Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности
статья по теме

новикова инна владимировна

      Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия:

1.Целенаправленность и систематичность

2.Мотивированность.

3.Творческая среда

4.Психологический комфорт.

5.Личность педагога.

6.Учёт возрастных особенностей.

Главная особенность учебно-исследовательской деятельностиактивизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nsportal.doc36 КБ

Предварительный просмотр:


Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности

                                 «Человек должен верить, что непонятное можно понять».

                                                                                           Иоганн Вольфганг Гёте.

В настоящее время важно научить ребёнка самостоятельно добывать знания, пользуясь различными источниками информации, независимо от системы обучения. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность.

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия:

1.Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2.Мотивированность. Необходимо помогать детям видеть смысл их поисково- исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и самосовершенствования.

3.Творческая среда Учитель должен создать творческую рабочую атмосферу и поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

4.Психологический комфорт. Одна из задач учителя- поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

5.Личность педагога. Нужен творчески работающий учитель, обладающий определёнными знаниями и подготовкой по ведению занятий по исследовательской деятельности.

6.Учёт возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным и полезным.

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа учителя должна быть ориентирована на следующие результаты:

Умение работать с информацией.

Опыт целеполагания.

Ребёнок приобрёл опыт планирования.

Расширение кругозора.

Развитие мышления.

Развитие эмоциональной сферы.

Опыт публичного выступления.

Вся система заданий («творческие задания», задания на «информационный поиск», «дифференцированные задания» и «интеллектуальный марафон») направлена на формирование у младших школьников умения учиться. Например:

 «Информационный поиск». Это словарная работа, дети учатся сами находить при объяснять значение слова в словаре.

Проектная деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли (приобретаются коммуникативные умения,  позволяет  формировать у обучающихся умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером.  Под руководством учителя ребята занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью.

Ученики реализовывают свои возможности исследователя принимая активное участие в конкурсах «Сократ», дистанционных конкурсах.

У ребят и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода. А учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Главная особенность учебно-исследовательской деятельностиактивизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Литература

1.
БайденоВ.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: методологические и методические вопросы / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2009. 114с.

2.
БондаревскийВ.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. 61с.

3.
ДусавицкийА.К., РепкинВ.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в разных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. №3. С.92–102.

4.
КоджаспироваГ.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

5.Кравцова С.А. Поисково- исследовательская деятельность на уроках русского языка. Метод.пособие. Тамбов:ТОИПКРО,2008.-67с.

6.
ПискуноваЕ.В. Современные ориентиры педагогической деятельности. СПб., 2004.

7.
СавенковА.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: «Сентябрь», 2003. 2004с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческого потенциала младших школьников через реализацию исследовательской деятельности на уроках математики

Исследовательская деятельность учеников начальной школы на разных этапах урока по математике...

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...

Формирование творческого потенциала младших школьников через реализацию исследовательской деятельности на уроках математики

   Современное общество через систему образования, где школа является основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких требований является способность мыслит...

Развитие мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного комплекса

В связи с введением с 1 сентября 2011 года нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость привить новые умения: это универса...

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников через организацию исследовательской деятельности

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.  Статья освещает органи...

Технология сотрудничества во внеурочной деятельности как инструмент развития личностного потенциала младших школьников

Статья освещает формы сотрудничества учащихся начальной школы в краеведческой деятельности....

Развитие личностного потенциала младших школьников путем интеграции предметных областей.

Развитие личностного потенциала младших школьников путем интеграции предметных областей....