урок - игра "Путешествие с буквами и звуками"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Нестеренко Ольга Викторовна

игра по командам для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_bukvami.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра « Путешествие с буквами и звуками»                


Цели: - 
закреплять знания детей по пройденному материалу;

            - развивать речь учащихся, мышление,  смекалку, творческие способности;

 - прививать интерес к русскому языку;

             - воспитывать навыки коллективной работы.

  1. В нашем языке 33 буквы. Они стоят в определённом порядке. Этот порядок называется алфавитом. Чтобы напомнить этот порядок я вам прочитаю стихотворение Ю. Насимовича « 33 богатыря»

       Ю.А.Насимович 
"Тридцать три богатыря" 
(Стихи для запоминания алфавита)

Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.

Командиры во главе –
Это буквы... А, Б, В;
На конях (найдите, где)
Вслед за ними – Г, Д, Е,
А в тележке Ё, и точки
Дребезжат на каждой кочке:
За тележкой – Ж и З
На рассерженной козе.
Вскачь несется буква И –
Ишь, какая, посмотри!
А за ней – Й (краткое)
(сверху что-то шаткое).
Копья, латы, к шлему шлем –
Это едут К, Л, М,
А за ними мчится Н
С перекладинкой меж стен.
Разогнав коней в карьер,
Пролетают О, П, Р;
Вслед со свистом – С, Т, У,
Так, что топот на версту;
Чуть потише – Ф, Х, Ц,
Ц с крючочком на конце;
И чуть слышно – три плаща,
Шелестящих Ч, Ш, Щ.
За плащами – Ъ (твердый знак),
Развернув на мачте флаг;
После знака – буквы Ы:
«Полюбуйтесь, вот и мы!»
А поодаль – Ь (мягкий знак)
Тоже едет кое-как;
Напоследок – Э, Ю, Я,
Троечка послед-ня-я.

Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт 
Скачет русский алфавит, 
Буквы все от А до Я – 
Тридцать три богатыря.

Мы должны помнить, что у каждой буквы русского языка имеют своё имя. И они обижаются, когда их называют неправильно. Запомнить их правильные имена тоже может помочь весёлое стихотворение Б. Заходера «Песенка азбуки»

Тридцать три родных сестрицы, 

Писаных красавицы, 

На одной живут странице, 

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, - 

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж 

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О 

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X 

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, 

Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы, 

Писаных красавицы, 

На одной живут странице, 

А повсюду славятся! 

Познакомьтесь с ними, дети! 

Вот они - стоят рядком. 

Очень плохо жить на свете 

Тем, кто с ними не знаком!

 В нашем языке есть  10 гласных букв  и 21  согласная. А, например, в языке острова Рананун 9 согласных и 5 гласных. В языке абазы 65 согласных , но всего 2 гласных.

Вот сколько всего интересного есть в мире звуков и букв.

  1. Наша игра начинается с разминки. В каждом из слов спряталось ещё одно слово. Найдите их ( слова называются по одному в порядке расположения команд)

Хлев ( лев)  уточка ( точка)  столб ( стлол )  щель ( ЕЛЬ )

Укол ( кол )  коса ( оса )  зубр ( зуб)  мрак ( рак )  

Полк ( пол )   удочка( дочка)  тепло ( тело )  горсть ( гость )

А теперь нужно поменять 1 звук, чтобы получилось новое слово( например бок – бык )

Боль   сорт   парта   бочка   палка   мел   лапка

Кот   дом   коза  ум   сом

  1. Есть стихотворные  загадки, в которых путём замены одной буквы на другую получается новое. Такие загадки называются  МЕТАГРАММЫ.

С Ч над морем я летаю,
С Г в машинах я бываю.
(Чайка – гайка)

С М меня ты надеваешь,
С Л собаку называешь.
(Майка – Лайка)

С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас я не таю –
В каждом классе в ряд стою.
(Карта – парта)



Когда я с «Ч»,
То из меня ты пьёшь.
Когда я с «Ш»,
Врагов ты мною бьёшь.
(Чашка -шашка)

С «М» - я в море,
С «В» - я в поле,
С «П» - я в доме,
С «Г» - в футболе.
(Мол-вол-пол-гол)

С «Д» - из года в год встречаем,
С «Т» - за нами ходит вслед,
С «П» - в лесу мы замечаем,
С «Л» - труду наносит вред.
(День-тень-пень-лень)

С буквой «У» -
На мне сидят,
С буквой «О» -
За мной едят.
(Стул-стол)

С «П» - в печи огнём пылаю,
С «К» - я ногу вам сгибаю.
(Полено-колено)

С «И» - ветвями шевелит,
Пчёл цветочками манит.
С «У» - поможет видеть глазу:
Увеличит всё и сразу.
(Липа-лупа)



Из-под ёлки, ёлки
Вылезли иголки.
Поменяли «Ё» на «У» -
Растянулся он в длину.
(Ёж-уж)

С буквой «М» -
Янтарный, сладкий,
С буквой «Л» -
Холодный, гладкий.
(Мёд-лёд)

С буквой «С» - всем она нужна,
С «М» - может шубу съесть она.
(Соль-моль)

Как кушанье, меня ты ценишь,
Довольно вкусный я продукт.
Но если «Ы» на «О» заменишь,
Меня тотчас же подметут.
(Сыр-сор)

С буквой «И» он - результат,
Но на «С» её заменим -
Вмиг изменит слово так,
Что в нём будет много сена.
(Итог-стог)

С «К» - я воду отвожу,
С «Г» - в лугах в покос встаю,
С буквой «Й» - звучу я строго
На посту у часового.
(Сток-стог-стой)

Я символ власти, нужный королю,
Но если «Н» на «В» сменить,
Я травку на лугу щиплю,
И можете меня доить.
(Корона-корова)

  1. Звуки в нашем языке есть разные :

Гласные – согласные

Глухие – звонкие

Твёрдые – мягкие.

Задание :

В небольшом стихотворении подчеркнуть слова, где ВСЕ согласные – звонкие( дополнительный балл получает команда, которая первой справится с заданием без ошибок)

Целый месяц под дождем
Мокнет крыша, мокнет дом, 
Мокнут листья и цветы,
Мокнут лужи и зонты.

Мокнут парки и поля,
Мокнет мокрая земля,
И далеко от земли
Мокнут в море корабли.

  1. Ведущий :

Обычная  буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак

Задание для капитанов команд: в ребусах загаданы имена. Попробуйте их отгадать.

Пока капитан думает, команда будет превращать имена детей в имена взрослых.

Саша –   Люда – … , Женя – … , Таня – … , Коля – … .

Вова – … , Петя – … , Ира – … , Оля – … , Миша – …

.

Лена – … , Дима – … , Света – … , Наташа –  , Гена –

Зина

  1. Мягкие звуки иногда получаются с помощью мягкого знака. Мягкие знак в следующих словах стоит в середине слова рядом с согласной буквой л. Угадай, какие это слова.

 п

л

ь

п

л

ь

п

л

ь

п

л

ь

п

л

ь

к

л

ь

к

л

ь

р

л

ь

7.Все слова делятся на слоги. Проверим, как вы умеете правильно делить слова на слоги.

Задание : подчеркнуть только те слова, где есть слог ЛО.( например в слове са – ло-  есть, а в слове лоб – нет).

ЛОВИТЬ        МАСЛО

ГОЛОВА        КЛОП

КРЫЛО        ЛОДОЧКА

КЛОУН        КОЛОННА

ПЛОЩАДЬ        МОЛОКО

СЛОВО        ЛОШАДЬ

ЛОМ        ЛОПАТА

МОЛОТОК        ЛОРНЕТ

ЛОБ        СЛОН

СЛОГ        УКЛОН

МЫЛО

  1. О словах есть много поговорок и пословиц. Соедините начало и конец пословиц.

Меньше говори –         торопись делом.

Доброе слово дом построит –        там мало толка.

Не спеши языком –         а больше делай.

          Доброе слово-         а злое разрушит.

Где много слов -                       железные ворота открывает.

Меньше говори –         торопись делом.

Доброе слово дом построит –        там мало толка.

Не спеши языком –         а больше делай.

         

Доброе слово-         а злое разрушит.

Где много слов -                       железные ворота открывает.

___________________________________________________

ЛОВИТЬ        МАСЛО

ГОЛОВА        КЛОП

КРЫЛО        ЛОДОЧКА

КЛОУН        КОЛОННА

ПЛОЩАДЬ        МОЛОКО

СЛОВО        ЛОШАДЬ

ЛОМ        ЛОПАТА

МОЛОТОК        ЛОРНЕТ

ЛОБ        СЛОН

СЛОГ        УКЛОН

п

л

ь

п

л

ь

п

л

ь

п

л

ь

п

л

ь

к

л

ь

к

л

ь

р

л

ь

     Целый месяц под дождем
Мокнет крыша, мокнет дом, 
Мокнут листья и цветы,
Мокнут лужи и зонты.

Мокнут парки и поля,
Мокнет мокрая земля,
И далеко от земли
Мокнут в море корабли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква Ч, звук [Ч]

Урок обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Урок обучения грамоте : " Буква "Щщ", звук (ш" )

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ТЕМА:«ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ Щ,щ , ОБОЗНАЧАЮЩИМИ СОГЛАСНЫЙ  ГЛУХОЙ И МЯГКИЙ ЗВУК (Щ)....

Урок по теме Буква Й. Звук Й.

Данный урок содержит много интересных заданий, которыми советую воспользоваться при обучении грамоте в 1 классе....

Открытый урок по теме "Буква Ш. Звук Ш."

Образовательная система "Школа 2100". 1 класс.Обучение грамоте....

Урок обучение грамоте Буква "Ц", звук "ц"

Звук [ц], буквы Ц цСамоанализ урока...

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....