Личностный потенциал – «Творить себя»
материал (4 класс) по теме

Именно сейчас в обществе в связи с быстро изменяющимися условиями социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к самосовершенствованию. Ребёнок в процессе обучения должен приобрести не только фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в творческом саморазвитии.  Как научить школьника «творить себя», найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Личностный потенциал – «Творить себя»

Именно сейчас в обществе в связи с быстро изменяющимися условиями социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к самосовершенствованию. Ребёнок в процессе обучения должен приобрести не только фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в творческом саморазвитии.  Как научить школьника «творить себя», найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала?

В само понятие  о языке и о речи как форме функционирования языка понятие творчества, на мой взгляд, входит в качестве глубинного, базового. Как должно быть организовано  обучение русскому языку и литературе, чтобы развивался творческий потенциал ученика, многообразными становились формы самовыражения личности через язык и речь? Какие условия для творческого саморазвития школьников необходимы в учебном процессе?

В первую очередь необходимо наличие определенного мировоззрения в педагогической среде. Сегодня, на мой взгляд, эта задача решена. Учитель  сегодня выстраивает педагогическое взаимодействие на  иных, нежели в традиционной, уходящей в прошлое педагогике, условиях: как диалогическое, творческое, личностное  и индивидуализированное.

Во-вторых, система работы учителя должна быть адекватна поставленным задачам. Рассмотрим некоторые особенности функционирования данной системы. Урок по-прежнему остается самой массовой формой обучения. Меняются подходы к построению урока. Как добиться, чтобы  всякий урок становился актом творчества ученика? Необходимым этапом любого классического урока является мотивация. Ее роль – стимулировать возникновение интереса к познавательному процессу и его содержанию, объективировать противоречие между знанием и незнанием.  В связи с заявленной сверхзадачей обучения вектор мотивации корректируется: учащиеся направляются на построение собственных смыслов изучения конкретных учебных тем, на развитие ценностно-смысловых отношений к себе и к миру. Методы и приемы, которые решают данную задачу, сегодня активно осваиваются педагогами:

- метод конструирования вопросов самими учениками («Какая лексика считается общеупотребительной, а какая необщеупотребительной?» «Зачем нужна необщеупотребительная лексика?» и др.);

- прием  объективируемого и формулируемого педагогом исследовательского вопроса с обсуждением выдвинутых учащимися гипотез («Наличие многозначных слов – это сила или бедность русского языка?»);

- метод проблемного задания (прием выполнимое-невыполнимое действие);

- эвристический метод.

Таким образом, уже на этапе мотивации скучная грамматическая или литературоведческая тема расцветает новыми яркими красками.

В основной части урока при всей его плотности и насыщенности учитель может найти возможность для творческих заданий: синквейнов, придумывания инсценировок, создания иллюстраций по теме (при этом активнее используются индивидуальные задания – в зависимости от готовности к ним и мотивированности на подобную деятельность ребят). Все они предлагают самостоятельное решение учениками учебных задач, нацелены на самостоятельную работу учащихся: метод случайных ассоциаций, метод разнонаучного видения, мозговой штурм и др. Современная педагогика выработала богатый инструментарий для проведения урока, который ставит своей целью развитие и культивирование творческой активности ребенка.

Выполнение даже одного подобного учебного задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности. Выполнение даже одного подобного учебного задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:

когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)

креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)

оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).  (Скрипкина Ю.В.)

В связи с корректировкой функциональных задач урока изменяется и нагрузка его заключительного этапа. Все активнее учитель предлагает ученикам задания по рефлексии. Суждения рефлексивного характера позволяют ученику углубить собственные впечатления об уроке и об индивидуальном пути продвижения по  реке познания, сформировать не расплывчатое, а отчетливое мнение об учебной теме, углубить собственное понимание  каких-то вопросов в свете высказываний других, сделать свои открытия.

Закономерной становится практика в качестве вариантов домашних работ заданий, стимулирующих творческую активность ребенка, когда знания нужно применять в новой ситуации (сочинить сказку, рифмовку на правило грамматики, продолжить составление рецептов поваренной книги людоеда, включив туда необходимый грамматический материал, придумать кроссворд, сочинить загадку, стихотворение, миниатюру, былину.

Таким образом, формы организации основных структурных элементов урока существенно влияют на развитие творческого потенциала ученика, они серьезно изменяются в связи выбором новой образовательной стратегии, согласно которой не сумма знаний, а развитие ребенка – это есть цель обучения. Следовательно, урок должен быть ориентирован на организацию самостоятельной познавательно-творческой деятельности учащихся. Такой подход в наибольшей мере отражает специфику методики и технологии урока как основной единицы в системе творческого саморазвития личности ребенка в школе.

Особую роль в творческом саморазвитии учащихся играют  нестандартные уроки. В педагогике уже накопился большой пласт подобных нетрадиционных уроков. В копилке каждого творческого учителя есть много подобных уроков, и нет нужды подробно останавливаться на деталях. Нетрадиционные уроки особенно интересны ученикам, потому что они интуитивно улавливают их главные особенности: усвоение знаний на таком уроке – не самоцель, а средство развития познавательных и творческих способностей ребенка, развития его личности в целом.

В свое время я подключилась к работе по развивающей технологии «Одаренный ребенок» (автор – доктор пед. наук Н.Б.Шумакова). Все занятия организованы как исследования. Можно сказать, что в моей практике сложилась система уроков-исследований: «Тайна многозначности слова», «Сказки Пушкина: традиции и новаторство» и др. Эти уроки для педагога и для обучающихся важны именно самим  процессом  познавательно-творческой деятельности. Данная методика нацелена на то, чтобы активизировать познавательную активность учеников, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, инициировать активный диалог, анализ проблемных ситуаций, самостоятельную работу на уроке и др.

В последнее время все чаще в педагогических изданиях появляются публикации о новой интересной технологии творческих мастерских. Учитель, видящий свою цель в раскрытии творческого потенциала ребенка, многое откроет здесь для себя. На подобном занятии нет традиционных опросов, изложения нового материала, его закрепления. Они ставят перед собой другую цель – создание всеми участниками урока-мастерской собственных смыслов в рамках данной темы: мастерская «Автор – образ - читатель», «И постигаю образ мирозданья» (по лирике Заболоцкого) и др. Потенциал педагогических мастерских как пути организации учебного процесса, в ходе которого активно формируется и развивается творческая личность, еще не используется в современной школе в полном объеме.

Итак, можно говорить о тесном взаимодействии, о проникновении в сложившуюся в моей практике систему классно-урочного обучения элементов традиционного, проблемного и развивающего обучения, поскольку только в такой системе можно развивать качества, обеспечивающие активность и самостоятельность в творческом овладении знаниями и применении их на практике.

Использование игр на уроках.

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, "Аукцион". Подобрать как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.

Формы проведения творческих уроков.

Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям Словотворск, Сказуменция, Подлежащиха, Звукогорск.

В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.

Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.

Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники.

Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в моей практике получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов мне помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал.

По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию - бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы- вред, вместо радости - отчаяние. Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.

Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году". Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

Кондаурова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов  МБОУ «СОШ№16 с УИОП»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. Использование «резерва» личностного потенциала в обучении».

Тема моя  не новая, много написано статей, изменено  в учебном процессе ( учебный план) и взято в практику применения, (структура уроков),всё ради сохранения здоровья детей- это внешние изме...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. Использование «резерва» личностного потенциала в обучении».

Тема моя  не новая, много написано статей, изменено  в учебном процессе ( учебный план) и взято в практику применения, (структура уроков),всё ради сохранения здоровья детей- это внешние изме...

Индивидуальная траектория для развития личностного потенциала ученика.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Данный опыт даёт возмо...

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

Конспект занятия "Добро творить - себя веселить"

В ходе занятия дети знакомятся с циклом стихов А.Л.Барто «Игрушки», учится отгадывать загадки....

Добро творить - себя веселить

Классный час во 2 классе на тему:«добро творить – себя веселитьВикулова Е.Б., классный руководитель 2 г класса МОУ «СОШ №27»Требования к этическому диалогу:·​ сопос...