РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Макаренко Наталья Александровна

В школе ребенок не только учится, в школе он живет. Там, где учителя эту истину забывают, учение становится для школьника тяжелым грузом. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей…

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макаренко Наталья Александровна

МОУ школа №1 г.о. Тольятти

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся.

Удивление, азарт, любопытство в глазах учеников, создание  в классе  таких условий, в которых всем детям будет комфортно и интересно учиться, возможность свободно общаться со сверстниками и взрослыми  – вот что я хотела видеть на своих уроках. Но мои ученики были пассивны на уроках, запоминали слабо,  конечно, что-то они усваивали, но учеба не заинтересовывала  их. Пассивное восприятие и усвоение знаний не могут быть опорой прочных знаний.

Учитывая специфику микрорайона (семьи с низким образовательным уровнем; неблагополучные и социально незащищенные),  я сделала вывод о недостаточной учебной мотивации учащихся начальной школы, которая приводит к снижению качества знаний по обучаемым предметам.

Решение данной проблемы требуют  поиска таких технологий,  форм и методов обучения, которые позволят формировать основные компоненты учебной деятельности младших школьников, систематизировать полученные знания, повышать мотивацию, познавательный интерес учеников.

Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, если “от случая к случаю” проводить интересные уроки. Здесь необходим комплексный подход.

В своей работе  по развитию познавательных интересов я выделила следующие направления.

Чтобы помочь учащимся полностью проявить свои способности, я применяю  при изучении любого предмета дифференцированный подход.  Осуществляя его, руководствуюсь следующими требованиями: " создание атмосферы, благоприятной для учащихся " активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивированным, чтобы ребёнок учился согласно своим возможностям и способностям. Дифференциация несет в себе здоровьесберегающий подход.

Дифференцированное  обучение практически реализуется через содержание учебников и рабочих тетрадей, позволяющих снять трудности у «слабых» учащихся и создать благоприятные условия для развития «сильных» учеников. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости.

При организации индивидуального подхода в процессе обучения использую:

  • дифференциацию учебных заданий по уровню трудности, по принципу «труднее – легче»;
  • специальные тетради с разноуровневыми заданиями для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что позволяет отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности.

Я считаю, дифференцированный подход к обучению положительно сказывается   на качестве знаний учащихся (качество знаний в моем классе – 76 %). Таким образом, учитывается индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития, в значительной степени снимаются проблемы утомляемости, перегрузки, снижения работоспособности младших школьников. Как следствие - у учащихся значительно повысилась мотивация к обучению.

Считаю, что истинный интерес к учению возникает у учеников не только от увлекательности моих рассказов, но и как результат совместной деятельности самих учеников. Поэтому я использую групповые формы обучения на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики.

Группы делятся по следующим признакам: типу работы; теме работы; уровню сложности.

При организации групповой работы выделяю:

  • парную работу (двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом). Например, взаимодиктанты, где учащиеся играют роли учителя и ученика, где «сильные» ученики выступают в роли консультантов;
  • единую групповую работу (учащиеся в малых группах, например, по рядам, выполняют задание, одинаковое для всех групп);
  • дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они преследуют одну цель).

МОИ ученики  разделены на 3 группы по успеваемости: М - «мыслители» - сильные, О - «открыватели» - слабые, И - «исследователи» - средние.

Использование на уроках групповой работы убеждает в том, что:

возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется характер взаимоотношений между детьми.

Для того, чтобы  ученика вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, я применяю занимательное изложение учебного материала.

Использование нестандартных уроков (урок-сказка, урок-утренник, урок-конкурс, урок-игра, урок творчества, урок-концерт,  урок-викторина, урок-презентация, урок-КВН, урок-путешествие), на  которых ребята имеют возможность оказаться в сложных ситуациях, позволяют принять им самостоятельные решения. Подача учебного материала в необычной форме способствует поддержанию у ученика интереса к предмету в течение всего урока.

На таких уроках - воплощаются творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Они дают возможность развивать познавательные интересы школьников. Такие уроки учат работать с дополнительной  литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами.

Чтобы всем ученикам было интересно на уроке, надо их научить трудиться. И это должен быть радостный труд. Я считаю, что секрет этой радости в успехах детей, в их ощущении роста, движении, достижении трудного. Дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.

Это творческие задания, проблемные ситуации, поиск, обсуждение гипотез, рассуждение, исследовательские работы – это поисковая и творческая деятельность.

Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. В своей работе я использую методические приёмы создания проблемных ситуаций:

излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставлю конкретные проблемные  вопросы; определяю проблемные теоретические и практические задания (исследовательские), ставлю проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.).

Таким образом, проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Особое  внимание  уделяю творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Я  применяю в обучении "скрытые" образцы, задания проблемного характера («Выскажи предположение»), ролевую игру, специальные творческие задания, усложняющихся от класса к классу. Это игры - «сочинялки», «соображалки», «воображалки».

В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах.  Использование данного метода -  возможность объединения урочной (на уроках окружающего мира, литературного чтения) и внеурочной деятельности учащихся. На мой взгляд, проект – это:

П – практическое, Р – решение, О – обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива, Е – единое, К – коллективное, Т – творчество.

У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков,  в первом классе проводится подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.  Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), совершая первые шаги в науку,  например КТР «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».

Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинается применение метода проектов. Метод проектов применяю на уроках окружающего мира и литературного чтения и во внеурочной деятельности.

Работа над проектом повышает интерес младших школьников к предметам, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

С интересом детьми воспринимаются проекты в рамках предмета ознакомления с окружающим миром. 3 класс «Безопасность на дорогах» (результат – создание азбуки дорожного движения», выпуск буклетов, письма «Водителю нарушителю»),  «Правила поведения» (результат – создание сборника).

В 2007-2008 учебном году (4 класс) был выполнен проект «По одежке встречают…» охватил несколько тем по окружающему миру, итогом  которого выпуск и презентация журнала мод «Эхо времен». Это проект был представлен на школьной научно-практической конференции (грамота 2 место).

Работа над проектом повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

В  2008-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных  классов и родители)   межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году».  Результат проекта - выпуск детской газеты «Солнышко», в которой    рассказывается о различных праздниках и о школьной жизни наших учеников,  редактором которой я являюсь.

За этот период было сделано 4 тематических выпуска, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители  помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».

В рамках выполнения проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.

Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности.  Этим обеспечивается главная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализированным и интересным.

Поэтому одним из направлений своей деятельности я определила использование информационно-коммуникативных технологий. Реализую данные технологии как в урочное и внеурочное время.

Я использую компьютер на уроках окружающего мира, литературного чтения и на внеклассных мероприятиях. На этих уроках учащиеся используют дополнительный материал из различных источников (энциклопедий; справочной литературы; Интернета), что позволяет привлечь учащихся  к освоению новых технологий,  повысить мотивацию к обучению и активно участвовать в дистанционных конкурсах («Нескучная зима», «Snail»).  

Применяю не только готовые программы, но и сама составляю учебные материалы в виде компьютерных презентаций, дидактических игр («Будь природе другом»), наглядных пособий («Азбука дорожного движения»).

Опыт показал, что внедрение информационно-коммуникативных технологий  на уроках и во внеурочной деятельности ускоряет передачу знаний, у детей формируется высокий уровень мотивации к учению, развиваются личностные качества.  

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что применяемые технологии, формы и методы  работы, положительно сказываются на качестве знаний учащихся (положительная динамика)  по предметам  в четвертых классах (в 2003-2004 уч.году - обучение велось без применения перспективных технологий, а в 2007-2008 уч. году -  с применением).

Качество обучения по предметам

В ходе сравнительного анализа в результате психологических исследований выявлен уровень школьной мотивации по методике «Определение школьной мотивации учащихся» в 1(2008-2009 уч.год) и 2 (2009-2010 уч.год) классах. (автор Н.Г.Лусканова).  Сейчас у меня третий класс. Наблюдается положительная динамика развития познавательных интересов.

 Уровень школьной мотивации

Отсюда следует, применяемые технологии, формы и методы  работы при обучении учащихся способствует формированию положительной мотивации учащихся, развитию познавательных интересов, повышению качества знаний учащихся.

Я работаю по данным направлениям уже 6 лет. Из года в год открываю все новые и новые грани, возможности для совершенствования познавательных  интересов школьников, качества преподавания.