«Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младшего школьника».
статья по теме

В статье представлены матермалы о взаимодействии родителей и классного руководителя направленные на создание классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

«Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младшего школьника».

Фурсова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

ГБОУ школа №425 имени академика П.Л.Капицы

Мы так легко и беззаботно рождаем детей,

но так мало заботимся о создании человека!

Мы всё тоскуем о каком то прекрасном человеке.

Так израсходуем же нашу волю, чтобы он явился скорее, и может быть, мы будем вознаграждены за то счастье, видеть юных предтеч, того о ком так давно тоскует наша душа.

                          Максим Горький

Необходимость привлечения родителей в учебно-воспитательную деятельность младшего школьника, обусловлена изменениями которые произошли в учебно-воспитательной системе российской школы.

Начало 21 века отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогику возвращаются понятия: нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность.

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью.

В современной школе, связь школы и семьи не должна иметь только одно направление, когда инициативу указывает школа, приказывая родителям и ученикам. Современный отечественный педагог И.П.Подластый пишет «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания… . Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха. Словом при хорошо организованной совместной деятельности, школа и семья становятся действительно партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.»

 Современная школа и семья должна стать партнерами в воспитании детей.

Понимая необходимость возрождения и утверждения приоритетности семейного воспитания, повышения психолого-педагогической компетентности родителей и  опираясь на  понятие современной школы, я определила выбор ключевой идеи, моей воспитательной работы: взаимодействие семьи и классного руководителя в вопросах обучения, воспитания и развития моих учеников. Целью которой стало создание единого воспитательного пространства, через взаимодействие семьи и классного ученического коллектива, обеспечивающее гармоничное развитие личности моих учеников.

Основными задачами моей работы являются:

  1. Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи, как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития личности учащегося  
  2. Формирование системы социально- ценностных отношений моих учеников, посредством включения их родителей в активную деятельность.
  3. Формирование традиций в классном коллективе.

Решение поставленных задач я осуществляю по следующим принципам:

  1. принцип объективности и последовательности: определяется целостностью образовательного процесса, воспитательная работа сочетается с учебной деятелбностью, семейное воспитание и воспитательная система класса взаимодействуют и обогащают друг с  другом
  2. принцип субъективности и многосубъективности: все участники  воспитательной деятельности, классный руководитель,  дети, родители участвуют в планировании, разработке, организации в проведении воспитательных мероприятий
  3. принцип толерантности: понимаю и принимаю разнообразие индивидуальностей
  4. принцип заботы: как основа воспитанности человека

Основными направлениями моей работы являются;

  1. Организация деятельности классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьёй.

Работая в этом направлении, я использую современные средства коммуникаций, такие как портал «Петербургское Образование», электронный дневник, группа в Контакте, а так же печатные информационные средства буклеты, школьную газету «Школьный вестник», листовки

  1. Организация работы коллектива родителей

  Организуя работу в этом направлении, я обязательно учитываю образ современного родителя: молодой, эмоциональный, энергичный, активный, амбициозный, эти качества позволяют создать актив класса, который готов помогать в организации учебно- воспитательной работы.

  1. Психолого- педагогическое образование современного родителя.

Работая в этом направление, я привлекаю специалистов: психологов, логопедов-дефектологов, социального педагога.

Сейчас, я хочу представит Вам формы работы, которые позволяют мне наиболее эффективно решать поставленные мною задачи в создании единого воспитательного пространства.

Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме.

  1. «Круглый стол». Темами которого стали:
  1. «Физическое развитие младшего школьника в школе и семье»
  2. «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
  3. «Значение общения в развитии ребёнка»
  4. «Учебные способности ребёнка. Путь их развития на уроке и во внеурочной деятельности»

  1. Тематические дискуссии с приглашением специалистов.
  1. «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников»
  2. «Агрессивные дети. Причины и последствия их агрессии»
  3.  «Воображение и его роль в жизни ребёнка»
  1. Родительская дискуссия
  1. «Как помочь детям стать внимательнее»
  2. «Наказания и поощрения в семье»
  1. Родительские чтения
  1. «Как сохранить здоровье детей»

Проведение таких родительских собраний помогает  лучше узнать ребенка, приблизиться к пониманию его индивидуальных особенностей, что позволяет мне выработать верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Родителям даёт возможность получить полезную информацию, осознать  собственную позицию  и сравнить её с позицией других родителей. Помогает утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задумываться над тем, что в воспитании ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Появляется желание не только слушать мои лекции, но и изучать литературу самостоятельно. Позволяет снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного пространства.

Мне нравиться использовать  в своей воспитательной работе  родительские классные часы, творческие мастерские.

Родительские классные часы проводят родители, тему выбирают самостоятельно.

1 класс

  1. Режим дня
  2. В гостях у Мойдодыра
  3. Красный, жёлтый, зелёный
  4. Мой класс- мой дом

2 класс

  1. Поговорим о дружружбе
  2. Правда и ложь
  3. Для чего нужна улыбка
  4. День Победы порохом пропах

3 класс

  1. Урок вежливых наук
  2. Откуда пришёл Новый год
  3. Мы будущие защитники отечества
  4. ВОВ в наших семьях

4 класс

  1. Что такое Конституция
  2. Хлеб- всему голова
  3. Чтобы зубы не болели
  4. Что живёт на наших руках

Принимая участия в родительских классных часах, родители примеряют на себя новую роль, роль учителя, тем самым ещё больше  поднимаю в глазах ребёнка свой авторитет и одновременно другими глазами, глазами педагога  смотрят на своего ребёнка.

Такие классные часы проходят весело, непринужденно.

Творческие мастерские я со своими учениками провожу для родителей.

  1. Мастерская Деда Мороза
  2. Рождественский Ангел
  3. Открытка ветеранам
  4. Кормушка для птиц

Проживая творческую мастерскую, мои дети и родители начинают смотреть на мир другими глазами, на самого себя. Участие в творческих мастерских подталкивает детей к поиску, избавляет от чувства страха, раскрепощает, побуждает к общению и творчеству.

Конечно, не какая воспитательная работа не может обойтись  без праздников. Ведь праздник в жизни детей занимает особое место. Им необходима острота восприятия, стремление к самовыражению.

Я разделила праздники на три группы:

  1. Праздники для детей.

 В подготовке и проведении таких праздников участвуют родители и выпускники прошлых лет

  1. Посвящение в первоклассники
  2. Праздник первых каникул
  3. Прощание с Букварем
  4. Праздник Золотая Осень

  1. Праздники для родителей.

Эти праздники подготавливаю я вместе с учащимися моего класса.

  1. Мамин день
  2. 8 Марта женский день
  3. Поздравляем наших мужчин
  4. Прощание со вторым классом

  1. Совместные праздники.

В их организации и проведении мне помогают дети, родители, выпускники прошлых лет.

  1. Папа, мама, я- дружная семья
  2. Праздник Масленица
  3. Новогодний огонёк

Проведение праздников позволяет мне и родителям найти нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей как на интересных, творческих людей. Праздник создаёт особую доверительную атмосферу. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей. Опыт показывает, что родители могут решать не только организационные вопросы, но и с удовольствием становятся активными участниками артистами и ведущими.

Одной из форм моей работы являются совместные походы и поездки. В течении четырёх лет обучения мы посетили много музеев, побывали в Саблинских пещерах, ездили к Санкт- Петербургскому Деду Морозу в русскую деревню Шуваловка, приняли участие в Богатырской игре которую проводили работники зубровника, ездили на обзорные экскурсии по родному краю. Новым стало для меня путешествие, которое предложили родители. Это поездка в страны Скандинавии Финляндию и Швецию. В Стокгольме мы посетили Ратушу, нам показывали залы, где чествуют Нобелевских лауреатов. После поездки, дети сами сделали вывод, что им есть к чему стремиться.

Такая форма работа располагает богатым социально- воспитательным потенциалом и позволяет  осуществлять организованную, познавательную, культурно- досуговую, творческую деятельность.

В этом году у меня первый класс и я уже спланировала свою воспитательную работу на четыре года, опираясь на стандарты второго поколения, на концепцию духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в котором одним из приоритетных направлений является работа с семьёй. Определила для себя, что основной формой работы меня, моих учеников и их родителей станет участие в школьном проекте «Азбука Добра», который теперь стал и международным. Этот проект мы будем реализовывать вместе с классным коллективом начальной школы Гимназии №25 города Киева. Цель этого проекта приобщение младших школьников к духовно- нравственным ценностям по средством педагогически организованной деятельности на примерах и идеалах отечественной духовной культуры, с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Подводя итог всему сказанному, хочу отметить, что воспитание- это питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимоподдержки, взаимопринятия семьи, классного руководителя и ученика. Поэтому ведущим принцип взаимодействия учителя, ученика и родителя является личностный контакт в совместной согласованной просветительской, творческой, общественно- значимой деятельности. Результатом которой становиться самореализация каждого субъекта взаимодействия, совершенствование взрослых и детей.                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын        Как известно, воспитание духовно-нравственных...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

«Роль классного руководителя в нравственном воспитании младших школьников»

Статья о роли классного руководителя в нравственном воспитании школьников....