Методические рекомендации "Приемы работы с художественным текстом на уроках чтения"
методическая разработка (3 класс)

Павлушкина Валентина Ивановна

В рекомендации описаны  приемы работы схудожественным текстом. Предлагаются  виды работы над текстом,рассказом.сказкой.стихотворением.Главная задача на уроках чтения выработать правильное ,беглое,выразительное и сознательное чтение. На уроках чтения развивается речь и словарный запас у детей. Именно ,эти рекомендации напоминают учителю какие виды работы существуют при работе стекстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл med_rekomendatsii_pavlushkinoy.docx333.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей\Pictures\2023-02-19\023.jpg

 «Приемы работы с художественным текстом на уроках чтения»

Главная задача уроков чтения - выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

Благодаря использованию на уроках чтения разных видов работ, осуществляется многократное обращение к тексту, достигаются значительные успехи в усовершенствовании техники чтения.

               Приемы  работы над текстом в период обучения грамоте.

1.Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуковой структуре с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков, исправление недостатков произнесения некоторых звуков.

2.Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов – название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Умение быстро находить нужное слово, приводя его в верное сочетание с другими словами. Обучение пониманию образных выражений в тексте.

3.Работа над предложением и связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений по вопросам учителя.

4.Составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений, объединённых общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

5. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

6.Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

7.Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек , песенок.

8.Составление предложений на определённую тему по картине, небольших устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей.

                       

                   

Приемы  работы над художественным произведением.

1. Предварительная беседа.

          Подготовить учащихся к восприятию художественного произведения.

Перед чтением нового для детей художественного произведения проводится предварительная работа. Она должна создать у учащихся интерес к читаемому, подготовить их сознание и чувства к целенаправленному, активному восприятию текста. В некоторых случаях перед чтением полезно показать подходящую презентацию.

В подготовительную работу входит и часть словарной работы. Но на этом этапе объясняются только те слова, незнание смысла которых затруднит понимание текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны. На предварительную работу на уроке нужно отводить не больше 3- 7 минут.

                                                                         

2. Чтение текста учителем.

      Обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания всех его сторон.

Художественное произведение первым читает учитель. При этом книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей выразительности чтения.

После первого чтения проводится короткая беседа с целью проверки усвоения содержания (кто главные действующие лица, когда и где происходит действие). Иногда перед чтением текста учащимся ставится вопрос, на который они должны ответить во время беседы.

3. Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.

       Усвоить содержание читаемого текста .

Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются её содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. Путём соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. Выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам. На этом этапе рассматриваются иллюстрации.

4. Повторное чтение текста учащимися.

          Закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения.

Задания здесь могут быть самые различные: перечитать рассказ и самостоятельно определить границы его частей, прочитать по ролям, упражнения в выразительном чтении, выборочное чтение. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени ушла на чтение, а не на разговоры по поводу читаемого. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана.

5. Пересказ прочитанного.

           Выяснить, насколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого, насколько они прочувствовали его.

При передаче содержания своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся плановому и последовательному изложению материала. В зависимости от характера произведения, его объёма, целевой направленности и возраста, учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов:

- словесное рисование;

- подробный и краткий пересказ;

- выборочный пересказ;

- пересказ от другого лица;

- рассказ по аналогии.

6. Заключительная беседа.

          Осмыслить  все частные выводы, сделанные при разборе частей.

В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся. Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже заканчивается.

Необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Формы работы должны меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объёма и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приёмов, над стихотворением и басней - других..


                                          Список  литературы

1. Алексеева О.В. и др. Детская литература. - М., 1960.

2. Богданова О.Ю., Леонтьев С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М., 2004.

3. Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002.

4. Тихомирова И.И. Школа развивающего чтения. - Н. Новгород, 1996.

5. Феоктистов И. К вопросу о детском чтении. - СПб., 1891.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе работы с художественным текстом

Развитие выразительности чтения у младших школьников в процессе работы с художественным текстом...

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ...

Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Подготовка к РДР и ВПР. Развитие функциональной литературной грамотности...