Главные вкладки

    "Коррекционная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья обучающимися на дому"
    статья по теме

    Статья посвящена поискам решения коррекционных проблем, актуальных в наши дни для коррекционного воздействия, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов в его развитии и обучении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Коррекционная работа  с учащимися с ограниченными возможностями здоровья  обучающимися на дому»  

                 Чепиженко Зоя Ивановна, МБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная  школа имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области»                                  

            Доклад посвящен поискам путей решения коррекционных  проблем, актуальных в наши дни для  коррекционного воздействия, направленных на повышения общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов в его развитии и обучении. Развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере, подготовку ребёнка к адекватному восприятию учебного материала.  Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы.  Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    В настоящее время, в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными возможностями, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи названной категории детей.  

    В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

     Иногда можно столкнуться с таким отношением  к ребенку с интеллектуальной недостаточностью, когда   педагоги и общество считают, что из него «все равно ничего не выйдет», и не уделяют ему элементарного внимания. Однако опыт работы и специальные научные исследования показали, что даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние может быть улучшено.  

        Понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с нарушением интеллекта с помощью специальной системы педагогических приёмов.

        Основные задачи коррекционной работы:

    • коррекцию познавательных возможностей
    • формирование и развитие коммуникативной функции речи
    • коррекцию сенсорных и двигательных недостатков
    • коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления
    • коррекцию эмоционально- волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности
    • коррекцию моторики, мелкой моторики рук

    подготовку к самостоятельной деятельности в условиях социума

           С каждым годом детей инвалидов по всей стране становится всё больше и больше. Не становится их меньше и в нашем поселении. Я работаю учителем надомного обучения третий год. У меня учится три ученика. Все они разные по возрасту, у них разные диагнозы, характеры, умственные способности, но их объединяет одно – они нуждаются в общении, они хотят учиться. Мне хотелось бы в своём докладе  рассказать  как я работаю с одним своим учеником Масловым Максимом, у него ДЦП и ЗПР.

             Этот ребёнок сам не передвигается, у него проблемы с верхними конечностями, плохо развита речь. Но у него такие открытые и добрые глаза и огромное  желание учиться. Когда в первый раз я шла к нему на урок,  то дорога от школы до его дома мне показалась вечностью. В голове были одни вопросы: Как? С чего начать? Получится ли? Когда я пришла к нему он начал плакать, не потому что испугался, а потому что так долго ждал этого момента.

               В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.   Занятия мы проводим всегда в виде урока, со всеми его этапами: физкульминутками, использованием наглядного материала, компьютера, у нас есть даже доска.

               Урок - это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество  заключается в том, что свой опыт я стремлюсь передать, а ребенок хочет и может его усвоить. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим уроком? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и  познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? Поскольку я работаю учителем надомного обучения  по программе  VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.

       Учебные занятия я начинаю с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог между нами   является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием. Но при построении диалогового урока необходимо помнить, что это «место встречи людей, думающих по - разному». Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что больной ребенок очень раним.  Максим выучил все буквы, читает коротенькие тексты, учит наизусть маленькие стихи.     Одним из приемов и методов решения данной проблемы в обучении детей с задержкой психического развития выступает применение игровых технологий. На уроках чтения я применяю следующие игры:     для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.
    Для того,  чтобы речь ученика была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.
    Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения  воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.


     «Громко  -  тихо»
    Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
    Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
    Ход: Учитель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)». 

    Лошадка
    Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».
    Оборудование: Игрушечная лошадка.
    Ход: Учитель показывает ученику лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит его повторить (2-3) раза. Затем учитель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком,  и просит  произносить «и-и-и».
     
    Логические упражнения

      Что общего в этих словах и чем они различаются?

      Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

      Назови одним словом.

    Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
    Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
    Шарф, варежки, пальто, кофта.
    Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
    Картофель, свекла, лук, капуста.
    Лошадь, корова, свинья, овца.
    Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
    Липа, береза, ель, сосна.

     Какое слово лишнее?

    Красивый, синий, красный, желтый.
    Минута, время, час, секунда.
    Дорога, шоссе, тропинка, путь.
    Молоко, сметана, простокваша, мясо.  

             В ходе таких уроков стимулируется познавательная активность, речемыслительная деятельность, уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, развитие связной речи.    После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка. У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. «Непослушная» ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков,  ведь «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».   На уроках русского языка мы выполняем  упражнения, способствующие развитию мелкой моторики:
    Прищепки
    Можно использовать следующие упражнения с прищепками: «Ежик», «Елочка»,
     «Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных из картона, ученик прицепляют колючки и лучики.    
    Пробочки
    Можно использовать следующие упражнения с пробками:   ученик раскручивает и закручивает пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.  

    Застежки
    Можно использовать следующие упражнения с застежками: «Застегни сапожки», «Завяжи рубашку», «Пришей пуговицу» и т.д. – ученик вдевает шнурок в отверстия. Так же используются различные коврики, подушечки, на которых нашиты пуговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т.п., с которыми манипулируют дети.  

      Крупа
    На крупе можно рисовать, искать в ней какие-либо предметы, пересыпать ее из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т.д

     «Помоги Золушке» - ученик сортирует, например горох и фасоль.

     «Собери бусы» - ученик по одной горошине собирает горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.
           К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1-2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент. В коррекционной работе по математике  стараюсь использовать многообразные математические игры и упражнения, с их помощью уточняются и закрепляются представления о числах, об отношениях между ними, геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование яркого наглядного материала позволяет разнообразить игру, но и сделать ее привлекательнее для детей. Считалки и стихи стараюсь использовать в самых различных ситуациях: они помогают сделать   работу   более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности; загадки используются в зависимости от целей познавательного общения. Главная цель при обучении математике – воспитать у детей с задержкой психического развития интерес к самому процессу познания математики, потребность в преодолении трудностей, умению находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы.

                   Педагог коррекционно-развивающего обучения, призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир,  любить детей такими, какие они есть.  Учителю  должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость,  и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

     

                   Для ребенка обучающегося на дому  знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Зачастую для детей, обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.  Существуют  заповеди  для врача,  хочется  чтобы и учителя запомнили заповеди для   работы  с детьми вообще и с больными в частности.

                Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе.

                 Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
                 Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
                 Будьте последовательны.  Двигайтесь от простого к  сложному,  от одного навыка к  другому.
                 Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
                 Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
                  И последнее. Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого,
    доходящего  до шепота.

                  Мы с тобой говорим глазами, ведь глаза – это нить между нами.

            Литература
     
       
    1.   Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители   Шипицына Л,М. и                 Мамайчук И.И. - СПб., «Дидактика Плюс», 2003.
    2. Журнал «Начальная школа» N 38, 2003 .
    3. Основы специальной психологии под ред.  Кузнецовой Л,В, 3-е изд. М.: «Академия»,2006.
    4.    Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1999.

    5.  Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29

    6. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75

    7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Пузанова Б.П. М.: Издательский центр «Академия», 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической    работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья....

    ВЛИЯНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ VIII ВИДА

    Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенны...

    Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

    Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

    В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...

    Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

    В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...