Исследовательская работа
проект (4 класс) по теме
Моя земля, мои земляки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_kultury_tulskoy_oblasti.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и культуры Тульской области
Комитет по образованию администрации МО Щекинского района
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»
Секция «Юный исследователь»
Исследовательская работа
Моя земля, мои земляки
Выполнили:
учащиеся 4 «а», 4 «б» классов муниципального образовательного
учреждения «Лицей» г. Щекино
Попов Владимир,
Иванова Ксения,
Ахримец Александр
Руководители:
Горбачева О.В.
Щекино – 2014 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Немного из истории земли Щёкинской ……………………………….4
Глава II Бессмертен подвиг их высокий
I.1 Значение слова «земляки»…………………………………………………7
I.2 Герой Советского Союза Косоруков Владимир Матвеевич……………8
Глава III Мастер своего дела - Пузырёв Валерий Николаевич…………….11
Заключение………………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………….……15
Приложение……………………………………………………………………...16
Введение
Актуальность темы исследования
В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Исследовательская работа «Земляки» является реализацией этого желания. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги.
Школьный возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведут кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев.Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».
Цель исследования
Рассказать о людях интересной судьбы, которые прославили своим героизмом, трудом, мастерством свою малую родину.
Задачи исследования
1.Проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.
2. Изучить историю малой родины.
3. Посетить краеведческий музей г. Щёкина.
4. Узнать о судьбах земляков, живущих рядом, об их роли в развитии современной жизни.
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у школьников, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.
Объект исследования:люди (земляки), их личный пример, вклад в развитие современного общества
Предмет исследования:биография земляков, их общественная и трудовая деятельность.
Методы исследования:
- анализ источников информации;
- наблюдение;
- интервью;
- личная беседа;
- обработка полученных результатов
Глава I Немного из истории земли Щёкинской
У каждого человека есть своя малая родина. Самым родным, близким и бесконечно дорогим нашему сердцу местом является Щёкинский край.
Щёкинский район образован 1 июля 1924года. За 90 лет наш район пережил немало преобразований, имеет славную историю, крепко переплетённую с историей страны. Здесь и славные годы шахтёрского прошлого, и страницы Великой Отечественной войны, и имена наших земляков.
Административным центром района является город Щёкино. Многие жители знают: прародиной Щёкино была деревня Колпна.
Более 300 лет назад над небольшой речушкой Колпной появилось несколько срубов. Поселенцами были крепостные крестьяне. А неподалёку, в полуверсте, проходил Муравский тракт. По нему частенько двигались из Крыма татарские орды, сжигая населения по пути, убивая и угоняя жителей. Старинная летопись повествует о сражении у «Малиновой засеки» (район нынешней Ясной Поляны). В мае 1633 года в бою схлестнулись татары и объединённные русские полки из Тулы, Крапивны, Дедилова.
Так или иначе, но активная жизнь закипела здесь в 1846 году, когда было открыто Тульско-Орловское шоссе, связывающее Москву с югом России. По всей протяжённости дороги стали строиться почтовые станции. Такая станция у деревни Ясенки явилась началом застройки по обе стороны дороги. Затем появились, пока ещё безымянные, дворы южнее станции. Между новыми поселениями и почтовой станцией возник хутор из пяти изб. Ещё одно поселение образовалось вблизи железнодорожной станции в связи со строительством Московско-Курской железной дороги.
Основным толчком для развития этого поселения и всего района послужило открытие угля. Был дан старт индустриальному развитию края. В конце19 века бельгийскими предпринимателями братьями Гилль началась разработка Ясенковской Копи, где были заложены четыре шахты. Эти шахты были крайне примитивно оборудованы. Основные и самые тяжёлые работы велись вручную. Горняки работали в сырых и душных забоях, без свежего воздуха. Никакой охраны труда не было. Отсутствовала и медицинская помощь. Рабочий день продолжался 12–14 часов. Всё это создавало исключительно трудные каторжные условия работы и приводило к большому количеству несчастных случаев. Тяжёлыми были и жилищные условия. Рабочим, пришедшим издалека, строились около шахт землянки, в лучшем случае казармы с общими нарами.
Используя уголь и сопутствующие ему полезные ископаемые, а также железную руду, Гилли наладили здесь химические и другие производства. Вокруг шахт, рудников и заводов вырастали рабочие посёлки.
1924 год стал знаковым в истории Щёкинского района. Он стал существовать как отдельная административная единица. Это был одним из самых мелких районов губернии. В районе имелись каменноугольные копи, на которых работали полторы тысячи горняков, кирпичный завод, пять мельниц, лесные склады, пять хлебопекарен, около тридцати кузниц, около двадцати железных рудников (неработающих).
Сейчас Щёкинский район является крупным промышленным районом Тульской области. Его промышленность представлена предприятиями ОАО «Щекиноазот», ООО «Щекинский завод РТО», ОАО «Щекинский завод КВОИТ», а также ГРЭС, завод «Кислотоупор» и другие. Сельское хозяйство специализируется на производстве зерновых, картофеля, мяса, молока. Щёкинский район имеет богатое историческое наследие. На его территории выявлено более 240 памятников археологии.
Глава II Бессмертен подвиг их высокий
II.1 Значение слова «земляки»
Много на земле красивых мест, но историю делают люди. В наше время мы знаем, как некоторые города, сёла меняли своё название от зарождения и не раз. Но все люди, кто когда-то проживал на данной территории, и проживает сегодня, считаются земляками.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:
ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.
В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова: единоплеменник, товарищ, соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.
В своей работе мы хотим рассказать о своих земляках, о героях Великой Отечественной войны, о беззаветных тружениках, которыми славится наш район. Искать героев долго не пришлось.
II. 2 Герой Советского Союза Косоруков Владимир Матвеевич
Не лгать.
Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за неё в огонь и в воду.
А если - то и жизнь отдать.
А. Твардовский
Имя нашего земляка Косорукова Владимира Матвеевичаизвестно не только в нашем районе, но и далеко за её пределами. Он был из тех молодых людей довоенного времени, для которых слова «слава», «Родина», «Отчизна», «героизм» не были чем-то отвлечённым, они были частью их самих. И в трудную для страны минуту Володя Косоруков оказался на переднем крае борьбы.
Материалы биографии и фотографии Владимира Матвеевича Косорукова нам передала его дочь Плехотина Галина Владимировна.
Родился Владимир Матвеевич в 1914 году в селе Ясеновое Дубенского района в семье крестьянина. Когда Владимир Матвеевич выступал перед школьниками, он начинал рассказ словами: «Мы сурового времени дети». Действительно, жизнь ему выдалась не из лёгких. В детстве пас скот у зажиточных крестьян, батрачил у попа. Жизнь была трудной, но многому она научила юношу.
Окончив школу, стал учеником горнопромышленного училища в посёлке Огарёвка. Там в 1931 году вступил в ряды ВЛКСМ. За годы пребывания в комсомоле Владимир Матвеевич работал секретарём комсомольской организации шахт №7 и №8. С 1938 года стал секретарём комсомольской организации города Щёкина. Силами комсомольцев была построена шахта №19. Большое количество было проведено комсомольских субботников. Комсомольцы выходили на уборку родного города. Ими было посажено очень много деревьев. Щёкинский стадион тоже строился силами комсомольцев. Но главной задачей комсомольцев была борьба с простоями вагонов на железных дорогах. По этому поводу Косоруков не раз выступал на комсомольских собраниях. Очень активное участие принимали комсомольцы в борьбе с неграмотностью.
И кто знает, кем бы стал Владимир Косоруков в мирной жизни, но его судьбу пересекли три войны.В 1939 году его в числе 4-х тысяч политработников направили в Московское военно-политическое училище.Боевое крещение получил в советско-финской войне.
Война с белофиннами хоть и продолжалась недолго, но многому научила бойцов и командиров. Поэтому, когда началась Великая Отечественная, те, кто прошел финскую, уже были не новички и могли противопоставить гитлеровцам и мужество, и собранность, и беззаветную преданность Родине. Они являлись примером для необстрелянных бойцов.
Владимир Матвеевич Косоруков сражался в Осетии, на Таманском полуострове, в Крыму. В должности командира батальона участвовал в знаменитом сражении на Орловско-Курской дуге. Был награжден орденом Красного Знамени. А следующим этапом его фронтовой биографии стали реки Днепр и Припять. За форсирование Днепра наш земляк получил звание Героя Советского Союза. Его батальон, переправившись через Днепр в самом широком месте, где его никто не ждал, без единого выстрела прошел вглубь обороны противника, завязал там бой и обеспечил переправу наших частей.
С 70-й гвардейской стрелковой дивизией, на знамени которой сияли орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Суворова и Кутузова, капитан Косоруков прошел до Львова, а оттуда в 1944 году после ранения его направили в академию имени Фрунзе.
Еще продолжались ожесточенные бои на Западном фронте, а здесь учили командиров военному искусству.
И не думал Владимир Матвеевич, что эти знания ему пригодятся очень скоро. На его пути встала третья война. На этот раз - Дальний Восток, Большой Хинган, миллионная Квантунская армия японских милитаристов. Вот где пригодились знания, полученные в академии!
После войны Владимир Матвеевич Косоруков жил и работал в родном городе, возглавлял военный комиссариат, принимал участие в патриотическом воспитании молодёжи. Его приглашали на вечера, встречи в школы, в трудовые коллективы, о нём написаны книги. В 1993 году Владимир Матвеевич умер. В его честь в 2001 году на доме №23 по улице Ленина была открыта мемориальная доска.
Глава III Мастер своего дела - Пузырёв Валерий Николаевич
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной,
Привет тебе мой край родной!
Труд и самоотверженность в мирное время достойны восхищения и преклонения. Весь опыт нашей работы показывает, что даже и в маленьком городе человек может стать известным и успешным. Именно поэтому нам хотелось рассказать об удивительном человеке Пузырёве Валерии Николаевиче.
Валерий Николаевич посвятил свою жизнь газовой промышленности. Награждён за работу в этой области почётным званием «Ветеран труда». Работая на ООО «Щёкинский завод РТО» проявил себя высококлассным специалистом, умелым производственником. За свой вклад в газовую промышленность был назначен заместителем главного энергетика. Он не останавливался на достигнутом. На высоком посту помогал молодым специалистам познавать все тонкости своей работы и делился опытом. Общество по достоинству оценило весь его вклад в газовую отрасль. Он получил почётное звание «Отличник Министерства газовой промышленности». За разработку и внедрение новых конструкций награждён серебряной и бронзовой медалями ВДНХ. Его имя занесено в книгу «Лучшие люди России».
Валерий Николаевич - скромный человек, не любит открыто демонстрировать свои награды и хвастаться своими достижениями, но нам он согласился дать интервью.
- Расскажите о своём детстве: где родились, как жили, где учились.
- Родился я в деревне Кресты в родовом имении, в семье с родовой ветвью. Отец Пузырёв Николай Алексеевич после окончания Селивановского техникума работал на заводе «Кисотоупор», был председателем общества рационализаторов. Мать Митина Анна Романовна работала на шахте. Отец в 1938 году ушёл на фронт и в 1943 году погиб.
Воспитание троих младших братьев легло на мои плечи. Всё в моей жизни было не так уж просто и гладко. Но я всё плохое забываю, а хорошее храню в своём сердце.
Закончил я 7 классов, поступил в Машиностроительный техникум. Через год увлёкся велоспортом, участвовал в различных соревнованиях. Получил звание мастера спота по велоспорту. Затем окончил Механико-технологический институт. Всю жизнь проработал на двух заводах: 95-ом (сейчас он «Машиностроительный») и «Щёкинском заводе РТО».
- Существуют ли в Вашей семье какие-то традиции, пришедшие к Вам от Ваших предков?
- Семейные традиции, скорее всего, начинаются от меня. Все родные и близкие мне люди, так или иначе, работают в отрасли технологии машиностроения: дочь Иванова Елена Валерьевна изготавливает запасные части газоперекачивающим агрегатам, её муж Иванов Игорь Евгеньевич на газопроводе занимается транспортировкой и учётом газа, внук Иванов Тимофей учится в Политехническом институте в отрасли газовой промышленности.
- Какую роль Ваша семья, родители сыграли в вашей судьбе, помогли ли они Вам?
- Семья научила меня труду с малых лет. Я благодарен бабушке Ростовцевой Анисии Романовне. Она на протяжении всего детства закладывала нормы правильного поведения, заставляла учиться, помогала всем, чем могла.
В детстве мне казалось, что фамилия какая-то неудачная у нас. Моя мама говорила: «Не волнуйся, сынок, фамилия самая хорошая. Она в воде не тонет и в воздухе летает».
Маме я обязан за то, что прививала ответственность, заботу о младших братьях.
- Что для Вас Щёкинский край? Как Вы относитесь к его жителям, Вашим землякам?
- Я целиком и полностью прирос корнями к своему городу. Здесь я познакомился со многими хорошими людьми и считаю, что на Щёкинской земле живут замечательные люди.
- Как Вы понимаете слово земляки?
- Земляки – это люди, живущие со мной рядом, почти как родственники. Как я понимаю - это слово дает нам и права, и обязанности. Во – первых, люди, которые называются земляками, должны быть сплоченными друг к другу, стараться делать только доброе на этой земле (разбивать сады, строить дома, воспитывать своих детей, проявлять уважение к старшим и т.д.). Во – вторых, люди должны быть гостеприимными, чтобы даже где – то на чужбине, посмотрев, друг другу в глаза, мы могли гордо сказать: «Это мой земляк!»
- Что бы Вы хотели пожелать сегодняшним школьникам?
- Дорогие ученики! Овладевайте знаниями. Знания – это большое богатство. Добропорядочно относитесь к вашим друзьям, к людям, которые вас окружают. Без этого не может быть хороших, добрых отношений. (Аудиозапись)
Заключение
В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле.
Определенное время выдвигает своих героев. Это герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
Работая над этой темой, мы открыли для себя много нового: изучили историю своего края, много интересного узнали о жизни людей, живущих с нами рядом, наших земляках. Эти замечательные люди своим каждодневным трудом приносят пользу многим людям, работают на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного города, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.
Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, наши земляки. Спасибо им, нашим замечательным труженикам, которые по- своему делают историю, внося свой посильный труд в трудовую славу, трудовое наследие нашей большой страны.
Литература
- Кропачев Н. Бессмертен подвиг их высокий. / Н. Кропачев. – Тула, 1983. –с. 290-292
- Косоруков В.М. Наши знаменитые земляки. / В.М. Косоруков. –Щекино, 2003. –с. 55-57
- Тульский биографический словарь. Косоруков Владимир Матвеевич. – Тула, 1996. – т.1 – с. 277-278
- Антонов Г. Семья российского героя. / Г. Антонов. Знамя коммунизма, 1985. 20 апреля. – с. 4
- Косоруков В. Память живёт. / В. Косоруков. Знамя коммунизма, 1980. 8 мая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...