РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Макаренко Наталья Александровна

В школе ребенок не только учится, в школе он живет. Там, где учителя эту истину забывают, учение становится для школьника тяжелым грузом. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей…

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макаренко Наталья Александровна

МОУ школа №1 г.о. Тольятти

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся.

Удивление, азарт, любопытство в глазах учеников, создание  в классе  таких условий, в которых всем детям будет комфортно и интересно учиться, возможность свободно общаться со сверстниками и взрослыми  – вот что я хотела видеть на своих уроках. Но мои ученики были пассивны на уроках, запоминали слабо,  конечно, что-то они усваивали, но учеба не заинтересовывала  их. Пассивное восприятие и усвоение знаний не могут быть опорой прочных знаний.

Учитывая специфику микрорайона (семьи с низким образовательным уровнем; неблагополучные и социально незащищенные),  я сделала вывод о недостаточной учебной мотивации учащихся начальной школы, которая приводит к снижению качества знаний по обучаемым предметам.

Решение данной проблемы требуют  поиска таких технологий,  форм и методов обучения, которые позволят формировать основные компоненты учебной деятельности младших школьников, систематизировать полученные знания, повышать мотивацию, познавательный интерес учеников.

Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, если “от случая к случаю” проводить интересные уроки. Здесь необходим комплексный подход.

В своей работе  по развитию познавательных интересов я выделила следующие направления.

Чтобы помочь учащимся полностью проявить свои способности, я применяю  при изучении любого предмета дифференцированный подход.  Осуществляя его, руководствуюсь следующими требованиями: " создание атмосферы, благоприятной для учащихся " активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивированным, чтобы ребёнок учился согласно своим возможностям и способностям. Дифференциация несет в себе здоровьесберегающий подход.

Дифференцированное  обучение практически реализуется через содержание учебников и рабочих тетрадей, позволяющих снять трудности у «слабых» учащихся и создать благоприятные условия для развития «сильных» учеников. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости.

При организации индивидуального подхода в процессе обучения использую:

  • дифференциацию учебных заданий по уровню трудности, по принципу «труднее – легче»;
  • специальные тетради с разноуровневыми заданиями для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что позволяет отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности.

Я считаю, дифференцированный подход к обучению положительно сказывается   на качестве знаний учащихся (качество знаний в моем классе – 76 %). Таким образом, учитывается индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития, в значительной степени снимаются проблемы утомляемости, перегрузки, снижения работоспособности младших школьников. Как следствие - у учащихся значительно повысилась мотивация к обучению.

Считаю, что истинный интерес к учению возникает у учеников не только от увлекательности моих рассказов, но и как результат совместной деятельности самих учеников. Поэтому я использую групповые формы обучения на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики.

Группы делятся по следующим признакам: типу работы; теме работы; уровню сложности.

При организации групповой работы выделяю:

  • парную работу (двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом). Например, взаимодиктанты, где учащиеся играют роли учителя и ученика, где «сильные» ученики выступают в роли консультантов;
  • единую групповую работу (учащиеся в малых группах, например, по рядам, выполняют задание, одинаковое для всех групп);
  • дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они преследуют одну цель).

МОИ ученики  разделены на 3 группы по успеваемости: М - «мыслители» - сильные, О - «открыватели» - слабые, И - «исследователи» - средние.

Использование на уроках групповой работы убеждает в том, что:

возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется характер взаимоотношений между детьми.

Для того, чтобы  ученика вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, я применяю занимательное изложение учебного материала.

Использование нестандартных уроков (урок-сказка, урок-утренник, урок-конкурс, урок-игра, урок творчества, урок-концерт,  урок-викторина, урок-презентация, урок-КВН, урок-путешествие), на  которых ребята имеют возможность оказаться в сложных ситуациях, позволяют принять им самостоятельные решения. Подача учебного материала в необычной форме способствует поддержанию у ученика интереса к предмету в течение всего урока.

На таких уроках - воплощаются творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Они дают возможность развивать познавательные интересы школьников. Такие уроки учат работать с дополнительной  литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами.

Чтобы всем ученикам было интересно на уроке, надо их научить трудиться. И это должен быть радостный труд. Я считаю, что секрет этой радости в успехах детей, в их ощущении роста, движении, достижении трудного. Дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.

Это творческие задания, проблемные ситуации, поиск, обсуждение гипотез, рассуждение, исследовательские работы – это поисковая и творческая деятельность.

Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. В своей работе я использую методические приёмы создания проблемных ситуаций:

излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставлю конкретные проблемные  вопросы; определяю проблемные теоретические и практические задания (исследовательские), ставлю проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.).

Таким образом, проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Особое  внимание  уделяю творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Я  применяю в обучении "скрытые" образцы, задания проблемного характера («Выскажи предположение»), ролевую игру, специальные творческие задания, усложняющихся от класса к классу. Это игры - «сочинялки», «соображалки», «воображалки».

В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах.  Использование данного метода -  возможность объединения урочной (на уроках окружающего мира, литературного чтения) и внеурочной деятельности учащихся. На мой взгляд, проект – это:

П – практическое, Р – решение, О – обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива, Е – единое, К – коллективное, Т – творчество.

У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков,  в первом классе проводится подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.  Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), совершая первые шаги в науку,  например КТР «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».

Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинается применение метода проектов. Метод проектов применяю на уроках окружающего мира и литературного чтения и во внеурочной деятельности.

Работа над проектом повышает интерес младших школьников к предметам, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

С интересом детьми воспринимаются проекты в рамках предмета ознакомления с окружающим миром. 3 класс «Безопасность на дорогах» (результат – создание азбуки дорожного движения», выпуск буклетов, письма «Водителю нарушителю»),  «Правила поведения» (результат – создание сборника).

В 2007-2008 учебном году (4 класс) был выполнен проект «По одежке встречают…» охватил несколько тем по окружающему миру, итогом  которого выпуск и презентация журнала мод «Эхо времен». Это проект был представлен на школьной научно-практической конференции (грамота 2 место).

Работа над проектом повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

В  2008-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных  классов и родители)   межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году».  Результат проекта - выпуск детской газеты «Солнышко», в которой    рассказывается о различных праздниках и о школьной жизни наших учеников,  редактором которой я являюсь.

За этот период было сделано 4 тематических выпуска, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители  помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».

В рамках выполнения проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.

Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности.  Этим обеспечивается главная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализированным и интересным.

Поэтому одним из направлений своей деятельности я определила использование информационно-коммуникативных технологий. Реализую данные технологии как в урочное и внеурочное время.

Я использую компьютер на уроках окружающего мира, литературного чтения и на внеклассных мероприятиях. На этих уроках учащиеся используют дополнительный материал из различных источников (энциклопедий; справочной литературы; Интернета), что позволяет привлечь учащихся  к освоению новых технологий,  повысить мотивацию к обучению и активно участвовать в дистанционных конкурсах («Нескучная зима», «Snail»).  

Применяю не только готовые программы, но и сама составляю учебные материалы в виде компьютерных презентаций, дидактических игр («Будь природе другом»), наглядных пособий («Азбука дорожного движения»).

Опыт показал, что внедрение информационно-коммуникативных технологий  на уроках и во внеурочной деятельности ускоряет передачу знаний, у детей формируется высокий уровень мотивации к учению, развиваются личностные качества.  

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что применяемые технологии, формы и методы  работы, положительно сказываются на качестве знаний учащихся (положительная динамика)  по предметам  в четвертых классах (в 2003-2004 уч.году - обучение велось без применения перспективных технологий, а в 2007-2008 уч. году -  с применением).

Качество обучения по предметам

В ходе сравнительного анализа в результате психологических исследований выявлен уровень школьной мотивации по методике «Определение школьной мотивации учащихся» в 1(2008-2009 уч.год) и 2 (2009-2010 уч.год) классах. (автор Н.Г.Лусканова).  Сейчас у меня третий класс. Наблюдается положительная динамика развития познавательных интересов.

 Уровень школьной мотивации

Отсюда следует, применяемые технологии, формы и методы  работы при обучении учащихся способствует формированию положительной мотивации учащихся, развитию познавательных интересов, повышению качества знаний учащихся.

Я работаю по данным направлениям уже 6 лет. Из года в год открываю все новые и новые грани, возможности для совершенствования познавательных  интересов школьников, качества преподавания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках обучения грамоте

Материал из опыта работы по учебнику Р.Н. Бунеева "Моя любимая азбука"...

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.Выступление на Международной заочной научно-практической конференции учителей "Успешный учитель" на тему «Пол...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...