Главные вкладки

    Рабочая программа по кубановедению для 1-4 кл
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Еремеева Ольга Александровна

    Рабочая программа по кубановедению для 1-4 кл.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Рабочая программа для 1-4 кл.46.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    В современных условиях модернизация российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.

    Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму  содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228.

    Приоритетом современного общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое мнение отводится  практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностый подход к обучению. Такие методы, как  проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

    Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

    Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

    - изучать своеобразие культуры, истории, природы родного края;

    - развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

    - воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

    -развивать креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

    - сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

    Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мироведением. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только  на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания  большого набора фактов целесообразно формировать  целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать  следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок  важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять свое личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребенка.

    «Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнает об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности  жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

    Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства отношения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой  славы кубанцев, в краеведческий, художественный музей и т.п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребенка.

    Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.

    Кубановедение – предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи на выставки, встречи с интересными людьми и пр.

    Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

    В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

    В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных  часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируется учителем в соответствии с содержанием программы с учетом условий развивающей образовательной среды ОУ.

    Содержание программы

    Начальное общее образование

    1 класс (33 ч)

    Раздел 1. «Я и моя семья» (10 ч).

    Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

    Раздел 2. «Наша школа» (7 ч).

    Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

    Раздел 3. « Родной город (село, станица, хутор)» (8 ч.).

    Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.

    Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 ч).

    Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

    К концу первого класса учащиеся должны:

    Знать

    Свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес

    Основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении

    Традиции своей школы

    Улицы, расположенные вблизи школы и дома

    Основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)

    Основные достопримечательности родного города (станицы, села)

    Профессии жителей своего города (села, станицы и др.)

    Основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

           На практическом уровне

    Соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

    Составлять рассказ – описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения.

    2 класс (34 ч)

     Раздел 1. «Земля отцов – наша земля» (2 ч.).

    Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района).

     Раздел 2. «Природа родного края» (14 ч.).

    Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоемы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

    Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 ч)

    Труженики родного края.  Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремесла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

    Раздел 4. «Населенные пункты Краснодарского края» (7 ч.).

    Родной город (станица, хутор, село). Кубанская весна. Улицы моего населенного пункта. Населенные пункты краснодарского края. Краснодар – главный город краснодарского края. События ВОВ на Кубани. День Победы – всенародный  праздник.

                                       К концу 2 класса учащиеся должны:

    Знать/понимать

    Особенности времен года своей местности

    Характерные особенности рельефа своей местности

    Название морей, рек, крупных населенных пунктов своей местности и Краснодарского края

    Название и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории своей местности

    Значение Красной книги Краснодарского края

    Особенности труда и быта земляков

    Родственные связи в семье, уклад семьи

    Герб, флаг, гимн Краснодарского края

    Кубанские песни, пословицы и поговорки

    Основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе

    Выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

        уметь

    Показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населенный пункт

    Рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;

    Различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

    Бережно относиться к растительному и животному миру Кубани

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни     для:

    Соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

    Соблюдения правил поведения у водоемов, в лесу, в горах

    Поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремеслах, распространенных на Кубани, и т.д.

    3 класс (34 ч.)

    Раздел 1. «Нет в мире краше родины нашей» (12 ч).

    Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоемы Краснодарского края. Почвы, их назначение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань – здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

    Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 ч)

    «Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

    Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 ч).

    Твоя родословная. Ты и твое имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке – тепло, при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

    К концу 3 класса учащиеся должны:

    Знать/понимать

    Связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани

    Природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае

    Формы земной поверхности Краснодарского края

    Разновидности водоёмов Краснодарского края

    Особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных

    Названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных

    Основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)

    Герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы),района

    Фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.

    Уметь

    Узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

    Различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

    Ориентироваться по карте Краснодарского края

    Давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

    Обогащения жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

    Выполнения правил сбора грибов в своей местности

    Правильного поведения у водоёма в разное время года

    Бережного отношения к растениям и животным

    4 класс (34 часа)

    Раздел 1. «Береги землю родную, как мать любимую» (11 часов)

         Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

    Раздел 2. «Земля отцов- моя земля» (15 часов)

         История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремесла. Одежда жителей Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар- Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов- моя земля (проектная работа).

    Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов)

         Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

    К концу 4 класса учащиеся должны:

    Знать/понимать

    Природные зоны Краснодарского края

    Природные богатства родного края и их использования человеком

    Символику Краснодарского края

    Органы местного самоуправления

    Даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

    Особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

    Достопримечательности родного края, своего района

    Наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края

    Особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

    Важнейшие экологические проблемы Краснодарского края

    Заповедник , находящийся на территории Краснодарского края

    Фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

    Уметь

    Определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России

    Узнавать наиболее распространенные лекарственные растения своей местности

    Определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных).

    Правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

    Исполнять гимн Краснодарского края

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

    Правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

    Выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения

    Исполнения знакомых народных песен

    Самоорганизации и выполнения исследовательских проектов

    ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ

    № п/п

    Темы и разделы

    Рабочая программа

    Количество учебных часов

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    1

    Я и моя семья

    10

    10

    -

    -

    -

    2

    Наша школа

    7

    7

    -

    -

    -

    3

    Родной город (село, станица, хутор)

    8

    8

    -

    -

    -

    4

    Будем жить в ладу с природой

    8

    8

    -

    -

    -

    5

    Земля отцов – моя земля

    17

    -

    2

    -

    15

    6

    Природа родного края

    14

    -

    14

    -

    -

    7

    Труд и быт жителей Кубани

    11

    -

    11

    -

    -

    8

    Населенные пункты Краснодарского края

    7

    -

    7

    -

    -

    9

    Нет в мире краше Родины нашей

    12

    -

    -

    12

    -

    10

    Без прошлого нет настоящего

    10

    -

    -

    10

    -

    11

    Казачьему роду нет переводу

    12

    -

    -

    12

    -

    12

    Береги землю родимую, как мать любимую

    11

    -

    -

    -

    11

    13

    Жизнь дана на добрые дела

    8

    -

    -

    -

    8

    135

    33

    34

    34

    34

    Программа по кубановедению для начальной школы обеспечена  учебно-методическим комплектом, завершенной предметной линией и включает в себя следующие учебные пособия:

    Учебник- тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В   Краснодар: Перспективы образования, 2006.

    Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1 кл. Е.Н. Еременко, Н.М. Зыгина, Г.В. Шевченко. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2011.

    Тетрадь по кубановедению:   учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В   Краснодар: Перспективы образования, 2006.

    Учебник по кубановедению для 3- 4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Т.А. Краснодар: Перспективы образования, 2006.

    Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс. Автор- составитель  Ерёменко Е.Н. Краснодар: Вика-принт, 2006.

    Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс. Автор- составитель  Ерёменко Е.Н. Краснодар: Вика-принт, 2006.

    Кубановедение: Программа курса для 1-4 классов. – Краснодар: Перспективы образования, 2011.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания МО учителей начальных классов

    № 1 от 30 августа  2011

    Руководитель  МО ОУ __________ Лукашова С.И.

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ №14

    ____________  Тищенко И.В.

    От 30 августа 2011

    Примерное учебно-тематическое планирование по кубановедению

    1 класс

    Содержание

    (разделы, темы)

    Кол. часов

    I

    Я и моя семья

    10/9

    1

    Мой родной край

    1

    2

    Будем знакомы!

    2/1*

    3

    Любимые занятия

    2

    4

    Моя семья

    3/2*

    5

    Мои обязанности в семье

    2/1*

    6

    Семейные традиции

    2/1*

    II

    Наша школа

    7/6

    1

    Наша школа

    1

    2

    Правила поведения в школе

    1

    3

    Знакомство со школой

    2/1*

    4

    Школьные поручения

    2/1*

    5

    Школьная дружба

    3/2*

    III

    Родной город (село, станица, хутор)

    8

    1

    Родной город (село, станица, хутор)

    2/1*

    2

    Улица, на которой я живу

    1

    3

    Правила безопасного поведения на улице

    2/1*

    4

    Виды транспорта

    1

    5

    Правила поведения в общественном транспорте

    1

    6

    Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора)

    2/1*

    7

    Труд людей моей местности

    2/1*

    IV

    Будем жить в ладу с природой

    8/7

    1

    Будем жить в ладу с природой

    2/1*

    2

    Красота природы родного края

    2/1*

    3

    Растительный и животный мир

    2/1*

    4

    Забота о братьях наших меньших

    2/1*

    5

    Красная книга краснодарского края

    1

    6

    Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие)

    1

    2 класс

    Содержание

    (разделы, темы)

    Кол. часов

    I

    Земля отцов – моя земля

    2

    1

    Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края

    1

    2

    Флаг, герб родного города (района)

    1

    II

    Природа родного края

    14

    1

    Лето на Кубани

    1

    2

    Дары лета

    1

    3

    Формы поверхности земли

    2/1*

    4

    Водоемы моей местности и их обитатели

    2

    5

    Растения моей местности

    2/1*

    6

    Лекарственные растения

    2/1*

    7

    Ядовитые растения

    1

    8

    Животный мир моей местности

    2

    9

    Красная книга Краснодарского края

    1

    10

    Бережное отношение к природе родного края

    1

    III

    Труд и быт жителей Кубани

    11

    1

    Труженики родного края

    1

    2

    Профессии моих земляков

    2/1*

    3

    Загадки кубанской зимы

    1

    4

    Казачья хата

    2

    5

    Православные праздники

    2/1*

    6

    Ремесла на Кубани

    2/1*

    7

    Быт казаков

    1

    8

    Уклад кубанской семьи

    2

    IV

    Населенные пункты Краснодарского края

    7

    1

    Родной город (станица, хутор, село)

    1

    2

    Кубанская весна

    1

    3

    Улицы моего населенного пункта

    1

    4

    Населенные пункты Краснодарского края

    1

    5

    Краснодар – главный город Краснодарского края

    1

    6

    События ВОВ на Кубани

    1

    7

    День Победы – всенародный праздник

    1

    3 класс

    Содержание

    (разделы, темы)

    Кол. часов

    I

    Нет в мире краше Родины нашей

    12

    1

    Рельеф Краснодарского края

    1

    2

    Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение)

    1

    3

    Водоемы Краснодарского края

    2

    4

    Почвы, их значение для жизни растений и животных

    1

    5

    Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем

    2

    6

    Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора

    1

    7

    Кубань – здравница России

    1

    8

    Красота окружающего мира

    1

    9

    Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа)

    2

    III

    Без прошлого нет настоящего

    10

    1

    «Лента времени»

    1

    2

    Древние города

    1

    3

    Переселение казаков на Кубань

    1

    4

    Основание городов и станиц

    2/1*

    5

    С верою в сердце

    2/1*

    6

    История Кубани в символах

    1

    7

    Добрые соседи

    1

    8

    Без прошлого нет настоящего (проектная работа)

    2

    III

    Казачьему роду нет переводу

    12

    1

    Твоя родословная

    1

    2

    Ты и твое имя

    1

    3

    Из историй кубанских фамилий

    1

    4

    При солнышке – тепло, при матери – добро

    2/1*

    5

    Кто ленится, тот не ценится

    2

    6

    Кубанские умельцы

    2/1*

    7

    Народные обычаи и традиции

    2/1*

    8

    Казачий фольклор

    1

    9

    Казачьему роду нет переводу (проектная работа)

    2

    4 класс (34 ч)

    Содержание

    (разделы, темы)

    Кол. часов

    I

    Береги землю родимую, как мать любимую

    11

    1

    Природные земли края

    2

    2

    Заказники и заповедники

    2/1*

    3

    Использование и охрана водоемов

    2/1*

    4

    Защита и охрана почв

    1

    5

    Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование

    2/1*

    6

    Краснодарский край на карте России

    2/1*

    7

    Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа)

    2

    II

    Земля отцов – моя земля

    15

    1

    История Кубани в архитектуре

    2

    2

    Вещи рассказывают о прошлом

    2/1*

    3

    Народные ремесла

    2/1*

    4

    Одежда жителей Кубани

    2/1*

    5

    Письменные источники

    1

    6

    Как озвучивают историю Кубани

    1

    7

    Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани

    2/1*

    8

    Устная история родного края

    2/1*

    9

    Екатеринодар – Краснодар

    2/1*

    10

    Символика Краснодарского края

    1

    11

    Земля отцов – моя земля (проектная работа)

    2

    III

    Жизнь дана на добрые дела

    8

    1

    Просветители земли кубанской

    1

    2

    Наши земляки в годы ВОВ

    2/1*

    3

    Труженики полей

    2/1*

    4

    Радетели земли кубанской

    2

    5

    Ты – наследник земли отцов

    1

    6

    Жизнь дана на добрые дела (проектная работа)

    2

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по кубановедению 1-4 ФГОС

    В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предм...

    Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

    Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...

    Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год

    Рабочая   программа  по  кубановедению  3  класс  2013-2014   учебный   год...

    Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.

    Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...

    Рабочая программа по кубановедению, 2 класс

    Рабочая программа по кубановедению, 2 класс...

    Рабочая программа по кубановедению 1-4 кл. ФГОС "Школа России"

    Рабочая программа по кубановедению 1,2,3,4 кл....