Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся 3 класса II отделения школы-интерната №15 II вида.
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Рабочая программа по предмету « Развитие слухового восприятия и формирование произношения»  для 3 класса  II отделения составлена в соответствии с содержанием и требованиями типовых программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  II вида II отделения и «Примерного речевого материала  для развития слухового восприятия на индивидуальных занятиях в I - \/ классах школы для слабослышащих детей II отделения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rsv.odt97.8 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа

по предмету «Развитие слухового

восприятия и формирование

произношения»

/для учащихся 3 класса II отделения

школы II вида/


Министерство образования омской области

Казенное образовательное учреждение Омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа – интернат № 15 II вида


                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                     Директор КОУ «Школа – интернат № 15»

                                                     ---------------------------------Н.В. Зачинская

                                                             ( подпись)                   «--- « --------------------2013г.

Рабочая     программа

по развитию слухового восприятия и формированию произношения

           для работы с обучающимися  3 класса второго отделения

                                                                     Составители:

                                                                     Старкова В. П.---------------------

                                                                                             ( подпись )

                                                                                   Рабочая программа рассмотрена

                                                                      На заседании методического

                                                                      Объединения

                                                                      учителей – дефектологов

                                                                      «26» августа 2013г., протокол № 1

                                                                             

                                                                             Председатель методического

                                                                             объединения

                                                                             учителей – дефектологов

                                                                             Храмцова Г. И.------------------------

                                                                                                      ( подпись)

                                                                             СОГЛАСОВАНО

                                                                             Заместитель директора УВР

                                                                              Сорокина Л. Г.------------------------

                                                                                                       ( подпись)

                                                                              « 27» августа 2013 г.

                                                 

Омск   2013


С о д е р ж а н и е

  1. Пояснительная записка:

цели, задачи рабочей программы,

содержание разделов  программы:

а) развитие слухового восприятия;

б) формирование произношения.

  1. Учебно-тематический план.
  2. Основные требования к умениям учащихся.

4. Тематическое планирование.

5. Контроль по РСВ и произношению. График  проведения контроля.

6. Методические рекомендации.

7. Материально – техническое обеспечение программы.

8. Библиографический список.

9. Приложение.


Пояснительная  записка

Рабочая программа по предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» составлена на основе:

  • Закона  «Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012г.  3 273-ф3;
  • Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997г. №288;
  • Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделения, допущенных Министерством образования Российской Федерации (Издательство  Москва «Просвещение», 2003), Положения о рабочей программе педагогов;
  • Учебного плана КОУ Омской области «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 15 II вида» на 2013- 2014 учебный год;
  • Примерного речевого материала для развития слухового восприятия  на индивидуальных занятиях в I -\/ классах школы для слабослышащих детей II отделения  (М., НИИ Дефектологии АПН СССР, 1985).
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г. №29 /2065 – п.

Рабочая программа по предмету « Развитие слухового восприятия и формирование произношения»  для 3 класса  II отделения составлена в соответствии с содержанием и требованиями типовых программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  II вида II отделения и «Примерного речевого материала  для развития слухового восприятия на индивидуальных занятиях в I - \/ классах школы для слабослышащих детей II отделения».

В связи с изменением  программ по общеобразовательным предметам, появлением новых педагогических технологий и современных жизненных реалий  появилась необходимость скорректировать программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида и имеющийся  « Примерный речевой материал».

Составление данной «Рабочей программы» актуально, так как назначение предмета «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» в коррекционной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования  функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка для полноценного включения в общество слышащих людей.

Полноценное включение в общество слышащих людей предполагает у ребёнка с нарушением слуха способности свободно понимать обращенную к нему словесную речь собеседника и самим быть понятым.

От качества устной речи слабослышащего ребёнка  (возможности её восприятия  и воспроизведения) зависит не только его социальная адаптация, но и профессиональная подготовка в дальнейшем.

Поэтому в обучении слабослышащих детей центральное место занимает  работа  по преодолению речевого недоразвития уч-ся посредством специального обучения языку, одним из разделов которого является работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Важнейшим фактором речевого развития  является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которые обеспечиваются нормальным функционированием слухового анализатора.

Значительно осложняет  развитие ребёнка овладение им языковыми средствами любая патология слухового анализатора.

Влияние патологии слухового анализатора на речевое развитие при глухоте и тугоухости  всесторонне исследовалось в сурдопедагогике И. Г. Багровой, Ф.Ф. Рау, Ф.А. Рау, В.И. Бельтюковым, Р.М. Боскис, К.А. Волковой, А.Г. Зикеевым, Т.С. Зыковой, Л.В. Нейманом.

Данные исследования нашли отражение в теоретическом  обосновании методик, направленных на диагностику, обучение устной  речи, формирование произношения, на развитие слухового восприятия глухих и слабослышащих детей.

Но проблемы методики формирования произношения и развития слуха продолжают оставаться весьма актуальными  по настоящее время, так как прослеживается тенденция увеличения детей со сложными речевыми нарушениями, с выраженными патологиями слухового анализатора, с сопутствующими соматическими заболеваниями.

Так, в школе–интернате №15 II вида обучаются дети не только I, II, III степенью тугоухости, но и дети  с I\/ степенью (по международной  классификации), у которых при поступлении в школу наблюдается ОНР – I уровня или отсутствие речи, нарушение звукопроизношения: выявляется от 15 до 23 дефектных звуков.


 В 3   классе II отделения обучаются дети:

Фамилия

Степень тугоухости

Речевое развитие

Год обучения

1.Таня Д.

I\/степень

II уровень ОНР,

наблюдается фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, ограниченный словарный запас, нарушение звукопроизношения (в 1классе – 23, в 3 классе - 15 дефектных звуков), нарушение памяти, внимания, мышления.

3

2.Вова Д.

III степень

II – III уровень ОНР,

наблюдается фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, ограниченный словарный запас, нарушение звукопроизношения  (1класс – 12, 3класс - 6дефектных звука),   ДЦП, нарушение памяти, мыслительной деятельности, внимания.

3

3.Алена Р.

III степень

II – III уровень ОНР,

наблюдается фонематическое недоразвитие, фонетико- фонематическое недоразвитие, ограниченный словарный запас, нарушение звукопроизношения (приготовительный класс-14, 3класс - 7 дефектных звука), нарушение внимания, памяти, мышления.

4

(обучается с приготовительного класса)

Из приведенной таблицы видно, что в 3 классе обучаются дети со сложными  речевыми нарушениями, с тяжелыми патологиями слухового анализатора, с ограниченным словарным запасом, с нарушением психических процессов: памяти, внимания, мыслительной деятельности, в связи с этим дети испытывают большие трудности в усвоении программного материала по общеобразовательным предметам, а также в общении с окружающими их людьми.

Поэтому Рабочая программа составлена с учетом дифференцированного подхода к обучению слабослышащих уч-ся, с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи, а также уровня речевого развития уч-ся, года их обучения. Особенно это касается Тани Д.( I\/ степень тугоухости), для которой внесены изменения по упрощению речевого материала для развития слухового восприятия, предъявляемого с опорой не только в виде картинок (как все детям), но и с опорой в виде табличек.

Рабочая программа имеет коррекционную направленность и обеспечивает развитие слухового восприятия и формирование произношения.

Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой.

Формирование устной речи происходит на слухо-зрительной и слуховой основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершаются в процессе формирования произношения учащихся, поэтому рабочая программа состоит из 2 разделов:

1.Развитие слухового восприятия;

2.Обучение произношению.

Целью работы по данным разделам программы является формирование и развитие у слабослышащих детей 3 класса II отделения навыков восприятия (на слуховой и слухо-зрительной основе с использованием  звукоусиливающей аппаратуры и без неё) и воспроизведения естественной, внятной, выразительной устной речи.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

1) уточнение слухового восприятия разговорной речи уч-ся и выявление рабочего и резервного расстояния;

2) формирование и совершенствование слуховой функции на основе различения и воспроизведения знакомого речевого материала (слов, словосочетаний, фраз, тем, текстов);

3) обучение произношению – формирование внятной, членораздельной, естественной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение в речи  словесного и логического ударения, правильного темпа и слитности, основных правил орфоэпии;

4) систематическое обогащение и активизация словарного запаса в ходе работы над текстами и высказываниями;

5) активизация психических процессов: внимания, памяти, мыслительной деятельности;

6) совершенствование навыка общения на слухо-зрительной основе.

7) формирование познавательного интереса к учебному материалу ;

8) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному краю, к Родине, любви и интереса к родному языку.

Реализация этих задач осуществляется в условиях большой коррекционной работы как на специальных индивидуальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, в быту, в свободной деятельности детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры.

Содержание разделов программы

Рабочая программа состоит, как было отмечено, из двух разделов:

  1. развитие слухового восприятия;
  2. формирование произношения.

I  Развитие слухового восприятия

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в I - \/ классах 1 и 2 отделений заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звуко-усиливающей аппаратурой и без неё. Она является составной частью работы по развитию слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.

Речевой материал для занятий должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, темы, тексты. Это наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию уч-ся, знакомый им по значению.

Речевой материал условно разбит на разделы:

1. речевой  материал, относящийся к организации учебной деятельности,

2. материал обиходно-разговорного характера, а также связанный с изучением общеобразовательных предметов;

3.темы; тексты.

Первое полугодие

Восприятие на слух речевого материала, включающего отдельные слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью типа: Что было вчера задано на дом по чтению? Саша делает уроки в школе, а Вася дома. Кто помогает тебе, когда ты дежуришь?; связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Как вести себя на улице», «Профессия», «Берегите свои книги», «Осень», «Домашние животные», «Дружные ребята», а также математической и грамматической терминологии и природоведческого материала; восприятие на слух текстов (из 7-8 предложений) по темам: «Товарищи», «Школьный огород», «На ферме», «Осень», «Москва», «Забота о животных», «Магазин».

Второе полугодие

Восприятие на слух речевого материала:

обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью типа

Кто из ребят вашего класса катается на коньках лучше всех?

В какой класс ты перейдешь в этом году?

Скажи, что ты делаешь, когда дежуришь по столовой?;

Связанного с изучением  общеобразовательных предметов по темам: «Зима», «На вокзале», «Школьная библиотека», «Хорошо зимой», «Весна», а также математической и грамматической терминологии, природоведческого материала.

Восприятие на слух текстов (из 8-12 предложен7ий) по темам: «Школьный праздник», «Пограничники», «Экскурсия в парк», «Лесные звери», «Смелость», «Синицы», «О труде», «Кто страшнее?», «На льдине», «Кто больше любит?», «Странный цыпленок», контрольный текст «Пушок».

II Формирование произношения

Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий.

Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Обучение произношению ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе, а также использования специальных приемов вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми на основе подражания.

При работе над произношением используется аппаратура индивидуального пользования как на индивидуальных  занятиях, так и на всех уроках по общеобразовательным предметам и на внеурочных занятиях.

При использовании индивидуальных аппаратов  учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать собственную речь и речь окружающих.

Программа по обучению произношению в 3 классе II отделения  состоит из разделов: речевое дыхание, работа над голосом, звуки речи и их сочетания, слово, фраза.

В программу включены  требования к орфоэпии и интонации.

Работа  над словом, фразой является важнейшим разделом программы.

I  Речевое дыхание

Слитное произношение на одном выдохе ряда слогов (ПАпапа, паПАпа, папаПАпа ), слов, словосочетаний и фраз (из13 – 15 слогов), выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Например, В субботу I мы с мамой ходили в кино.

II  Голос

Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах. Например:

КТО сегодня дежурный? – Сегодня дежурный ТОЛЯ.

(по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчеркиванием в вопросах и ответах главного слова).

Изменение высоты и силы голоса при воспроизведении повествовательной,  восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.

III  Звуки и их сочетания

Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции:

  • Гласных: а-о, и-ы;
  • Согласных:

Носовых и ротовых: м – б, мь-бь, м-п, мь-пь, н-д, нь-дь, н-т, нь-ть;

Свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ;

Аффрикат: ч-ц;

Звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф;

Слитных и щелевых: ц-с, ч-щ;

Слитных и смычных: ц-т, ч-т;

Твердых и мягких: ф-фь, т-ть, п-пь и др.

I\/  Слово

Нотирование текста рассказа, стихотворения.

Соблюдение в речи следующих правил орфоэпии (по подражанию и надстрочному знаку):

  • Гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы ( жывот, цырк);
  • Согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, Петя, писать);

Предлог с существительным типа с братом, с дедушкой  произносятся как збратом, здедушкой;

  • Звук г перед к, т произносится как х (лехко).

Закрепление слитного произношения слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

\/  Фраза

Воспроизведение при чтении повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной интонации.

Работая над текстом рассказа, стихотворения, учащиеся 3 класса учатся правильно его нотировать, выделяя слова, несущие основную смысловую нагрузку в вопросах и ответах (по подражанию и руководствуясь указанием учителя). При чтении текста все виды интонации закрепляются с опорой на знаки препинания.

Обучение произношению проводится на знакомом речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением разных видов работы.

Организация образовательного процесса проходит

через индивидуальную деятельность (занятия проводятся  в учебном кабинете  с использованием  КТ).

В процессе обучения используются различные формы организации учебно-познавательного процесса: беседы, диалоги, игровые моменты, элементы тестирования, выполнение поручений.

Для реализации программы используются методы работы:

аналитико-синтетический -  (исходными и основными единицами обучения служат целые слова и фразы, при этом ведется работа и над такими элементами речи, как слоги и фонемы);

полисенсорный -  (использование различных анализаторов ),

концентрический - используется  для формирования произношения

( постановка и отработка звуков  первого и второго концентров).

Критерии оценивания

Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания учебных успехов учащихся:

1.Определять, как ученик овладевает умением воспринимать на слух и слухо-зрительно  устную речь окружающих людей для общения с ними.

2.Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

3.Мотивировать ученика на успех.

4.Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Критерии результативности программы: у обучающихся осуществляется переход от жестовой речи к словесной,

совершенствуется  слуховое восприятие устной речи, активизируются словарный запас и  психические процессы: память, внимание, мыслительная деятельность, а, самое главное, формируется  внятная, членораздельная, орфоэпичная  речь, которая поможет общаться со слышащими людьми.

Программа  рассчитана на 311 часов, из них на контрольные работы отведено – 45 часов.

На работу по развитию слухового восприятия и формированию произношения учебным планом отводится по 3 часа в неделю на каждого ученика второго отделения. Занятия проводятся индивидуально с каждым учеником, продолжительность занятия 20 минут 6 раз в неделю (1 часть занятия – работа по формированию произношения, 2 часть занятия – работа по развитию слухового восприятия).


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Развитие слухового восприятия и формирование произношения

Первая четверть

Название тем, текстов

Всего часов

Примечания

1.

2.

Развитие слухового восприятия:

Темы: «Летние каникулы», «Как вести себя на улице?», «Профессия», «Берегите свои книги», «Осень», «Домашние животные»

Тексты: «Дружные ребята», «Товарищи»

3.

4.

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов

36

5.

Формирование произношения.

Разделы: « Речевое дыхание», « Звуки и их сочетания».

36

Итого:72час

Вторая четверть

  №

Название тем, текстов

Всего часов

Примечание

   1.

Развитие слухового восприятия:

Тексты:  «На ферме», «Школьный огород», « Поздняя осень», «Москва», «Забота о животных», «Магазин», «Скоро Новый год».

   2.

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

   3.

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

     36

   4.

Формирование произношения.

Разделы: «Голос», «Звуки и их сочетания»

   

    36

Итого:72час.

Третья четверть

  №

Название тем, текстов

Всего часов

Примечание

 

   

   1.  

Развитие слухового восприятия.

Тексты: «Зима», «На вокзале», «Школьная библиотека», «»Хорошо зимой», «Весна».

   

 «Школьный праздник», «Пограничники», «Экскурсия в парк», «Лесные звери», «Смелость»

   2.

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

   3.

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

     45

   4.

Формирование произношения.

Разделы: «Слово», «Звуки и их сочетания»

     45

.

Итого:90час

Четвертая четверть

  №

Название тем, текстов

Всего часов

Примечание

  1.

Тексты: «Зоопарк», «Синицы», «О труде», «Кто страшнее?», «На льдине», «Кто больше любит?», «Странный утенок», «Таня и Пушок»

   2.

Речевой материал обиходно-разговорного характера.

   3.

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

   39

   4.

Формирование произношения.

Разделы: «Фраза», «Звуки и их сочетания»

   38

.

Итого:77час

 Итого за год: 311 часов.


Основные требования  к  умениям  учащихся

Учащиеся к концу 3 класса  должны уметь:

  • воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал  обиходно-разговорного характера и речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.
  • воспринимать на слух с ИСА и без них тексты (8-12 предложений)
  • воспринимать на слух указанный речевой материал:

а) без аппарата на расстоянии не менее 3-4 м (учащиеся с I степенью тугоухости),

  • 1м ( учащиеся со II степенью тугоухости),
  • 0,15 – 0,3 м (учащиеся с III степенью тугоухости);

б) с аппаратом на расстоянии  не менее 6 – 7м (учащиеся с I степенью тугоухости),

  • 5 – 6м (учащиеся со II степенью тугоухости),
  • 3м (учащиеся  с III степенью тугоухости)

(Тексты воспринимаются с ИСА на более близком расстоянии).

  • -Произносить слитно на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний, фраз (из 13-15 слогов), выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы.
  • -Выделять более громким голосом логическое ударение.
  • -Изменять силу голоса при воспроизведении интонации.
  • -Соблюдать правила орфоэпии.


Тематический план 

Первая четверть

неделя

Содержание материала

Дидактическая цель

Задачи

1

Проверка слуха и произношения.

Определить уровень произношения и слухового восприятия

1.Составить план работы по произношению.

2.Выявить восприятие на слух разговорной речи на правое ухо, на левое ухо, с ИСА, определить рабочее и резервное расстояние.

1

1.Тема «Летние каникулы»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале темы «Летние каникулы», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение различать на слух предложения и вопросы по теме с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии, воспринимать задания и вопросы по теме. Совершенствовать навыки общения.

2

1.Тема «Как вести себя на улице»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале темы «Как вести себя на улице», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение различать  на слух вопросы и предложения по теме с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии. Совершенствовать навыки общения. Учить правилам дорожного движения.

3

1.Тема «Профессия»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале темы «Профессия», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение различать на слух предложения и вопросы по теме с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии. Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать интерес к профессиям.

Расширять представления уч-ся о профессиях.

4

1.Тема «Берегите свои книги»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале темы «Берегите свои книги», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение различать на слух предложения и вопросы  по теме с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии. Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать бережное отношение к книгам, к учебникам.

5

1.Тема «Осень»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале темы «Осень», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение различать на слух предложения и вопросы по теме с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии. Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к природе, прививать умение видеть и чувствовать прекрасное.

6

1.Тема «Домашние животные»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале темы «Домашние животные», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение различать на слух предложения и вопросы по теме с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к животным.

7

1.Текст «Дружные ребята»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Дружные ребята», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Воспринимать задания и вопросы  к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Учить оценивать поступки товарищей.

8

1.Текст «Товарищи»

2.Речевой материал обиходно- разговорной речи.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Товарищи», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Воспринимать задания и вопросы к тексту. Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать уважение к своим товарищам, умение приходить им на помощь.

Вторая четверть

неделя

Содержание материала

Дидактическая цель

Задачи

1

1 Текст «На ферме»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Школьный огород», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Воспринимать вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к труду.

2

1.Текст «Школьный огород»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «На ферме», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Воспринимать задания и вопросы к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к животным.

3

1.Текси «Поздняя осень»

2.Речевой материал обиходно - разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Поздняя осень», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать текст на слух целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Воспринимать вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Учить наблюдать за изменениями в природе, испытывать чувство грусти по ушедшему лету.

4

1.Текст «Москва»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Москва», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить воспринимать вопросы и задания на слух.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к своей Родине, к столице нашего государства.

5

1.Текст «Забота о животных»

2.Речевой материал обиходно - разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Забота о животных», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к животным.

6

1.Текст «Магазин»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением  общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Магазин», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текс целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения, учить умению выражать просьбу при покупке в магазине (диалог), учить

правилам  поведения в общественных местах.

7

1.Текст «Скоро Новый год»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Скоро Новый год», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать интерес к чудесам на празднике «Новый  год»

8

Контрольная работа

по слуховому восприятию  речевого материала обиходно-разговорного характера и материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов (25 Фраз)

Третья четверть

неделя

Содержание материала

Дидактическая цель

Задачи

1

1.Текст «Школьный праздник»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Школьный праздник», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать текст на слух целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Обогащать словарный запас.

2

1.Текст «Зима»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Зима», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать текст на слух целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к природе, красоте зимнего убранства.

3

1.Текст «Школьная библиотека»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Школьная библиотека», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать текст на слух целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к чтению и бережное отношение к книгам.

4

1.Текст «Хорошо зимой»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Хорошо зимой», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Закрепить знания о зимних забавах детей.

5

1.Текст «Весна»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Весна», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Учить наблюдать за изменениями в природе.

6

1.Текст «Пограничники»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Пограничники», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение  воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к своей стране, гордость за наших пограничников.

7

1.Текст «Экскурсия в парк»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Экскурсия в парк», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Учить умению наблюдать за изменениями в природе.

8

1.Текст «Лесные звери»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Лесные звери», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки  общения.

Воспитывать любовь к животным.

9.

1.Текст «Смелость»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Смелость», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Учить оценивать смелые поступки.

10

1.Текст «На вокзале»

2.Речевой материал обиходно- разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «На вокзале», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по фразам с ИСА, без ИСА на рабочем и на резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Расширять словарный запас. Учить правилам поведения в общественных местах.

Четвёртая четверть

неделя

Содержание материала

Дидактическая цель

Задачи

1

1.Текст «Зоопарк»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Зоопарк», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к животным.

2

1.Текст «Синицы»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Синицы», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать у детей желание заботиться о птицах зимой, делать кормушки и подкармливать птиц.

3

1.Текст «О труде»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «О труде», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Показать значимость труда для человека, воспитывать любовь к труду, добросовестное отношение к учебе.

4

1.Текст «Кто страшнее?»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Кто страшнее?», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать интерес к животным.

5

1.Текст «На льдине»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «На льдине», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Учить правилам поведения на реке во время ледохода.

6

1.Текст «Кто больше любит?»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Кто больше любит?», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать любовь к животным.

7

1.Текст «Странный утенок»

2.Речевой материал обиходно-разговорного характера.

3.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Развивать слуховое восприятие на материале текста «Странный утенок», фраз, слов, слогов.

Вырабатывать умение воспринимать на слух текст целостно, по предложениям с ИСА, без ИСА.

Учить умению воспринимать на слух вопросы и задания к тексту.

Совершенствовать навыки общения.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

8

1.Контрольный текст «Таня и Пушок».

9

1.Контрольные фразы обиходно-разговорного характера и связанные с изучением общеобразовательных предметов.

( Содержание примерного речевого материала  прилагается )

Контроль по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения  за определенный, достаточно большой промежуток  учебного времени (полугодие, год). Итоговый контроль по развитию слухового восприятия осуществляется при проведении устных работ в конце каждого полугодия. Уровень сформированности умений различать на слух речевой материал фиксируется в ТАБЛИЦЕ ДОСТИЖЕНИЙ за год (см. Приложение №1).

Контроль по формированию произношения проводится в начале и в конце учебного года. Уровень произносительных навыков отражается в ПРОФИЛЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ. После анализа состояния произносительных навыков учащихся составляется индивидуальный план работы по формированию произношения с каждым ребенком, а также план отработки «дежурных» звуков и план проведения фонетических зарядок, которые проводятся на любом первом уроке и во внеурочное время при подготовке домашнего задания (см. Приложение №2).


График проведения контроля

Период

Вид контроля

Сроки

Первое полугодие

1.Проверка произношения (составление профиля , плана работы по произношению)

2.Проверка слуха с ИСА.

3.Проверка слуха без ИСА.

(Определение рабочего и резервного расстояния)

сентябрь

Контрольная работа по выполнению и усвоению программного материала: проверка 25 контрольных фраз обиходно-разговорного характера и фраз, связанных  с изучением общеобразовательных предметов.

декабрь

Второе полугодие

Контрольная работа по выполнению и усвоению программного материала:

1.Проверка произносительных навыков.

2.Проверка слухового восприятия на материале 50 контрольных фраз обиходно-разговорного характера и фраз, связанных с изучением общеобразовательных предметов.

3.Проверка слухового восприятия на материале текста, вопросов и заданий.

Май

Методические рекомендации

Основным средством развития слухового восприятия речи у слабослышащих школьников является работа над текстами и речевым материалом обиходно-разговорного характера и материалом, связанным с изучением общеобразовательных предметов, и проводится она в строгой системе в соответствии с аналитико-синтетическим методом с использованием звукоусиливающей аппаратуры.

 Индивидуальные занятия строятся следующим образом:

1 занятие: Текст 1-2 раза предлагается ученику на слух целиком. После каждого предъявления учитель выясняет, что услышал ребенок.

Далее на слух без ИСА ребенок воспринимает отработанный материал фраз из предыдущих занятий (4-5 фраз) на лучшее ухо.

2 занятие: Текст читается по предложениям, предложение предъявляется целостно, ученик повторяет его, если ребенок затрудняется, то отрабатываются словосочетания и слова, затем предложение вновь предъявляется целостно на слух (аналитико-синтетический метод).

Также на слух без ИСА предъявляется материал фраз из предыдущих занятий (4-5фраз) на лучшее ухо.

3 занятие: Текст читается по предложениям, которые дети затруднялись воспринимать на слух на предыдущем занятии.

На слух без ИСА предлагается материал фраз из предыдущих занятий (4-5 фраз) на худшее ухо.

4 занятие: Ребенку предлагается ответить на вопросы и выполнить задания по тексту, предъявляется словарь.

На слух без ИСА – материал фраз (4-5 фраз) на лучшее ухо.

5 занятие: Отрабатываются фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.

На слух без ИСА – материал фраз (4-5) на лучшее ухо.

6 занятие: Отрабатываются фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.

На слух без ИСА – материал фраз (4-5) на худшее ухо.

Если на начальном этапе обучения для осознанного восприятия на слух нужно использовать наглядный материал, то в дальнейшем,

при первой возможности, от опор в виде картинок, табличек и т. п. следует отказываться, так как нужно приучать ребенка вслушиваться, а не угадывать и не воспроизводить заученный материал. Есть определенные требования к составлению речевого материала, который следует подбирать из разных тематических групп. Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов составляются как «пестрый материал» и отрабатываются вне ситуации, чтобы ребенок приучался слушать.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации целей и задач развития слухового восприятия и формирования произношения по данной программе предоставлены определенные условия:

-кабинет для индивидуальных занятий, в котором находятся  стол, стулья, зеркало;

- есть шкаф для хранения учебно-методической и справочной литературы, подборки периодических печатных изданий, наглядных пособий (наборы предметных и сюжетных картинок по темам:  «Школьные принадлежности», «Семья», «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Столовая», «Спальня», «Лес. Деревья. Грибы. Кустарники», «Посуда», «Одежда», «Цветы», «Птицы» и так далее; пособие: картинный словарь; альбомы по произношению, карточки с речевым материалом по автоматизации и дифференциации звуков).

-ПК с выходом в Интернет;

-ТСО;



Библиографический список

1.Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов н/Д: Феникс,2011.

2.Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение,1988.

3.Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. – М.: Просвещение, 1991.

4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. – М.: Учебная литература, 1997.

5.Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М., ВЛАДОС, 2008.

6.Волкова К.А. Обучение глухих учащихся 3-4 классов устной речи. – М., Просвещение, 1966.

7. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы. Примерные программы /отв. Ред. Т.С. Горбунова. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.

8. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков у детей. М., Просвещение, 1987.

9. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., Просвещение, 1977.

10.. Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Соловьева Т.А. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования глухих детей. - / проект/ М., Просвещение, 3013.

11. Королевская Т.К., Рфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М., ВЛАДОС, 2004.

12. Кузьмичева Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1986.

13. Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с тяжелой речевой патологией: сборник статей и методических материалов; ч.1; под ред. профессора З.А. Репиной, Н.Э. Логиновой. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.

14. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников. – М., Просвещение, 1971.

15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.

16. Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. – М., Просвещение, 1981.

17. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

18. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа 2100». /Авт.-сост. С.А. Шейкина; под ред. Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2013. – (образовательный стандарт).

19.Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезина. Методика обучения произношению в школе глухих.-

М.: Просвещение, 1981.

20. Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. – М.: Просвещение, 1984.

21. Сурдопедагогика /учебное пособие под ред. Никитиной М.И. – М., Просвещение, 1989.

22.Сурдопедагогика под редакцией профессора Е.Г.Речицкой.-

М., ВЛАДОС, 2004.

23. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., Просвещение, 1989.

24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.

25. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции.- М., АРКТИ, 2003.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Таблица достижений по развитию слухового восприятия (50 контрольных фраз за год)

Ф.имя

1класс

2класс

3класс

4класс

L             %

L           %

L              %

L            %

1.Таня Д.

20см     20

(с опорой)

30        90

(с опорой)

2.Вова Д.

25         52

(без опоры)

30        90

(без опоры)

3.Алена Р.

15         70

(без опоры)

30      100      

(без опоры)

Таблица достижений позволяет проследить увеличение (или уменьшение) рабочего  расстояния восприятия речи на слух с ИСА и отметить уровень восприятия  отработанного речевого материала за год.

Приложение №2.

ПРОФИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ    3 класса II отделения ( 2013 – 2014 учебный год )

ФИО

звуки

а

о

у

э

и

ы

п

т

к

ф

в

с

ш

х

л

р

м

н

б

д

г

з

ж

ц

ч

щ

й

я

ю

е

ё

Таня Д.

Гн

+

и

+

ф

+

сь

+

с

гн

п

т

к

с

ш

С

сь

ш

ш

у

Вова Д.

и

+

ш

с

жь

с

т

Алена Р.

+

и

+

Пр

+

шь

Пр

+

жь

С+

пр

+

ш


голос

темп

слитн

ударен

Безуд

о

-ого

-его

Оглушение

Дуб       ложка

Двойн

соглас

Непроиз

соглас

Сочет

чт

Сочетание

-тся   -ться

Таня Д.

Медл.

По слогам

Не всегда

    С

Но-

ти

ро

ва

н

и

е

м

Вова Д.

Медл.

По слогам

Не всегда

    с

но

ти

ро

ва

н

и

е

м

Алена Р.

Норм.

Слитн

Не всегда

   с

но

ти

ро

ва

н

и

е

м

Далее составляются индивидуальные планы по формированию произносительной стороны речи учащихся (для индивидуальных занятий),  график отработки «дежурных» звуков на фонетических зарядках, на всех общеобразовательных уроках и на занятиях во внеурочное время, так как «дежурные» звуки должны контролироваться всеми педагогами в первую очередь.



График отработки «дежурных» звуков

периоды

звуки

периоды

звуки

периоды

звуки

периоды

звуки

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1неделя

В

1неделя

С

2неделя

В – ф

2неделя

Ш

3неделя

С

3неделя

С –ш

4неделя

Ш

4неделя

Б –п

5неделя

С – ш

5неделя

Д

6неделя

Б

6неделя

Д – т

7неделя

Б – п

7неделя

Г

8неделя

д

8неделя

Г – к

 

«Дежурные» звуки составляются на 1 и 2 четверть. На 3 четверть звуки будут составлены исходя из проведенного анализа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков речи учащихся за первое полугодие.


План проведения фонетических зарядок

Дни недели

Содержание работы

понедельник

1.Работа над «дежурным» звуком;

2.Работа над речевым дыханием:  слитное произношение на одном выдохе слогов, слов, словосочетаний и фраз (из 13-15 слогов), выделяя паузами необходимые синтагмы ( по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).

вторник

1.Работа над «дежурным» звуком;

2.Работа над голосом (изменение силы голоса в связи со словесным ударением).

среда

1.Работа над «дежурным» звуком;

2.Работа над правилами орфоэпии: гласный и после согласных  ш, ж, ц произносится как ы (жывот);

 Согласные  (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко ( перо, Петя, писать).

четверг

1.Работа над «дежурными» звуками;

2.Работа над голосом ( выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах ( по подражанию и самостоятельно с подчеркиванием главного слова).

пятница

1.Работа над «дежурными» звуками;

2.Работа над голосом (изменение высоты и силы голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной, побудительной интонации).

суббота

1.Работа над «дежурными» звуками;

2.Работа над правилами орфоэпии (с братом-збратом,

Легко-лехко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 4 «В» класс

Рабочая программа предназначена для работы с учащимися, которые кроме сниженного  слуха имеют умственную отсталость.  Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе КГБСКОУ СКШИ 2вида 6

Рабочая программа разного уровня слухоречевого  развития учащихся 2 класса КГБСКОУ СКШИ II вида 6    составлена  на основе  Программы  специальных (коррекци...

Приложение к рабочей программе по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения

Предлагается примерный речевой материал по развитию слухового восприятия учащихся 3-го класса II отделения на индивидуальных занятиях....

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 класс

Данное индивидуальное занятие рассчитано на 4 класс неслышащих детей, очень полезно учителям-дефектологам и сурдопедагогам...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 4 класс для учащихся после кохлеарной имплантации.

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.  Занятие проведено для обучающей после кохлеарной имплантации....