Программа социального партнёрства
методическая разработка по теме

Губина Надежда Юрьевна

Социокультурный комплекс - благоприятная среда развития сельского ребёнка как человека социального, т.е. способного занять своё место в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotsialnogo_partnyorstva.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка программы развития социального партнёрства сельской малокомплектной школы на примере МБОУ «Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа» усть-Абаканского района.

Проблема взаимодействия участников образовательного процесса и социокультурного окружения школы

Одним из целевых ориентиров развития образования в сельской местности является использование воспитательных возможностей социокультурной среды в расширении спектра практико-ориентированных услуг, посредство которых значительно полнее реализуются интересы учащихся, родителей, жителей села, производственных структур и местных органов самоуправления.

Посёлок Ташеба входит в Муниципальное образование «Усть-Абаканский район». Единственное градообразующее предприятие села Сортоучасток, в котором работали жители посёлка прекратил свое существование в 2000 году. В связи с этим большая часть трудоспособного населения остались безработными. Закрылся детский сад, который посещали дети посёлка. С 2001 года начал развиваться придорожный сервис. Открылись магазины, закусочные, автозаправочные станции, которые предоставили рабочие места для  жителей сел. Ташеба является пригородным посёлком. Поэтому студенты и молодежь, которые учатся и работают в городе Абакане, после рабочего дня возвращаются домой. Благосостояние жителей стало улучшаться, возросла рождаемость. Возникла необходимость в возрождении социально-культурной сферы сел, то есть создание единого социокультурного центра на базе «Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа».

Родители предъявили школе заказ – формирование современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности - на основании которого выявилась необходимость изменения структуры как базовой, так и дополнительной образовательной программы.  Ориентация на высшее образование, оставаясь доминирующей, тем не менее, перестает быть единственно приемлемой для семей. Возрастает стремление родителей к увеличению продолжительности и качественному разнообразию дополнительного образования, становятся многообразнее досуговые потребности. Поэтому возникает необходимость создания наиболее приемлемой к данным условиям модели развития. В условия нашего села такой модель является объединение учреждений дополнительного образования, культуры, общеобразовательной школы, дошкольного учреждения в единый социокультурный комплекс.

Проблемы и выявление точек роста для создания

социокультурного центра

Анализ

сложившихся ситуаций

Формулировка

выявленных проблем

Варианты

решения проблемы

Наличие социокультурной среды

В посёлке «Ташеба» сельский клуб  находится в приспособленном  здании,  отсутствует  центр досуга, нет помещения и квалифицированных специалистов, для работы в сельской библиотеке.

Слияние школьной и сельской библиотек в единый центр «Радуга талантов»

В посёлке «Ташеба» растет число молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста,  нет детских дошкольных учреждений.

Отсутствует система дошкольного образования, обеспечивающая равные стартовые возможности при поступлении детей  в школу

В посёлке «Ташеба» отсутствуют учреждения  дошкольного образования, есть потребность родителей в педагогических знаниях по подготовке детей к школе.

Потребность в предшкольном образовании детей

Открытие  класса пришкольной подготовки на базе школы и создание «Школы пап и мам »

 

Изучение социального состава и экономического положения семей.

Необходимость поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей

Создание внебюджетного фонда поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей

«Сельская школа - социокультурный комплекс (СКК)» представляет собой высокий уровень соорганизации школы и других социальных институтов и, как следствие, высокую степень взаимодействия детского и взрослого населения. Социокультурный комплекс - это система, в которой школа и другие социальные институты, учреждения оказываются равноправными партнёрами, находится во взаимосвязях сотрудничества. Воспитательное пространство сельского социума СКК - результат взаимодействия всех его структур (социально-культурных, образовательных, административных, общественных и др.) на основе общих целей, задач, ценностей при ведущей роли школы.

Социокультурный комплекс - благоприятная среда развития сельского ребёнка как человека социального, то есть способного занять своё место в обществе.

Целью построения социокультурного комплекса является:

-  повышение качества образовательных услуг сельскому населению;

- более эффективное использование бюджетных средств, материальной базы и кадровых ресурсов учреждений, входящих в данный социокультурный комплекс;

- обеспечение оптимальных условий для воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста;

- создание условий для обеспечения доступности общего образования и дополнительного образования;

- вовлечение детей и молодежи с учетом их желаний в секции, кружки, объединения;

- содействие развитию учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка, использования социально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия;

Задачи социального партнёрства:

- расширение материальной и кадровой базы для досуговой деятельности учащихся и их родителей, молодежи села;

- социально-педагогическая и психологическая помощь детям и их родителям;

- дополнительное образование детей школьного и дошкольного возрастов;

- создание и отработка модели взаимодействия образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, учреждений дополнительного образования в системе социального партнёрства.

Миссия социального партнёрства - это обеспечение разностороннего развития и полноценного образования детей. Социальное партнёрство объединяет всех, кто непосредственно занимается вопросами детства, юношества и социальной работы вокруг семьи как комплексообразующего фактора.

 Социальное партнёрство представляет собой конфедерацию центров – образования, здравоохранения, культуры. Центром образования является общеобразовательная школа, реализующая программы дошкольного и общего начального образования, школа обучения взрослых. Центр культуры включает в себя дом культуры, сельскую библиотеку. Центр здравоохранения – учреждения медицины на селе. Для планирования, организации и анализа совместной работы, осуществляемой в рамках социального партнёрства, необходимо создать координационный совет. В состав координационного совета будут входить руководители центров культуры и образования, представители учреждений и общественных организаций села, принимающие активное участие в работе с детьми и молодежью.

Направления деятельности социального партнёрства: образовательное, здоровьесберегающее, социальное (благоустройство села, добровольческие акции, благотворительные марафоны), социокультурное («выращивание» и поддержка предприимчивых хозяев, возрождение народной культуры, традиций, правовое образование детей и взрослых и др.), художественно-эстетическое.

Целью построения социального партнёрства является:

-  повышение качества образовательных услуг сельскому населению;

- более эффективное использование бюджетных средств, материальной базы и кадровых ресурсов учреждений, входящих в данное социальное партнёрство;

- обеспечение оптимальных условий для воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- создание условий для обеспечения доступности общего образования и дополнительного образования;

- вовлечение детей с учетом их желаний в секции, кружки, объединения;

- содействие развитию учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка, использования социально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия;

Задачи социального партнёрства:

- расширение материальной и кадровой базы для досуговой деятельности учащихся и их родителей;

- социально-педагогическая и психологическая помощь детям и их родителям;

- дополнительное образование детей школьного и дошкольного возрастов;

- создание и отработка модели взаимодействия образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, учреждений дополнительного образования в системе социального партнёрства.

Первый этап создания социального партнёрства – открытие класса предшкольной подготовки на базе школы.

Открытие класса предшкольной подготовки на базе школы, первоначально оплата воспитателей осуществлялась за счет школьной тарифной ставки ГПД, в настоящее время – по тарификационной сетке. С родителями воспитанников заключали договора о ремонте помещения и питании детей.

Содержание здания, текущий ремонт в настоящее время осуществляется школой, родители оплачивают только питание детей.

Класс предшкольной подготовки не имеют ставок сторожей, заведующей детским садом, не содержат своей столовой,  что значительно экономит муниципальный бюджет.

Организация дополнительного образования – открытие кружков– с введением ФГОС при малом количестве учебных часов, внеурочную деятельность, а именно краеведческое направление и ритмику совместно ведут работники сельского клуба и библиотеки.

Объединение школьной и сельской библиотек и сельского клуба в единый центр «Радуга талантов». Это позволит создать досуговый центр для жителей села, а так же привлечь квалифицированных специалистов. Администрация Сапоговского сельсовета обеспечивает библиотеку художественной, научно-популярной, учебной литературой, периодической печатью для учителей, оплачивает работу библиотекаря.               Совместно с администрацией Сапоговского сельсовета проводятся социально-значимые акции «Зеленый патруль», «Наше будущее в наших руках», «Школьный дворик», «Чистый поселок», «Мусор-вернисаж». Администрация выделяет средства для приобретения мусорных мешков, перчаток для сбора мусора, расходного материала для изготовления природоохранных щитов; машины для вывоза мусора. Победители и активные участники акций получают призы, учрежденные администрацией.

Экономическая эффективность данной модели заключается в экономии бюджетных средств.

К наиболее важным результатам социального партнёрства можно отнести:

  • выполнение принципа непрерывности образования и воспитания учащихся дошкольного, начального.
  • получение более качественного образования и воспитания на селе, максимально используя возможности и ресурсы  (материально-техническую базу и кадровый потенциал) всех учреждений образования и культуры.
  • экономия времени и средств учащихся и их родителей, которым необходимо было бы затратить дополнительные средства на оплату таких же услуг в городе, на оплату транспортных услуг.
  • снижение психологической и социальной напряжённости в детской, подростковой среде.
  • включение каждого ребёнка, проживающего в посёлке, в систему дополнительного образования; изучить его интересы, наклонности, способности; найти каждому ребёнку занятие по интересам.
  • возможность избежать дублирования кружков, секций, объединений по интересам в образовательном учреждении, учреждении культуры и учреждении дополнительного образования.
  • более полное изучение запросов и желаний, учащихся в дополнительном образовании;
  • обеспечение преемственности программ при организации дополнительного образования;
  • возможность перераспределения средств бюджета на организацию внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
  • позитивно изменить отношения родителей к школе и привлечь их к активному участию в жизни школы, села для их устойчивого развития;
  • повышение качества образовательного процесса (призовые места на конкурсах, смотрах, выставках, конференциях, олимпиадах, выпускники демонстрируют высокий уровень при поступлении в вузы);
  • значительное обогащение теоретического, методического и технологического потенциала педагогического коллектива (на базе учебного заведения проходят районные методические объединения учителей начальных классов и дошкольного образования; партнёрство школы с учреждениями и общественными организациями, расположенными и действующими на территории района.

Заключение

Изменившиеся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни сельской школы позволяют выявить противоречия в ее работе между возрастающими требованиями к качеству общеобразовательной, общекультурной, нравственной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью образовательных возможностей сельской школы.

Условия, обеспечивающие доступность и высокое качество образования учащихся сельской местности

Реальные проблемы, сложившиеся в сельской местности

  • современная материально-техническая база,
  • достаточное финансовое обеспечение,
  • обеспеченность кадровыми ресурсами,
  • учет специфики рынка труда при реализации программ разных профилей обучения,
  • установление интегративных связей между образовательными учреждениями дошкольного, начального, основного, среднего образования,
  • организация связей с учреждениями дополнительного образования,
  • развитие социального партнерства с предприятиями, организациями, предпринимателями,
  • достаточно высокий уровень методической работы,

- современный уровень компьютеризации и информатизации образовательного учреждения

Разрабатываемые программы должны учитывать взаимосвязь школы с трудовыми ресурсами села, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности.

- изменилось требование к качеству общего образования как со стороны государства и общества, так и со стороны учеников и родителей;

- ориентация на индивидуализацию образования, на выстраивание обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов и программ, которые могут быть реализованы;

- дефицит учащихся школьного возраста и высвобождение площадей учреждений образования;

- необходимость расширения социальных контактов сельских школьников;

- хроническое недофинансирование образования и дефицит современных образовательных ресурсов;

- необходимость эффективно управлять имеющимися финансовыми средствами;

- удорожание содержания одного обучающегося в сельской местности.

Для решения данных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности региона, накопленный опыт и традиции сельского образования.

Одним из механизмов решения данной проблемы предлагает Приоритетный национальный проект «Образование», через реализацию программы по оптимизации сети сельских общеобразовательных учреждений.

Целью реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, является повышение качества и доступности образования, его конкурентоспособности путем выявления оптимальных моделей организации общего образования в каждом сельском муниципальном образовании.

Разнообразные условия функционирования сельских муниципальных образований России, различная транспортная доступность и территориальное  расположение образовательных учреждений, особенности развития обуславливают вариативный подход в модернизации образовательного социума.

Новые модели образования на селе должны соответствовать новым социально-экономическим условиям и потребностям общества, содержанию, формам, методам и средствам обучения, обеспечивать соответствие образовательных услуг образовательным запросам личности и социума.

Опыт по модернизации образования регионов России позволяет выделить следующие модели:

  • Базовая (опорная) школа с сетью филиалов
  • Образовательный (информационно-ресурсный) центр;
  • Школьная передвижная лаборатория;
  • Ассоциация образовательных учреждений (с ресурсным центром; с несколькими ресурсными центрами; без ресурсного центра; с внешним ресурсным центром);
  • Сельская образовательная ассоциация;
  • Социокультурный комплекс;
  •  Начальная школа - детский сад; 
  • Сельский учебный комплекс;
  • Учебный комбинат;
  • Общественно-активные школы;
  • Школа - полного дня;
  • Сельский образовательный социум;        

Создание комплексов, объединяющих  учреждения дошкольного, общего, дополнительного, учреждений культуры, здравоохранения и другими объектами социальной сферы, можно рассматривать как средство оптимизации расходования бюджетных средств, оптимизации управления и контроля за счет изменения структуры сети, а так же объединение ресурсов образовательных учреждений для более рационального использования: учебно-материальной базы, кадрового потенциала, финансово-экономического обеспечения деятельности (при сохранении места расположения и обретения нового статуса).

Социально-экономическая значимость комплексного развития сельской школы должна проявиться:

- в повышении эффективности использования недвижимого имущества общеобразовательных учреждений;

- в повышении эффективности использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов социокультурного окружения школы;

- в повышении качества образовательных услуг;

- в сохранении школы как культурно-образовательного центра села.

Однако имеется ряд проблем, которые затрудняют процесс комплексного развития сельской школы:  

  • Недостаточное количество школьных автобусов для подвоза детей;
  • Не организованно сопровождение школьных автобусов, во время подвоза детей;
  • Не учтены и учитываются в последнюю очередь психологические и возрастные особенности детей – «Почему ребенок из своей небольшой уютной школы, с небольшим количеством учащихся в классе, в пяти – двадцати минутах от дома должен ездить в чужую, большую, серую школу с большим количеством учащихся в классе, к незнакомым учителям», - Калинин;
  • Проблема в обеспечении детей горячим питанием;
  • Слабая материально-техническая база школ и, часто, не укомплектованность педагогическими кадрами;

Одна из важнейших целей национального проекта – привлечение общественности к решению проблем в области образования, формирование социального заказа в этой сфере.

Гражданские институты получают широкие возможности участвовать в  решении проблем образования - стать не только экспертами образовательной деятельности, но и разделить с образовательным учреждением ответственность за качество образования.

В реальности, гражданские институты, представленные Попечительскими и Управляющими советами в школах, не всегда владеют полномочиями, которыми они наделены:

  • общественность  занимает в большей степени пассивную позицию;
  • существующие формы общественного управления чаще всего имеют вспомогательные, а не управленческие функции, не имеют серьезного влияния на принятие управленческих решений;
  • не совершенная законодательная и нормативно-правовая база участия гражданских институтов в управлении образованием;
  • не разработаны механизмы стимулирования деятельности попечителей;

Модель социального партнёрства была апробирована на базе МбОУ «Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа» и посёлка «Ташеба» Усть-Абаканского района.

Социальное партнёрство объединяет школу, дошкольное, дополнительное  образование, а так же учреждения культуры – сельскую библиотеку и клуб, и медицинское учреждение – Ташебинский сельский фельдшерский пункт.

К наиболее важным результатам социального партнёрства можно отнести:

Выполняется принцип непрерывности образования и воспитания учащихся дошкольного, начального.

Данная модель позволяет:

  • учащимся получить качественное образование и воспитание на селе, максимально используя возможности и ресурсы  (материально-техническую базу и кадровый потенциал) всех учреждений расположенных в селе.
  • экономить время и средства учащихся и их родителей, которым необходимо было бы затратить дополнительные средства на оплату таких же услуг в городе, в районном центре на оплату транспортных услуг.
  • снизить психологическую и социальную напряжённость в детской, подростковой среде.
  • включить каждого ребёнка, проживающего в посёлке, в систему дополнительного образования; изучить его интересы, наклонности, способности; найти каждому ребёнку занятие по интересам.
  • избежать дублирования кружков, секций, объединений по интересам в образовательном учреждении, учреждении культуры и учреждении дополнительного образования.
  • более полно изучить запросы и желания учащихся в дополнительном образовании;
  • обеспечить преемственности программ при организации дополнительного образования;
  • создать единое социокультурное пространство для показа творческих достижений учащихся населению;
  • позитивно изменить отношения родителей к школе и привлечь их к активному участию в жизни школы, села для их устойчивого развития;
  • повысить качество образовательного процесса (призовые места на конкурсах, смотрах, выставках, конференциях, олимпиадах, выпускники демонстрируют высокий уровень при поступлении в вузы);
  • значительно обогатить теоретический, методический и технологический потенциал педагогического коллектива (на базе учебного заведения проходят районные методические объединения учителей начальных классов и дошкольного образования; партнёрство школы с учреждениями и общественными организациями, расположенными и действующими на территории района.


Список использованной литературы.

  1. Абанкина И. Демографические тенденции и развитие школьного образования // Народное образование. – 2006, №9 – с.79-82
  2. Абанкина Т.В. Эксперимент по реструктуризации сети сельский школ // Справочник руководителя сельской школы. - 2006, №1 – с.4-13
  3. Адамский А.И. «Бурятия может стать пилотным регионом страны в сфере развития образования и экономики» // Наука и образование в Бурятии. – 2006, №2 (6) – 6-7
  4. Адамский А.И. Модернизация образования: ставка на регионы // Наука и образование в Бурятии. – 2007, №1 (7) – с.12-13
  5. Алексеев В.В. Общественно-активные школы в Чувашской Республике // Народное образование. – 2006, №5 – с.65-68
  6. Богатова В.И., Фомина Л.Д. Модель школы с разновозрастными учебными группами // Справочник руководителя сельской школы. - 2006, №5 – с.11-18
  7. Будаева Т.Ч. Развитие проектной деятельности – результативность инновационного образования // Наука и образование в Бурятии. – 2006, №2 (6) – с.10-11
  8. Булаев Н. Национальный проект «Образование» и бюджетное финансирование // Народное образование. – 2006, №9 – с.7-15
  9. Дементьева Т. В школе полного дня // Народное образование. – 2006, №5 –

с. 99-106

  1. Демыгина М.Д. Социальное сотрудничество сельской школы и предприятия // Справочник руководителя сельской школы. - 2006, №2 – с.44-48
  2. Емельянова В. Путь к устойчивому развитию // Народное образование. – 2005, №8 – с.62-70
  3. Канунников А. первые этапы модернизации образования пройдены // Народное образование. – 2005, №8 – 51-62
  4. Кишалова В.Н., Мартынцева Л.В. Организация работы сельской школы-комплекса //Справочник руководителя сельской школы. - 2006, №1 –

 с.23-32

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  2. Королькова О.В. Сельская школа – центр дополнительного образования // Справочник руководителя сельской школы. - 2006, №5 – с.18-26
  3. Крупнов Ю. Модернизация образования и развитие страны // Народное образование. – 2006, №1 – с.19-20
  4. Куган Б., Додонов А. Образование идет на помощь социуму // Народное образование. – 2006, №1 – с. 88-93
  5. Намсараев С.Д. «Наша стратегия – создавать, продвигать, улучшать качественное образование для жителей Бурятии…» // Наука и образование в Бурятии. – 2006, №1 (5) – с.7-10
  6. Намсараев С.Д. «Наша стратегия – повышение качества образования в Бурятии» // Наука и образование в Бурятии. – 2006, №2 (6) – с. 4-5
  7. Намсараев С.Д. «Образование». Приоритет выбран безошибочно // Наука и образование в Бурятии. – 2007, №1 (7) – с.8-11
  8. Модель «Сельская профильная школа» (опыт работы Управления образованием администрации Новосибирской области). – М.:АПКиПРО, 2004. – 32с.
  9.  Михайлов Ф.Т., Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов. – М.: Экзамен, 2001. – 448
  10. Общественно-активные школы Руководство для создания ОАШ: Методология и опыт применения в 5 странах: Ереван, 2004. – с.3-4
  11. Оптимизация сети образовательных учреждений расположенных в сельской местности: Методические рекомендации /Сост.Т.П. Згорожельская, И..Колисниченко. – М.: АПКиПРО. 2004. – 72 с.
  12. Паутов В. Реструктуризация образовательной сети: вопросы и ответы // Народное образование. -  2006, №9 – с. 94-102
  13. Петруленков В.М. Школа семейного общения // Справочник руководителя сельской школы. - 2006, №6 – с.6-11
  14. «Приоритетный национальный проект «Образование» в республике Бурятия» // Наука и образование в Бурятии. – 2006, № 2 (6)
  15. Разбивная Г. Сегодня, завтра и … всегда // Народное образование. – 2006, №1 – с.50-57
  16. «Реализация национального проекта «Образование в Республике Бурятия» // Наука и образование. – 2007, №1 (7)
  17. Фомина Е. Общественно-ориентированное образование и общественно-активные школы в России // Народное образование. – 2005, №8 – с.32-37
  18. Фурсенко А. О развитии образования в Российской Федерации – 2006, №5 – с. 7-10
  19. Целищева Н. Риск, способный дискредитировать доброе дело // Народное образование. – 2006, №5 – с.68-70
  20. Чимитова Е.Д. «Числом – поменьше, качеством повыше» // Наука и образование в Бурятии. – 2006, №1 (5) – 52-54
  21. Чимитова Е.Д. «Национальный проект идет «Образование»: реализация идет успешно!» // Наука и образование в Бурятии. – 2006, №2 (6) – с.8-9
  22. Чимитова Е.Д. Педагог. Ученик. Деньги // Наука и образование в Бурятии. – 2007, №1 (7) – с. 14-17  

Программа развития

МБОУ «Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа» Усть-Абаканского района


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа»

наименование общеобразовательного учреждения

Создание координационного центра развития

образовательно-социальной системы «РОСА»

тема

I. Проблема на решение, которой направлена программа развития.

                     

Программа развития школы принята  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральной  программой развития образования на период до 2014 г.; Национальной доктрины  образования в Российской Федерации до 2025 года, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Декларация прав ребенка, Устава МБОУ «Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа»; нормативных документов федеральных, республиканских и районных органов власти;  локальных актов школы.

Программа предназначена для руководства школой в режиме развития. Предполагаемый срок реализации программы  с сентября  2011 по декабрь  2014г.

Программа разработана педагогическим коллективом школы.

Программа развития школы  обсуждалась на: педагогическом совете (протокол № 2 от 29.10.2011г.), Совете школы (протокол № 1 от 8.10.2011г.), родительском  собрании (протокол № 1 от 15.10.2011г.). Программа была представлена на  сессии депутатов Сапоговского сельсовета в ноябре 2011 г.

Посёлок Ташеба входит в Муниципальное образование «Усть-Абаканский район». Единственное градообразующее предприятие села Сортоучасток, в котором работали жители посёлка прекратил свое существование в 2000 году. В связи с этим большая часть трудоспособного населения остались безработными. Закрылся детский сад, который посещали дети посёлка. С 2001 года начал развиваться придорожный сервис. Открылись магазины, закусочные, автозаправочные станции, которые предоставили рабочие места для  жителей сел. Ташеба является пригородным посёлком. Поэтому студенты и молодежь, которые учатся и работают в городе Абакане, после рабочего дня возвращаются домой. Благосостояние жителей стало улучшаться, возросла рождаемость. Возникла необходимость в возрождении социально-культурной сферы сел, то есть создание единого социокультурного центра на базе «Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа».

Родители предъявили школе заказ – формирование современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности - на основании которого выявилась необходимость изменения структуры как базовой, так и дополнительной образовательной программы.  Ориентация на высшее образование, оставаясь доминирующей, тем не менее, перестает быть единственно приемлемой для семей. Возрастает стремление родителей к увеличению продолжительности и качественному разнообразию дополнительного образования, становятся многообразнее досуговые потребности.

На основе анализа ситуации, сложившейся в посёлке «Ташеба» за последние годы были выявлены предпосылки дальнейшего развития села и школы, в программе развития «Координационный центр «РОСА» - развитие образовательно-социальной системы.

 Проблемы и выявление точек роста для создания координационного центра «РОСА»

Анализ сложившихся ситуаций

Формулировка выявленных проблем

Варианты решения проблемы

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз тенденций ее развития

11.1

Наличие социокультурной среды

В посёлке «Ташеба» сельский клуб  находится в приспособленном  здании,  отсутствует  центр досуга, нет помещения и квалифицированных специалистов, для работы в сельской библиотеке.

Превращение школы в координационный центр «РОСА».

Слияние школьной и сельской библиотек в единый центр «Радуга талантов»

11.2

В посёлке растет число молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста,  нет детских дошкольных учреждений.

Отсутствует система дошкольного образования, обеспечивающая равные стартовые возможности при поступлении детей  в школу

В посёлке «Ташеба» отсутствуют учреждения  дошкольного образования, есть потребность родителей в педагогических знаниях по подготовке детей к школе.

Потребность в предшкольном образовании детей

Открытие  класса предшкольной подготовки и создание «Школы пап и мам »

 

11.3

Изучение социального состава и экономического положения семей.

Необходимость поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей

Создание внебюджетного фонда поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей

2. Состояние социального заказа и прогноз тенденций адресуемых школе образовательных потребностей и социального заказа

22. 1

Неэффективная система общего образования  

Ориентация большинства школьных предметов на формирование знаний, умений и навыков

Формирование ключевых компетенций, освоения школьниками различных способов деятельности.

создание индивидуальных программ развития для школьников. Открытие филиала индивидуального обучения школьников.

3. Анализ и оценка достижений учащихся

33.1

Учащиеся школы занимают призовые места на конкурсах, научно-практических конференциях.

Выявлены потребности учащихся и их родителей в развитии научно-исследовательской и проектной деятельности и их информационного обеспечения

Создание школьного научного общества учащихся «Азбука исследовательской работы» при информационно-художественно-эстетическом центре «Радуга талантов»

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива

44.1

Часть педагогов школ используют инновационные приемы и методы обучения, обеспечивающие мотивацию учащихся, развитие их творческих способностей; имеют высокое качество знаний по предмету, активно участвуют в профессиональных конкурсах, социальных проектах и т.п.

У педагогов есть потребность заниматься инновационной и экспериментальной деятельностью, но нет соответствующих ресурсов, научно-методического и информационно-коммуникативного обеспечения

У педагогов нет  материального стимула в оплате труда.

Интеграция учебной и экспериментальной деятельности педагогов.

Введение новой системы оплаты туда педагогических работников.

Социальный заказ и учет социокультурных особенностей школы и ее окружения выводит на первое место  позиции развития МБОУ «Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа» связанные с необходимостью построения координационного центра «РОСА», в который входят два центра:

- информационно-художественно-эстетический центр «Радуга талантов»;

- валеологический центр «Двенадцать месяцев здоровья»;

Социальный заказ в настоящем и его прогноз на будущее позволяют сделать вывод о сохранении предпочтений вышеперечисленных направлений работы школы на ближайшее будущее.

Программа развития координационного центра «РОСА» основана на научно-методическом подходе к отбору источников идей развития и анализе возможностей их реализации. При этом учитывается сложившаяся практика образовательной деятельности, успехи, достижения педагогического коллектива и результаты инновационной деятельности в условиях сельской школы. Планирование дальнейшей деятельности осуществляется от состояния образовательной системы на современном этапе.

Идеи развития координационного центра «РОСА»  базируются на следующих источниках: Социальный заказ; Нормативные документы федеральных, республиканских и муниципальных органов власти; Достижения в области педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий;  Собственный профессиональный опыт педагогического коллектива школы, анализ результатов и процесс функционирования школы. Преодоление выявленных в ходе анализа недостатков, выявление «точек роста», на которых основываются инновационные идеи и технологии.

Педагогическим коллективом выработана линия дальнейшего развития школы, в рамках координационного центра «РОСА» поэтапного перехода к новому типу школы.

Цель программы координационного центра «РОСА» - социальная адресность и сбалансированность социальных интересов всех групп посёлка «Ташеба», направленных на взаимодействие образовательной системы школы с представителями экономики, науки, культуры, заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями, для формирования современно-образованных нравственных предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности.  

Задачи

1. Развитие сотрудничества и взаимодействие школы с социокультурным пространством села, района, Республики Хакасия;

2. Создание доступности образования всех участников образовательно-социальной системы;

3. Создание условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями;

4. Создание обучения в условиях гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

5. Оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье по ранней диагностике резервов развития ребенка;

6. Создание условий для специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетов районных потребностей рынка труда;

7. Создание условия для повышения социального и профессионального статуса педагогов;

8. Переход от административных методов управления инновациями в школе к правовым и экономическим, с участием гражданских институтов.

9. Обеспечение дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов – на основе многообразия образовательных (в том числе вариативных) программ.

В основе Программы развития заложены следующие принципы:

1. Принципы открытости образовательной среды школы. Ввиду того, что МБОУ «Ташебинская малокомплектная начальная общеобразовательная школа» - это сельская школа, которая является социокультурным центром села, поэтому важно, чтобы школьная образовательная среда была открытой для всех участников социально-образовательного пространства. Открытость школы проявляется, прежде всего, во взаимосвязи ее с окружающей средой (социально-экономической, природной, преобразованной, искусственной). Она определена пространственными, временными и функциональными отношениями образовательного учреждения с различными объектами внешней среды. В силу этого взаимодействие школы с другими системами, которые являются также открытыми, создает особое «поле воздействия», в котором находится как ребенок-школьник, так и другие участники образовательно-социального процесса.

2.Принцип свободы выбора. Он определяет целенаправленную деятельность педагогического коллектива по оказанию поддержки обучающимся в овладении ими умениями действовать в условиях свободы выбора и делать его правильным и осознанным.

3.  Принцип гуманизации. Данный принцип означает, что:

•  учитель ставит обучающегося не в позицию объекта, а в позицию полноправного субъекта обучения и воспитания; тем самым, создавая условия для его творческой самореализации;

• общеклассная и групповая учебная работа сочетаются с индивидуальной, при этом особое внимание уделяется развитию каждого ребенка.

4.  Принцип педагогической поддержки. Педагогическая поддержка рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на самостановление и самоопределение ребенка как личности. Она представляет собой процесс совместного со школьником определения его образовательного маршрута, путей совместного преодоления проблем и создания условий для самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

5.  Принцип природосообразности. Образование в соответствии с природой ребят, их здоровьем, способностями, склонностями, интересами, задатками, индивидуальными особенностями восприятия предполагает построение обучения по групповым и индивидуальным маршрутам и планам.

6.  Принцип культуросообразности. Он заключается в том, что идеи о базовой культуре личности, добровольности и реализме целей образования являются основанием для разработки содержания воспитания, которое понимается не как всестороннее, а как разностороннее развитие личности в коллективной творческой деятельности детей и педагогов.

7. Непрерывность образования. Этот принцип предусматривает связь не только всех ступеней образования в школе, но и всех субъектов образовательной системы поселения. Он предполагает ориентацию школьного образовательного процесса на подготовку к продолжению образования после окончания начальнойшколы.

8.  Принцип вариативности. Он выражается в возможности выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методов, форм и приемов обучения и воспитания. Его основой является удовлетворение различных образовательных потребностей и интересов обучающихся.

9.  Принцип сочетания инновационности и стабильности. Данный принцип предполагает, что рациональные изменения являются способом существования образовательной системы. Он определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, предметных планов, технологии и форм работы школы. Вместе с тем, эффективно работающие компоненты образовательной системы должны быть стабильны.

Координационный центр «РОСА» является эффективным средством для устойчивого развития всего социума посёлка «Ташеба», если будет создана и реализована модель взаимодействия двух подпроектов в рамках координационного центра «РОСА»: 1. Информационно-художественно-эстетический центр «Радуга талантов»; 2. Валеологический центр «Двенадцать месяцев здоровья»;


 Проект 1. Валеологический центр «Двенадцать месяцев здоровья»;

Постановка проблемы

Анализируя ситуацию за последние годы, наблюдается снижение количества практически здоровых детей, поступающих в класс предшкольной подготовки и  школу. Увеличивается число детей с такими заболеваниями как логоневроз, ДЦП, атопический дерматит, заболевания эндокринной системы и т.д. Причиной тому является ухудшение социально-экономического состояния населения района, экологической обстановки, снижение жизненного уровня населения, неполноценное питание, увеличение числа родителей употребляющих ПАВ. Поэтому одной из центральных проблем современного образования является сохранение здоровья субъектов образовательного процесса. Всемирная организация здравоохранения дала характеристику термина «здоровье», которая предполагает наличие у здорового человека состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Мониторинг здоровья детей МОУ «Ташебинская НОШ» по данным фельдшерского пункта села «Ташеба» показывает:

Результаты углубленного осмотра школьников

Азоология

2008 год

2009 год

2010 год

Всего заболеваний

53

56

51

Понижение зрения

15

18

17

Нарушение осанки

20

18

16

Анемия

18

20

18

Количество случаев заболеваний в течение трех лет остается стабильным, и даже намечается тенденция к снижению числа детей, стоящих на диспансерном учете -  с пониженным зрением, нарушением осанки и анемией.

Создание среды, способствующей здоровому образу жизни и формированию здоровья – это не только соблюдение СанПиН, ограничение объема умственной нагрузки или профилактика вредных привычек, но и создание  условий для поиска оптимальных форм, методов и интенсивности различной работы с использованием творческой активности субъектов образовательного процесса.

Одним из факторов, определяющих здоровье ребенка – качественное питание.  Правильная организация питания предусматривает достаточное обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды. Питание участников образовательного процесса должно быть сбалансированным, с учетом возрастных особенностей, устраняющее дефицит йода, железа, кальция и других микроэлементов и витаминов. Устойчивость ребенка к заболеваниям, особенно в зимнее время, когда дети более подвержены простудным заболеваниям, определяется достаточной обеспеченностью его организма витаминами. Особенно высока роль таких витамином как аскорбиновая кислота, витамины группы А, В и каротин, поэтому в рацион ребенка целесообразно ежедневно включать продукты богатые витамины – свежие овощи, фрукты, зелень. Немаловажным фактором укрепления здоровья является регулярное закаливание организма.

Обсуждение данной проблемы на сессии депутатов Сапоговского сельсовета привело к необходимости создания программы «Двенадцать месяцев здоровья», которая бы удовлетворяла требования  социума и участников образовательного процесса. Данная программа предполагает круглогодичное оздоровление детей и проведение профилактических мероприятий по формированию потребностей в здоровом образе жизни.  

Главная идея проекта – комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединяется в понятие «здоровый образ жизни», через воспитательно-оздоровительный процесс в условиях школы и социума.

Цель проекта  - формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором возможно успешное осуществление физической, умственной и творческой деятельности, как успешной ступени для здорового образа жизни и дальнейшей профессиональной и общественной активности  учащихся и воспитанников.

Задачи проекта:

  • разработать и внедрить программы «Диета для умниц» и «Маленький дом большого здоровья»,  на основе введения их в учебный план и план внеурочной воспитательной работы;
  • разработать и внедрить  здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие образовательные и просветительские аспекты проекта для различных возрастных групп учащихся, воспитанников и социума в условиях сетевого взаимодействия;
  • расширить возможности образовательного выбора для участников сетевого проекта;
  • формировать творчески активную, нравственную, ответственную за свое здоровье и действия личность;
  • создать условия для развития детских и молодежных объединений, клубов, с целью самореализации, самоутверждения личности, направленные на формирование здорового образа жизни;  

Механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта «Двенадцать месяцев здоровья» предполагает широкую инициативу участников образовательного процесса, гражданских институтов по созданию здоровьесберегающего пространства, который будет практически решать сложнейшие вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников

Основой проекта является круглогодичное функционирование здоровьесберегающего пространства  по укреплению и сохранению здоровья детей и населения. Основной ресурс здоровьесберегающего пространства – школа.

Реализация проекта предполагает работу в двух пространствах:

  • Внутришкольное пространство;
  • Сетевое взаимодействие школы со школами и гражданскими институтами района, республики.

Реализация проекта предполагает работу по двум образовательным программам:

  • «Диета для умниц»
  • «Маленький дом большого здоровья»

Необходимые условия по реализации проекта:  согласованность действий участников образовательного процесса;  создание программы реализации проекта совместно с социумом;  совместная деятельность партнеров-проектов в школах района и за его пределами;  дополнительное финансирование деятельности образовательного учреждения по данному проекту.

Этапы реализации проекта

этапы реализации

содержание этапа

сроки

1.Организационно-партнерский

  • установление партнерских отношений
  • установление направлений деятельности сетевого взаимодействия
  • разработка программ  реализации проекта

01.09.11 – 01.01.2012

2. Опытно-практический

  • создание необходимой ресурсной базы для реализации проекта
  • поиск инновационных методик и проектов по вопросам здоровьесберегающих   технологий.
  • разработка и реализация авторских сетевых программ

01.01.12 – 01.09.2013

3. Итогово-обобщающий

01.09.13– 31.12.2014

Задачи создания здоровьесберегающего пространства в школе

Задачи

Условия решения поставленных задач

Сроки

1.  Обновление содержания школьного образования.

1. Внедрение валеологической программы «Цветок здоровья»;

2. Внедрение программы по ОБЖ и ПДД «Нам на улице не страшно»

3. Здоровьесберегающие технологии. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

4 Внедрение программы интегрированного курса «Окружающий мир и твое здоровье».    

5. Внедрение программы по профилактике ПАВ «Разговор с ребенком» с 1 по 4 классы

6. Внедрение экологической программы «Ребенок и окружающий мир»

01.09.11– 31.12.14

2. Внедрение

инновационных

образовательных

технологий.

  1. Внедрение проектно-исследовательской деятельности валеологического направления в работу групп детского сада: «Зеленый детский сад», «Моя  малая Родина»,  «Земля и континенты» и т.д.  

2. Внедрение различных форм оздоровления детей: степ-аэробика, ритмическая гимнастика, различные виды массажей (сухой бассейн, точечный массаж и т.п.)  

01.09.11 – 31.12.14

3. Внедрение новых

способов

оценивания

1.    Определение и описание критериев  физического и психического здоровья учащихся в соответствии с их возрастными особенностями

2.    Поиск и апробация новых подходов к

оцениванию здоровья участников образовательного процесса

3. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

01.09.14 – 31.12.14

Участники проекта:

В реализации проекта «Двенадцать месяцев здоровья» участвуют ученики школы, социум посёлка «Ташеба»» и мед.пункт.

Основным разработчиком и исполнителем программ проекта «Двенадцать месяцев здоровья» является педагогический коллектив МБОУ «Ташебинская НОШ» Усть-Абаканского района. Школа имеет опыт по внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, имеет необходимые ресурсы (спортивный зал, столовая, отвечающая требованиям СанПин, актовый зал, спортивные площадки для начальных и т.п.),  необходимых для выполнения  мероприятий программы.

Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта:

  • изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желание и  умение вести здоровый образ жизни;
  • повышение социально-психологической комфортности  в детском, педагогическом коллективах и социуме;
  • увеличение числа школьников и населения, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
  • отрицательная динамика или стабильные показатели по числу различных заболеваний;
  • формирование компетентностей «жизненные навыки»;
  • повышение информированности всех участников образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения;
  • воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личностную и общественную ценность;
  • стимулирование внимания школьников, воспитанников, родителей, педагогов к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни.
  • совершенствование системы физического воспитания
  • улучшение социально-психологической ситуации в поселке.

Контроль и оценка  реализации проекта

Контроль за ходом реализации программ проекта «Двенадцать месяцев здоровья» осуществляет администрация Сапоговского сельсовета,  методический совет МБОУ «Ташебинская НОШ», а в рамках сетевого взаимодействия направляет и контролирует координационный совет, созданный при Усть-Абаканском УО.  Контроль за использование финансовых средств, выделенных на реализацию проекта, осуществляет бухгалтерия Усть-Абаканского УО.

Оценка реализации проекта будет проводиться согласно мониторингу, проводимому фельдшерским пунктом посёлка «Ташеба».  

Дальнейшее развитие проекта - создание оздоровительного комплекса для стабилизации экономической и социальной обстановки в сельском поселении и районе, с привлечением средств малого бизнеса, сельской и районной администраций, спонсоров, средств, полученных от участия в грантах.


Обеспечение образовательных программ

Образовательные программы

Цели и задачи

Мероприятия

Ресурсы

имеющиеся

необходимые

«Диета для умниц»

Цель: обеспечение участников образовательного процесса рациональным сбалансированным питанием.

Задачи: 1. Выращивание экологически чистых продуктов: овощей, зелени на пришкольном участке, подсобном хозяйстве и в теплице;

2. введение в рацион питания участников образовательного процесса свежих овощей и зелени.

3.Внедрение новых технологий в процесс приготовления пищи;

4.Разработка технологических карт приготовления блюд для детей, имеющих отклонения в здоровье и требующих определенных диет;

-  С-витаминизация

- разработка технологических карт

- введение новых диетических блюд

- круглогодичное обеспечение столовой свежими овощами и зеленью;

- кислородные коктейли.

-столовая, соответствующая требованиям Роспотрбнадзора;

- квалифицированные повара;

-столовое оборудование (печи, холодильники и т.д.)

- посуда;

-технологические карты

- квалифицированный фельдшер;

-новое технологическое оборудование для приготовления пищи.

«Маленький дом большого здоровья»

Цель: воспитание физически крепкого ребенка, цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Задачи:

 1. Отработка мероприятий комплексного восстановления здоровья детей и подростков средствами реализации новых здоровьесберегающих технологий;

2. Создание условия для богатого выбора форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности для оздоровления детей, учителей, родителей и сельского социума.

3. Составление индивидуальных программ физического развития участников образовательного пространства, обеспе-чивающих сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

- тренинги

- ритмика, гимнастика,

- аэробика, степ-аэробика

- динамические перемены

- туристические походы, конкурсы, экскурсия, соревнования, спортивные праздники

- недели здоровья

- танцевальная физкультура

- спортивный зал

- спортивные площадки

- необходимый инвентарь для занятий волейболом, баскетболом, теннис и т.д.;

- методическая и справочная литература;

- сотрудничество с медицинскими учреждением


Проект 2. Информационно-художественно-эстетический центр

«Радуга талантов»

Для создании условий повышения качества общего образования в общеобразовательной школе необходимо провести ориентацию образования, не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Именно с этим связан социальный заказ, предъявляемый нашей школе родителями и общественностью. Наша школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования через информационно-художественно-эстетический центр «Радуга талантов» (в дальнейшем центр «Радуга талантов»).  

В последние годы системой образования осознается роль объединения образования, культуры и искусства и дополнительного образования, в единый информационно-художественно-эстетический центр.

 В развитии ребенка деятельность этого центра будет иметь особую психолого-педагогическую ценность - удовлетворение потребностей в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации и саморазвитии.  

Деятельность центра приведет к созданию целостного пространства по формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что является целью данного проекта.

Задачи проекта:

  1. Использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.  
  2. Создание наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов  социального самоопределения детей, развития критического мышления.
  3. Создание условий для полноценной культурной коммуникации между всеми субъектами образовательно-социального процесса; Создание совместных  творческих проектов.
  4. Коммуникативная культура, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

5. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее в жизни, в    обществе;

6. Содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, нравственно эстетически полноценной среды общения с культурой и искусством во всем многообразии их видов;

7. Способствование дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны, мира, республики, села, через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте;

8. Развитие особых качеств эстетического сознания, раскрывая взаимодействие национального народного искусства с разными областями профессионального, классического искусства.

Наиболее перспективным направлением развития центра «Радуга талантов»  представляется разработка и внедрение в общеобразовательный процесс интегрированных учебных программ дополнительного образования, что не только поднимет качество образования, но и позволит уменьшить высокую учебную нагрузку учащихся и педагогов.

Основной замысел проекта  заключается в том, что школа помогает ребенку не только узнать объективные законы природы, но и выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность миру. Повысить интеллект учащихся, результативность при участии в олимпиадах, конкурсах, выставках. Активизировать самостоятельность, инициативность, раскованность и тактичность. Научить аргументировано отстаивать свою точку зрения, с честью выходить из проблемных ситуаций.

Основу отношений в центре «Радуга талантов» составляет личностно-ориентированная педагогика сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников образовательно-социального процесса: детей, родителей, учителей, населения. В центре используется как традиционные формы и методы, так  и инновационные,  интерактивные.

Характеристика требований социума к образовательным услугам центра

«Радуга талантов».

  1. К содержанию образования:
  1. качественно новое содержание дополнительного образования, предоставляющее возможность становления свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий – рефлексии, избирательности, жизненного самоопределения.
  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  1. формирование у детей эстетического мировосприятия, самосознания, способности к самоопределению, самовыражению.
  1. воспитание ребенка с акцентом на развитие его природных задатков, возможностей, способностей.

 2. К результатам образования:

  1. обеспечение получения среднего (полного) образования с расширенным изучением группы предметов художественно-эстетического направления;
  2. обеспечение формирования  у учащихся информационной культуры (ИКТ);
  3. создание для учащихся индивидуальных траекторий развития;
  4. воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к продуктивной преобразовательной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвития.

3. К технологиям обучения и воспитания:

  1. развивающие, проектно-исследовательские и личностно-ориентированные технологии.

4. К работающим педагогам:

  1. необходимая и достаточная для участия в опытно-экспериментальной, проектной и исследовательской работе школы подготовка, образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с родителями учащихся (лицами, их заменяющими), к удовлетворению запросов на получение современного среднего (полного) образования с расширенным изучением предметов художественно-эстетического направления и гуманитарной подготовки.

Механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта «Радуга талантов» предполагает широкую инициативу участников образовательно-социального процесса, гражданских институтов по созданию информационно-художественно-эстетического пространства, который будет практически решать вопросы создания оптимальных условий по отработке взаимодействия школы с учреждениями культуры и гражданскими институтами.  

Основой проекта центра «Радуга талантов» является формирование уникальной и эффективной образовательной системы, как благоприятной среды для интеллектуального, нравственного и физического развития сельских школьников.  

Реализация проекта предполагает работу в двух пространствах:

  • Внутришкольное пространство;
  • Сетевое взаимодействие школы с учреждениями культуры, искусства и гражданскими институтами.

  Этапы реализации проекта

этапы

содержание этапа

сроки

1.Организационно-партнерский

  • установление партнерских отношений
  • установление направлений деятельности сетевого взаимодействия
  • разработка программ  реализации проекта

01.09.11 – 01.01.2012

2. Опытно-практический

  • создание необходимой ресурсной базы для реализации проекта
  • поиск инновационных методик и проектов по информационно-художественно-эстетическим вопросам
  • разработка и реализация авторских сетевых программ

01.01.12 – 01.09.2014

3. Итогово-обобщающий

01.09.14– 31.12.2014

Задачи создания информационно-художественно-эстетического

 пространства в школе

Задачи

Условия решения поставленных задач

Сроки

1.    Обновление содержания школьного образования через сетевое взаимодействие

I.Образовательный процесс

1.Программа дополнительного  образования по изобразительному искусству «Палитра»;

2. Программа курса по декоративно-прикладному искусству «Декоративно-прикладное искусство».

3. Развитие творчества дошкольников в процессе нетрадиционных форм работ.

4. Интегрированный курс  «Изо и художественный труд»

5. Элективный курс «Народная музыка»

6. Интегрированный курс «Трудовой обучение и художественная декоративно-прикладная обработка изделий»

9. Элективный курс «Интернет и мы»

II. Дополнительное образование

кружки:

1. ИЗО-студия «Палитра»;

2. . «Моя малая родина»

3 Краеведческий клуб «Истоки»

4 Патриотическо-краеведческий клуб «Поиск»

5. Кружок декоративно-прикладного творчества «Очумелые ручки»

6. Клуб знатоков ПДД

III. Библиотека

1.  Объединение сельской и школьной библиотеки  в единый информационный центр «Мир с книгой и Интернет».

2. Организация сетевого взаимодействия с библиотеками района и республики.

3.Пополнение и обновление книжного фонда;

4. Расширение фонда периодической печати (методической, научно-популярной, детской и т.д)

5. Создание медиатеки;

6. Подключение и использование Интернет-ресурсов.

7. Проведения досуговых мероприятий.

01.09.11– 31.12.2014

2.    Внедрение

инновационных образовательных

технологий.

1.Внедрение проектно-исследовательской деятельности и инновационных педагогических технологий в работу по формированию критического мышления и интеллекта учащихся, полноценной культурной коммуникации между всеми субъектами образовательно-социального процесса,  владения навыками делового общения, выстраивания межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

01.09.11 – 31.12.2014

3.   Внедрение

способов оценивания

1.По результатам олимпиад, конкурсов, конференций, выставок.

2. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

01.09.14 – 31.12.2014

4. Создание образовательно-социальной среды

1. Библиотека как информационный центр

2. Расширение материальной и информационной базы для досуговой деятельности учащихся, родителей, социума.

3. Создание единой образовательно - социальной среды для участников сетевого взаимодействия.

01.09.14 – 31.12.2014

Сроки  реализации проекта: календарное планирование

С сентября 2011 г. по декабрь 2014 г.

               Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

Диагностические карты участников проекта (Более высокий интеллект учащихся, результативность при участии в олимпиадах, конкурсах, выставках. Большая активность, самостоятельность, инициативность, раскованность и тактичность. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, общий настрой на развитие и саморазвитие, положительные характеристики личностного общения.) Творческие проекты, созданные участниками образовательно-социального пространства. Книги творчества детей. Учебно-методическое пособие по общению опыта работы по Созданию медиатеки.

Контроль и оценка  реализации проекта

Контроль за ходом реализации проекта «Радуга талантов» осуществляет методический совет МБОУ «Ташебинская НОШ», а в рамках сетевого взаимодействия направляет и контролирует координационный совет, созданный при Усть-Абаканском УО.  Контроль за использование финансовых средств, выделенных на реализацию проекта осуществляет бухгалтерия Усть-Абаканского УО.

Оценка реализации проекта будет проводиться по результатам олимпиад, конкурсов, конференций, выставок.


Обеспечение  ресурсами  программы центра «Радуга талантов»

Образовательные программы

Цели и задачи

Мероприятия

Ресурсы

имеющиеся

необходимые

Информационно-художественно-эстетический центр

«Радуга талантов»

Цель: создание целостного пространства по формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи проекта: 

1.Использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.  

2.Создание наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов  социального самоопределения детей и молодежи, развития критического мышления.

3.Создание условий для полноценной культурной коммуникации между всеми субъектами образовательно-социального процесса;

4.Коммуникативная культура, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

5. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее в жизни, в    обществе;

6. Содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, нравственно эстетически полноценной среды общения с культурой и искусством во всем многообразии их видов;

7. Способствование дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны, мира, республики, села, через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте;

8. Развитие особых качеств эстетического сознания, раскрывая взаимодействие национального народного искусства с разными областями профессионального, классического искусства.

- выставки рисунков: «Малая Третьяковка», «Наш вернисаж»и т.д;

-выставки технического и декоративно-прикладного искусства «Дети. Техника. Творчество»

- выпуски литературных  альманахов;

- проведение творческих отчетов, концертов, тематических вечеров;

- проведение творческих конкурсов: «Веселый калейдоскоп», «Бабушкин сундучок»; «Золотые звездочки», «Утренняя звезда»и т.п;

-библиотека;

- баян;

-музыкальный центр,

-магнитофон;

- ДВД

- Интернет;

-компьютеры;

-мультимедийное оборудование;

-копировальную и множительную технику;

- микрофоны;

-цифровой фотоаппарат,

- пополнение книжного фонда книгами, энциклопедиями, справочниками и периодической печатью;

-музыкальные инструменты: баян,  фортепиано,

 

 


Этап

Мероприятия

Сроки

1. Подготовительный

Изучение научной и методической литературы

Разработка программ

01.09.11 –

01.01.2014

2. Пилотажный этап

Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы.

Анкетирование учащихся и родителей с целью определения склонностей.

Разработка программ

Обеспечение школы программно-методическими материалами.

01.01.2012 – 01.09.2012

3. Основной этап

Организация обучения через создание групп для учащихся начальной школы.

01.09.2012 – 01.09.2014

4. Оформление результатов.

1. Обобщение результатов.

2. участие в конкурсах.

01.09.2014 – 31.12.2014

5. Внедрение результатов

1. Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками программы

01.01.2015

Ожидаемые результаты:

-  повышение конкурентоспособности выпускников при переходе в среднее звено

- диагностические карты (повышение качества знаний);

-  портфолио учащихся;

- учебно-методическое пособие по результатам проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

«Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»

Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы -  http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/288-l-r.html...

Социальное партнёрство ДОУ и родителей при организации работы с семьёй

В работе представлены формы, методы взаимодействия родителей и ДОУ...

Социальное партнёрство как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников

В данной статье описана система работы с детьми по патриотическому воспитанию. Младшие школьники должны знать историю своей Родины, историческое прошлое своей семьи. Этому способствует сотрудничество ...

статья: " Социальное партнёрство в работе с родителями .Внедрение ФГОС"

Социальное партнёрство является одним из стратегических направлений модернизации Российского образования.Как же построить полноценные  взамоотношения между школой и родителями, позволяющими удовл...

Социальное партнёрство: взаимодействие МБОУ Лицей №113 с МКОУ С (К) детским домом № 9 ( VIIвида)

Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами подростков, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития подростка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного ...