Коррекционно – развивающее занятие «Заяц – Коська и родничок» (по тексту А. Грибачёва)
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Коррекционно – развивающее занятие «Заяц – Коська и родничок» (по тексту А. Грибачёва) для 1 класса составлено на основе сказкотерапевтической программы Н.М. Погосовой «Погружение в сказку». На занятии используются много разнообразных приёмов, игр, упражнений, которые направлены на решение цели и задач занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Исследования последних лет показывают, что  обучающиеся с нарушенным интеллектом  поступают в школу с проблемами в  эмоционально-волевой сфере. Не исключением  явились учащиеся нашей школы. А ведь,     эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.

     Таким образом, формирование и  развитие эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей, обучающихся в условиях коррекционной школы нам представляется важным и актуальным при применении коррекционно -  развивающих занятий, проводимых совместно учителем и психологом школы.

       Коррекционно – развивающее занятие «Заяц – Коська и родничок»

(по тексту А. Грибачёва) для 1 класса составлено на основе сказкотерапевтической программы Н.М. Погосовой «Погружение в сказку».

      На занятии используются много разнообразных приёмов, игр, упражнений, которые направлены на решение цели и задач занятия.

Тема. «Заяц – Коська и родничок» (по тексту А. Грибачёва)

Цель :  формирование эмоционально-волевой сферы детей.

Задачи:

  1. Знакомить обучающихся со свойствами воды через «путешествие» по тексту А. Грибачёва.
  2. Развивать моторику и координации движений.
  3. Развивать произвольное внимание через упражнения на наблюдения, умения максимально концентрироваться над происходящим.
  4. Развивать связную речь при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли.
  5. Корректировать эмоциональное и телесное напряжение.
  6. Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

Оборудование:  орехи, ленты,  шарф, дорожка, аппликатор Кузнецова, презентация «Заяц – Коська и родничок».

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Сегодня у нас необычное занятие  - мы отправимся в сказку, где речь пойдёт о воде.

Слайд 1

  1. Вступление.

У. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде.

Какая бывает вода?

Д. Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная..

У. А бывает твердая вода? Когда такое случается?

Д.Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град.

У. Бывает ли вода легче воздуха? Когда?

Д.Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака.

У.Где вода встречается в природе?

Д.В реке, озере...

У. В нашем зале есть ручей. Но чтобы к нему попасть необходимо пройти по одной из трех дорог.     

Каждая из трех дорог приведет вас к ручью. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимаете от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются  кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше. волшебной силы, чем первая.

Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать, чтобы попасть в сказку и подойдите к ней. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

Итак, мы подошли к началу ручейка.

У.Как называется то место, где начинается ручей?

Д.Родник, ключ, источник.

У.Откуда в роднике вода?

Д.Она вытекает из-под земли.

Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек.

Ведущий включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой».

Пройдя по «ручейку», каждый садится на стул в позу расслабления.

У.  Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?

Развитие связной речи

Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения

Слайд 2

  1. Сообщение темы и цели занятия.

 Надеемся, что вы будите внимательные и наблюдательные, «путешествуя» по сказке, у вас всё получится.

Итак, сказка начинается.

Ситуация успеха

  1. Основная часть.

Сказка

Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.

Упражнение 1. Гимнастика для глаз

Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.

Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.

Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.

— Ты кто такая?

—  Я белка.

—  А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.

— Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь.

Упражнение 2. Орешки

У. Как белка готовится к зиме?

 Д.Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи.

У. Белка прислала для вас орешки.

Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху.

•  Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки.

•  Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.

•  Дети врашают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.

— Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них.

     Упражнение 3. Прохлада

Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.

— А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.

Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.

—  Ты кто? — спрашивает Коська.

—  Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.

Упражнение 4. Филин

Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху...

Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.

Упражнение 5. Страх

Педагог исполняет роль филина, дети — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха.

После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.

Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.

—  Ты кто? — спрашивает Коська.

—  Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.

—  Вот здорово, -- обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки.

—  Побежали, — согласился Родничок.

Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.

    Упражнение 6. Ручеек

Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы.

После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего.

— Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом).

Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия.

Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.

—  Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?

— А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!

         Упражнение 7. Роднички и река

Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»).

Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички».

При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»

— Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?

Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.

Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.

—  Эй, Родничок, где ты?

— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается.

— Да как же ты туда попал? — удивился Коська.

Упражнение 8. Удивление

Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?»

Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился.

Упражнение 9. Облачко

— Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо?

Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.

 Дети плавно передвигаются: приседают, тянутся пальчиками вверх.

Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит — шумит что-то.

—  Эй, кто там? — закричал Коська.

— Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.

Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.

Упражнение 10. Сугробы и солнышко

Педагог  — «солнышко», дети - «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять.

«Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.

                                                                                                                                                                                                                                                           

Слайд 3

Слайд 4

Развитие мелкой моторики рук

Развитие моторики речевого аппарата

Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения

Слайд 5

Закрепление умения ориентироваться в пространстве

Слайд 6

Формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать

.

Слайд 7

Развитие произвольного внимания

Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.

Слайд 8

  1. Заключение.

Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка и назовем их.

Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка. (Сначала Родничок превратился в ручей. Потом он стал рекой. Затем Родничок поднялся вверх и превратился в облачко. Из облачка Родничок выпал на землю дождем. Зимой Родничок стал снегом.)

Слайд 9

  1. Рефлексия.

А теперь оцените свою деятельность на занятии.

—  Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось?

Воспитание добрых чувств


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заяц Коська и Родничок. Безударные гласные в корне.

В основу урока взят мультфильм "Заяц коська и Родничок". Ребята вместе с героями мульфильма путешествуют, выполняя различные задания. В уроке есть фрагменты мультфильма, музыкальные физминутки. А...

Коррекционно-развивающее занятие по работе с текстом во 2 классе (VII вид)

Занятие предназначено для обучающихся 2-ого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, направлено на формирование умений сознательного чтения, повышения скорости чтения, р...

Коррекционное-развивающие занятие по формированию временных представлений "Заяц и осень"

Для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение 2 класс  с. 58-61. " Зайчонок и осень"  (сказка) В помощь  учителям, воспитателям,дефектологам....

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Презентация к коррекционно-развивающему занятию "Учимся работать с текстом"

Презентация к коррекционно- развивающему занятию "Учимся работать с текстом"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Текст. Признаки текста. Заглавие"

Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия по курсу "Логопедические занятия" по теме "Текст. Признаки текста. Заглавие" - 1 класс.Прилагается к конспекту презентация за...