Сказка как метод обучения детей младшего школьного возраста.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Айсуева Надежда Алексеевна

Предлагается механизм самостоятельной творческой работы учителя и учащихся  со сказкой в целях гармоничного развития детей. Нетрадиционно, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать разные концовки и вводить непредвиденные ситуации, чтобы занятия стали интересными и познавательными.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка - как метод обучения детей дошкольного возраста.

  Речь — величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо преумножить, либо незаметно растерять. Как передать детям любовь к слову, умение и желание чувствовать его красоту? Как научить согласовывать прилагательное с существительным, находить синонимы и антонимы, называть буквы и звуки, из которых состоит слово? Как отправить ребенка в интересное путешествие, в котором речь поможет преодолеть все преграды?

        Конечно, можно давать задания типа продолжить последовательность, найти отличия в картинках, составить рассказ по картинке и т. п. без использования сюжета. Но тогда включенность детей в занятие гораздо ниже, а сюжет позволяет заинтересовать всех детей, удержать интерес, дать настоящий, а не надуманный стимул к действиям: помочь доктору Айболиту спасти животных или придумать, как ежику обогнать зайца,  если ни ежихи, ни ежат нет дома. Желание помочь героям сюжета снимает у детей страх перед необходимостью проговаривания своей версии, перед выполнением сложных логических заданий. В сказке все может быть, поэтому исчезает барьер при решении нестандартных задач

       Комплексное занятие — одно из условий успешной подготовки к обучению в школе, но даже на таких занятиях необходимо использовать специальные приемы, направленные на развитие познавательной деятельности будущего  школьника.

       Мы,  взрослые говорим детям: «Запоминай!»  и не говорим, как это делать; мы говорим детям: придумай — и не говорим, как придумывать; мы говорим детям: рассказывай о предмете — и не говорим, о чем рассказывать. А ведь никто не требует: пиши, если предварительно не научил ребенка этому. Но ведь и запоминание, и придумывание историй, и рассказ об объекте тоже имеют свои алгоритмы. Человек, не знающий таблицы умножения, в конце концов, сложит пять семерок или восемь девяток. Знание таблицы умножения позволяет это сделать легко и заняться более интересными задачами.

Так и владение простыми приёмами запоминания, фантазирования, придумывания рассказов позволяет с первого, простейшего уровня выходить на творческие работы.

Рассмотрим несколько приемов, позволяющих развивать устную речь детей, делать ее образной.

Расскажи о предмете. Представьте, что вам дали такое задание. Перед вами обычный замок, один из тех, что вешают на дверях гаражей. Попробуйте мысленно представить его себе и выполнить задание — рассказать о нем. Попробуем вместе? «Передо мной замок. Он черный, с блестящей изогнутой ручкой, тяжелый, сделан из металла. Его используют в комплекте с ключом для того, чтобы в помещение не проникли посторонние...» Что еще придумать? Пожалуй, основное сказали!

А теперь посмотрим на наше «творение» со стороны. Мы, взрослые, сумели сказать о данном объекте всего «два предложения». Чего же нам ожидать от детей?

Цель данной методики дать описание сделать занятия интересными и познавательными.

Методы работы со сказкой

Художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, то данная методика выглядит следующим образом:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

         Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Важно затронуть эти семь проблем. Причем, несомненно, и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.

Важно, чтобы тот, кто использует методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.

Таким образом, схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя, учителя  (родителей) со сказкой, в целях гармонического развития детей.

    В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать... Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

         Таким образом,  предлагаю подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

 В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов. Во-первых, важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.

       Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала  скатерь-самобранка» и т.д. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень - это хорошо, что «не обманешь - не проживешь» и т. д.

         Нетрадиционный подход как раз дает и учителю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.

Коллаж из сказок

Сказка от смешного стишка

Сказка от загадки

Сказка от грамматической арифметики

Сказка от фразеологизмов

Сказка от задачки

Счастливые ситуации в сказках

Случайные сказки

Сказки о бытовых предметах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи

Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...

Использование ассоциативного метода на уроках русского языка в обучении детей младшего школьного возраста

В  статье предложены примеры практического использования ассоциативного метода, нацеленных на запоминание младшими школьниками орфограмм и правил русского языка...

Сказка как метод обучения детей младшего школьного возраста. Опубликовано в печатном издании "Педагогика и образование" часть 5. 2018 г.

В статье описывается методика использования сказки на уроках для активизации познавательной активности учащихся подготовительного и 1 классов. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок я...

Игра как метод обучения детей младшего школьного возраста

Применение метода игры для развития учеников, которые обучаются по УМК "Школа России"....

Сценарий сказки по ПДД для детей младшего школьного возраста

Цель: расширить кругозор детей о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни;привлечь внимание участников к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма через театрализо...

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В настоящее время выявляется тенденция увеличения числа детей с расстройствами аутистического спектра это обуславливает актуальность и выбор данной темы. Главное отличие таких детей заключается в несп...