Ю хәрефе.
план-конспект урока (1 класс) по теме

Асадуллина Гульфина Габделфартовна

1 нче сыйныфта татар теле дэресе (ПНШ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_nche_klass_2.docx1 байт
Файл 1_nche_klass_2.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

(для воспитателей)

Ход семинара:

Слайд 1

Ведущий: (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель»

Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог-родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Слайд 2

Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности.

Слайд 3

Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

        Вместе  с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Слайд 4

        Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Слайд 5

        Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

*возникновение конфликта (появление противоречия)

*осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

*конфликтное поведение;

*исход конфликта.

        Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя.  

(Упражнение «Руки»)

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.  По опыту проведения этого упражнения известно, что левая бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.  В ответ на агрессию, мы бессознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к родителям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

 Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций

Слайд 6

Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К.Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.  (Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели «Способы выхода из конфликтных ситуаций».)

Ведущий: 

Слайд 7

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс - достижение  «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.)

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому

Заинтересованность в победе.

Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта

Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен.

Отсутствие власти. Желание выиграть время.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти.

Нерешенность конфликта

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон.  Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок». (Участники зачитывают свои ответы, а ведущий их комментирует).

Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: «Сейчас как  упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Выполнение антистрессового упражнения

(Вариант 1)

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь.  Закройте глаза. Представьте перед  собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте  на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ, и т.д.  Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический  выход из нее.

(Вариант 2)

Находясь в ресурсном состоянии, вы сможете гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье окружающих.

Например:  вы едете  в автобусе в прекрасном настроении, вдруг резкое торможение и массивный мужчина наступает вам на ногу. Что вы делаете? (Доброжелательно, с юмором выходим из ситуации). А теперь, вы бесконечно устали, сумки стягивают вам руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? ( Кричите, обижаетесь, злитесь, даже слезу можете пустить.)  В чем разница? В ресурсном состоянии. Сейчас мы с вами проведем упражнение, которое поможет активизировать ваши ресурсы. Помните, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы почувствуете себя обеспокоенными, сердитыми, потратьте на себя 2 минуты, чтобы привести себя в состояние умиротворения.

 Упражнение «Поплавок»

Сядьте удобнее, закройте  глаза, представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающий все на своем пути, мощные валы волн. Внезапно ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что и есть этот поплавок, а бурное море - ваша жизнь. На вас накатывают волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность.  Ваша уверенность и ваша удача наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность. Наконец, море, не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и вы - поплавок - наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни, и вышли победителем. Представьте себе последующие ураганы вашей жизни, и из них вы тоже выйдите победителем, непотопляемым поплавком.

Слайд 8

Стили поведения в конфликтной ситуации

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб  

другому

Заинтересованность в победе.

Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта

Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен.

Отсутствие власти. Желание выиграть время.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти.

Нерешенность конфликта

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей

Получение только половины        ожидаемого.  Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон.  Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Стили поведения в конфликтной ситуации

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб  

другому

Заинтересованность в победе.

Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта

Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен.

Отсутствие власти. Желание выиграть время.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти.

Нерешенность конфликта

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей

Получение только половины        ожидаемого.  Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон.  Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Рекомендации по организации работы с родителями

1. Способность к общению - профессиональное качество педагога.

        Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

        Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того - найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

        Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

4. Людям нравится ощущать собственное значение.

        Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значения в этом процессе.

5. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.

        Психологический контакт с родителем возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут можно переходить к сотрудничеству.

6. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

        Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

7. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.

        Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь.  Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

8. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Подготовила педагог – психолог  Айкашева Т.В.



Предварительный просмотр:

Дәрес № 84                 I класс   Татар теле  

  Тема:  Ю хәрефе.

Максат: 1. [йу],[йу] авазлары кергән сүзләрне дөрес уку һәм язу күнекмәләрен

                  бирү;

2.Җөмлә төзү күнекмәләрен камилләштерү, фикерләү сәләтен, чагыштырмача анализ ясау күнеүләрен үстерү.

3.Укучыларда толерантлык тәрбияләү.

Дәрес тибы: яңа материал өйрәнү.

Дәрес төре:уен дәрес.

Материал: Татар теле дәреслеге 1 кл. А.Х.Нуриева,Ч.М.Харисова, II кисәк.

“Татар  халык табышмаклары”.  Яр Чаллы,Идел-йорт”,2000.  

Җиһаз:такта,таблица,орфографик сүзлекләр,перфокарталар (фонетик анализ ясау   өчен ),

        Дәрес барышы.

I Оештыру өлеше.

                 Уңай психологик халәт булдыру.

Укытучы: Исәнмесез,укучылар

        Килдегезме дәрескә.

        Уен,көлке эшләрегез

        Калдымы тәнәфестә?

Укучылар:Кыңгырауны ишеттек тә

Ашыктык без дәрескә.

        Җиңнәребезне сызганып

Тотынабыз зур эшкә.

-Укучылар,әйдәгез,дәресебезне башлаганчы, дәрестә эшләү,утыру кагыйдәләрен искә төшерик.  

-Рәхмәт укучылар.

IIАктуальләштерү һәм уку мәсьәләсен кую.

  1. Матур язу.

Ю юю  ююю    Ююю    Юныс

2) Сузлек диктанты (табышмакларның җавабын  язу).

а) Ул булса көн була,

   Ул булмаса төн була.(кояш)

б) Күктән килде,җирдән төште.(яңгыр)

в) Йөртә ул озын колак

Үзе гаҗәп куркак.

Уйланма инде озак,

Нәрсә ул?Йә әйт уйлап.(куян)

г) Кечкенә генә ойрт,

Эче тулы корт.(кыяр)

д) Моны миңа сөйләде Алдар,

Әгәр сиң очраса

Ул сине дә алдар;

Болар барысы да ялган,

Ялган булас да,

   Ак кәгазьгә язылган. (әкият)

е)  Килә бер батыр атлап,

Аягы баса лап-лап.

Урманда йөри.

Умартадан бал көри .(аю)              (Эш   бәяләнә.)

3)Тактада сүзләрне язарга:

юлчы        юшкә

Каюм        Әюп

таю         кию

юан        юеш

-Нәрсәгә игътибар иттегез?

-Кыенлык нәрсәдә туды?

III Уку мәсьәләсен чишү.

108нче күнегү.

  • ю хәрефе ничек укыла?Моны ничек аңлатып була?

IV. Модельләштерү

-үтәгән биремнән чыгып,белемнәрне модельләштерегез.

*  калын сүзгә ю хәрефе [йу] дип укыла.

* нечкә сүздә ю хрефе [йү] дип укыла.

Бирем.Кагыйдәләрне үз-үзегезгә сөйләгез;парларда бер-берегезгә сөйләгез.

V Рефлекция. Нинди сорауга җавап эзлибез?(Сүзләрдә ю хәрефен дөрес язарга).

-Дөрес,бер бал корты очып китте.

VI Күнекмәләрне ныгыту.

1нче бирем.109нчы күнегү телдән.

-Икенче бал корты очып китте.

VII Энергизатор”Хәлләрне белик”

Бармак  белән бармакка,

Аяк белән аякка,

Иңсәм белән иңсәмә

Бераз гына тисәнә.

Шап-шап куллар белән

Тыпыр-тыпыр аяклар.

-Балалар кәефегез ничек?(Менә дигән!)

Баш бармакны кул сузымына тотып төрле якка хәрәкәт иттерү,күзне ял иттерү өчен күнегү.

2нче бирем 110 нчы күнегү а) Бер укучы чыгып тактага яза

б) Фонетик анализ (перфокарта)

Сүз

Иҗек саны

Сузык авазлар

Тартык авазлар

Аваз саны

Хәреф саны

Әйтелеше

Калын аваз

Нечкә аваз

Яңгырау аваз

Саңгырау аваз

Калын әйтелеш

Нечкә әйтелеш

Укучылар белемнәрен бәяли. Тагын бер бал корты очты.

VIII Рефлекция

 1) Башта укыгыз,аннан соң тактага чыгып языгыз.

[йулчы]             [йуаш]             [йүнәлеш]           [къыйу]

Язуыгызның дөреслеген “Татар теленең орфографик сүзлеге”ннән карап тикшерегез.Үзегезне бәяләгез.

  •  Бал корты очып китте.

2) Уен “Серле кәрәз” (кәрәзне “бал” белән тутыру өчен ю хәрефе кергән сүзләр яз)

- Нәтиҗә.Балалар,дәрестә нинди уку мәсьәләсе куелган иде? Нәрсәләр эшләдек?

Дәрескә үзебезгә билге куябыз.

I X. Йомгаклау


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уку дәресе "Н хәрефе булган сүзләрне уку.Әниләр темасына бәйләнешле сөйләм үстерү"

Урок в 1 классе помогает  правильно произносить и запомнить произношение трудных букв....

Тартык [ң] авазы һәм ң хәрефе.

Язарга өйрәнү дәресенә презентация....

Әлифба 1 класс к хәрефе

Интерактив такта өчен презентация к хәрефе белән таныштыра...

Әлифба.1кл.Щ хәрефе.

Әлифбадан 1  класс өчен дәрес планы....

"С" хәрефе

"Перспектив башлангыч мәктәп" программасы буенча 1 нче сыйныфта уздырылган татар теле дәресе....

М хәрефе булган сүзләрне уку

Әлифбадан дәрес эшкәртмәсе...

Тема: м хәрефе һәм авазы

1) М хәрефе һәм авазы белән танышу; сүзләрдә ишетеп (м) авазын күрсәтү; иҗекләрдән сүзләр, сүзләрдән җөмлә төзү.2) Сөйләм телен баету. Яңа лексика белән таныштыру...