Формирование ключевых компетенций младших школьников методом проекта
статья на тему

Формирование ключевых компетенций младших школьников методом проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций младших школьников методом проекта

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Система образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных учебных действий, позволяющих человеку осуществлять осознанный и осмысленный выбор жизненного пути. Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.  А это предполагает поиск новых  форм и методов обучения, обновление содержания образования, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств  приводит к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной  мотивации учащихся, самостоятельное  овладение знаниями, творческий подход  в обучении.

 Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности  подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему  теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.  На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность,  умение ориентироваться в информационном пространстве  и самостоятельно конструировать свои знания.

Проблема:  отсутствие навыков самостоятельной творческой проектной деятельности  у младших школьников

ЦЕЛИ   И ЗАДАЧИ

Цель проекта: Создание условий для формирования ключевых компетенций младших школьников методом проекта

Задачи проекта: 

  • изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании и технологии проектов;
  • изучить образовательные стандарты и предметные программы первой ступени образования, определить возможности использования технологии проектов в начальных классах;
  • внедрить метод проектов в педагогическую практику и рассмотреть особенности учебных проектов младших школьников;

СТРАТЕГИЯ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.

6.Учитывать возможность учебных предметов для реализации

проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как  русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учитывать и избегать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

8. Определить готовность младших школьников к проектно-исследовательской деятельности.

Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем:

1) наличие у детей ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

2) развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду формирование обобщенности умственных действий как интерактивной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформирование алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

3) опыт развернутой, содержательной, дифференцированной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на позитив;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

5.1. Этапы реализации метода проектов.

Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещаются во многих работах современных ученых.

По мнению А.В. Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Составляющие элементы понятия "компетенция":      

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.     
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.      
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.      
  • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.      
  •  усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Этапы работы над проектом:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

  • представляют проект на конференции
  • оформляют портфолио
  • готовят стендовую защиту
  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

5.2. Урок в режиме проектного обучения

Этапы работы методом проектов:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

        

5.3. Проектные задачи как прообраз проектного метода  обучения.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. А.Б.Воронцов в своей статье («Начальная школа» № 6 за 2007 год – приложение к «Первому сентября») «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения» пишет: «Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. … Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется в системе заданий».

    Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Проектную задачу можно использовать в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Я применяю проектные задачи на разных уроках, но особенно на уроках окружающего мира. Применение проектной задачи в учебном процессе, как показывает практика, вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Мне самой очень нравится составлять такие задачи. Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий.

    

5.4. Основные виды и формы деятельности с младшими школьниками

Основные виды  деятельности:  познавательная, игровая, творческая,  коммуникативная, досуг.

Основные формы деятельности: классные часы, экскурсии, ролевые игры, конкурсы, походы, благотворительные мероприятия, проекты.

5.5. Структура реализации  работы над проектом  по классам

1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии  целесообразно провести подготовительный этап, в который включаются  творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка».

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

3 КЛАСС

В третьем классе работа - исследование более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),  устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Например,  исследовательский «семейный» проект «Страничка энциклопедии».

4 КЛАСС

В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации  и оформить работу  самостоятельно.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,

  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия.

5.6. Примерные критерии оценок проектной деятельности.

1.Самостоятельность работы над проектом

2.Актуальность и значимость темы

3.Полнота раскрытия темы

4.Оригинальность решения проблемы

5.Артистизм и выразительность выступления

6.Как раскрыто содержание проекта в презентации

7.Использование средств наглядности, технических средств

6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

      Прогнозируемый личностный результат:  

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 

Метапредметный результат:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия 
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  1. Познавательные универсальные учебные действия 
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия 
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

7. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки и мониторинга сформированности УУД, являются: ФГОС, Примерная ООП НОО раздел «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (Научные руководители – А. М. Кондаков, А.П. Кезина), методическое пособие «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» (Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой)

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-         «найди отличия» (можно задать их количество);

-         «на что похоже?»;

-         поиск лишнего;

-         «лабиринты»;

-         упорядочивание;

-         «цепочки»;

-         хитроумные решения;

-         составление схем-опор;

-         работа с разного вида таблицами;

-         составление и распознавание диаграмм;

-         работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-         «преднамеренные ошибки»;

-         поиск информации в предложенных источниках;

-         взаимоконтроль;

-         «ищу ошибки»

-         КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         составь задание партнеру;

-         отзыв на работу товарища;

-         групповая работа по составлению кроссворда;

-         «отгадай, о ком говорим»;

-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий детей:
 -  Задание "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.


-    
Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД:  регулятивное действие контроля

        

8. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.

   Проект рассчитан на 4 года, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Продолжение работы с детьми над реализацией технологии проектного метода в среднем и старшем звене школы.

9.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ  

1. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с. 

2.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010 – 152с. 

3. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2010, №7

4. «Начальная школа» № 6 за 2008 год – приложение к «Первому сентября»

5. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...  24 ноя 2012 ... Педагогический проект.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Модель реализации исследовательских проектов в начальной школе

Этапы проектной деятельности

Примерные виды проектной деятельности

Подгото-

вительный

этап

проекта

Создание замысла проекта и разработка структуры

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы, ход проекта)

Разработка и создание организационного материала

Разработка маршрута исследования;

Разработка и создание дидактического материала

Разработка: контролирующих материалов; шаблонов, дневника проектной деятельности

Разработка и создание методического материала

Создание учебной презентации по теме исследования, определение критериев оценивания проектов учащимися, родителями, педагогами

Этап реализации проекта

Организационный (подготовка)

Демонстрация на уроке презентации проекта; проведение первичного среза знаний по теме исследования

Рефлексия

Заполнение шаблонов рефлексии

Планирование

Корректировка маршрута исследования учителем совместно с учащимися

Поиск

Поиск информации в мультимедийной энциклопедии, справочнике, сети Интернет, электронном каталоге

Промежуточные результаты и выводы

Обработка информации, полученных данных

Рефлексия

Заполнение шаблонов рефлексии

Защита проекта

Демонстрация отчета о проделанной работе; вручение грамот, дипломов

Рефлексия результатов проекта

Заполнение шаблонов рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через метод проектов.

В данной статье метод проектов рассматривается как эффективное средство в формировании ключевых компетенций у младших школьников....

Инновационный педагогический проект "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников".

Материал содержит информацию об опыте работы учителя начальных классов по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"....

Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"

доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"...