Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе КГБСКОУ СКШИ 2вида 6
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Федосеева Ирина Витальевна.

 

Рабочая программа разного уровня слухоречевого  развития учащихся 2 класса КГБСКОУ СКШИ II вида 6  

 составлена  на основе  Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации 2003 года.

Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев,  Л.И. Тигранова,  И.Г. Багрова И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочий материал79 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат IIвида №6»  

Рассмотрено                              Согласовано                                     Утверждено

на заседании МО                      на педагогическом совете                Директор школы

учителей дефектологов            протокол №___   от ___               _________В. Е. Джуманова

Протокол №___от   ____                                                                 приказ №_____от _______

                             

Рабочая программа по развитию слухового восприятия

и формированию  произношения

учащихся  КГБСКОУ СКШИ II вида 6  

 2 класса (II отделение) составлена  на основе  Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации 2003 года.

Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев,  Л.И. Тигранова,  И.Г. Багрова И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др. 

 Программа составлена на 298 учебных часов, и рассчитана на год обучения, в соответствии с  учебным планом  (3 часа в неделю на ученика).

Составитель: учитель-дефектолог (сурдопедагог) Федосеева И.В., учитель I квалификационной категории

г.Хабаровск 2012-2013г.

Пояснительная записка.

Рабочая  программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) Образовательных учреждений  II вида Развитие слухового восприятия и формирование произношения.  Москва, Просвещение, 2003.  Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев,  Л.И. Тигранова,  И.Г. Багрова И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др. Нормативно – правовая база: 

Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», «Трудовое законодательство»,  Единый квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих от 14.08.2009г. № 592,  «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» от 09.12.2004.

Данная программа состоит из двух разделов:

развитие слухового восприятия и  обучение произношению. 

 Программа построена с учетом индивидуальных особенностей неслышащих  учащихся: с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения,  имеет 3 уровня сложности. Это объясняется тем, что в классе обучаются дети,  имеющие разные речевые и слуховые возможности, что сказывается на темпах изучаемого программного материала.

1 уровень (оптимальный) – для  Антонюк Павла,  Мызникова Никиты, которые имеют диагноз: двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 3степени; нарушено произношение отдельных звуков, словарный запас соответствует возрасту, речь ближе к внятной. Основной речевой материал воспринимают на слух. Обучаются по программе 2 вида.

 

 2 уровень (сниженный) – Громыко Иван - состояние после КИ справа, произношение недостаточно  сформировано, словарь ограниченный, не соответствует возрасту, речь недостаточно внятная;

 Исмагилов Андрей - состояние после КИ справа, произношение не  сформировано, словарь ограниченный, не соответствует возрасту, речь невнятная;

 Хандошко Владимир - состояние после КИ справа, гиперактивность с дефицитом внимания произношение недостаточно  сформировано, словарь ограниченный, не соответствует возрасту, речь невнятная;

 Овчинникова Екатерина - состояние после КИ справа, произношение недостаточно  сформировано, словарь ограниченный, не соответствует возрасту, речь недостаточно внятная;

Учащиеся обучаются по программе 2 вида с небольшими сокращениями речевого материала.

3 уровень (ограниченный) – Чазов Максим – двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 3ст. справа, 4 ст. слева; врождённая двусторонняя сквозная расщелина верхней губы, твёрдого и мягкого нёба, рубцовая деформация верхней губы, деформация носа; последствия органического поражения головного мозга с умеренным снижением интеллекта. Речи нет.

Обучение осуществляется на этапе различения при выборе из 3. Речевой материал значительно сокращён.

Цель программы: формирование и развитие навыков восприятия (на слухозрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи, развитие остаточного слуха и обучение произношению.

Работа  по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения. 

Основные задачи по развитию слухового восприятия и произношению следующие: формировать и совершенствовать слуховую функцию;

обучать произношению – формировать у детей внятную, членораздельную, естественную речь.

 

Программа опирается на общедидактические принципы: принцип научности, системности, последовательности,  доступности, наглядности, сознательности, активности, прочности и принцип воспитывающего характера и специфические принципы. Специфические (коррекционные): учёт этиологии, принцип развития, системного подхода, максимальной опоры на различные анализаторы, учёта симптоматики и степень выраженных нарушений, принцип поэтапного формирования психических функций, комплексного подхода, коммуникативнодеятельностного подхода, обогащение мотивации речевой деятельности.

Речевой материал данной программы  отвечает задачам формирования, устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это наиболее употребительный  словарь, необходимый в общении в различных жизненных  ситуациях. Со 2- ого класса в упражнения включаются фразы, содержащие отдельные незнакомые слова, словосочетания, а также тексты с незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом.

Речевой материал условно разбит на разделы:

-речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной  деятельности;

- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- тексты.

Учитывая психологические особенности и возможности учеников, увеличено время на изучение речевого материала и его повторения, который значительно сокращен. В зависимости от речевого развития учащихся учитель может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, изменить объем предлагаемого речевого материала.

Учащиеся к концу 2-ого класса по развитию слухового восприятия должны уметь:

1 уровень: воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал(знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом, обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов, типа  Когда птицы прилетают с юга? Достань учебник из портфеля, ручку из пенала. Придумай словосочетание со словами: одна…+существительное женского рода. Расскажи, как изменилась природа, когда пришла весна и т.п.;           

 воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами и без них тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.

  1. уровень: воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами

(КИ) речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов;

воспринимать   на слух с индивидуальными аппаратами (КИ) тексты (из 4-6 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.

3 уровень: воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов, типа Возьми карандаш. Покажи мяч. Сколько яблок?

 воспринимать   на слух с индивидуальными аппаратами и без них тексты (из 3-5 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.

Программа по обучению произношению состоит из разделов:

речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания,  слово, фраза.

Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Обучение произношению строится на основе данных о состоянии произносительных навыков у учащихся, полученных при обследовании.

При формировании произносительных навыков работа ведется в первую очередь на основе подражания речи педагога, используются как слухо-зрительный, так и слуховой способы восприятия речи, а также разнообразные приемы коррекции в произношении, включая работу с компьютерными программами

 При этом на специальных занятиях широко используется аналитико-синтетический концентрический полисенсорный  метод  (Ф.Ф. Рау, Н. Ф. Слезина),  элементы верботонального  метода    (фонетическая ритмика, элементы пиктографской ритмики), а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми на основе подражания.

Коррекция произносительных навыков осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.


Учащиеся к концу 2-ого класса должны уметь:

1 уровень:

Произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному. Передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания (радость, удивление), используя естественные невербальные средства коммуникации (выражение лица, естественные жесты)

 Изменять силы и высоты голоса в зависимости от расстояния до собеседника (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением - сопряжённо и отражённо.

Слова произносить слитно, с ударением, реализовывать возможности
воспроизведения звукового состава (точно и приближенно с        использованием регламентированных замен).

 Соблюдать в речи правил орфоэпии  (по подражанию, по надстрочному    знаку):

       звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими,

       безударный о  произносится как а,

       произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными.

Реализовывать в самостоятельной речи, сформированные                произносительные умения (с помощью учителя).

2 уровень:

Произносить слитно, на одном выдохе ряда слогов,  слов, словосочетаний и фраз (в 7-8слогов), выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжённо с учителем), отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы.

Изменять силы и высоты голоса в зависимости от расстояния до собеседника (громко, тихо), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением - сопряжённо и отражённо.

Дифференцировать произношение в словах звуков:

гласных а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;

согласных-носовых и ротовых м-б,

н-д, м-п, м-б, н-д, м-п;

свистящих и шипящих с-ш, з-ж, ц-ч;

звонких и глухих п-б. т-д, к-г, с-з, в-ф, ш-щ;

твёрдых и мягких ф-фь, п-пь, т-ть др.

Соблюдение в речи правил орфоэпии (по подражанию, по надстрочному знаку):

звонкие согласные перед глухими в конце слов становятся глухими ,

безударный о  произносится как а,

произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными.

При чтении текста воспроизводить  повествовательную  и вопросительную   интонации (сопряжено и отражённо)

3 уровень:

Произносить слитно, на одном выдохе ряда слогов (4-6), контур слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжённо с учителем), отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы.

Изменять силы и высоты голоса (громко, тихо).

Дифференцировать произношение в словах звуков:

гласных а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;

согласных-носовых и ротовых м-б,

н-д, м-п, м-б, н-д, м-п;

звонких и глухих п-б. т-д, в-ф,

твёрдых и мягких ф-фь, п-пь, т-ть др.

Соблюдение в речи правил орфоэпии (по подражанию, по надстрочному знаку):

безударный о  произносится как а,

произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными.

При чтении текста воспроизводить  повествовательную  и вопросительную   интонации (сопряжено и отражённо).

 

Форма занятия - индивидуальная

Структура занятия: 1)коррекция произношения,

                                     2) развитие слухового восприятия.

Система оценки планируемых результатов – диагностики: входная (сентябрь), итоговая (май). В качестве форм итогового контроля используются проверка произношения, проверка внятности речи, проверка слуха с ИСА и без ИСА.

Ресурсное обеспечение:

Персональный компьютер, принтер, сканер;

ЗУА « Унитон»


Учебно-методическое обеспечение

Классификации детей с нарушениями слуха Ф.Ф. Рау, Л.В.Неймана, Р.М.Боскис

Л.П.Назарова «Методика слуховой работы в школе слабослышащих»,

 М., Просвещение, 1981

А.Н.Пфафенродт  М.Е.Кочанова «Произношение, 2 класс».

М., «Просвещение». 2007г.

Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина «Устное слово»

Е,К.Щербакова «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией»

Е,К.Щербакова «Свистящие звуки» Ярославль Академия развития 2006г.

В.А.Белущенко, А.Е.Наумова, М.Ю.Седова «Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха», Каро, С-Пб, 2006

О.А.Красильникова «Развитие речи младших слабослышащих школьников», Каро, С-Пб,2005

С.А.Зыков «Методика обучения глухих детей языку», М., «Просвещение», 1997

И.В. Королева «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых»

Каро, Санкт-Петербург 2009г.

А.И. Сатаева // Дефектология. — 2012. — №2. «Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации». 

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

Информационно-коммуникабельные средства (компьютер, звукоусиливающая аппаратура, ИСА)

Информационные ресурсы

http://festival.1september.ru/subjects/32/

http://logopediya.com/

http://www.logoped.ru/

http://www.solnet.ee/

http://defectolog.ru/

http://www.boltun-spb.ru/

http://www.logopunkt.ru/


http://www.pedlib.ru/

http://www.logopedmaster.ru/

Приложения к программе:

Календарнотематический план на 2012-2013учебные годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 4 «В» класс

Рабочая программа предназначена для работы с учащимися, которые кроме сниженного  слуха имеют умственную отсталость.  Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности....

Приложение к рабочей программе по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения

Предлагается примерный речевой материал по развитию слухового восприятия учащихся 3-го класса II отделения на индивидуальных занятиях....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся 3 класса II отделения школы-интерната №15 II вида.

Рабочая программа по предмету « Развитие слухового восприятия и формирование произношения»  для 3 класса  II отделения составлена в соответствии с содержанием и требованиями типовых программ...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 класс

Данное индивидуальное занятие рассчитано на 4 класс неслышащих детей, очень полезно учителям-дефектологам и сурдопедагогам...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 4 класс для учащихся после кохлеарной имплантации.

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.  Занятие проведено для обучающей после кохлеарной имплантации....