Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"
рабочая программа (2 класс) по теме

Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bezborodova.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУСО РМ «СРЦН» «Радуга»

Программа

по этико-правовому воспитанию

«Правовой эрудит»

Для группы детей младшего школьного возраста (7-11 лет)

Составитель:

Безбородова Ольга Юрьевна

воспитатель государственного

казенного учреждения социального

обслуживания РМ «Социально-

реабилитационный центр для

несовершеннолетних «Радуга»

 Саранск, 2013 г

Информационная карта

Вид

Общеразвивающая

Цель

Создание условий для формирования у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.

Область применения

Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних

Целевая группа

Младший школьный возраст

Форма и методы

  • мероприятия по правам детей, нравственно-этические мероприятия, деловые игры, конкурсы
  • метод беседы, коллективные творческие дела, просмотр видео-фильмов и т.д.

Нормативно-правовое обоснование

  • Конвенция о правах детей
  • Семейный Кодекс

Срок реализации

Учебный год

Пояснительная записка

Сама жизнь ставит проблему правового воспитания. Чем сложнее переходные процессы в обществе, тем важнее научить ребенка ориентироваться в этических и правовых нормах.

Права несовершеннолетних нарушаются повсеместно, ежечасно и безнаказанно. Особенно сложные обстоятельства у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Данная программа направлена на развитие правовой культуры младших школьников, является естественным дополнением к комплексному воспитанию качеств личности, приобретению необходимых навыков интеллектуального и физического развития детей.

Работа направлена на формирование свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей: памяти, мышления, творческого воображения, умение рассуждать, что дает младшим школьникам участие в различных интеллектуальных мероприятиях, конкурсах, викторинах, беседах, обсуждениях и т.д.

Предлагаемая программа «Правовой эрудит» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей.

Реализация программы рассчитана на учебный год.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи этого правового воспитания и направлена на воспитание патриотизма, формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста.

Темы занятий подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, требованиями в системе правового воспитания.

Цель программы: создать условие для формирования у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.

Задачи:

  •  Формирование у младших школьников правовой культуры, т.е. осознанного усвоения понятий «право» в его нравственном и юридическом аспекте.
  •  Разъяснение принципов Конвенции ООН о правах ребенка.
  •  Ознакомление с Символами государства, республики (герб, гимн, флаг).
  •  Развитие творческих возможностей и привитие устойчивого интереса к правовым знаниям.
  •  Формирование и закрепление нравственных понятий «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  •  Развитие позитивной самооценки своих возможностей, веры в свой интеллектуальный рост.

Принципы реализации:

  •  Доступность изложения материала;
  •  Последовательность и систематичность;
  •  Наглядность;
  •  Вариативность;

В содержании программы выделяются 2 направления.

  •  1 направление:  «Правовое»

Цель: формирование правовой и гражданской нравственности личности, активная жизненная позиция.

Задачи:

- Воспитывать право сознания, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

- Сформировать систему знаний, уважение и интересы к государственным символам России.

  •  2 направление: «Нравственно-этическое»

Цель: формировать у детей ценностную ориентацию, способность формировать нравственное суждение, расширение понимания детьми значение слова «Хорошо» и «Плохо».

Задачи:

- Сформировать культуру поведения и общения;

- Воспитать культуру семейных отношений, семейных ценностей.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы позволит формировать:

- Первоначальные знания правовых документов, правовые качества личности (чувство долга, справедливости, уважение к старшим и к существующим государственным символам и традициям);

- Расширение перспектив развития этико-правовых знаний;

- Активную жизненную позицию;

- Интерес к познаниям;

- Уважительное и доброжелательное отношение к людям.

Тематический план

Тема

Теория

Практика

1

Беседа поведения в общественных местах

1

2

«Моя семья»

1

3

Уроки этикета

1/2

1

4

«Умеем ли мы хорошо себя вести?» (игровая беседа)

1/2

1

5

«Что такое Право?» (познавательная беседа)

1

1

6

Игра-путешествие «Спешите делать добро»

1

1

7

«Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа)

1

1

8

«Волшебное слово на выручку готово»

1

1

9

«Знакомство с государственными символами России(герб, флаг, гимн)

1/2

1/2

10

Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательное мероприятие)

1

11

«Право на жизнь» (игровая беда)

1/2

1/2

12

«Как не стать жертвой преступления» (беседа)

1

13

«Все люди разные, но права у них одинаковые» (игровая беседа)

1/2

1/2

14

«Ласковое слово – доброе сердечко»

1/2

1/2

15

«Учитесь улыбаться»

1

1

16

Чтение рассказов «Сердитая Маша», «Вредное колечко»

1

1

17

«Право на защиту»

1

18

«Право на особую защиту»

1

19

«Дружба начинается с улыбки»

1

20

«Мое и наше» (беседа)

1

21

«Правда и ложь» (познавательно-воспитательная беседа)

1

1

22

«Приключения в стране Светофория»

1

23

«Гражданство»

1

24

«Право на развитие» (право учиться и узнавать новое)

1

25

«Умеем ли мы говорить по телефону?»

1

1

26

Творческая игра «Волшебные очки»

1

27

Развлекательное мероприятие «Здравствуй зимушка-зима»

1

28

«Право на семью»

1

29

Азбука нравственности «Как быть прилежным и старательным?»

1

1

30

Чтение рассказа «Хвастливый заяц» (беседа о прочитанном)

1

31

Дать представление о законе «Право и закон»

1

32

Игра «Как вести себя, когда у тебя гости?»

1

33

«Книги, спасибо за то, что вы есть»

1

34

Игровая программа «Поле Чудес» (по правам детей)

1

1

35

«Турнир вежливости» (командное соревнование)

1

36

«На что имеем право мы?»

1

37

Игра «Что? Где? Когда?»

1

38

«Собака-друг  человека» (познавательное мероприятие)

1

1

39

«Путешествие в город Правовой Культуры»

1

1

40

Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям Михалкова)

1

1

Содержание

1. «Поведение в общественных местах» (беседа).

Цель: показать, что человек проявляет уважение к себе своим поведением в общественных местах и своим отношением к людям, которые его окружают; изучить основные правила поведения в общественных местах.

Основные понятия: поведение, отношение, общественные места, уважение.

2. «Моя семья».

Цель: воспитать ласковое, чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплоченности.

Основные понятия: семья, сплоченность, близкие люди.

3. «Уроки этикета».

Цель: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения волшебных слов.

Основные понятия: поведение, вежливость, этикет.

4. «Умеем ли мы хорошо себя вести?» (игровая беседа).

Цель: закрепить с детьми формы вежливых обращений, обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками; развивать речь детей.

Основные понятия: поведение, отношение, поступки.

5. «Что такое Право?» (познавательная беседа).

Цель: объяснить детям, что означает понятие «право», как оно соотносится со словами «правила», «правильный»

Основные понятия: право, правила.

6. Игра-путешествие «Спешите делать добро».

Цель: закрепить с детьми понятие «добро»; совершенствовать навыки доброго отношения к людям, животным и всему живому на земле.

Основные понятия: доброе, отношение, любовь.

7. «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа).

Цель: обсудить с детьми значение любви в жизни человека.

Основные понятия: любовь, значение, смысл, родители.

8.  «Волшебное слово на выручку готово».

Цель: воспитывать у детей желание и потребность проявлять доброту к окружающим, развивать способность анализировать свои поступки, вежливо и культурно общаться.

Основные понятия: доброта, вежливость, поступки.

9. «Знакомство с государственными символами России (герб, флаг, гимн).

Цель: познакомить детей с государственными символами России (герб, флаг, гимн), с историей их возникновения, воспитать чувство гордости за свою страну.

Основные понятия: герб, гимн, флаг, государственные символы.

10. «Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательно мероприятие).

Цель: закрепить знания детей б осени, ее признаках и осенних дарах.

11. «Право на жизнь» (игровая беседа).

Цель: дать представление о некоторых правах детей (на жизнь, на сохранение здоровья).

Основные понятия: жизнь, здоровье.

12. «Как не стать жертвой преступления» (беседа).

Цель: обсудить с детьми проблемы личной безопасности, развить способность к размышлению, умению делать выводы.

Основные понятия: преступление, безопасность, ограбление, похищение, жертва.

13. «Все люди разные, но права у них одинаковые» (беседа с элементами игры).

Цель: дать детям представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.

Основные понятия: права, национальность, равенство.

 14. «Ласковое слово – доброе сердечко».

Цель: дать знания о том, что все люди имеют право на уважение, имя, внимание и заботу. Закрепить знания правил поведения дома, в классе, на улице. Воспитывать в детях умение решать вопросы, не обижая другого человека, договариваться; при возникновении спорной ситуации обратиться к взрослому.

Основные понятия: уважение, забота, внимание.

15. «Учитесь улыбаться».

Цель: обучение приемам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться.

Основные понятия: улыбка, доброжелательность.

16. Чтение рассказов «Сердитая Маша», «Вредное колечко» (обсуждения).

Цель: воспитывать гуманные чувства; продолжать формировать представление детей о честности, доброте к окружающим.

Основные понятия: гуманность, честность, доброта.

17.  «Право на защиту».

Цель: дать представление о необходимости налаживания благоприятных взаимоотношений с окружающими.

Основные понятия: права, защита, взаимоотношения.

18. «Право на особую защиту».

Цель: дать представление о необходимости особой защиты детей, попавших в экстремальные условия.

Основные понятия: защита, милосердие, доброта.

19. «Дружба начинается с улыбки» (игра-шоу).

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки.

Основные понятия: дружба, друг, приятель, взаимоотношения.

20. «Моё и наше» (беседа).

Цель: объяснить детям значение слов «мое» и «наше» и их употребление – заинтересовать каждого ребенка в работе по сохранению имущества, воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Основные понятия: отношение, бережливость, уважение.

21. «Правда и ложь» (познавательно-воспитательная беседа).

Цель: познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культурного общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитание нравственных качеств («честность», «справедливость»).

Основные понятия: правда, ложь, честность, справедливость.

22. «Приключения в стране Светофории» (музыкальная сказка по правилам дорожного движения).

Цель: закрепление знаний о дорожных знаках, правил дорожного движения; развивать речь, творческую активность детей.

Основные понятия: правила, дорожные знаки, светофор.

23. «Гражданство».

Цель: дать представление о различиях между понятиями «Права ребенка» и «Права гражданина».

Основные понятия: гражданство, права.

24. «Право на развитие» (право учиться и узнавать новое).

Цель: дать представление о необходимости интеллектуального развития.

Основные понятия: право, образование.

25. «Умеем ли мы говорить по телефону?» (беседа)

Цель: разъяснить детям правила разговора по телефону, прививать навыки вежливости, воспитывать в детях уважение друг к другу и к старшим, развивать речь.

Основные понятия: вежливость, уважение, телефон, разговор.

26. Творческая игра «Волшебные очки».

Цель: формировать умение оценивать различные ситуации с точки зрения эгоиста, доброго человека, наглеца, труса и т.д.

Основные понятия: добро, эгоизм, наглость.

27. Развлекательное мероприятие «Здравствуй Зимушка-Зима!».

Цель: создать радостное настроение у детей.

Основные понятия: зима, настроение, развлечения.

28. «Право на семью».

Цель: подчеркнуть значение семьи в жизни человека.

Основные понятия: семья, родители, любовь.

29. Азбука нравственности «Как быть прилежным и старательным».

Цель: объяснить, какое значение имеют слова «прилежный», «старательный», почему мы даем положительную оценку этим качествам человека, что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным.

Основные понятия: прилежность, старательность, трудолюбие.

30. Чтение рассказа «Хвастливый заяц» (беседа о прочитанном).

Цель: научить детей осознавать положительные и отрицательные черты своего характера и дать им оценку.

Основные понятия: скромность, хвастливость, сдержанность.

31. Дать представление о законе «Право и закон».

Цель: познакомить с основными понятиями (право, закон, государство); закрепить с детьми первоначальные правовые знания.

Основные понятия: право, закон, государство.

32. Игра «Как вести себя, когда у тебя гости?».

Цель: дать детям представление о том, как встречать гостей; формировать навыки поведения за столом, общения с гостями; воспитывать приветливость, доброжелательность.

Основные понятия: гости, хозяева, общение, приветливость.

33. «Книги, спасибо за то, что вы есть».

Цель: воспитать бережное отношение к книгам; привить любовь к художественной литературе.

Основные понятия: художественная литература, бережное отношение.

34. Игровая программа «Поле Чудес» (по правам детей).

Цель: закрепить знания детей об их правах, развивать познавательные способности у детей, творчество, инициативу.

Основные понятия: права, правила, игра.

35. «Турнир вежливости» (командное соревнование).

Цель: закрепление правил вежливости, культуры поведения в общественных местах, правила этикета.

Основные понятия: вежливость, культура, этикет.

36. «На что имеем право мы?».

Цель: закрепить с детьми первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны.

Основные понятия: право, гражданство, страна.

37. Игра «Что? Где? Когда?».

Цель: развитие логического мышления, сообразительности.

Основные понятия: логика, игра, мысли.

38. «Собака-друг человека» (познавательное мероприятие).

Цель: познакомить детей с историей собаки, с породами собак, наукой – кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитание чуткости, любви к животным.

Основные понятия: собака, преданность, верность.

39. «Путешествие в город Правовой Культуры».

Цель: закрепление детьми знаний о правах, воспитание культурного поведения, доброжелательности, порядочности.

Основные понятия: права, культура, улица, город.

40. Читательская конференция «Будь человеком!» (по произведениям С.Михалкова).

Цель: совместно с детьми прочитать стихи С.Михалкова и определить, почему они объединены общим названием «Будь человеком!»; воспитать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Основные понятия: человек, уважение, дружба.

Методическое обеспечение

Необходимыми условиями для реализации программы является:

- занятия по этико-правовому воспитанию (беседы, часы общения, викторины, смотры-конкурсы, выставки и т.д.);

- наличие достаточной материальной базы (методическая и художественная литература, наглядное пособие, дидактические игры, стилизованные уголки и т.д.);

- взаимосвязь с внешними организациями (кинотеатры, городские детские библиотеки, спортивные объекты, студенты ВУЗов и т.д.).

Список литературы

I. Статьи из сборников

1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. / Сост.                  Т.В. Шепелева. – Волгоград:Учитель, 2005. – 70 с.

2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы.  / Н.И. Дереклеева. – М. : «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой,  Е.В.Володиной,           Е.Н. Степанова. Вып.3 – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

4. Конвенция о правах ребенка // Конвенции ООН о правах ребенка. – Изд. Кнорус, 2013 г.

5. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособ. / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – 2-е изд. Мн. : Універсітэцкае, 1999. – 171 с.

II. Статьи из журналов

1. Воспитание школьников – 2002 №7

2. Начальная школа – 2004 №1, 2005 №3, 2007 №5

Список литературы

1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. / Сост.                  Т.В. Шепелева. – Волгоград:Учитель, 2005. – 70 с.

2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы.  / Н.И. Дереклеева. – М. : «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой,  Е.В.Володиной,           Е.Н. Степанова. Вып.3 – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

4. Конвенция о правах ребенка // Конвенции ООН о правах ребенка. – Изд. Кнорус, 2013 г.

5. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособ. / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – 2-е изд. Мн. : Універсітэцкае, 1999. – 171 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей кружок "Эрудит"

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...

Этико-правовое воспитание в группе продленного дня.

Цель правового воспитания - заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Эрудит"

Организация кружка "Эрудит" имеет научно-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку и окружающему миру....

Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит»

Программа кружка по внеурочной деятельности. Предмет - математика. Цель программы - создание условий для нового подхода к обучению способов понимания задач. Когда решение задачи (уравнения и любого за...

Программа работы с одарёнными детьми «Эрудит».

Программа работы с одарёнными детьми «Эрудит»....

Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит»

Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность....