Проект урока по курсу ОРКСЭ (модуль: Основы православной культуры)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Панкратова Надежда Константиновна

Используемые на уроке технологии и методы создают возможность на материале урока формировать коммуникативные и познавательные компетенции учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx355.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по курсу ОРКСЭ (модуль: Основы православной культуры)

Класс: 4

Тема: «Зачем творить добро?», урок № 21.

Цель: формирование представлений о добре как категории православной культуры.

Задачи:

  • актуализировать собственный опыт и сформировать представления о мотивах доброделания православных христиан;
  • раскрыть содержание понятий  «добро», «святость», «самоотверженность»; показать проявление добра и самоотверженности в православных традициях, на примерах литературных произведений; подвести учащихся к пониманию: кто такой самоотверженный человек;
  • развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения.

Регулятивные УУД:

Умение определять важность выполнения задания в учебном процессе.

Умение определять тему, цель урока, делать выводы.

Познавательные УУД:

Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.

Коммуникативные:

Умение оформлять устно свою мысль, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, умение работать в паре, в группе (выполнять различные роли), договариваться, общаться.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры», ПК, мультимедийный проектор, презентация, листы с заданиями для групп, индивидуальный рабочий лист, индивидуальные пособия по введению понятия «самоотверженность», индивидуальные цветочки, выставка книг «Святые имена», деревце «Добрых дел».

Предварительная подготовка:

  • подбор фотографий обучающихся для создания слайд-фильма «Дорогою Добра» родителями класса;
  • чтение учащимися дополнительной литературы о жизни святых;
  • подбор информации обучающихся вместе с родителями о  проявлении самоотверженности в наши дни;
  • создание родителями макета деревца.

Паспорт урока с хронометражем:

I.Приветствие.   0,5 мин.

II.Мотивационный компонент.   4 мин.

1).Создание эмоциональной атмосферы.  1 мин.

2).Актуализация знаний, умений и навыков обучающихся.      2,5 мин.

3). Определение темы и постановка учебных задач.  0,5 мин.

III. Операционно-исполнительский этап.   30,5 мин.

1).Работа над «Золотым правилом этики».  2,5 мин.

2).Игра «Доброе сердце».   1,5 мин.  

3).Работа с учебником.   4,5 мин.

4).Словарная работа над словом «самоотверженность».   4 мин.

5).Проговаривание толкования слова «самоотверженность»  коллективно и в паре.   1 мин.

6).Работа в группах по заданиям.      4 мин.

7).Проверка выполнения задания в группах.  4 мин.

8).Физкультминутка. 1 мин.

9).Введение понятия «святой».   7,5 мин.

       а).Фронтальная работа над крестословицей    и одновременная беседа о святых.    3,5 мин.

       б).Коллективное составление кластера с использованием ПК, одновременное заполнение кластера обучающимися в рабочем листе.   3,5 мин.

      в). Обобщение представления о святом.   0,5 мин.

10).Обобщение по теме урока.   0,5 мин.

IV.Регулирующий этап.   5 мин.

1).Рефлексия учебной деятельности.

     а).Работа над высказыванием.   1,5 мин.

     б).Индивидуальная работа обучающихся.   3,5 мин.

2).Домашнее задание.   0,5 мин.

Ход урока:

I.Приветствие.

Учитель: Давайте друг другу подарим улыбку и поприветствуем всех собравшихся. Здравствуйте.

II.Мотивационный компонент.

1). Создание эмоциональной атмосферы.

Учитель: Наш урок мне хотелось бы начать с просмотра слайд-фильма о нас и о наших делах.

Обучающиеся просматривают слайд-фильм «Дорогою Добра», основанный на их деятельности.

2).Актуализация знаний, умений и навыков обучающихся.

Учитель: Зачем же мы стараемся совершать добрые поступки?

(Поступать по законам доброты – это красиво, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

Жизнь наполняется смыслом, когда появляется желание помогать людям, творить добро, дарить радость.

Солнышко озаряет всех своими лучами и дарит нам теплоту. Так и человек своей добротой дарит теплоту.)

Учитель: Почему мы выбираем именно Дорогу Добра?

Одинаковое ли у всех представление о добре?

3). Определение темы и постановка учебных задач.

Учитель: Я не случайно предложила вам задуматься над этим вопросом. Сегодня мы продолжим разговор об этом большом и благородном чувстве, которое присуще только людям.

Тема урока определена в виде вопроса. («Зачем творить добро?») слайд № 1

На уроке мы рассмотрим:

  • причины, побуждающие творить добро;

-Узнаем,

  • что такое самоотверженность;

-Порассуждаем над тем,

  • кого в православии называют святыми.

III. Операционно-исполнительский этап.

1).Работа над «Золотым правилом этики».

Обучающиеся участвуют в беседе по предложенным вопросам.

Учитель: Посмотрите на модель, которую вы видите на слайде. Слайд № 2

Подумайте и скажите, что за правило представляет эта модель.

(На модели представлено «Золотое правило этики».)

Учитель: Как звучит «Золотое правило этики»?

(Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.)

Учитель: Кто произнес эти слова?   Слайды № 3-4

Учитель: В чем же заключается главное правило человеческих отношений?

(Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.)

Учитель: Думаю, вы согласитесь, что в зависимости от того, какие                  поступки совершает человек, он  творит добро или зло.

       Почему о некоторых людях говорят: «У него доброе имя, доброе сердце»?

       Можем ли мы творить добро, не рассчитывая на что-то взамен?    

       2).Игра «Доброе сердце» Слайд № 5

Учитель: Предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов тот, который вам по    сердцу. Ведь самое главное в человеке - это сердце. Именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга.

Доброе дело  настоящее, если делается

По принципу      

«Ты мне, я тебя»                      «Бескорыстно»

«Ради получения денег»      «Незаметно для других»

        «Чтобы гордиться собой»    «Не ради себя, а ради Бога»

        «Из любви к ближнему»       «Потому что заставили»

Обучающиеся участвуют в коллективной игре с использованием слайда презентации и выбирают свой вариант из предложенных.

Учитель: Какой вывод вы сделали для себя?

(Не может  добро происходить от корысти.Добро совершается незаметно для других и не ради себя.)

Учитель: Какие же причины есть у христиан для того, чтобы творить добро?

3).Работа с учебником.

Учитель: Прочитаем древнюю легенду о том, как Петр пришел в Рим на с.68.

Обучающиеся знакомятся с текстом легенды (прочтение вслух).

Учитель: Почему христиане благодарны Христу?

(Люди благодарны за подвиг Христа, за его жертву.)

Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра? (Подражая жертве Христа, христиане стремятся меньше думать о себе во благо других и при этом испытывают внутреннюю духовную радость.)

4).Словарная работа над словом «самоотверженность» (коллективное составление модели с использованием индивидуального пособия).

Обучающиеся в паре под руководством учителя составляют модель, используя пособие, на котором имеются заготовки липкой ленты и на нее крепят карточки со словами.

Учитель: В основе добрых дел обычно лежит самоотверженность.

Так что же такое самоотверженность? Давайте составим модель представления слова «самоотверженность».

Приготовьте слова из конверта. Работа будет проходить в паре.

Из представленных слов выберите подходящее существительное, характеризующее слово «самоотверженность». (Служение)

А какое прилагательное уточняет существительное «самоотверженность»? Прикрепите его. (Жертвенное)

Какое словосочетание получилось? (Жертвенное служение)

Как вы понимаете это словосочетание? (Я совершаю определенный добрый поступок, при этом лишаю невозвратно себячего-то добровольно, для пользы других.)

А чем человек может пожертвовать ради ближнего? Выберите подходящие слова. (Временем, достатком, силой, интересами, жизнью.) Приведите примеры.

Способность жертвовать - это проявление высокого мужества.

Чем пожертвовал Христос ради спасения людей? (Своей жизнью.)

Что является, на ваш взгляд, высшей жертвой? (Высшая жертва - это Голгофская жертва, которую принес Господь за всех людей. Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей.)

Подражая, жертве Христа его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Как бы вы назвали такое поведение учеников Христа? (Самоотверженность)

Ради кого человек готов жертвовать? (Ради людей, общества, Бога)

Прикрепите эти слова.

За что христиане благодарны Христу?

Почему благодарность Иисусу Христу особенно побуждает христиан к совершению добра? (Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками Своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.)

5).Проговаривание толкования слова «самоотверженность»  коллективно и в паре.

Учитель: Проявление самоотверженности – это и является одной из причин творить добро.   Слайд № 6

6).Работа в группах по заданиям.

Учитель: Вам предстоит поработать в группах и выполнить предложенное задание.

Задания для 1 2, 3 групп по иллюстрациям к сказкам Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»,Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек», Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

  • Назовите произведение, автора.
  • Вспомните героя этого произведения, проявившего самоотверженность.
  • Проследите на примерах, в чем проявляется самоотверженность.

Задание для 4 группы:

  • Привести примеры самоотверженного поступка из реальной жизни.

7). Проверка выполнения задания в группах с использованием слайдов.

Учитель: Слово первой группе.(В сказке «Дикие лебеди» перед нами раскрывается мужество и героизм юной Элизы. Девочка не только терпела адскую боль во время того как шила рубахи из крапивы, но и была готова пожертвовать собственной жизнью ради своих братьев.)Слайд № 7

Учитель: Послушаем ребят второй группы. (Эта иллюстрация относится к литературной сказке «Аленький цветочек», автором которой является  Сергей Тимофеевич Аксаков. Мы считаем, что самоотверженность проявлена младшей дочерью. Она жертвует собой ради своего отца, а потом и ради чудовища. А могла вернуться домой, ведь заветное колечко у неё было – стоило только надеть. Ей стало жалко и совестно. Полюбила она чудище за душу добрую, ласки и угождения. Её выбор – самопожертвование во имя покоя, счастья другого).Слайд № 8

Учитель: Посмотрим, как ребята 3 группы справились с заданием. (Героиня этого произведения - Герда совершает самоотверженные поступки, принимает решения и каждый раз отказывается от чего-либо,  чтобы спасти своего названного брата.)

Учитель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, через какие испытания прошла Герда и пройти по пути, который она преодолела  ради спасения Кая. В этом вам помогут иллюстрации.   Слайд № 9

Учитель: Мы видим, что каждое решение Герды связано с отказом от личного благополучия. Поступок Герды даёт пример самоотверженности, причём каждый раз степень самоотверженности возрастает, поэтому мы выстроили  лестницу, которую можно так и назвать лестница самоотверженности.

Учитель: Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом. Ребята из 4 группы расскажут нам о проявлении самоотверженности  в наше время.

8).Физкультминутка (под спокойную музыку выполняются упражнения).

9). Введение понятия «святой». Слайд № 10

а). Фронтальная работа над крестословицей.

Обучающиеся отвечают на задания крестословицы и представляют рассказы о деятельности святых.

Учитель: Я предлагаю вам коллективно заполнить крестословицу и назвать имя человека.

1.Имел дар прозорливости и исцеления от болезней.  (Серафим Саровский)

Учитель: О каком подвиге Серафима вам известно? (Серафим Саровский имел склонность к уединению, он жил в лесу в кельи. В это время его подвиг был телесный: он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, постился.

Серафим ежедневно долго молился, изнурял себя, пребывая большую часть суток во всякую погоду на открытой площадке, укрепленной на верхнем конце столба и позволявшей лишь сидеть или стоять.)

2.Креститель Руси. (Владимир)

Учитель: В чем проявилось служение Владимира народу? (Принял христианство и крестил народ в 988 году. Отличался щедростью, милосердием и храбростью. Он сверг языческих идолов, стал возводить Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел народ любил его как родного отца и прозвал «Красным солнышком». После его смерти люди плакали, как будто потеряли родного отца.)

3.Русский богатырь, родом из села Карачарова. (Илия Муромец)

4.От рождения была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. (Матрона Московская)

Учитель: Что творила Матронушка во благо людей?

5.Основатель города Нижнего Новгорода. (Георгий Всеволодович)

Учитель: Что вам известно о благоверном князе Георгии?

6.Благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. (Сергий Радонежский)

Учитель:Что вы могли бы рассказать о жизни Сергия?

Учитель: Какое ключевое слово появилось в крестословице? (Святой)

У нас представлена выставка книг по теме «Святые имена». Некоторые из них вы уже прочитали. Предлагаю вам познакомиться и с другими.

б).Коллективное составление кластера с использованием слайда, с одновременным заполнением кластера обучающимися в индивидуальном рабочем листе.  Слайд № 11

Учитель: Обобщим наши представления о понятии «святой» и коллективно составим кластер.  

Учитель:Каким качеством должен быть наделен святой? (Доброта)

Учитель:Значит святой является добрым человеком. Впишите в облачко.

Как должно исходить добро? (От чистого сердца, бескорыстно, во благо людей и ради Бога)

Учитель:Что испытывает при этом человек? (Радость)

Учитель:Давайте уточним, какую радость? (Духовную радость)

Учитель:Что значит «духовная радость»? (Идет от сердца. Человек испытывает великую радость, что другому стало от его заботы тепло и хорошо.Духовная радость переживается, когда сердце открыто для Бога.)

Учитель: Эта радость жила в душах святых, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся к творению добра. Обведите это облачко цветным карандашом.

Святой приобретает «духовный опыт», его жизнь обогащается добрыми делами.

Какой мотив побуждает православных святых? (Творить добро)

православных святых? (Творить добро)

Учитель: Каждого ли человека можно считать святым?

(Святой - проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих, канонизированы - причислены к лику святых (церк.), признаны священными от лица церкви).

в). Обобщение представления о святом.

Учитель: Опираясь на составленный кластер, сделайте вывод, кого православная церковь считает святыми.

Вывод: Святой – такой добрый человек, творящий добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости (мотив, побуждающий православных творить добро). В их сердце родился «духовный опыт». Признаны христианской церковью покровителями верующих.

10).Обобщение по теме урока.

-Какие существуют причины у православных христиан, побуждающие творить добро? Слайд № 12

V.Регулирующий этап.

1).Рефлексия учебной деятельности.

а).Работа над высказыванием.

Учитель: Прочитайте высказывание А. Грина.  Слайд № 13
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».

Учитель: Как понимаете эти слова?
Учитель: Как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор? («Цветик-семицветик» В.Катаев)
Учитель: Кому и как помогла девочка в этой сказке? (Женя помогла мальчику Вите вылечить больные ноги, тем самым она подарила ему здоровье.)
б).Индивидуальная работа обучающихся.

Учитель: А на какое доброе дело потратили бы вы волшебный цветок?
Задумайтесь и напишите об этом на цветочке, который лежит у вас на парте.

Учащиеся обдумывают содержание добрых дел и записывают на индивидуальных цветочках, прикрепляют их на дерево.

Учитель: Сегодня вам предоставляется возможность украсить это дерево добрыми делами, которые вы хотите сотворить.
Вы своим Добрым Сердцем необыкновенно украсили дерево Доброты! Я говорю Вам Огромное Спасибо за работу Сердцем! Благодаря этой работе Сердца мир обязательно станет Добрее!

Я желаю вам и всем людям, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах.

2).Домашнее задание (по выбору).

1. Составить вместе с родителями социальную рекламу «Спешите творить добро».

2. Найти пословицы и поговорки о «добре», «доброте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...