Формирование здоровьесберегающего пространства
статья (4 класс) по теме

Пономарчук Тамара Анатольевна

Состояние здоровья детей и молодежи – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи.   Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования.   В состоянии здоровья детей за последние 5 лет (2008-2013 г) выявлены следующие закономерности рост общей заболеваемости детей до 14 лет увеличился на 29 % показатель выше РФ -14%. Серьёзное беспокойство вызывает рост артериальной гипертонии, диабета, ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, опорно-двигательного аппарата и органов зрения; недостаточного питания среди детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_statya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающего пространства

                                             Автор :

                                                                           Пономарчук Тамара  Анатольевна

                                                                         учитель начальных классов  

                                                                           МБОУ « Гимназия №22»

                                                                            г. Белгорода                

        

                                     

                                                               

                               

                                           2013г.

    Состояние здоровья детей и молодежи – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи.   Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования.   В состоянии здоровья детей за последние 5 лет (2008-2013 г) выявлены следующие закономерности рост общей заболеваемости детей до 14 лет увеличился на 29 % показатель выше РФ -14%. Серьёзное беспокойство вызывает рост артериальной гипертонии, диабета, ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, опорно-двигательного аппарата и органов зрения; недостаточного питания среди детей и подростков.(1 с.)

    По темпам роста заболеваемости на 1 месте стоят болезни системы кровообращения - 261 %, на втором месте - болезни крови – 233%, на третьем месте - болезни кожи  - 84 % , новообразования  - 75% , пищеварения - 49%.

Паталогия по темпам роста заболеваний по области за 5 лет увеличилась на 26 % - органов дыхания, болезни пищеварения  - на 27 % , офтальмологии - на 49 %. По данным диспансеризации заболеваемость подростков увеличилась на - 36 %.

 Общая заболеваемость на 1000 подростков по области составила 1507,9,

  Белгороде -1565.

  Рост общей заболеваемости у девочек ниже, чем у мальчиков на 4 %, но структура у девочек более драматична, чем у мальчиков.

виде:

   Гимназия №22 находится в  микрорайоне с немногочисленным количеством спортивных, физкультурно-оздоровительных учреждений. Таким образом, она стала центром, объединивших учителей, обучающихся и их родителей, заинтересованных проблемами здоровья. Тем более, что гимназия по оснащению относится к тем 29% школ страны, которые оснащены здоровьесберегающим оборудованием на высоком уровне: имеется медицинский, стоматологический кабинеты, а также полный комплект основного оборудования для занятий спортом, включая бассейн. Работают группы лечебной физкультуры для детей.

Научная концепция, которая легла в основу работы  - это личностно-ориентированное обучение Н.С. Якиманской; здоровьесберегающие  технологии Н.Щурковой; «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010  года»; Общим руководством к действию является принцип здоровьецентризма (В.Н.Ирхин, 1996г.)

Основные направления работы:

  1. Диагностика функциональных состояний:
  • Психологическая
  • Интеллектуальная
  • Физического состояния
  1. Профилактика:
  • Заболеваний опорно-двигательного аппарата
  • Заболеваний  органов зрения
  • Вредных привычек
  • Заболеваний нервной системы
  1. Организация образовательного процесса:
  • Использование здоровьесберегающих технологий
  • Обоснование содержания гимназического образования, введение валеологических курсов
  • Расписание учебное
  • Система внеклассной работы
  • Учебные программы по физкультуре
  • Учебный план
  1. Рациональное питание:
  • Работа медицинской сестры
  • Режим питания
  • Работа столовой и буфета
  • Программа «Школьное молоко»
  1. Физкультурно-оздоровительная работа:
  • Уроки физкультуры
  • Работа спортивных секций
  • Спартакиада школьников
  • Дни здоровья
  • Лечебно-физическая культура
  • Организация соревнований в субботние и воскресные дни
  • Туристические слеты
  • Оздоровительная программа в ГПД
  1. Пропаганда здорового образа жизни:
  • Создание в гимназии службы сопровождения (валеологической, психологической, социальной)
  • Максимальное использование предметов – биологии, валеологии, физкультуры, ОБЖ
  • Сотрудничество с медслужбой
  • Сотрудничество с семьей
  • Мотивация педагогического, родительского и ученического коллективов на здоровый образ жизни
  1. Развитие внешних связей:
  • Сотрудничество с детской поликлиникой № 4
  • Совместная деятельность с городской СЭС
  • Сотрудничество с городским методцентром
  1. Задача предметных кафедр гимназии:
  • Работа над развитием содержания гимназического образования
  • Овладение методами и приемами здоровьесберегающей педагогики
  • Мотивация педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья учащихся
  1. Основные требования к уроку:
  • Выполнение нормативных санитарно-гигиенических норм
  • Использование личностно-ориентированных технологий
  • Создание комфортной  обстановки на уроке (учитель + ученик)
  • Использование здоровьесберегающих методик
  1. Работа с родителями:
  • Пропаганда здорового  образа жизни
  • Создание в семье условий для здорового образа жизни

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Физическое развитие во многом определяет работоспособность учащихся разных возрастных групп. Поэтому при медосмотрах, одновременно с обследованием здоровья,  проводилось систематическое изучение физического развития детей и подростков, устанавливая для каждого учащегося гимназии физкультурную группу и группу здоровья. Все сведения заносились в Банк данных состояния здоровья учащихся МОУ «Гимназия № 22 города Белгорода» .

 В рамках программы постоянно проводилась диагностика «Оценка состояния здоровья учащихся» , анкетирование педагогических работников  и составлен анализ заболеваемости ), анализ заболеваемости обучающихся .

   Постоянно проводилась работа по выполнению гигиенических требований к расписанию уроков  и содержанию урока: дозировка учебных заданий, посадка школьников, физминутки, УГГ ; требований СанПиНов к весу ранцев младших школьников ; санитарному и экологическому состоянию школьных помещений  осуществлена валеологическая паспортизация кабинетов ; к организации школьного питания, составлены анкеты для определения отношения к организации школьного питания детьми и их родителями .

    Программой «Здоровье» разработаны сценарии спортивных  праздниокв, ставших традиционными ; составлен план организации соревнований и физкультурно- оздоровительных мероприятий в субботние и воскресные дни ; использование третьего часа физической культуры и динамических пауз; проведение спортивного часа в ГПД, в бассейне.;  создан банк данных спортивных достижений  учащихся.  

  Совместно с социально-педагогической и психологической службой гимназии был проведен мониторинг отношения учащихся к употреблению психоактивных веществ ; разработана школьная программа (проект) «Школа за здоровый образ жизни»; ряд тем по профилактике вредных привычек.

КЦП «Здоровье» охватывает различные аспекты жизнедеятельности учащихся. Очевидно ее положительное влияние на здоровье участников образовательного процесса.

2006-2007

2008-2009

факт

%

факт.

%

Количество детей

1230

1143

Педиатрическая патология

-язвенная болезнь желудка

-хронич. гастродуоденит

-хронич. холицистит

-дискенезия

-заболевания печени

-заболевания ССС

-ревматизм

-врожденный порок сердца

-полиартрит

-заболевания щитовидной железы

-отставание в физич.развитии

-ожирение

-хроническая пневмония

-бронхиальная астма

-группа ЧДБ

-аллергические заболевания

-заболевания почек

-кожные заболевания

164             13%

-                   -

58                4,7%

1                  0,08%

12                0,98%

1                  0,08%

24                2%

-                   -

1                  0,08%

-                   -

21                1,7%

5                  0,4%

3                  0,2%

-                    -

3                  0,2%

5                  0,4%                

20                1,6%

8                  0,7%

5                  0,4%

155              13,56%

-                   -

54                 4.72%

1                   0.09%

12                 1,05%

1                    0,09%

28                  2,45%

-                      -

1                    0,09%

-                      -

20                  1,75%

5                    0,44%

4                    0,35%

-                       -

3                    0,26%

5                    0,44%

10                  0,88%

8                    0,7%

3                    0,26%

Хирургическая патология

-грыжи

-варикозы

6                  0,5%

3                  0,2%

3                  0,2%

4                   0,35%

2                   0,17%

2                  0,17%

Ортопедическая патология

-плоскостопие

-нарушение осанки

-сколеозы

258              21%

35                2,8%

56                4,6%

15                1,2%

259              22,65%

38                 3,32%

62                 5,42%

27                 2,36%

Лор патология

-хр. тонзиллит

-понижение слуха

29                2,4%

20                1,6%

2                  0,16%

25                 2,18%

14                 1,22%

1                   0,09%

Неврологическая патология

-эписиндром

32                 2,6%

10                 0,8%

28                 2,45%

6                   0,52%

Офтальмологическая патология

158              12,8%

134             11,72%

Логопедическая патология

80                  6,5%

78                6,82%

                 58,8%

                   59,73%

Оценка состояния здоровья учащихся

Название

заболевания

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2012-

2013

Заболевания

 ЦНС

59

32

28

24

Сердечно-

сосудистые

заболевания

35

24

28

22

Аллергические

15

11

10

22

Мочеполовой

 системы

17

8

12

11

Заболевания

 ЖКТ

67

63

61

59

Эндокринной

 системы

51

15

25

38

33

33

Патология

 зрения

83

84

79

158

134

154

Хирурго-

ортопедичес-

кие

18

25

18

258

259

207

Кожные

18

5

5

5

3

5

Лор-патология

70

63

58

29

25

18

Психо-

физиоло-

гическое

состояние:

выше нормы (акселерация)

соответствует

 норме

ниже

нормы

(ретоданты)

65

1151

48

15

1019

8

21

1196

13

 

39

1093

11

35

1024

8

2008

        2013

   Приведенные цифры говорят о положтльных результатах  работы по формированю здровьесберегающего пространтва в гимназии.

        Литература

  1. Волошина Л. Н.. Тория и практика развития здоовьесберегающего образовательного пространства в комплексе «Дошкольное учреждение- педагогический колледж».-Белгород. 2005
  2. Ирхин В.Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школ здоровья Белгородской обл.).- Белгород, 2006

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства (проект).

Материал для коррекционной школы. В предоставленном материале даются ввиде схемы цель и содержание здоровьесберегающего воспитательного пространства, схема направлений воспитательной деятельности по р...

Формирование здоровьесберегающего пространства в школе 1 ступени

Презентация для проведения м/о и педсоветов, для школы молодого учителя....

Формирование здоровьесберегающего пространства

Состояние здоровья детей и молодежи – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия от...

Статья "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения"

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является ур...

Публикация в сборнике "Модельная методика формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении"

Тема: "Урок ритмики с элементами ритмопластики и логоритмики "Весенняя прогулка в лес"...

Тематический план мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающего пространства

Тематический план мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающего пространства представлен для реализации во 2 классе...