«Применения информационных технологий на уроках в начальной школе»
статья по теме

Измалкина Юлия Евгеньевна

 

Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим на протяжении всего курса или раздела. Разумеется, нив коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной форма обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не заменяя старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса при использовании информационных технологий на уроках мы повышаем работоспособность учащихся, их увлеченность и результативность урока возрастает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Применения информационных технологий на уроках в начальной школе»

       Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим на протяжении всего курса или раздела. Разумеется, нив коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной форма обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не заменяя старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса при использовании информационных технологий на уроках мы повышаем работоспособность учащихся, их увлеченность и результативность урока возрастает.

  Следует отметить, что любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Изучая этот вопрос я бы выделила несколько информационных технологий которые наиболее успешно применяются в начальной школе. Это компьютерные технологии, технологии активного обучения, технологии работы с Case Study.

Как известно у детей младшего школьного в возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технологические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Включение компьютерных технологий в процесс обучения становиться необходимым и неизбежным. Применение таких технологий преобразовывает современную систему образования, делая необходимым интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика.

Рассмотрим подробнее применение компьютерных технологий в обучении младших школьников. Компьютерные технологии – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Эта технология осуществляется в следующих вариантах:

  1. Как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  2. Как основная определяющая наиболее значимая из используемых в данной технологии частей
  3. Как монотехнология (когда все обучение опирается на применении компьютера)

Компьютерные средства обладают способностью откликаться на действия ученика вступать с ним в диалог, что составляет особенность такого обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

  1. При объяснении нового материала
  2. Закрепление
  3. Повторение
  4. Контроль

При этом для ребенка он выполняет различные функции:

  1. Учителя
  2. Рабочего инструмента
  3. Объекта обучения
  4. Сотрудничающего коллектива
  5. Досуговой (игровой) среды.

При использовании компьютерных технологий можно выделить 2 вида информационных потоков:

Первый Вид – это совокупность материальных объектов (явлений, процессов), которые необходимо проанализировать и систематизировать ученику для уяснения изучаемого материала. Это наглядные средства обучения.

Наглядность первого рода – это все то, что учащиеся видят непосредственно в результате проведения реальных экспериментов, а также внешний и внутренний облик изучаемых объектов.

Наглядность второго рода – это символьная (модельная) запись проводимых или демонстрируемых процессов и явлений, запись с помощью символов различных процессов, графическая отображение структуры изучаемого объекта или процесса. К этому роду наглядности мы отнесем слайды.

  1. Обычная иллюстрация (подобные слайды используются в 1 2 классе).
  2. Использование анимации в слайдах.

Наглядность третьего рода – мультимедийная наглядность которая позволяет значительно расширить и обогатить учебный материал.

Второй Вид – это набор различных условий и параметров, которые подбираются с целью получения определенного результата (выполнения задания) компьютерного эксперимента.  

  1. Компьютерные игры.
  2. Тесты по темам.

Наряду с компьютерной технологией в работе мы используем технологию активного общения, которая предполагает такую организацию учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.

В качестве основных методов данной технологии используются деловая игра, драматизация и театрализация, мозговая атака, метод дискуссии, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, тренинги.

Деловая   игра   —   метод   имитации   ситуаций,   моделирующих профессиональную   или   иную    деятельность   путем   игры,   по правилам.

Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы.

Театрализация - театральное представление разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами, В них вовлекаются все учащиеся класса или классов параллели. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам.

 Дискуссия — организация совместной коллективной деятельности, в ходе которой осуществляется интенсивное и продуктивное решение групповой задачи путем обмена мнениями, в котором участники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу, и происходит взаимодействие. Дискуссия создает обстановку свободного воспроизведения детьми имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, что способствует глубокому проникновению школьников в истину и прочное ее усвоение. Одновременно обеспечивается вовлечение всех учащихся в активное взаимодействие, превращение, их в субъектов познавательной деятельности. В любом учебном предмете имеется материал, который может быть подвергнут дискуссионному обсуждению. Учебная дискуссия поможет членам группы   увидеть      обсуждаемую   проблему   с   разных   сторон, ее, отделяя важное от второстепенного, выявить ту этому вопросу позиции, преодолеть. Обучающее значение дискуссии состоит в том, что она создаёт оптимальные  условия для предупреждения толкований, для возбуждения повышенной учащихся и прочности усвоения ими изучаемого материала Развивающий эффект заключается в напряжении всех, психических сил учащихся, в овладении ими приемами аргументации, научного доказательства. Воспитательный результат участия школьников в дискуссиях проявляется в формировании у них  стремления  к  активному  выражению  своей точки зрения, стойкости и убежденности в ее отстаивании, подходить к чужим и собственным суждениям.

Дискуссия    позволяет    диагностировать культурного кругозора,   общего   развития   учащихся находчивость, умение слушать других.

Мозговая атака — метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. В процессе мозговой атаки обстановка в группе должна быть непринужденной, раскованной,  недопустимы   критика,    все    идеи,    даже    самые неожиданные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу. Этот метод не только обучает культуре совместного обсуждения идей, но и раскрывает творческий потенциал человека, учит преодолевать стереотипы и шаблоны в мышлении.           Инверсия — переворачивание, перестановка слов, вещей, явлении, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.  Этот метод еще называют методом   контрольных   вопросов.   Можно   предложить вопросы такого типа: а если сделать наоборот? А если изменить форму? Метод  эвристических    вопросов   —   применяется   для   сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач.

Разумное и целесообразное использование этик методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

В меньшей степени в начальной школе используется технология кейсов. Отличительной способностью этой технологии является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Метод Case Study иллюстрирует реальную жизнь. Case – не просто правдивое описание событий, а единый комплекс позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. Хороший Case должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. Соответствовать четко поставленной цели создания
  2. Иметь национальную окраску
  3. Быть актуальным на сегодняшний день
  4. Провоцировать дискуссию

Подготовила учитель начальных классов

Измалкина Ю. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе.

Содержание:1.     Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.2.     Определение и виды ИКТ.3....

Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....

Концепция учителя начальных классов МКОУ Сагуновской СОШ Бакаловой Надежды Борисовны. Информационные технологии на уроках в начальной школе

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования &ndash...