Рабочая программа по кубановедению 1-4 кл. ФГОС "Школа России"
рабочая программа (1 класс) на тему

Кузнецова Оксана Анатольевна

Рабочая программа по кубановедению 1,2,3,4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanovedenie_rabochaya_programma.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Кубановедение» разработана на основе   программы для общеобразовательных учреждений Краснодарского края по кубановедению, Краснодар: Перспективы образования, 2009г, авторы программы: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, М.В.Мирук .

Программа рассчитана на 33 часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений Краснодарского края по кубановедению, Краснодар: Перспективы образования, 2009г, авторы программы: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, М.В.Мирук.
  2. Тетрадь по кубановедению для 1 класса. Авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина,Г.В.Шевченко

Общая характеристика учебного предмета

Кубановедение как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и краеведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в развитии и воспитании гуманной социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением – к жителям края. Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умения самостоятельно определять свое личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребенка. При изучении Кубановедения младший школьник узнает об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой Родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий младшие школьники узнают о семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного края, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с природой края должно стать хорошей базой для воспитания у школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения  к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии  на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в музеи обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребенка.

Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деяте6льности. 

Распределение программного материала

уроков кубановедения

Разделы и темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа по классам

1кл

2кл

3кл

4кл

Я и моя семья

10

10

-

-

-

Наша школа

7

7

-

-

-

Родной город (село, станица, хутор)

8

8

-

-

-

Будем жить в ладу с природой

8

8

-

-

-

Земля отцов – моя земля

17

-

2

-

15

Природа родного края

14

-

14

-

-

Труд и быт жителей Кубани

11

-

11

-

-

Населённые пункты Краснодарского края

7

-

7

-

-

Нет в мире краше Родины нашей

12

-

-

12

-

Без прошлого нет настоящего

10

-

-

10

-

Казачьему роду нет переводу

12

-

-

12

-

Береги землю родимую, как мать любимую

11

-

-

-

11

Жизнь дана на добрые дела

8

-

-

-

8

135

33

34

34

34

                                               

Место учебного предмета, курса.

На изучение курса «Кубановедение» в каждом классе начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на счет 132ч: 1 класс – 30ч (33 учебные недели)   2, 3 и 4 классы – по 34ч (34 учебные недели)

 1 класс – 1 час в неделю за счёт учебных часов предмета «Технология»

2-4 классы – 1 час в неделю за счет часов компонента ОУ. 5-дневная неделя:

1, 2 классы – за счет часов предмета «Окружающий мир»

3, 4 классы – за счет часов предмета «Технология»

6-дневная неделя:

2-4 классы – за счет часов компонента ОУ.

           

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

                                      Результаты изучения курса. 

Освоение курса «Кубановедение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Кубановедение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Кубановедение»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Кубановедение»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Кубановедение».

При изучении курса «Кубановедение» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

•        называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес

•        определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении

•        соблюдать традиции своей школы

•        ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома

•        определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)

•        приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.)

•        приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)

•        различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

•        соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

•        составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

           различать герб родного города (села, станицы и др.)

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса  «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений:

           различать особенности времен года своей местности

•        определять характерные особенности рельефа своей местности *

•        приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края

•        приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности

•        знать кубанские песни, пословицы и поговорки

•        соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,

в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе

•        называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

•        показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт

•        рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;

•        различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

•        бережно относиться к растительному и животному мир Кубани

использовать приобретённые знания и умении в практическо1 деятельности и повседневной жизни для

•        соблюдать правила  поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

.           соблюдать  правила  поведения у водоёмов, в лесу, в горах

•        искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.

3−4-й классы

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

          определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани        

•        различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае

•        различать формы земной поверхности Краснодарского края

•        приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных

•        называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)

•        различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района

•        называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.

•        узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

•        различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

•        ориентироваться по карте Краснодарского края

•        давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей

          использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

•        выполнять правила сбора грибов в своей местности

•        выполнять правила поведения у водоёма в разное время года

•        бережно относиться к растениям и животным

 

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений.

           различать природные зоны Краснодарского края

•        рассказывать о природных  богатствах родного края и их использовании

человеком

•        отличать символику Краснодарского края

•        называть органы местного самоуправления        

•        называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы,

хутора и т.д.

•        различать особенности культуры и быта народов, населяющих

территорию Краснодарского края

•        знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

•        называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края

•        рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края

•        называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

•        определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России

•        узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности

•        определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)

•        правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

•        исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

•        правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

•        выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения

•        исполнения знакомых народных песен

•        самоорганизации и выполнения исследовательских проектов 

        

                                      Содержание учебного предмета, курса

1 класс.

 Раздел 1. «Я и моя семья» (10 часов).

Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

Раздел 2. «Наша школа» (7 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов).

Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.

Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).

Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

2 класс.

Раздел 1. «Земля отцов – моя земля»(2 часа)

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб  родного района.

 Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов).

Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).

Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

Тема 4. «Населённые пункты Краснодарского края» (7 часов),

Родной город (станица, хутор, село). Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар - главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы - всенародный праздник.

3 класс.

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей»(12 часов).

Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань - здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

«Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

4 класс.

Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов)

Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар - Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов - моя земля (проектная работа).

Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).

Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование обьектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

1.

Книгопечатная продукция

1.

 Учебник – тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования, 2006г.

2.

Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования, 2006г.

3

Методические рекомендации к урокам. 1 класс, автор: Еременко Е.Н., Краснодар, Традиция, 2009 г.

1

4

Методические рекомендации к урокам. 2 класс, авторы: Еременко Е.Н., Краснодар, Традиция, 2009 г.

1

5.

Учебник по кубановедению для 3 – 4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Т.А. Краснодар: Перспективы образования, 2007г.

6.

  Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3класс. Автор-составитель Ерёменко Е.Н., Краснодар: Вика – принт, 2006г.

1

7.

Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению.  4класс. Автор-составитель Ерёменко Е.Н., Краснодар: Вика – принт, 2006г.

1

8.

 Науменко Т.А.Рабочая тетрадь по кубановедению 3 класс, ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2010.

9.

 Науменко Т.А.Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс, ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2010.

10.

Лотышев И.П.Путешествие по родному краю,ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2005

1

11.

Моя родословная, автор-составитель Ерёменко Е.Н., Краснодар, Традиция, 2009 г.

1

2.

Печатные  пособия

1.

Таблицы по кубановедению  (1 – 4 классы)

2.

Подшивка газеты «Степная новь».

1

3.

Технические средства обучения

1.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

1

2.

Магнитная доска.

1

3.

Персональный компьютер.

1

6.

Интерактивная доска

1

4.

Экранно – звуковые пособия

1.

Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения)

2.

Видеофильмы (в том числе и в цифровой форме) по кубановедению.

3.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме).

5.

Игры и игрушки

1.

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Кубановедение».

2.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

6.

Оборудование класса.

1.

Ученические столы двуместные с комплектом стульев.

2.

Стол учительский.

1

3.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

1

5.

Подставки для книг, держатели для таблиц и т. п.

Задачи обучения

Изучение кубановедения в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

  • изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи, формировать экологическую грамотность;
  • освоение знаний об окружающем мире края, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Выпускник научится

  • различать природные зоны Краснодарского края
  • определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
  • различать символику Краснодарского края
  • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)
  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
  • исполнять гимн Краснодарского края
  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения своей местности
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
  • выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
  • исполнения знакомых народных песен
  • самоорганизации и выполнения исследовательских проектов
  • естественно-научные тексты с целью поиска информации
  • справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт для поиска необходимой информации

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Программы для общеобразовательных учреждений Краснодарского края по кубановедению, Краснодар: Перспективы образования, 2009г, авторы программы: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, М.В.Мирук.

Тетрадь по кубановедению для 1 класса. Авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» 2011г.

Рабочая программа курса «Кубановедение» разработана на основе   программы для общеобразовательных учреждений Краснодарского края по кубановедению, Краснодар: Перспективы образования, 2009г, авторы программы: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, М.В.Мирук .

Программа рассчитана на 33 часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений Краснодарского края по кубановедению, Краснодар: Перспективы образования, 2009г, авторы программы: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, М.В.Мирук.
  2. Тетрадь по кубановедению для 1 класса. Авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина,Г.В.Шевченко

2.Содержание обучения

Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы

Разделы, темы

Количество часов

Программы для общеобразовательных учреждений Краснодарского края имеет распределения материала по часам

Рабочая  программа

1.

Я и моя семья

10

10

 2.

Наша школа.

7

7

3.

Родной город (село, станица, хутор)

8

8

4.

Будем жить в ладу с природой

8

8

Итого

33

33

Перечень экскурсий

№ п\п

тема

дата

1

Экскурсия в районный музей « Знаменитые ученики и учителя школы».

2

Экскурсия «Важнейшие предприятия, учреждения культуры, достопримечательности».

3

Экскурсия «Профессии людей родной станицы»

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.    

 К концу 1 класса учащиеся должны
знать
• своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес
• основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в
их месторасположении
• Традиции своей школы
• улицы, расположенные вблизи школы и дома
• основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
• основные достопримечательности родного. города
• профессии жителей своего города (села. станицы и др.)
• основных представителей растительного и
 животного мира своей местности (ближайшее окружение)
на практическом уровне
• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также и ситуациях, опасных для жизни
• составлять рассказ -описание по картине,. увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

                                                               

3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Программы для общеобразовательных учреждений Краснодарского края по кубановедению, Краснодар: Перспективы образования, 2009г, авторы программы: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, М.В.Мирук.

Тетрадь по кубановедению для 1 класса. Авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 1-4 ФГОС

В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предм...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...

Рабочая программа по кубановедению для 1-4 кл

Рабочая программа по кубановедению для 1-4 кл....

Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая   программа  по  кубановедению  3  класс  2013-2014   учебный   год...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.

Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Ерёменко)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы  Еременко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко. Г.В.  Куб...