Рабочая программа внеурочной деятельности "Семьеведение" (кружок)
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
В последнее время в Российской Федерации семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемая программа направленна на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи, повышении его ценности в общественном сознании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок «Семьеведение»)
Составитель: Шипилова Ж.П.
2013 – 2014 уч.год
Пояснительная записка
Семьеведение
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
В последнее время в Российской Федерации семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемая программа направленна на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи, повышении его ценности в общественном сознании.
В связи с этим созрела потребность в разработке специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Школьники в рамках этого курса получат элементарные знания о ведении хозяйства», планировании бюджета. Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Цели:
- Воспитать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
- Учить осознанно и добросовестно относится к домашнему труду.
- Развивать устную речь, память, творческие способности.
Задачи
- развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями;
- формирование убеждения о важности семьи в жизни человека,
укрепить привязанность к членам своей семьи;
- научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.
Программой запланировано 33 часа в год из расчета 1 час в неделю.
Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.
Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем, и принимать ответственные решения во взрослой жизни
воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи; учить осознанно и добросовестно относиться к домашнему труду; развивать устную речь, память, творческие способности.
Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
СЕМЬЯ — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:
- союзом мужчины и женщины;
- добровольностью вступления в брак;
- члены семьи связаны общностью быта;
- вступлением в брачные отношения;
На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником, удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ:
- Репродуктивная: рождение потомства.
- Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
- Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
- Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
- Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
- Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
- Социальная: социальный контроль.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
Здоровыми считаются семьи, в которых:
- каждый член воспринимается как равный другим;
- доверие, честность и открытость являются существенными;
- внутрисемейное общение является конгруэнтным;
- члены поддерживают друг друга;
- каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
- отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
- существенное место занимают традиции и ритуалы;
- члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
- уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на
неприкосновенность частной жизни);
- чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
Семья, её интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика приоритетной в социальной политике государства.
Только такая цель позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей.
Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально- экономических, демографических, социально-правовых, психолого-педагогических и других аспектов.
Глубокое изучение проблем современной семьи, психологии и педагогики семейных отношений обеспечит формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных семенных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ, КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, КАК УЧЕНИЕ О ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМАХ СЕМЬИ, ЕЕ РОЛИ В ОБЩЕСТВЕ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКЕ
Семьеведение-это учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации.
Семьеведение-это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения.
Объектом семьеведения, т. е. той сферой, на что направлен процесс исследования, является семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы.
В результате ознакомления с содержанием курса школьники должны:
знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
знать основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;
знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности
ребенка;
владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающие в семейной
Литература
1. Анискевич А.С., Богаевская. Семья и семейные отношения: Учебно- методическое пособие. - Находка: Институт технологии и бизнеса, 2001. - 58 с.
2. Карабанова С.Ф. Теория и практика домоведения: Конспект лекций. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 1999. -148 с.
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с
4. Семья: Книга для чтения / Сост. И.С. Андреева, А.З. Гулыга. - М.: Политиздат, 1990. - 526 с.
5. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. •- 160
6. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс. 2004. - 328 с.
7. Сатир В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо- Пресс, 2002.-314 с.
8. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - М.: Дашков и К*, 2003. - 238 с.
9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо- Пресс, 2000.-498 с.
10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001. - 651с.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Моя семья | 1 |
2 | Мои родители | 1 |
3 | Бабушки и дедушки | 1 |
4 | Братья и сестры | 1 |
5 | Христианская семья | 1 |
6 | Наши имена | 1 |
7 | Генеалогическое древо семьи | 1 |
8 | Моя семья – часть моего народа (Беседа) | 1 |
9 | Святость материнства (Устный журнал) | 1 |
10 | Семейный досуг | 1 |
11 | Занятие семьи в свободное время (Коллективное рисование) | 1 |
12 | Отдыхаем вместе (Экскурсия в парк) | 1 |
13 | Семья и здоровье | 1 |
14 | Роль медицинских работников в создании семьи (выступление мед. работника) | 1 |
15 | Физическая культура (Разучивание комплекса физических упражнений) | 1 |
16 | Спортивные игры в моей семье (Разучивание игр на свежем воздухе) | 1 |
17 | Семья вместе - и дума на месте (Конкурс рисунков) | 1 |
18 | Семейные праздники. Изготовление подарков (Практическая работа) | 1 |
19 | Семейные будни | 1 |
20 | Семейный бюджет | 1 |
21 | Сберегательная книжка | 1 |
22 | Наша дом – наша квартира | 1 |
23 | Дом и уют | 1 |
24 | Кто следит за порядком в доме и создает уют? | 1 |
25 | Как создать уют в своей комнате | 1 |
26 | Составление меню на выходной день для всей семьи (игра) | 1 |
27 | Уход за комнатными растениями | 1 |
28 | Уход за домашними животными (Практическая работа) | 1 |
29 | Особенность уклада, строя жизни семьи | 1 |
30 | Как защитить свой дом (Дискуссии) | 1 |
31 | Интересные случаи в своей семье | 1 |
32 | Праздник семьи (Внеклассное мероприятие) | 1 |
33 | Обобщающее занятие | 1 |
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...