предки.

    Урок изучения нового материала

    Работать с рубрикой «Выскажем предположение». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье».

    Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми.

    Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний.

    Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

    45

    Как в старину трудились наши предки.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с рубрикой «Выскажем предположение». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника).

    Приводит примеры труда славян в далекой древности.

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира.

    Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результаты своей деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность.  Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    46

    Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с рубрикой «Выскажем предположение». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. Собирать материал для книжки-самоделки «Игры русского народа».

    Понимает, что защита Родины – долг славянина. Рассказывает о том, что забота о ближнем – черта славянского характера. Кратко сообщает информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объясняет значение пословиц, поговорок, устаревших слов.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

    Умеет искать нужную информацию. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    Какие предметы окружали людей в старину

    47

    Какие предметы окружали русских людей.

    Урок изучения нового материала

    Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир…». Составлять план текста.

    Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.  Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

    Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно  оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

    48

    Какие предметы окружали русских людей.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Объяснять различие детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена.

    Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена.

    Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различает животных по классам (без термина).

    Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    Русская трапеза

    49

    Русская трапеза.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Работать с рубрикой «Этот удивительный мир…». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».

    Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда.

    Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

    Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    Верования языческой Руси

    50

    Во что верили наши предки.

    Урок изучения нового материала

    Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники».

    Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие»

    Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.  Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

    Принятие христианства на Руси

    51

    Принятие христианства на Руси.

    Урок изучения нового материала

    Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.

    Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники.

    Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

    52

    Проверь себя.

    Контрольно-обобщающий урок

    Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей  четверти темам.

    Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей  четверти темам.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

    Как трудились в старину (15 ч)

    Что создавалось трудом крестьянина

    53

    Что создавалось трудом крестьянина.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями.

    Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности  крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года  и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда.

    Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

    Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    54

    Труд крепостных крестьян.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин – кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?» Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

    Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права.

    Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

    Успешно осуществляет учебную деятельность. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    Что создавалось трудом ремесленника

    55

    Что такое ремесло.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремесёл в России.

    Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремесёл в России.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Сотрудничает в группе, в паре; ищет информации. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    56

    Игрушечных дел мастера.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника.

    Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку.

    Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

    Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

    57

    Маленькие мастера.

    Интегрирован

    ный урок

    Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники». Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Организовать выставку «Мы – мастера».

    Рассказывает об особенностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составляет коллективную презентацию «Мы – мастера».

    Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    58

    О гончарном ремесле.

    Экскурсион-

    ный урок

    Обсуждать пословицу «не боги горшки обжигают». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий.

    Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Обобщает знания, полученные во время экскурсии в гончарную мастерскую. Гжельские изделия – пример таланта гончаров.

    Называет объекты окружающего мира. Анализирует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    59

    О труде ткачей.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды.

    Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.

    Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы.

    Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

    60

    Русские оружейники.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек…». Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах.

    Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России.

    Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

    Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    Что создавалось трудом рабочего

    61

    Первые российские мануфактуры.

    Урок изучения нового материала

    Обсуждать проблему: какой труд легче и результативнее – машинный или ручной? Работать с текстом учебника и иллюстрациями.

    Делает вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом

    Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

    62

    Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Рассматривать и описывать различные полезные ископаемые. Выполнять задания в рабочей тетради. «Минутка для любознательных».

    Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых.

    Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Кратко рассказывает на тему «Что изготавливают в …». Отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

    Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности.

    63

    Железные дороги в России.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с текстом учебника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значение железных дорог для развития страны. Называть «День рождения» железнодорожного транспорта в России.

    Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает её на карте. Называет дату построения первой железной дороги.

    Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Взаимодействует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

    Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни.

    Изобретения, сделанные в XIX – XX веках

    64

    Первые пароходы и пароходство в России.

    Урок изучения нового материала

    Обсуждать проблему: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с текстом учебника и иллюстрациями. Работать с рубрикой «Картинная галерея».

    Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России.

    В связной, логической целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

    Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

    65

    Автомобилестроение в России.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с текстом учебника и иллюстрациями. Дидактическая игра «Узнай автомобиль». Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего».

    Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроении в России.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

    66

    Самолётостроение в России.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Слушать рассказ учителя «Рождение самолетостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А.А.Дейнеки «Никитка – первый русский летун»).

    Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации.

    Владеет рассуждением, описанием, повествованием.   Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника).

    Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Сотрудничает с другими учениками при совместном решении проблемы.

    67

    Время космических полётов.

    Комбиниро-

    ванный урок

    Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с текстом учебника и иллюстрациями.

    Называет «отца российской космонавтики» - К.Э.Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полетов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов.

    Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

    Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации.. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

    68

    Проверь себя.

    Контрольно-обобщающий урок

    Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней  четверти темам.

    Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней  четверти темам.

    Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

    Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" с учетом изменения ФГОС второго поколения

    Программа разработанна творческой группой учителей работающих по УМК "Начальная школа XXI века", руководителем которой я являюсь.PROGRAMMA.docx - Word 2007, 2010PROGRAMMA_Word_2003.doc - Word 200...

    Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

    Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

    Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

    Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

    Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

    Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

    Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

    Рабочая программа  курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ  к комп...

    Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс

    Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....

    Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс

    Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...