Проблемы восприятия пятиклассниками художественного текста на уроках литературы
статья на тему

Доклад "Проблемы восприятия пятиклассниками художественного текста на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

                          МБОУ Николо-Урюпинская основная общеобразовательная школа

                  Учитель: Шалимова Елизавета Михайловна

                                    Доклад по теме:

         «Проблемы восприятия учащимися 5 классов

                    художественного произведения

                              на уроках литературы» 

               

       Проблема развития речи многоаспектная. Развивать речь учащихся  - значит стремиться к тому, чтобы она стала более свободной и связной, более точной и логичной, более выразительной и образной.

       Обращение к проблеме речи привело нас к мысли  о возможности выделения в ней проблемы активизации восприятия учащихся художественного произведения.

       Именно активизация восприятия учащихся художественного произведения является одним из условий развития речи учащихся.

       В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах. Этому вопросу посвящены работы многих методистов – В.В. Голубкоава, М,А. Рыбниковой, Е. Н. Колокольцева, Н.И. Кудряшева, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской и др.

       Воздействие литературы на людей зависит не только от качества художественных произведений, но и от того, как их воспринимают читатели, от развития читательского таланта.

       В основе увлечения чтением лежат читательские интересы. Читательский интерес может быть определен как осознанное и эмоционально для читающего привлекательное стремление обращаться к новым и новым книгам с целью обогащения своего опосредованного жизненного опыта.

        Читательские интересы не складываются стихийно, а формируются под влиянием окружающей  обстановки и особенно в процессе воспитания и обучения.

       Говоря о школьнике как о читателе, надо отметить, что он читатель быстро растущий. Художественная литература помогает ему решать возникающие перед ним все новые для него нравственные и иные вопросы. Она не сразу становится доступной юным читателям, а раскрывается для них постепенно, мере их роста и умственного созревания.

      Учащиеся 5 классов только формулируют свои читательские вкусы, поэтому занятия по литературе могут и должны оказать большое влияние на круг чтения, на развитие художественного восприятия.

        Хорошее знание художественного текста – основное условие для восприятия познавательной ценности произведения и одновременно для идейно-нравственного и эстетического воздействия его на юного читателя.  

         Учащиеся этого возраста воспринимают художественное произведение как описание реальных событий и людей. Наивнореалистическое восприятие художественной литературы – особенность детского чтения, которая на первом этапе их литературного развития обогащает чувства и переживания детей, создает эмоциональный опыт, необходимый для более глубоко и верного восприятия искусства.

        Младшие подростки ищут в чтении занимательности, переживаний.  Острая сюжетная фабула захватывает их воображение, героические подвиги кажутся нормой жизни.  Любимые герои – это прежде всего герои действия, но у учащихся этого возраста более заинтересованное, вдумчивое отношение к внутреннему миру действующих лиц. Дети отдают предпочтение лишь тем, кто встает на защиту добра и справедливости, кто воодушевлен благородными патриотическими чувствами.

       Возрастное развитие школьников, правильное и вдумчивое чтение под руководством учителя, знания, получаемые на уроках, регулярное самостоятельное чтение  формирует у детей иное отношение к художественной литературе. Учащиеся уже приближаются к представлению об особенностях художественной литературы как искусства слова.

        Восприятие читателем-школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, читательским и эмоциональным  опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечалась и в психологии, и в методике (исследования А.Н. Леонтьева, В.В. Голубкова, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, О.Н. Никифоровой, Н.А. Демидовой  и др.)

       Термин «восприятие художественной литературы» употребляется как глубоко содержательный и широкий процесс, протекающий не только на ступени чувственного познания, но и на ступени абстрактного мышления, захватывающий очень широкую сферу психики человека.

       Говоря о восприятии произведений искусства слова, мы имеем в виду осознание произведения, различия восприятие первичное и вторичное, являющееся результатом анализа. Первичное восприятие произведения читающим отличается целостностью и живостью. У читающего возникает личное отношение к читаемому, увлеченность им.  При вторичном чтении восприятие обогащается: оставаясь целостным и живы, оно становится более полным и правильным. Полнота восприятия сказывается в том, что читающий охватывает теперь все части, все слагаемые произведения, не пропуская ни одного персонажа, ни одного житейского обстоятельства, сказывающегося на поведении героев, ни одной пейзажной зарисовки, ни одной лирической страницы…  Большая правильность восприятия выражается в способности читающего понять идею, уловить именно то отношение к событиям и лицам, изображенным в произведении, которое объективно задано автором произведения.

       Уже первоначальное восприятие включает элемент обдумывания и оценки читаемого, тем более значительный, чем старше возраст читающего.  При повторном  восприятии обдумывание становится интенсивнее. Вот почему говорят, что настоящее чтение – это, по крайней мере, второе чтение.

       Согласно данным психологии, направленность восприятия художественных произведений учащимися меняется с возрастом детей. В работах Л.И. Божович, Л.И. Беленькой и др. посвященных психологии подростка, отмечается в качестве общей тенденции подросткового возраста, с одной стороны, рост абстрактных форм мышления, с другой – повышение чувствительности. Возрастающая потребность в нравственно-эмоциональных переживаниях.  В связи с развитием абстрактных форм мышления перестраивается характер представлений младших подростков: развитие представлений и понятий идет в направлении выделения абстрактных черт, признаков, связей и в преодолении ранее присутствующих в них конкретных образов.

       Психологи и методисты считают,  что для педагога необходимо знание закономерностей развития ребенка в разные периоды его жизни.

       Современному словеснику необходимо иметь представление об особенностях той картины мира, которая бытует в сознании 10-летнего читателя.

       По убеждению Л.И, Беленькой, «категория прекрасного выступает этом возрасте, как доминанта эстетического отношения к действительности».

         

        Словесник должен быть особенно внимателен к психологии подростка, особенности которой влияют на восприятие художественного произведения и создают те трудности, которые мешают чтению и анализу произведения на уроке. Назовем некоторые из них:

  • Приоритет одного источника информации над другим, что обусловлено спецификой времени.
  • Конфликт времени. Герои, которые действуют в произведения прошлых лет, сегодня не подходят под социально желаемые образы.
  • Ограниченность жизненного, эмоционального и эстетического опыта юного читателя.
  • Превалирование наглядного типа восприятия.
  • Затрудненность понимания слов.

       Кроме общей читательской неопытности, существуют причины, порождающие и углубляющие ошибки в восприятии учащимися литературных произведений. Среди них – несоответствие читаемого произведения возрастным возможностям учащихся. Круг обязательного классного чтения определен системой учебного предмета. Изучаются стихотворения, рассказы, повести, которые были написаны вовсе не в расчете на детский или подростковый возраст.  Тонкий анализ переживаний взрослых людей, поиски героями смысла жизни воспринимаются без упрощения, а иногда и искажения младшими школьниками. В произведениях, посильных для более старшего возраста, младших школьников затрудняет даже слог писателя с психологической, а подчас и философской лексикой.

        Затрудняет восприятие произведения учащимися обычай включать в учебные хрестоматии произведения в отрывках или даже представлять его одним отрывком.

         Следующей немаловажной причиной частых ошибок в восприятии литературного произведения оказывается отсутствие у школьников достаточных исторических представлений.  

           Ошибочное восприятие может порождаться и низкой культурой самостоятельного чтения учащихся. Чтение книги «залпом», «по диагонали». Между делом, без вчитывания в каждое слово, в каждую фразу, без воспроизведения силой воображения картин жизни, изображенных писателем  - все это приводит к тому, что в книге многое остается без внимания.

        Наконец, несовершенным восприятие может быть в случае явного отставания некоторых учащихся от их сверстников в читательском росте.  Неразвитое воображение, бедность яркими переживаниями и сильными впечатлениями затрудняют таким школьникам читательский  процесс: у них мало материала для того, чтобы воссоздать в уме нужные картины.

        Поэтому учитель должен устранить причины, вызывающие ошибки в читательском восприятии.

        Учащимся надо дать такие произведения для классного и внеклассного изучения, которые бы, способствуя умственному и эстетическому его созреванию, помогали осуществлять систематическое прохождение литературного курса, в то же время  не были для учащихся объективно непосильными. Необходимо учитывать читательские интересы, обнаруживаемые детьми при самостоятельном, свободном обращении к книге.

       Однако логика, учебного предмета заставляет рекомендовать учащимся и достаточно трудные для них произведения. И здесь важно учителю не забывать о всемерном содействии многостороннего развития учащегося. Чем богаче переживаниями, впечатлениями, мыслями сам учащийся, тем тоньше и глубже воспринимает он художественное слово. Следовательно. Необходимо повышать общую культуру восприятия учащегося, развивать его  наблюдательность. Усложнять его эмоциональную сферу, помогать ему жить полнокровной для его возраста жизнью.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА И ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Значение книги в жизни человека огромно...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...

Теория и методика лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании.

Определяя пути становления новой школы, необходимо руководствоваться методическими документами. В частности, речь идет о постановлениях комиссии Минобразования и Концепции, в которой проработано содер...

Методические рекомендации "Приемы работы с художественным текстом на уроках чтения"

В рекомендации описаны  приемы работы схудожественным текстом. Предлагаются  виды работы над текстом,рассказом.сказкой.стихотворением.Главная задача на уроках чтения выработать правильное ,б...

Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Подготовка к РДР и ВПР. Развитие функциональной литературной грамотности...

Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах

В статье рассматривается опыт, который показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знан...