Главные вкладки

    Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
    консультация по теме

    Попова Наталия Михайловна

    Консультация для родителей о возможных нарушениях  процесса воспитания в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_obshcherodit_sobranii._29.11.13g.docx16.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

    «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей

    жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

    прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум

    и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким

    человеком станет сегодняшний малыш».

    Сухомлинский В.А.

    Дети не рождаются готовыми людьми. Если вы хотите, чтобы ваши дети были

    умелыми, добрыми, смелыми, весёлыми, сильными, мужественными –

    воспитайте их такими.

    Требования в семье к ребёнку должны быть едины.  В противном случае даже

    маленький ребёнок начинает приспосабливаться.

    Многие семьи имеют одного ребёнка. Казалось бы, одного легче обеспечить,

    больше уделять ему внимания и, следовательно, лучше воспитать. На деле же

    всё наоборот. Привыкая лишь получать внимание, ничем не поступаясь для

    друзей, он полагает, что так будет всегда,  и окружающие будут жертвовать

    собой ради него. А когда ему отказывают во внимании или привилегиях, то это

    воспринимается как вопиющая несправедливость.

    Один мальчик хорошо учился в школе. Родители освобождали любимое чадо

    от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. По сути дела

    родители не воспитывали, а прислуживали ему. Этот ребёнок в детстве не

    привык бороться с трудностями. Он не был способен понять чувства,

    переживания товарищей. Его самоуверенность их раздражала. Они не хотели с

    ним дружить, отвергали его. Родители тревожились, хотели ему помочь.

    Искали ту среду, в которой бы к  мальчику относились лучше, переводили из

    детского сада в детский сад, из школы – в школу. Но всё повторялось сначала.

    Менять надо было не среду, а процесс воспитания. И необходимо знать, что

    чрезмерная родительская забота и преданность никому счастья не принесли.

    Многие дети хорошо учатся в начальной  школе, как говорят: всё схватывают на

    лету. Взрослые не нарадуются, глядя на ребёнка. А ведь беда бродит недалеко.

    Пройдёт несколько школьных лет, программа усложнится, а привычки к

    систематическому труду нет. Вот поэтому необходимо с малых лет приучать

    ребёнка к посильному труду, к домашним делам.

    Также вредит воспитанию детей избыточный контроль. В основном этому

    подвержены женщины – волевые, властные. Ими подавляется

    самостоятельность ребёнка. Дети должны делать только то, что они скажут.  В

    этом случае дети вырастают беспомощными в реальной жизни. Не могут

    принять самостоятельного решения, а в дальнейшем не смогут взятьответственность на себя. Возможен и иной печальный исход. Мелочный

    контроль озлобляет детей, а, возмужав, они поднимают бунт против

    притеснения и если не добиваются послабления, то могут покинуть родной

    дом.

    Очень плохо, когда уделяется чрезмерное внимание к здоровью ребёнка,

    демонстрация необоснованной тревоги, паники при малейшем недомогании.

    Это приводит к культу болезненных явлений или уходу в болезнь при трудных

    жизненных ситуациях, требующих активной деятельности.

    У одного мальчика спросили: «Кем ты хочешь быть?» - ответил: «Гостем! Их

    всюду угощают самым вкусным, работать не дают, спи сколько угодно…» Это

    можно было бы расценить как шутку, если бы среди взрослых людей не было

    «вечных гостей», не выросших детей, иждивенцев, квартирантов. Порождают

    их родители, не приучившие детей ни к заботе о других, ни к

    самообслуживанию. Такие люди не хотят и не умеют поддерживать в порядке

    свой дом, уклоняются от домашних дел. А дома их до седых волос

    обслуживают родные. Иные из них не меняются и выйдя замуж или

    женившись.

    Недостаточный уход за ребёнком в семье называют «гипоопекой». Вроде бы

    ребёнок и материально обеспечен в семье, но его никогда не ласкают, не ведут

    задушевных бесед, не интересуются его огорчениями, обидами, так и

    успехами. Проще говоря – ребёнка не любят. Независимо от своего поведения

    ребёнок не получает одобрения, зато замечаются все его недочёты. И на него

    сыпется град замечаний и упрёков, а то и затрещины. Это ситуация «Золушки».

    Когда детям постоянно напоминают, что они плохие, неумелые,

    несообразительные, ленивые (Все дети, как дети, а ты – одно несчастье»).

    Такие дети вырастают робкими, забитыми, неуверенными в себе. Это

    помешает раскрыть им свои способности в жизни.

    Если ребёнка не любили в раннем детстве, то он может вырасти холодным, а то

    и жестоким человеком, не способным на тёплые чувства.

    При недостатке родительского тепла замедляются и психическое развитие

    детей, может пострадать их интеллект.

    Если ребёнку в раннем детстве не удалось установить эмоциональные связи со

    взрослыми, то  в более старшем возрасте он встретится со значительными

    трудностями. От кого зависит формирование этих связей? От тех, кто наиболее

    часто общался с ребёнком. В раннем детстве  формируется навык

    эмоционального отклика. С кем приятнее общаться? С теми, кто вызывает у нас

    добрые чувства, кто способен вместе с нами радоваться и огорчаться,

    сочувствовать и сопереживать.Эмоциональная нестабильность – всё это часто приводит к формированию у

    ребёнка неуверенности в себе, чувство страха, неверия в свои силы и

    способности, замкнутости, нелюдимости, ухода в себя. Это может сказаться в

    дальнейшем и на их собственных  семьях, собственных детях, потому что

    семья, в которой вырос ребёнок, даёт образец той семьи, которую он образует,

    став взрослым.

    Также ребёнок должен знать, что проступок осуждается, но сам ребёнок

    остаётся любимым  («Ты хороший, но поступил плохо!»)

    Американский доктор Бенджамин Спокк изучая малолетних преступников

    показал, что преобладающее большинство их страдало в детстве от недостатка

    любви, а не от недостатка наказания.

    Дети не должны быть свидетелями конфликтов в семье. А взрослые не должны

    переносить своё эмоциональное состояние на детей. Одним словом – не

    срывать зло на детях.

    Нельзя унижать достоинство ребёнка («тюфяк»,  «разгильдяй») – так как в

    будущем у него формируется комплекс неполноценности, неуверенности в

    себе, неудачи во взрослой жизни, он вырастает озлобленным. В нём проявится

    замкнутость, трусость или садизм, могут привести к нарушению

    взаимоотношений со взрослыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

    Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

    «Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младшего школьника».

    В статье представлены матермалы о взаимодействии родителей и классного руководителя направленные на создание классного коллектива....

    Повышение роли семьи в процессе воспитания обучающихся

    Повышение роли семьи в процессе  обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча...

    Что можно использовать в процессе воспитания детей в семье.

    Материал содержит полезные ссылки, содержащие памятки для родителей, советы психологов, лучшие книги по детской психологии и многое другое, что будет интересным и полезным для родителей, которые хотят...

    Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

    Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника зависит от того как складываются отношения между семьёй и школой....