Шашки и шахматы.
календарно-тематическое планирование по теме
Календарно-тематический план проведения занятий кружка "Шашаки и шахматы" 1 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ
М.А.Хасанзянова_______ по ВР МБОУ «Гимназия «Гимназия имени
Протокол №_____ имени М.М.Вахитова» М.М.Вахитова»
От «____» ________2013 г. Г.М.Курбанова _________ Хисамутдинова Ф.Ф.______
«____» __________2013г. Приказ № _____
От «___» _________2013 г.
П Р О Г Р А М М А
кружка «Шахматы и шашки».
Руководитель кружка
учитель начальных классов
Гиззатуллин Ш.С.
ПРОГРАММА
шашечного кружка.
Тип программы: обучающая.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи:
- Перед шахматно-шашечным кружком первого года обучения ставятся такие образовательные задачи:
А) ознакомление с историей шахмат и шашек;
Б) обучение шахматной и шашечной игре;
В) дать понятия комбинация и позиционная игра.
Рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шахматной и шашечной игры.
Развитие логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты мышления.
Техники расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий.
Воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.
- Организационно-педагогические основы обучения.
Выполнение программы рассчитан на 1 год.
А) Возраст воспитанников в группе от 6 до 16 лет.
Б) Возрастные и психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки.
В) Количество детей в группе 15 человек.
Г) Уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения следующий: нулевой - определяется собеседованием.
Д) Основание перевода учащихся на следующий этап обучения: выполнение программы.
Е) Основание для отчисления: невыполнение программы, непосещение занятий.
Ж) Режим работы для группы 1-го года обучения: 1 занятие в неделю.
Календарно-тематический план занятий по шахматам и шашкам
с учащимися 1-го года обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения. | |
Практ. | Теорит. | |||
1-2. | История шашек и шахмат. Название фигур. | 2 | 1 | 1 |
3-4. | Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур. | 2 | 1 | 1 |
5-6. | Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия». | 2 | 1 | 1 |
7-8. | Начало партий: «Кол», «Обратный кол» | 2 | 1 | 1 |
9-10. | Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка. | 2 | 1 | 1 |
11-12. | Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка. | 2 | 1 | 1 |
13-14. | Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка. | 2 | 1 | 1 |
15-16. | Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. | 2 | 1 | 1 |
17-18. | Шашечные окончания. Три дамки против одной. | 2 | 1 | 1 |
Учебные игры в шашки и участие в районных соревнованиях по русским шашкам. | ||||
19-20. | Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. | 2 | 1 | 1 |
21-22. | Шах и мат. Ничья. | 2 | 1 | 1 |
23-24. | Начало партии «Детский мат» | 2 | 1 | 1 |
25-26. | Начало партии «Скандинавская партия» | 2 | 1 | 1 |
27-28. | Начало партии «Сицилианская защита» | 2 | 1 | 1 |
29-30. | Мат одинокому королю. Ладейные окончания. | 2 | 1 | 1 |
31-32. | Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля. | 2 | 1 | 1 |
Учебные игры и участие в районных соревнованиях по шахматам. | ||||
33-34. | Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. | 2 | 1 | 1 |
35-36 . | Пешечные окончания. | 2 | 1 | 1 |
37-38. | Слоновые окончания. | 2 | 1 | 1 |
39-40. | Коневые окончания. | 2 | 1 | 1 |
41-42. | Ферзь против пешки. | 2 | 1 | 1 |
43-44. | Ладья против пешки. | 2 | 1 | 1 |
45-46. | Ферзь против ладьи. | 2 | 1 | 1 |
47-48. | Учебные игры в шахматы. | 2 | 2 | |
49-53. | Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол» | 3 | 1 | 2 |
Учебные игры по шахматам и по русским шашкам и участие в районных соревнованиях. | ||||
54-56. | Ловушки в начале партии в игре шашки. | 3 | 1 | 2 |
57-60. | Шашечные окончания. | 4 | 2 | 2 |
61-64. | Дебюты в игре шахматы | 4 | 2 | 2 |
65-68. | Учебные игры по шахматам и по русским шашкам. | 4 | 4 |
4.Организационно-методическое обеспечение программы.
1.Организация:
- создание группы учащихся шахматного и шашечного кружка;
- шефство старших учащихся за младшими;
- привлечение к работе воспитателей и родителей.
2. Методическая работа.
- Разработать планы занятий по темам.
- Подготовить инвентарь.
- Использовать партии игр великих шахматистов и шашистов и этюды.
- Работать над обобщением опыта игры в шахматы и шашки.
3. Используемая литература.
- Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно», издательство «Детская литература» 1989 г.
- Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.
- Р.Нежметдинов «Шахматы», Казань, 1985 г.
- В.Зак, Я.Длуголенский «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература», 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-61284-1476086822.jpg)
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-128635-1352799215.jpg)
Программа по внеурочной деятельности " Чудо-шашки
Программа по общеинтеллектуальной деятельности для 1 класса. В программе описаны цели,эадачи, тематическое планирование внеурочной деятельности "Чудо-шашки"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-1004707-1518083712.jpg)
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-947416-1515778792.jpg)
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-1141719-1615951765.jpg)
Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».
Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...