Задания для повышения интереса к предметам.
материал по теме

Бутримова Светлана Викторовна

Интересные, увлекательные задания по математике и по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_povysheniya_interesa_k_predmetam.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные задания, повышающие интерес детей к предметам

Математика

1 класс

Занятие “Логические задачи на раскрашивание. Задания на смекалку”.

Задание 1.
Квадрат состоит из 9 различных фигур. Четыре из них раскрашены разным цветом: красным, желтым, зеленым, синим.

 

Надо раскрасить остальные фигуры этими цветами так, чтобы соседние фигуры (они имеют хотя бы одну общую точку) были раскрашены разными цветами. Известно, что желтым цветом должно быть раскрашено наибольшее число фигур.

Проведем рассуждение:

Единственная незакрашенная часть, не являющаяся соседней по отношению к синему треугольнику, – верхняя фигура, ее следует раскрасить синим цветом. Желтым цветом надо раскрасить еще две фигуры – оставшиеся треугольники. После этого остается раскрасить красным цветом правую, а зеленым – нижнюю фигуру.

Задание 2.
Нарисовано три одинаковых четырехугольника. Под ними написано: красный, зеленый, красный или зеленый. Надо раскрасить каждый из этих четырехугольников красным, зеленым или синим цветом так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности.

Задание 3. 

  1. Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное? (10 – 9 = 1)
  2. Как сложить из 7 палочек три треугольника?

 

  1. Как двумя отрезками разделить четырехугольник на 3 части? На 4 части?

  1. Мама купила 4 ленты красного и голубого цвета. Красных лент было больше, чем голубых. Сколько лент каждого цвета купила мама? (3 красных + 1 синяя)
  2. Какое наименьшее число одинаковых палочек надо взять, чтобы с помощью их составить 3 квадрата? (10 палочек)

  1. Как расставить 8 стульев у четырех стен комнаты так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула?

2 класс

Занятие “Игра-соревнование “Путешествие в страну Математику”

Задание 1.
Задачи – смекалки (3 балла).

  1. Запиши все двузначные числа, в которых число десятков в 3 раза больше числа единиц.
  2. 5 рыбаков съели 5 сазанов за 5 дней. За сколько дней 7 рыбаков съедят 7 сазанов?
  3. Курица стоит на одной ноге и весит 1 кг. Сколько будет весить курица на двух ногах?

Задание 2.
Веселая задача (1 балл).

На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.

– У тебя, – говорит первая ворона, – лапки в грязи.

– А у тебя, – отвечает вторая, – клюв в земле.

– Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны).

Задание 3.
Математическая разминка “Угадай-ка фигуру” (2 балла)

Назовите фигуру, если она имеет:

  • 3 угла, 3 стороны, а 2 из них равные.
  • 4 стороны, 4 угла, все углы прямые.
  • 3 угла, 3 вершины, 3 равные стороны.

Задание 4.
Игра-эстафета “Кто быстрее сосчитает” (3 балла)

Играет 2 команды по 4 человека. Каждый игрок должен решить пример. Какая команда быстрее сосчитает, та и победит.

Задание 5. 
Игра “Отгадай слово”. (2 балла) 

Расположи произведения так, чтобы результаты возрастали. Прочти слово.

(Родина)

Задание 6.
Головоломка. (5 баллов)

1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
1 2 3 4 5 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 = 1

Поставь знаки действий (“+”, “–”, “*”, “:”) и скобки между числами так, чтобы результаты были равны 1.

Подведение итогов.

3 класс

Занятие Математическая викторина “Думай, считай, отгадывай”

I конкурс “Математический лабиринт”. 

  1. Стоят 6 стаканов: первые 3 из них с водой, остальные пустые. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только 1 стакан. (2 б.)
  2. Запиши недостающие числа в магическом квадрате так, чтобы сумма чисел в каждом ряду равнялась 340. (3б.)

  1. Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. (3 б.)

II конкурс “Смелей, подумай! Найди ответ!” 

  1. Вместо вопросительного знака поставь цифру, какую? Подсказку найди в верхних кружочках. (2 б.)

  1. Я задумал число, взял его четвертую часть, прибавил 26, получил 30. Какое число я задумал? (2 б.)
  2. В начале и конце строки поставь пропущенные числа. (1 б.)

___, 27, 9, 3, ___.

III конкурс “Угадаек”.

Загадки. 

  1. Горело 7 свечей. Две из них погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи)
  1. 5 зайчат сидят в углу,
    Чистят репу на полу.
    Насчитали 20 штук,
    Как делить забыли вдруг.
    Мамы с папой нет нигде,
    Помогите им в беде.

IV конкурс “Быстрых и ловких”. (5 б.)

Игра “Живые цифры и числа”.

Играют 2 команды. По команде участники каждой команды показывают указкой одно за другим числа: 1-ая команда – числа, которые делятся на 3, 2-ая команда – числа, которые делятся на 5. Два листа бумаги разделены на 100 клеток, в них в беспорядке записаны числа от 1 до 100. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

V. Подведение итогов, награждение победителей

Русский язык

3-4 класс

 (1)

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
Развесить уши - _______________________
Пускать пыль в глаза - __________________
Рвать на себе волосы - _________________
2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ..., ___________
По утрам забываю свои ..., _________________
В белый день забываю огни,
По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)
Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.
______________________________________________
______________________________________________

(2)

4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
___________________да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________
___________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________
Так поди же попляши!   
5. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит… _____________________________________
Ученье – свет… ___________________________________________
Кто хочет много знать… ____________________________________
Корень ученья горек… ______________________________________

(3)

1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________
2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________

(4)

5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
________________ уплетает.

6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык. _____________________________________
Язык до Киева доведёт. ____________________________________
Разведчики взяли языка. ___________________________________
Без языка и колокол нем. ___________________________________
Прикуси язычок! ___________________________________________
Язык под чесночным соусом. ________________________________

(5)

1. «Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
2рь ____________________
с3 _____________________
ви3на __________________
1очество________________
Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.
_____________________________________________________________

2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Автор: ________________________________
Название: ______________________________
Автор: ________________________________
Название: _____________________________

(6)

3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_________________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_____________________________________________________
5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
Кот наплакал- __________________
Бить баклуши- __________________
Спустя рукава- __________________
Зарубить на носу- ________________

(7)

1. Какие слова так произносятся?
[ Г Р У С’ Т’] ______________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________
2. Составь слово, если в нем             
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. __________
3. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
4. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа – невежда.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
 

(8)

7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:
мороз -_____________________________________________________________________

8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса

9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
_____________________________________________________________________________

10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

11. Поставьте слова в множественное число:
Человек - Лист (бумаги) -
Лист (дерева) -
Зуб (волка) - Зуб (пилы) -

(9)

1. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё

2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
Яркий желтый ___________________________
Прозрачный голубой _______________________

5. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________

(10)

6. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.

8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.
Пе ( . .) ол те ( ... ) л

(11)

1. "Составь пословицы":
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

2."Загадки-шутки"

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

3. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА -
КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -

4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
Прим...рять друзей зал...зать раны
Разв...вается флаг отв...рить дверь
Зап...вать в хоре ув...дать издали

(12)

1.Подбери синонимы:
страж -.............. грядущее - ..................
кладезь - ................ вопиять - ...................
врата - ................ зерцало - ...................

2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая ............. острый......
чёрный................ золотая...........
колючий ................ ночная............

3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда - не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка,__________________________

4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:
Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __

Окружающий мир

3 класс

Занимательные задания для любознательных

  1. Какая птица не умеет летать?
  2. Какая птица не вьёт гнёзда?
  3. Какой композитор написал балет «Щелкунчик»
  4. Автор сказки «Красная шапочка»
  5. Кто написал сказку «цветик-семицветик»
  6. К какому отряду животных относится дельфин.
  7. Акула-это рыба или животное?
  8. Назовите 3 лекарственных растения?
  9. Назовите все имена нашего города.
  10. Автор сказки «Золотой петушок?
  11. Когда мы отмечаем день космонавтики?
  12. Сколько дней и ночей длилась Ленинградская блокада?
  13. ?
  14. Кто стережёт Банковский мостик?
  15. Назовите три любые пословицы.
  16. Какой формообразующий суффикс глагола вы знаете?
  17. Назовите местоимение 2 лица?
  18. ?
  19. Подберите рифму: огурец-

седло-

            летать-

  1. Наука, изучающая фигуры и их свойства?
  2. С какого числа начинается натуральный ряд чисел?
  3. Назовите цветные мосты Петербурга?
  4. Скульптуры каких животных больше всего у нас в городе?
  5. Камень (драгоценный) который режет стекло
  6. Пригород Петербурга, где есть пещеры и водопады?
  7. Музей, где хранится Янтарная комната?
  8. Где берёт начало река Нева?
  9. Страна, где находится вулкан Везувий?
  10. Каким образом располагаются дома на улице?
  11. Сколько времени показывают часы: Большая стрелка на цифре 1, а маленькая на 8?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения, как средство повышения интереса к учебным предметам

В статье представлены сведения об истории возникновения метода, классификация, структура, краткое описание....

Презентация "Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету".

На примерах показано, как разнообразить уроки и сделать их интересными и поучительными....

Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету. Доклад на МО, учитель начальных классов, Рахимова Фарзана Фаритовна.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя нач...

Развивающие упражнения на уроках русского языка как способ повышения интереса к предмету

В статье покааны упражнения , которые способствуют развитию и корректировке познавательных процессов, активизации познавательной деятельности младших школьников....

Домашнеезадание как стимул повышения интереса к предмету ОРКСЭ

Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, ...

Развитие критического мышления на уроках как средство повышения интереса к предметам.

В статье пойдёт речь о развитии критического мышления на уроках как средстве повышения интереса к предметам....