Рабочая программа внеурочной деятельности "Семьеведение" (кружок)
рабочая программа (1 класс) по теме

Шипилова Жанна Петровна

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.

В последнее время в Российской Федерации семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемая программа направленна на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи, повышении его ценности в общественном сознании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок «Семьеведение»)

Составитель: Шипилова Ж.П.

2013 – 2014 уч.год

Пояснительная записка

Семьеведение

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.

В последнее время в Российской Федерации семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемая программа направленна на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи, повышении его ценности в общественном сознании.

В связи с этим созрела потребность в разработке специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Школьники в рамках этого курса получат элементарные знания о ведении хозяйства», планировании бюджета. Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

Цели:

  • Воспитать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
  • Учить осознанно и добросовестно относится к домашнему труду.
  • Развивать устную речь, память, творческие способности.

Задачи

  • развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями;
  • формирование убеждения о важности семьи в жизни человека,

            укрепить привязанность к членам своей семьи;

  • научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

Программой запланировано 33 часа в год из расчета 1 час в неделю.

Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.

Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем, и принимать ответственные решения во взрослой жизни

воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи; учить осознанно и добросовестно относиться к домашнему труду; развивать устную речь, память, творческие способности.

Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

СЕМЬЯ — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак;
  • члены семьи связаны общностью быта;
  •  вступлением в брачные отношения;

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником, удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ:

  • Репродуктивная: рождение потомства.
  • Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  • Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
  • Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
  • Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.  
  • Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
  • Социальная: социальный контроль.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Здоровыми считаются семьи, в которых:

  • каждый член воспринимается как равный другим;
  • доверие, честность и открытость являются существенными;
  • внутрисемейное общение является конгруэнтным;
  • члены поддерживают друг друга;
  • каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
  • отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
  • существенное место занимают традиции и ритуалы;
  • члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
  • уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на

неприкосновенность частной жизни);

  • чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Семья, её интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика приоритетной в социальной политике государства.

Только такая цель позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей.

Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально- экономических, демографических, социально-правовых, психолого-педагогических и других аспектов.

Глубокое изучение проблем современной семьи, психологии и педагогики семейных отношений обеспечит формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных семенных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ, КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, КАК УЧЕНИЕ О ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМАХ СЕМЬИ, ЕЕ РОЛИ В  ОБЩЕСТВЕ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКЕ

Семьеведение-это учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации.

Семьеведение-это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения.

Объектом семьеведения, т. е. той сферой, на что направлен процесс исследования, является семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы.

В результате ознакомления с содержанием курса школьники должны:

знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

знать основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;

знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности

ребенка;

владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающие в семейной

жизни проблем.

Литература

1.        Анискевич А.С., Богаевская. Семья и семейные отношения: Учебно- методическое пособие. - Находка: Институт технологии и бизнеса, 2001. - 58 с.

2.        Карабанова С.Ф. Теория и практика домоведения: Конспект лекций. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 1999. -148 с.

3.        Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с

4.        Семья: Книга для чтения / Сост. И.С. Андреева, А.З. Гулыга. - М.: Политиздат, 1990. - 526 с.

5.        Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. •- 160

6.        Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс. 2004. - 328 с.

7.        Сатир В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо- Пресс, 2002.-314 с.

8.        Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - М.: Дашков и К*, 2003. - 238 с.

9.        Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо- Пресс, 2000.-498 с.

 10.        Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.:        Питер, 2001. - 651с.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Моя семья

1

2

Мои родители

1

3

Бабушки и дедушки

1

4

Братья и сестры

1

5

Христианская семья

1

6

Наши имена

1

7

Генеалогическое древо семьи

1

8

Моя семья – часть моего народа (Беседа)

1

9

Святость материнства (Устный журнал)

1

10

Семейный досуг

1

11

Занятие семьи в свободное время (Коллективное рисование)

1

12

Отдыхаем вместе (Экскурсия в парк)

1

13

Семья и здоровье

1

14

Роль медицинских работников в создании семьи (выступление мед. работника)

1

15

Физическая культура (Разучивание комплекса физических упражнений)

1

16

Спортивные игры в моей семье (Разучивание игр на свежем воздухе)

1

17

Семья вместе  - и дума на месте (Конкурс рисунков)

1

18

Семейные праздники. Изготовление подарков (Практическая работа)

1

19

Семейные будни

1

20

Семейный бюджет

1

21

Сберегательная книжка

1

22

Наша дом – наша квартира

1

23

Дом и уют

1

24

Кто следит за порядком в доме и создает уют?

1

25

Как создать уют в своей комнате

1

26

Составление меню на выходной день для всей семьи (игра)

1

27

Уход за комнатными растениями

1

28

Уход за домашними животными (Практическая работа)

1

29

Особенность уклада, строя жизни семьи

1

30

Как защитить свой дом (Дискуссии)

1

31

Интересные случаи в своей семье

1

32

Праздник семьи (Внеклассное мероприятие)

1

33

Обобщающее занятие

1

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...