Сценарии семинаров, родительских собраний и конференций.
материал (1 класс) по теме

Тухтаназарова Эльвира Адашалиевна

Разработка уроков, классных часов, праздников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник царицы - Осени.

Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас!

Вот и осень уходит. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная-, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но я рада, что вы любите осень за щедрость, за красоту, за редкие, но славные денечки.

(Слайды 2-6)

1.        Помедли осень, на опушке года-
С походкой мягкой рыжая лиса
В такую пору мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса.

- Начинается осенняя сказка. (Слайд 7)

2.        Сказка, сказка, сказка, прибаутка-
Рассказать ее не шутка.

Чтобы сказка от начала,
Словно реченька, журчала,
Чтобы, слушая, народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто - ни стар, ни мал -
Под конец не задремал!                .

- Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие - в прекрасную страну Сказку, на праздник Царицы Осени. В дорогу мы возьмем ценный багаж: шутки,

смех и песни - иначе нас просто не пропустят в сказочное осеннее царство.

Песня «Осенние дорожки»

Звучит музыка. Входят 3 месяца.                                                        (Слайд 8)

Сентябрь: Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша Осень соизволила пригласить своих подданных и заморских гостей на праздник.

Октябрь: Внимание! Внимание! Всем Ванюшкам и Катюшкам! Всем Андрюшкам и Танюшкам! Всем Светкам и прочим деткам! Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на празднике до упаду! А кто ослушается царскую волю, не исполнит - не сносить тому головы.

Ноябрь: Внимание! Внимание! На праздник веселый прибудет сама государыня наша
осень, Да вот и она! Встречайте!

Осень: Вы обо мне, а вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год,

За летом следом мой черед.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Осенние сады и парки?

Дети. Да, хороши твои подарки!

Осень начинается, листья осыпаются,

Их веселый хоровод ветер кружит и несет.

Все быстрее вертится пестрая метелица.

Все усыпано листвой: красной, желтой, золотой!        

Осень садится на трон.

  1. В платье пестро- золотистом
    Осень к нам явилась в зал,
    Как прекрасная царица,
    Открывающая бал.                                                                        
    (Слайд 9)

Раздается крик : «Пропустите меня!»

Осень: В чем дело? Кто осмелился нарушить наше веселье?

Пугало: Матушка-голубушка , царица наша Золотая Осень, не вели казнить, вели слово

молвить!

Осень: Кто ты и откуда? Почему в таком виде на празднике?

Пугало: Я одеваюсь не по моде,  

Весь век стою, как на часах        

 В саду ли, в поле — огороде

На стаи нагоняю страх.

И пуще огня, хлыста или палки

Страшатся меня грачи, воробьи и галки.

Сентябрь: Хватит тут загадками говорить,

Отвечай толком на вопрос!

Пугало: Матушка- голубушка Осень! Что же это такое делается? Заступись! (Плачет.)

Осень: Ну, вот еще! На празднике плакать! Говори, что тебе надобно!

 Пугало: Государыня! Я –не какой-нибудь бездельник и лентяй, я - Пугало. Все лето стою в саду — огороде, урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем. Работаю,  не опуская рук. А меня на праздник не пускают! Говорят, наряд - немодный. Какой выдали! А потом, ведь если я в модненьком костюмчике на огороде буду стоять, кто же меня испугается?

Осень: Не обижайся, Пугало! Теперь мы во всем разобрались. Проходи, присаживайся, будь гостем.

Сентябрь: Дорогая матушка, я, братец Октябрь и братец Ноябрь решили сегодня потешить, повеселить тебя, да показать, на что мы способны. У каждого из нас есть помощники. Дозволь же матушка, начать наш праздник.

Песня «Ах, какая осень!»

Осень: Дозволяю начать праздник!

Повеселимся же сегодня вволю!

А то придумали, что осень - унылая пора! Начинай-ка ты, Сентябрь чародей,         (Слайд  10)

 Сынок мой любимый, милый, шаловливый! Представь нам своих помощников.

1. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лето.

Посмотрите, роща золотом одета!»

Осень наступает, листья облетают;

Их веселый хоровод ветер кружит и несет.

Сентябрь: Я прибыл не один. Меня сопровождает свита. Ребята! Они хотят сами представиться вам. Отгадайте, кто они.

Морковь: Любопытный красный нос

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке

Зеленые прядки.                                                                         (Слайд 11)

Горох: На плетне зеленый крюк

На крюке висит сундук.

В сундуке пять ребят

Смирно рядышком сидят.

Вдруг раскрылся сундук-

Все рассыпались вдруг!                                                                 (Слайд 12)

Помидор: Был зеленый плод,

Не просился в рот.

Положили в лежку-

Он сменил одежку.

Красную надел - для еды поспел.                                                        (Слайд 13)

Ребята, а вы знаете, что в книгах помидор называют томатом? Это его индейское имя. У первых томатов, привезенных в Италию из Америки, плоды были желтого цвета. На    солнце они светились, как золото! Итальянцы ахнули: «Помо  доро!» Помо по-итальянски - «яблоко», доро — «золото».

Редиска: Красна, а не калина,

Горька, а не осина,

Кругла, а не лукошко,

Хвост есть, а не кошка.                                                                (Слайд 14).

Лук: Говорят, я горький, говорят, я сладкий.

Стрелочкой зеленой я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю я слово.

Ешьте меня всяким - будете здоровы.                                                (Слайд 15)

 Картофель: Что копали из земли, жарили, варили?

Что в земле мы испекли, ели да хвалили?                                        (Слайд 16)

Когда на столе появилась картошка?

На Руси она появилась более двухсот лет назад. Картошка долго не могла прижиться, ее считали ядовитой, потому что вместо клубней люди собирали зеленые ягодки, которые появляются после цветения картофеля. Ее стали называть «чертовым яблоком». Но пришло время, когда люди разобрались в ее вкусе, и она стала незаменимым блюдом на их столе.

Свекла: Я кругла и крепка, темно-красные бока,

Я гожусь на обед, и в борщ и в винегрет.                                                (Слайд 17)

 Капуста: Лето целое старалась: одевалась, одевалась,

А как осень подошла - все наряды отдала:

Сотню одежонок сложили вы в бочонок.                                                (Слайд 18)

Капуста белокочанная - народная любимица. Ее предки - иностранцы с побережья Средиземного моря. Даже название у нее нерусское. Оно произошло от латинского слова «капут», что означает голова. Капустой в русских деревнях кормились почти круглый год. «Щи да каша - пища наша», - гласит русская поговорка. С лета до осени выручали щи из свежей капусты. Есть их надо было молча, степенно, уважительно.

- Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая, капуста,        

Баклажаны синие, красный помидор –

Овощей полезных в нашем классе целый стол!

Песня «Огородная»

 Послушайте, о чем спорят овощи.                                                (Слайд 19)

 Овощи: Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней? Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Горошек: Я такой хорошенький, зелененький Мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу!

Свекла: Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала: Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай - лучше свеклы нету!

 Капуста: Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пирожки капустные! Зайчики - плутишки любят кочерыжки. Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец: Очень будете довольны, съев огурчик малосольный, А уж свежий огуречик  вам понравится, конечно!

Редиска: Я - румяная редиска, поклонюсь вам низко - низко.

А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

 Морковь: Про меня рассказ недлинный: Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку, Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.

 Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.

Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.

 Осень: У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще.

И тогда как верный друг к вам придет зеленый.. .(лук).

Лук:    Я - приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг, я - простой зеленый лук!

 Картошка: Я, картошка, так скромна - слова не сказала...

Но картошка так нужна и большим,  и малым!

Баклажаны: Баклажанная икра так вкусна, полезна...

Осень: Спор давно кончать пора!

Овощи: Спорить бесполезно! (Стук в дверь.)

 Овощи: Кто- то, кажется, стучит...

Это доктор Айболит!

Айболит: Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?

Овощи: Кто из нас из, овощей, всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

 Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить. Все - без исключенья. В этом нет сомненья! В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее, кто из вас полезней.

Ведущий. Действительно, все овощи очень полезны, и сейчас ребята докажут это!

Конкурс «Осенние салаты»

Каждому классу было дано домашнее задание: приготовить осенний салат, конечно же с помощью мам, и предъявить его на суд зрителей. Сейчас они поведают нам тайны приготовления салатов и предложат их рецепты.                                         (Слайд 20)

 Наступило время рекламы.

1        пугало. Для детей, их пап и мам устроим мы турнир реклам,

Реклам не простых - витаминных , овощных.

2        пугало. Во саду ли, в огороде фрукты, овощи растут,

Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут.

 1 пугало. Для всего честного люда реклама есть к любому блюду.

Слушайте внимательно, запоминайтесь старательно.

Лук.         Лук зеленый - объеденье! Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зеленый, он полезен людям.

Витаминов в нем не счесть, надо лук зеленый есть.

И головки лука тоже нам полезны и пригожи.

 Морковь. А  морковочка - подружка дорога и люба.

Ешьте, дети, все морковь, очищайте зубы.

 Помидор. А я - толстый помидор, витаминов полный.      

Очень долго я расту. - возраст мой преклонный.

Сначала я зеленым был, но август - месяц наступил:

Стал краснеть я день за днем, чтобы взяли меня в дом.

1 пугало. Ешьте, дети, помидоры, пейте сок томатный:

Он полезный, витаминный и на вкус приятный.

Огурец.    Превосходный огурец лежит на рыхлой грядке.

Ешьте, дети, огурцы, будет все в порядке!

 Репа.       Наша желтенькая репка уж засела в землю крепко,

И кто репку ту добудет, тот здоровым, сильным будет.

 Картошка. Посадили мы картошку еще в мае месяце.

Выросла у нас на диво - и крупна,  и так красива!

А картошка — хлеб второй, это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело, не жалей ты сил для дела.

 2 пугало.   Мы представили сегодня вам рекламу для борщей.

Для здоровья и для силы ешьте больше...

Вместе.    Овощей.

Ведущий. Весь урожай с огородов собран. Опустели грядки. А чей же это плач доносится

с огородной делянки?                                                                 (Слайд 21)

Четверо детей инсценируют стихотворение Г. Кружкова «Чучело».

Я чучело, я чучело, несчастный мы народ.

Мне жизнь моя наскучила, наскучил огород.

Машу, кричу я птицам, сорокам и синицам:

-        Меня пугаться бросьте, пожалуйте-ка в гости,
Прошу попробовать горох - совсем неплох!
Или поклюйте огурцов, в конце концов.

Но птицы возле грядки, заметив мой халат, Несутся без оглядки, щебечут и пищат:

-        Ой, там ужасный кто-то, похож на бегемота,
Отчаянный на вид, наверное, бандит,

В огромной шляпе драной, на жерди деревянной. Он машет рукавами, и машет, и кричит:  

-        Я чучело, я чучело, несчастный мы народ...

Ведущий. Как печально не иметь ни кола ни двора. Плохо быть бездомным.

Сентябрь. Я определю несчастное чучело в теплое местечко!

Осень. Молодец,  сынок  Сентябрь! А теперь пришел твой черед, сын мой второй, Октябрь золотой! Покажи свое уменье, представь свои творенья!

Октябрь. В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила:

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.                                                (Слайд 22)

Песня. «Осень».

Двое детей инсценируют стихотворение Инны Заграевской «Листья»

Ведущий. В городе газоны засыпаны листьями,

                  Были- зеленые, стали - пятнистыми.

                  Сколько листьев, столько листьев!

                  Словно землю забыли вымести.

                  Тротуары, карнизы, крыши

                  Сделались красными, желтыми, рыжими.

                 Вышел дворник, чернее тучи.

                 Быстро листья собрал он в кучу,

                 Но березке и дела нету:

                  Кивнула ветру, качнула веткой,

                  И листьев горсть на дорогу бросила…

                  Разве дворнику сладить с осенью?

Конкурс « Собери листья».

-Давайте поможем дворнику и соберем листочки в корзиночки (на сцену приглашаются по 2 человека от класса, они под музыку в течение 1 минуты будут собирать листья – кто больше)

Корзиночки отнесите жюри.

Октябрь. Гонит осень в небе тучи, пляшут листья во дворе. Гриб, надетый на колючки, тащит еж к своей норе.                                                                (Слайд 23)

Ведущий. Угадайте, какие грибы в кузовке у ежика.                                (Слайд 24)

Еж. 1) Царь грибов на толстой ножке.  Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело, потому что он гриб ... (Белый).                        (Слайд 25)

2) Ребята, почему этот гриб так называется?

Оказывается, белые грибы всегда остаются белыми - и на сковородке и в супе, и в сушеном виде. На то они и белые. В народе белый гриб называют царем грибов или полковником.

  1. Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой и держат зонтики в
    руках, застигнутые тучкой? (Опята)                                                 (Слайд 26)
  2. Будто смазанные маслом, мы блестим на солнце красном.
    Как лесные дошколята, под сосной растут -... (Маслята)         (Слайд 27)
  3. Я родился в день - дождливый под осинкой молодой -

Круглый,  гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

(Слайд 28)

Еж.         Ребята, я для вас приготовил еще несколько вопросов:

У этих грибов шляпки бывают красными, желтыми, бурыми, лиловыми. (Сыроежки)

(Слайд 29)

Какие птицы едят грибы? (Глухари)                                                 (Слайд 30)

 Какой гриб кончает лето? (Груздь)                                                 (Слайд 31)

Грибные частушки.

Едут в электричке волнушки и лисички,

С подружками – друзьями, чернушками – груздями.

Со станции ПРИГОРКИНО – на станцию ВЕДЕРКИНО, со станции ПОДЪЕЛКИНО –

На станцию ЗАСОЛКИНО.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

Со станции ПОЛЯНКИНО

На станцию СМЕТАНКИНО,

Со станции ПЕНЬКОВКИНО

На станцию ДУХОВКИНО.

У мухомора хмурый вид,

Ехидная усмешка –

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

И вот заходит контролер,

Выводит мухомора.

И безбилетник – мухомор

Краснеет от позора.

А старичок – боровичок,

Интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой билет.

К билету прилагается

Четырнадцать квитанций,

Четырнадцать квитанций

С названиями станций:

Дорожкино, Лукошкино, Опушкино,

Засушкино, Кастрюлькино, Лучково,

Сельдерюшкино, Морковкино, Перловкино,

Немножкино, Картошкино, Лаврушкино,

Петрушкино, Тарелкино и Ложкино.

Осень.    Спасибо, еж, за загадки и за частушки. А вам, ребята, за то, что хорошо знаете грибы.

А вот деревья и их листья вы знаете?

Объявляется конкурс «Угадай листок».                                

(Слайды 32-47) 

Молодцы, ребята! Угадали какое дерево листок уронило.

Спасибо, сынок - Октябрь! И твои помощники мне очень понравились. А теперь твоя очередь, сын мой серьезный, Ноябрь морозный.

Ноябрь.   Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день; Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась...                                                         (Слайд 48)

Уж не представлю, чем тебя, матушка, порадовать … Сама  знаешь, тоскливая пора - поздняя осень. Хотя, у меня тоже есть для вас подарок.

Танец с зонтиками.

Ведущий.

Земля остыла, улетели птицы, закончился осенний листопад. Колючим холодом и первым снегом ноябрь уж укрывает голый сад. Пруды замерзли, и слегка ледком подернулась река.

Пугало. Брррр! Ну что ты царевич Ноябрь, тоску на нас нагоняешь! Дай-ка я тебе помогу

- и матушку повеселю, и гостям угожу!

Ноябрь. Ишь, какой умник выискался! Откуда ты это знаешь, как цариц веселить?

Пугало. Знаю вот! Тут у меня (стучит по голове) кое-что имеется! У хозяина на яблоне в

саду, где мое рабочее место было, летом радиоприемник висел, не умолкал! Так что я уму

-разуму набралось: все теперь знаю, еще и лекцию прочитать могу, как вежливым быть и

не грубить гостям.

Осень. Не обижайся, Пугало. В самом деле, помоги царевичу Ноябрю. Что ты там

придумало?

Пугало. Загадаю я вам загадку:

Появилась в небе клякса;

Если клякса заревет, разбежится весь народ.

Только ветер был хитер - налетел и кляксу стер. (Туча)                        (Слайд 49)

Ведущий. Осень дарит нам овощи, фрукты, ягоды и грибы, но самый ценный, самый дорогой подарок - это хлеб. Ведь не даром говорят, что хлеб - всему голова.

 Дети читают стихи, в руках на полотенце – калач.

  1. Вот он - хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой.
  2. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел.
    Вот он - теплый, золотистый, словно солнцем налитой.
  3. В нем - здоровье наше, сила.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

4.   В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки - вырастай богатырем!

Ведущий. Нынче день такой хороший,        

Весь от листьев золотой!                                                                  (Слайд 50)

По пустым аллеям парка мы пройдем не торопясь.

Пусть танцует в платье ярком осень свой прощальный вальс!

Ведущий. А у нас « Парад осенних нарядов». Всех ребят в костюмах мы приглашаем на сцену!                                         (Вручение призов.)

Фонограмма  « Осенний вальс»

Осень. Ну что же, пора мне уходить! Через год мы опять с вами встретимся и повеселимся. Помните меня, ребята, не забывайте!                        (Слайд



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Тема: Беседа по поводу конкретного факта из жизни класса   «Мои новые друзья»

Цель. Овладение простейшими нормами нравственности в процессе совместной деятельности.

        Постепенное подведение детей к самостоятельным выводам

        Воспитание и закрепление положительных и нравственных навыков и привычек.

Форма разъяснения правил: беседа по поводу конкретного факта из жизни класса, в котором дается нравственная оценка поступка ученика, презентация.

Литература: И. Туринич «Дружба»

На доске: «Обращайся с другими так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой»

                                                                        Ф. Вольтер

1.Беседа с детьми.

-Чтобы стать настоящим человеком, очень много положительных качеств нужно приобрести в жизни каждому из нас.  И есть такие человеческие качества и чувства, не имея которых  нельзя называться человеком.

        Особым таким чувством является чувство благодарности, т.е. плата добром. У благодарности долгая память, от благодарности зависят все правила поведения. А благодарными могут быть только люди высокой культуры.

2.-Давайте попытаемся разобраться в этом особом человеческом чувстве.

Проблемный вопрос.

        -Что же такое благодарность и как она проявляется в отношениях между людьми?

И. Ожегов.

Благо – добро, благополучие.

Благодарность – чувство

признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание

-Какими словами и поступками мы благодарим  друг друга?

Ответы: спасибо, благодарю, признателен вам. Благодарственное письмо лично кому-то, через радио, газету. Земной поклон, награды Родины, ордена, медали, почетные знаки и другие памятные подарки.

-А, может, вы, ребята, тоже получали благодарность за что-либо?

Ответы: за хорошую учебу, за дежурство в классе, за активную работу на уроке, за  аккуратные тетради, за участие в домашних делах, за помощь товарищу.

3. Как вы помогали своему товарищу? (дети рассказывают случаи из своей жизни)

Молодцы! Вы все правильно делали.

Вы – настоящие друзья, если будете так всегда поступать, соблюдать правила нравственности, у вас будет много друзей.

Вас можно назвать людьми высокой культуры, настоящими друзьями.

Друг  – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни…»

                                                                                                                                    С. И. Ожегов

4.Посмотрите инсценировку  рассказа И. Туринича «Дружба»

 (исполняют дети)

5.Оцените нравственный поступок Сережи

Проблемный вопрос

        Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

        Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

-Мы – друзья! Поиграем вместе?

-Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машинку.

-Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята.

-Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

-Я -  Васин друг, и я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровозик с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

-Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов?

-Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

-И меня примите…

-Не примем, - сказал Сережа.

-Почему? – удивился Вася.

-Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил!

-То - вчера, сказал Сережа. Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровозик с вагончиками. Сегодня я с ним дружу!

7. Ответы на вопросы:

1. Почему Сережа сначала  назвал своим другом Васю, а потом Борю?

2. Можно ли Сережу назвать настоящим другом?

Проблемный вопрос

3. А как бы поступили вы на месте Сережи?

8. Чтение правил.

Обоснование.

После занятия правила помещаются  в классном уголке. По мере необходимости к ним возвращаемся, читаем, объясняем.

Правила товарищества.

        1. Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

        2. Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

        3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду: если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

        4. Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

        5. Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

         9. Итог занятия

 -Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?

-Дети  составляют пословицы о дружбе и объясняют, как их понимают

         Работа на компьютере.

 Дидактический материал «Составь пословицу и подпиши картинку»

Крепкую дружбу и водой не разольешь!

Друг узнаётся в беде.

 Крепка дружба не словами, а делами.

10.Самооценка.

         11. Советы Знайки

        



Предварительный просмотр:

Мой ребенок становится трудным...

Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому,

что кто-то кому-то не сказал: «Извини» ?

И. Д. Вильде

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.

2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для дискуссии:

- Какого ребенка можно отнести к трудным детям?

- Причины трудности ребенка — это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?

- Как себя вести с трудным ребенком — бороться с трудностями или ждать, что ребенок перерастет?

Родительские собрания вЗ классе

163

- О проблемах в общении с ребенком говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?

Подготовительная работа к собранию:

1. Тестирование учащихся.

Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1. Если ты задержишься после школы, то:

A. Твое объяснение опоздания выслушают

Б. На твое опоздание не обратят внимание

B. Тебя отругают

2. Если ты получишь плохую оценку, то:

A. Ты сразу расскажешь об этом родителям

Б. Ты расскажешь об это, но дождешься удобной минуты

B. Ты вообще об этом не расскажешь

3. За плохую отметку тебя:

A. Отругают

Б. Посочувствуют

B. Накажут

4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

A. Молчать

Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав

B. Оправдываться

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

A. Согласишься с этим Б. Промолчишь

B. Будешь доказывать свою правоту

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

A. Простишь, если они попросят прощения

Б. Молча проглотишь обиду

B. Накажешь своих обидчиков при удобном случае

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:

A. Родителям

Б. Друзьям

B. Посторонним людям

8. Если в доме гости:

A. Ты вместе со всеми за столом Б. Ты в своей комнате

B. Ты получаешь возможность уйти из дома

9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

A. Соглашаются

Б. Не обращают на это внимания

B. Не соглашаются

10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

A. Дома

Б. В школе

B. Среди друзей

2. Анкета для родителей. - Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?

- Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?

- Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

- Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?

- Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

3. Подготовка притчи для анализа родителями и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Но прежде, попробуем определить, кто он — трудный ребенок?

Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерется и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уроки и т. д.

И так, портрет трудности ребенка мы с вами определили. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по дан-* ной проблеме.

II. Анализ теста

Родителям предъявляется лист ватмана, на котором представлен анализ теста.

У них на партах лежат варианты ответа их ребенка. Классный руководитель дает им для просмотра потому, что многие из родителей считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тревожные симптомы касаются всего класса.

III. Дискуссия

Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы, заявленные в самом начале собрания.

После дискуссии родители получают рекомендации в виде листка SOS. Эти рекомендации они могут занести в свой родительский дневник.

Причины детской неуправляемости.

Причина первая — борьба за внимание родителей.

Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребенку.

Причина вторая — борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте старших.

Причина третья — жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребенок мстит за:

- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»

- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

- за унижение друг друга в кругу семьи;

- за потерю одного из родителей в результате развода;

- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.

- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;

- за родительскую\ложь и хамелеонство;

- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу. Причина четвертая — неверие в свой успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Родители анализируют полученные рекомендации. Помимо общих рекомендаций, к этому собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному руководителю вопросы, если таковые имеются.

IV. Анализ притчи

В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу:

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя — милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один — единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».

V. Итог собрания

Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.

В числе мер предлагаются беседы с ребенком в присутствии родительского комитета, привлечение родительского комитета к посещению уроков наблюдения за участием трудных детей в урочной деятельности, привлечение таких учащихся к участию во внеклассных мероприятиях и т. д.

Задача родителей — проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий итогового родительского собрания на тему "Садимся за уроки!".

Обучать детей - наша прямая обязанность. Но учитель не может уделить достаточного внимания каждому ученику в классе за 45 минут. Это просто невозможно. Поэтому нам необходима помощь семьи. Родители до...

Сценарий общешкольного родительского собрания для родителей 1-4 классов по теме: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»

Данный сценарий призван оказать помощь классным руководителям начальной школы  в подготовке и проведении общешкольного или классного родительского собрания по теме : «Позитивная самооценка к...

Сценарий общешкольного родительского собрания

Представлен материал, подготовленный мною и проведённый спомощью коллег для родитей учащихся начальной школы....

Сценарий проведения родительского собрания к Дню Матери

Данная разработка поможет классным руководителям начальной школы провести замечательный совместный классный час с учащимися  и родителями в День Матери.Рекомендуется использовать видео призентаци...

Сценарий общешкольного родительского собрания "В лучах родительского солнца"

Собрание приурочено к празднованию в России Дня Семьи....