Распространение инновационного педагогического опыта "Интеграция семьи и школы"
статья по теме

Вайнер Анжела Ефимовна

"Интеграция семьи и школы- пути к формированию социально-нравственной компетентности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_semi_i_shkoly_kak_faktor.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция семьи и школы как фактор, обеспечивающий качество образования младших школьников

Уважаемые коллеги! Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый из нас знакомился (изучал) два очень важных документа, а именно: Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в которых отражены основные требования к современной школе, подчеркивается необходимость позитивных изменений во всех областях школьной жизни. Конечно, всем понятно, что необходимо начинать именно с начальной школы, которая закладывает фундамент развития ребенка.

Вот слова из НОИ ННШ « Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. В новых образовательных стандартах требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять, В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идей опережающего развития, все, что понадобится школьникам и в их дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни»

«Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося

Думаю, что мне не нужно останавливаться подробно на этом документе. Главное, что я поняла , что многое из того что я делала и делаю в своей профессиональной деятельности - я делаю правильно. Интуитивно понимая, что необходимо младшему школьнику для получения образования и дальнейшей социализации в сложном мире.

В новом стандарте прописано что, целями образовательной программы начального общего образования являются:

  • Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ….
  • Побуждение и поддержка детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе
  • Расширение опыта самостоятельного выбора, расширение границ своих возможностей

В новом стандарте конкретизируются приоритетные виды и задачи, решаемые младшими школьниками

Задачи младших школьников 

  • Научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте:
  • Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов

Итак, особенностью внедрения новых образовательных стандартов является компетентностный подход, а чтобы его реализовать необходимо использовать современные образовательные технологии с учетом каждой ступени обучения, а именно активные и интерактивные формы проведения учебных занятий, деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, психологические тренинги

Через какие технологии и формы работы я реализую цели и задачи, обозначенные в новом стандарте?

  1. Организация проектной деятельности учащихся через участие в исследовательской работе
  • Участие в НПК «Шаг в будущее. Юниор» дети занимаются исследовательской работой с 1 класса (совместная работа учителя + родителей и детей)
  • Участие в реализации профориентационной программы АК АЛРОСА.

В рамках работы над этой программой я стала использовать не только рекомендованные формы работы в этой программе (проектная деятельность), но использование элементов популярной телевизионной программы «Сто вопросов взрослому» - стала организовывать встречи с представителями разных профессий. Первый опыт такой встречи показал мне, что это очень важная нужная форма работы с детьми. Вы бы видели глазки моих детей! А какие интересные вопросы они задавали! И не хотели расходиться после звонка, а хотели еще пообщаться с этим человеком

Для себя я решила, что такую форму работу я обязательно продолжу и в будущем учебном году.

Для развития младших школьников очень важна творческая деятельность, которая может включать в себя: художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование.

Выделяют пять наиболее существенных психолого – педагогических условий развития творческого мышлении школьников: (сделать слайд) 

  • Знание барьеров творческого мышления и методов их нейтрализации
  • Творческий подход к обучению детей
  • Предоставление творческих заданий
  • Выполнение учащимися творческих проектов
  • Поощрение и стимулирование любых вопросов учащихся

В своей профессиональной деятельности я стараюсь использовать все. При этом большое внимание обращаю на выбор таких проектов, которые бы имели практически осязаемый продукт деятельности – наглядно воплощали творческие замыслы и устремления детей.

По моему мнению, очень важно, в каком образовательном пространстве находятся дети, поэтому образовательный проект «Наш класс», (мы над ним работаем третий год) включающий в себя формирование традиций, оформление классной комнаты, проведение совместных праздников является как раз практическим творческим проектом: оформление классной комнаты по временам года, по календарным праздникам и другим событиям класса является хорошей традицией. (показать подборку фотографий с оформлением класса.

Я работаю учителем начальных классов более 20 лет и как никто осознаю важность и значимость роли семьи в воспитании детей. Мой педагогический опыт, наблюдения показывают, что какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.

Давайте опять обратимся к образовательной инициативе «Наша новая школа» в ней написано

«Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха»

По моему мнению, в работе с семьей у учителя есть две приоритетные задачи: сделать слайд)

  • Дать взрослому человеку « раскрыться», помочь найти в самом себе интересное, нужное для своего ребенка и всего коллектива класса;
  • Постараться сделать так, чтобы родитель захотел работать с учителем, стал его союзником, помощником.

И то и другое – задачи не простые. Но если изначально ставить перед собой эти цели, то их решить можно. В моей работе связь с родителями, с семьей занимает одно из главных направлений. Без родительской поддержки у меня вряд ли, что получилась бы даже из половины задуманного. Работать с родителями трудно, но очень интересно. В своей работе я не изобретаю ничего нового, формы, методы работы с родителями традиционные, просто я стараюсь вкладывать в них новое содержание, и главное применять творческий подход.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей, Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Например, родительские собрания, что в них можно изменить, сделать так, чтобы они стали интересными, содержательными, а главное нужными и полезными как родителям, так и мне – педагогу и классному руководителю. Родительское собрание может и должно давать толчок для дальнейшего родительского роста. Каждое родительское собрание я начинаю с рассказов о детях (о каждом хорошее), с забавных случаев на уроках и переменах. Родители приучаются воспринимать весь класс, как наших общих детей.

В последнее время, эффективно использую информационно- коммуникационные технологии. Моим хобби является фотографирование. С фотоаппаратом я не расстаюсь как на переменах, так и на уроках. Снимаю все, что мне кажется интересным: сценки в столовой, переменах и конечно, наши классные праздники.

Затем, делаю слайды и показываю презентации родителям на собраниях. Вы бы видели, как светятся глаза родителей, когда они видят себя и своих детей. Потом, все хотят участвовать в праздниках, помогать в их проведении.

Кроме того, на первом родительском собрании знакомлю родителей с особенностями проектной деятельности, ее преимуществах и мы определяемся с совместными конкретными проектами на учебный год. Как классному руководителю, мне очень важно, чтобы реализация проектов проходила через несколько семей класса, объединенных одной целью и совместной деятельностью.

В первом классе для реализации были приняты следующие совместные проекты:

  1. «Портфолио» индивидуальных достижений учащихся.
  2. «Наш класс»: оформление, традиции, форма, наши праздники
  3. «Творческая мастерская»

Над реализацией этих проектов мы работаем и сегодня. Кроме того, в этом году у нас образовался еще один проект. С этого года начальная школа перешла на пятидневный режим работы. Суббота стала свободным днем от учебных занятий. Но только от учебных. В субботу реализуется общешкольный проект «День семьи и здоровья» - это новый проект, реализуется первый год – но уже можно сказать, что это очень нужное и важное направление. Его особенностью является следующее - в течение недели класс выбирает направления своей деятельности на субботу : это может быть спортивные состязания с участием детей и родителей, посещение бассейна, школьного кинотеатра, совместная экскурсия , праздник класса и т д. - приоритет отдается активным занятиям спортом. (подготовить слайды с фотографиями различных мероприятий) – можно рассказать отзывы родителей, детей.

Для себя я определила, что данный проект помогает мне и моим детям сплотиться, подружиться, мне - лучше узнать детей, родителей все это в итоге дает огромный положительный эффект

Далее Я бы хотела остановиться на особенностях реализации нескольких проектах принятых на родительском собрании.

«Портфолио» - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Школьный «портфолио» учеников моего класса состоит из следующих разделов:

  • Титульный лист с фотографией
  • Сведения об ученике: тайна имени, знак зодиака, гороскоп
  • Информация об участии в кружках, секциях
  • «Портфолио документов»: сертификаты, грамоты, благодарности, полученные на конкурсах, соревнованиях
  • «Портфолио работ» включаются творческие работы, итоговые отметки по предметам, результаты учебного рейтинга

«Портфолио» моих учеников эстетически привлекательно, так как каждый из родителей проявил творческий подход к его оформлению. Презентацию «портфолио» проводится на творческих отчетах при переходе в следующий класс.

«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • Поощрять их активность, самостоятельность;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

(за три года данный проект пополнился новыми данными – можно показать слайд)

В небольшом выступлении не расскажешь о реализации всех проектов. Но, хочется отметить, что это направление деятельности является очень важным в работе педагога, а особенно учителя начальных классов. Так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебного труда, формируются нравственные принципы маленького человека и здесь интеграция семьи и школы является тем стержнем, на основе которого воспитывается ребенок, формируется личность.

Положительным результатом моей деятельности является тот факт, что мои усилия по интеграции семьи и школы не проходят даром. (далее показать результативность как учатся – успешность, качество средний балл, участие твоих детей в конкурсах, выставках и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии ФГОС

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...