Главные вкладки

    Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"
    рабочая программа (2 класс) по теме

    Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_bezborodova.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКУСО РМ «СРЦН» «Радуга»

    Программа

    по этико-правовому воспитанию

    «Правовой эрудит»

    Для группы детей младшего школьного возраста (7-11 лет)

    Составитель:

    Безбородова Ольга Юрьевна

    воспитатель государственного

    казенного учреждения социального

    обслуживания РМ «Социально-

    реабилитационный центр для

    несовершеннолетних «Радуга»

     Саранск, 2013 г

    Информационная карта

    Вид

    Общеразвивающая

    Цель

    Создание условий для формирования у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.

    Область применения

    Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних

    Целевая группа

    Младший школьный возраст

    Форма и методы

    • мероприятия по правам детей, нравственно-этические мероприятия, деловые игры, конкурсы
    • метод беседы, коллективные творческие дела, просмотр видео-фильмов и т.д.

    Нормативно-правовое обоснование

    • Конвенция о правах детей
    • Семейный Кодекс

    Срок реализации

    Учебный год

    Пояснительная записка

    Сама жизнь ставит проблему правового воспитания. Чем сложнее переходные процессы в обществе, тем важнее научить ребенка ориентироваться в этических и правовых нормах.

    Права несовершеннолетних нарушаются повсеместно, ежечасно и безнаказанно. Особенно сложные обстоятельства у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

    Данная программа направлена на развитие правовой культуры младших школьников, является естественным дополнением к комплексному воспитанию качеств личности, приобретению необходимых навыков интеллектуального и физического развития детей.

    Работа направлена на формирование свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей: памяти, мышления, творческого воображения, умение рассуждать, что дает младшим школьникам участие в различных интеллектуальных мероприятиях, конкурсах, викторинах, беседах, обсуждениях и т.д.

    Предлагаемая программа «Правовой эрудит» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей.

    Реализация программы рассчитана на учебный год.

    Программа определяет содержание, основные цели и задачи этого правового воспитания и направлена на воспитание патриотизма, формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста.

    Темы занятий подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, требованиями в системе правового воспитания.

    Цель программы: создать условие для формирования у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.

    Задачи:

    •  Формирование у младших школьников правовой культуры, т.е. осознанного усвоения понятий «право» в его нравственном и юридическом аспекте.
    •  Разъяснение принципов Конвенции ООН о правах ребенка.
    •  Ознакомление с Символами государства, республики (герб, гимн, флаг).
    •  Развитие творческих возможностей и привитие устойчивого интереса к правовым знаниям.
    •  Формирование и закрепление нравственных понятий «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
    •  Развитие позитивной самооценки своих возможностей, веры в свой интеллектуальный рост.

    Принципы реализации:

    •  Доступность изложения материала;
    •  Последовательность и систематичность;
    •  Наглядность;
    •  Вариативность;

    В содержании программы выделяются 2 направления.

    •  1 направление:  «Правовое»

    Цель: формирование правовой и гражданской нравственности личности, активная жизненная позиция.

    Задачи:

    - Воспитывать право сознания, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

    - Сформировать систему знаний, уважение и интересы к государственным символам России.

    •  2 направление: «Нравственно-этическое»

    Цель: формировать у детей ценностную ориентацию, способность формировать нравственное суждение, расширение понимания детьми значение слова «Хорошо» и «Плохо».

    Задачи:

    - Сформировать культуру поведения и общения;

    - Воспитать культуру семейных отношений, семейных ценностей.

    Ожидаемые результаты

    Реализация данной программы позволит формировать:

    - Первоначальные знания правовых документов, правовые качества личности (чувство долга, справедливости, уважение к старшим и к существующим государственным символам и традициям);

    - Расширение перспектив развития этико-правовых знаний;

    - Активную жизненную позицию;

    - Интерес к познаниям;

    - Уважительное и доброжелательное отношение к людям.

    Тематический план

    Тема

    Теория

    Практика

    1

    Беседа поведения в общественных местах

    1

    2

    «Моя семья»

    1

    3

    Уроки этикета

    1/2

    1

    4

    «Умеем ли мы хорошо себя вести?» (игровая беседа)

    1/2

    1

    5

    «Что такое Право?» (познавательная беседа)

    1

    1

    6

    Игра-путешествие «Спешите делать добро»

    1

    1

    7

    «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа)

    1

    1

    8

    «Волшебное слово на выручку готово»

    1

    1

    9

    «Знакомство с государственными символами России(герб, флаг, гимн)

    1/2

    1/2

    10

    Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательное мероприятие)

    1

    11

    «Право на жизнь» (игровая беда)

    1/2

    1/2

    12

    «Как не стать жертвой преступления» (беседа)

    1

    13

    «Все люди разные, но права у них одинаковые» (игровая беседа)

    1/2

    1/2

    14

    «Ласковое слово – доброе сердечко»

    1/2

    1/2

    15

    «Учитесь улыбаться»

    1

    1

    16

    Чтение рассказов «Сердитая Маша», «Вредное колечко»

    1

    1

    17

    «Право на защиту»

    1

    18

    «Право на особую защиту»

    1

    19

    «Дружба начинается с улыбки»

    1

    20

    «Мое и наше» (беседа)

    1

    21

    «Правда и ложь» (познавательно-воспитательная беседа)

    1

    1

    22

    «Приключения в стране Светофория»

    1

    23

    «Гражданство»

    1

    24

    «Право на развитие» (право учиться и узнавать новое)

    1

    25

    «Умеем ли мы говорить по телефону?»

    1

    1

    26

    Творческая игра «Волшебные очки»

    1

    27

    Развлекательное мероприятие «Здравствуй зимушка-зима»

    1

    28

    «Право на семью»

    1

    29

    Азбука нравственности «Как быть прилежным и старательным?»

    1

    1

    30

    Чтение рассказа «Хвастливый заяц» (беседа о прочитанном)

    1

    31

    Дать представление о законе «Право и закон»

    1

    32

    Игра «Как вести себя, когда у тебя гости?»

    1

    33

    «Книги, спасибо за то, что вы есть»

    1

    34

    Игровая программа «Поле Чудес» (по правам детей)

    1

    1

    35

    «Турнир вежливости» (командное соревнование)

    1

    36

    «На что имеем право мы?»

    1

    37

    Игра «Что? Где? Когда?»

    1

    38

    «Собака-друг  человека» (познавательное мероприятие)

    1

    1

    39

    «Путешествие в город Правовой Культуры»

    1

    1

    40

    Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям Михалкова)

    1

    1

    Содержание

    1. «Поведение в общественных местах» (беседа).

    Цель: показать, что человек проявляет уважение к себе своим поведением в общественных местах и своим отношением к людям, которые его окружают; изучить основные правила поведения в общественных местах.

    Основные понятия: поведение, отношение, общественные места, уважение.

    2. «Моя семья».

    Цель: воспитать ласковое, чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплоченности.

    Основные понятия: семья, сплоченность, близкие люди.

    3. «Уроки этикета».

    Цель: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения волшебных слов.

    Основные понятия: поведение, вежливость, этикет.

    4. «Умеем ли мы хорошо себя вести?» (игровая беседа).

    Цель: закрепить с детьми формы вежливых обращений, обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками; развивать речь детей.

    Основные понятия: поведение, отношение, поступки.

    5. «Что такое Право?» (познавательная беседа).

    Цель: объяснить детям, что означает понятие «право», как оно соотносится со словами «правила», «правильный»

    Основные понятия: право, правила.

    6. Игра-путешествие «Спешите делать добро».

    Цель: закрепить с детьми понятие «добро»; совершенствовать навыки доброго отношения к людям, животным и всему живому на земле.

    Основные понятия: доброе, отношение, любовь.

    7. «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа).

    Цель: обсудить с детьми значение любви в жизни человека.

    Основные понятия: любовь, значение, смысл, родители.

    8.  «Волшебное слово на выручку готово».

    Цель: воспитывать у детей желание и потребность проявлять доброту к окружающим, развивать способность анализировать свои поступки, вежливо и культурно общаться.

    Основные понятия: доброта, вежливость, поступки.

    9. «Знакомство с государственными символами России (герб, флаг, гимн).

    Цель: познакомить детей с государственными символами России (герб, флаг, гимн), с историей их возникновения, воспитать чувство гордости за свою страну.

    Основные понятия: герб, гимн, флаг, государственные символы.

    10. «Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательно мероприятие).

    Цель: закрепить знания детей б осени, ее признаках и осенних дарах.

    11. «Право на жизнь» (игровая беседа).

    Цель: дать представление о некоторых правах детей (на жизнь, на сохранение здоровья).

    Основные понятия: жизнь, здоровье.

    12. «Как не стать жертвой преступления» (беседа).

    Цель: обсудить с детьми проблемы личной безопасности, развить способность к размышлению, умению делать выводы.

    Основные понятия: преступление, безопасность, ограбление, похищение, жертва.

    13. «Все люди разные, но права у них одинаковые» (беседа с элементами игры).

    Цель: дать детям представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.

    Основные понятия: права, национальность, равенство.

     14. «Ласковое слово – доброе сердечко».

    Цель: дать знания о том, что все люди имеют право на уважение, имя, внимание и заботу. Закрепить знания правил поведения дома, в классе, на улице. Воспитывать в детях умение решать вопросы, не обижая другого человека, договариваться; при возникновении спорной ситуации обратиться к взрослому.

    Основные понятия: уважение, забота, внимание.

    15. «Учитесь улыбаться».

    Цель: обучение приемам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться.

    Основные понятия: улыбка, доброжелательность.

    16. Чтение рассказов «Сердитая Маша», «Вредное колечко» (обсуждения).

    Цель: воспитывать гуманные чувства; продолжать формировать представление детей о честности, доброте к окружающим.

    Основные понятия: гуманность, честность, доброта.

    17.  «Право на защиту».

    Цель: дать представление о необходимости налаживания благоприятных взаимоотношений с окружающими.

    Основные понятия: права, защита, взаимоотношения.

    18. «Право на особую защиту».

    Цель: дать представление о необходимости особой защиты детей, попавших в экстремальные условия.

    Основные понятия: защита, милосердие, доброта.

    19. «Дружба начинается с улыбки» (игра-шоу).

    Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки.

    Основные понятия: дружба, друг, приятель, взаимоотношения.

    20. «Моё и наше» (беседа).

    Цель: объяснить детям значение слов «мое» и «наше» и их употребление – заинтересовать каждого ребенка в работе по сохранению имущества, воспитывать бережное отношение к результатам труда.

    Основные понятия: отношение, бережливость, уважение.

    21. «Правда и ложь» (познавательно-воспитательная беседа).

    Цель: познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культурного общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитание нравственных качеств («честность», «справедливость»).

    Основные понятия: правда, ложь, честность, справедливость.

    22. «Приключения в стране Светофории» (музыкальная сказка по правилам дорожного движения).

    Цель: закрепление знаний о дорожных знаках, правил дорожного движения; развивать речь, творческую активность детей.

    Основные понятия: правила, дорожные знаки, светофор.

    23. «Гражданство».

    Цель: дать представление о различиях между понятиями «Права ребенка» и «Права гражданина».

    Основные понятия: гражданство, права.

    24. «Право на развитие» (право учиться и узнавать новое).

    Цель: дать представление о необходимости интеллектуального развития.

    Основные понятия: право, образование.

    25. «Умеем ли мы говорить по телефону?» (беседа)

    Цель: разъяснить детям правила разговора по телефону, прививать навыки вежливости, воспитывать в детях уважение друг к другу и к старшим, развивать речь.

    Основные понятия: вежливость, уважение, телефон, разговор.

    26. Творческая игра «Волшебные очки».

    Цель: формировать умение оценивать различные ситуации с точки зрения эгоиста, доброго человека, наглеца, труса и т.д.

    Основные понятия: добро, эгоизм, наглость.

    27. Развлекательное мероприятие «Здравствуй Зимушка-Зима!».

    Цель: создать радостное настроение у детей.

    Основные понятия: зима, настроение, развлечения.

    28. «Право на семью».

    Цель: подчеркнуть значение семьи в жизни человека.

    Основные понятия: семья, родители, любовь.

    29. Азбука нравственности «Как быть прилежным и старательным».

    Цель: объяснить, какое значение имеют слова «прилежный», «старательный», почему мы даем положительную оценку этим качествам человека, что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным.

    Основные понятия: прилежность, старательность, трудолюбие.

    30. Чтение рассказа «Хвастливый заяц» (беседа о прочитанном).

    Цель: научить детей осознавать положительные и отрицательные черты своего характера и дать им оценку.

    Основные понятия: скромность, хвастливость, сдержанность.

    31. Дать представление о законе «Право и закон».

    Цель: познакомить с основными понятиями (право, закон, государство); закрепить с детьми первоначальные правовые знания.

    Основные понятия: право, закон, государство.

    32. Игра «Как вести себя, когда у тебя гости?».

    Цель: дать детям представление о том, как встречать гостей; формировать навыки поведения за столом, общения с гостями; воспитывать приветливость, доброжелательность.

    Основные понятия: гости, хозяева, общение, приветливость.

    33. «Книги, спасибо за то, что вы есть».

    Цель: воспитать бережное отношение к книгам; привить любовь к художественной литературе.

    Основные понятия: художественная литература, бережное отношение.

    34. Игровая программа «Поле Чудес» (по правам детей).

    Цель: закрепить знания детей об их правах, развивать познавательные способности у детей, творчество, инициативу.

    Основные понятия: права, правила, игра.

    35. «Турнир вежливости» (командное соревнование).

    Цель: закрепление правил вежливости, культуры поведения в общественных местах, правила этикета.

    Основные понятия: вежливость, культура, этикет.

    36. «На что имеем право мы?».

    Цель: закрепить с детьми первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны.

    Основные понятия: право, гражданство, страна.

    37. Игра «Что? Где? Когда?».

    Цель: развитие логического мышления, сообразительности.

    Основные понятия: логика, игра, мысли.

    38. «Собака-друг человека» (познавательное мероприятие).

    Цель: познакомить детей с историей собаки, с породами собак, наукой – кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитание чуткости, любви к животным.

    Основные понятия: собака, преданность, верность.

    39. «Путешествие в город Правовой Культуры».

    Цель: закрепление детьми знаний о правах, воспитание культурного поведения, доброжелательности, порядочности.

    Основные понятия: права, культура, улица, город.

    40. Читательская конференция «Будь человеком!» (по произведениям С.Михалкова).

    Цель: совместно с детьми прочитать стихи С.Михалкова и определить, почему они объединены общим названием «Будь человеком!»; воспитать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

    Основные понятия: человек, уважение, дружба.

    Методическое обеспечение

    Необходимыми условиями для реализации программы является:

    - занятия по этико-правовому воспитанию (беседы, часы общения, викторины, смотры-конкурсы, выставки и т.д.);

    - наличие достаточной материальной базы (методическая и художественная литература, наглядное пособие, дидактические игры, стилизованные уголки и т.д.);

    - взаимосвязь с внешними организациями (кинотеатры, городские детские библиотеки, спортивные объекты, студенты ВУЗов и т.д.).

    Список литературы

    I. Статьи из сборников

    1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. / Сост.                  Т.В. Шепелева. – Волгоград:Учитель, 2005. – 70 с.

    2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы.  / Н.И. Дереклеева. – М. : «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

    3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой,  Е.В.Володиной,           Е.Н. Степанова. Вып.3 – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

    4. Конвенция о правах ребенка // Конвенции ООН о правах ребенка. – Изд. Кнорус, 2013 г.

    5. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособ. / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – 2-е изд. Мн. : Універсітэцкае, 1999. – 171 с.

    II. Статьи из журналов

    1. Воспитание школьников – 2002 №7

    2. Начальная школа – 2004 №1, 2005 №3, 2007 №5

    Список литературы

    1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. / Сост.                  Т.В. Шепелева. – Волгоград:Учитель, 2005. – 70 с.

    2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы.  / Н.И. Дереклеева. – М. : «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

    3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой,  Е.В.Володиной,           Е.Н. Степанова. Вып.3 – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

    4. Конвенция о правах ребенка // Конвенции ООН о правах ребенка. – Изд. Кнорус, 2013 г.

    5. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособ. / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – 2-е изд. Мн. : Універсітэцкае, 1999. – 171 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

    Внеурочная деятельность  по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучени...

    Программа дополнительного образования детей кружок "Эрудит"

    Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...

    Этико-правовое воспитание в группе продленного дня.

    Цель правового воспитания - заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей п...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Эрудит"

    Организация кружка "Эрудит" имеет научно-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку и окружающему миру....

    Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит»

    Программа кружка по внеурочной деятельности. Предмет - математика. Цель программы - создание условий для нового подхода к обучению способов понимания задач. Когда решение задачи (уравнения и любого за...

    Программа работы с одарёнными детьми «Эрудит».

    Программа работы с одарёнными детьми «Эрудит»....

    Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит»

    Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность....