Интегрированный урок по теме "Весна"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Сысоева Юлия Фёдоровна

Интегрированный урок, способствует гармоничому развитию учащихся,  поможет провести учителю урок увлекательно и без чрезмерных перегрузок младших школьников, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 4 классе (русский язык, изобразительное искусство, музыка)

Тема: Мини-сочинение по теме: «Весна».

                                                                                                                     Учитель Сысоева Юлия Фёдоровна

Цели. 1) обучающая:

-Закрепить полученные ранее знания (глагол, лексическое значение, предложение, текст, строение текста, признаки весны).

- Учить детей писать сочинение по опорным словам.

- Познакомить с произведением П.И.Чайковского «Апрель. Капель»

- Познакомить с картинами русских художников на тему «Весна».

2) Развивающая: активизировать интерес к слову, речи. Развивать письменную речь, творческие способности.

3) Воспитывающая: воспитывать умение работать в группе,  самостоятельность, творческую активность.

Оборудование:  презентация «Весна»,  листы, ручки, фломастеры, иллюстрации картин известных художников о весне, разные словари, у каждого ученика папки по развитию речи.  

Ход урока

1. Организационный момент

Дети занимают места по желанию в трёх группах.

2. Вводная часть

Учитель. Мы закончили изучать тему "Глагол", давайте вспомним все, что мы знаем об этой части речи (высказывания детей).

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о лексическом значении слов этой части речи. Послушайте. (Показ презентации).

Учитель. Что вы увидели? Услышали?

Дети. Услышали разные звуки  и увидели разнообразные картины природы.

Учитель. А как  сказать об этих звуках, используя глаголы?

Дети. Жужжать, журчать, шелестеть, свистеть, щебетать…

Учитель. Что общего в лексическом значении этих глаголов?

Дети. Обозначают звуки.

Учитель. Звуки, какого времени года? По каким признакам вы догадались, что это весна?

Дети. Ручей журчит, жужжит пчела …

- Кого вдохновляют звуки природы на создание своих произведений? (композиторов)

Учитель. Вначале презентации мы услышали произведение П.И.Чайковского «Апрель. Капель». Под звуки этой мелодии мы пройдем в нашу небольшую картинную галерею. Произведения, каких художников вы узнали? (дети называют имена художников и названия картин).

Учитель. При помощи чего художники передают свои впечатления от природы? (при помощи красок) Они умеют отразить такие моменты в природе, на которые мы бы и не обратили внимания. Учат нас быть внимательными к любым деталям, очаровываться гребнем волны, тенями на снегу, меняющимся небосклоном.

Учитель.        А писатели и поэты при помощи чего, описывают красоту природы?

Дети. При помощи слова поэты и писатели  рисуют картины природы.

Учитель. А у нас в классе тоже есть дети, которые пробуют писать свои стихотворения.

Чтение собственных стихотворений: Семеновых Саша  и Юсупова Даша. 

Говорливый ручеёк

Бежит по полянке,

А весёлый ветерок

С ним играет в салки.   (Семёновых Саша)

На дворе звенит капель,

Значит, к нам пришёл апрель!

Зазвучала птичья трель

И запустили карусель. (Юсупова Даша)

Учитель. И мы сегодня на уроке развития речи, при помощи слова восхитимся красотой весны. Какая тема будет нашего мини-сочинения?

Дети.  Весна (На доске записываем тему сочинения: "Весна".)

Учитель. Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке? 

Дети. Правильно, красиво излагать свои мысли.

Учитель. Пригодится ли такое умение в дальнейшей жизни? ( по речи оценивают ум человека, его культуру).

Учитель. Попробуем это сделать так, чтобы читатель был вместе с нами рад приходу весны, чтобы ваши слова шли от самого сердца, от души. Подберем эпиграф к нашему сочинению.

Дети. Предлагают различные эпиграфы к теме сочинения, самостоятельно подобранные  дома.

Весна как трель серебряного смеха! А.Ахматова

Я слышу, как зарождается музыка. Музыка весны. В. Бочарников

Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон. (П.Романов)

Учитель.Какие художественные средства мы можем использовать для украшения нашей речи?

Дети. Эпитеты, сравнения, олицетворение. (приводят примеры)

Учитель

3. Работа в группах.

У каждой группы  листы и фломастеры.

Учитель. Запишите самостоятельно на своих листах все глаголы, связанные с весной, которые вы вспомните, в течение 1 минуты. (Дети выполняют задание).

Учитель прикрепляет листы каждой группы на доску. Командиры каждой группы зачитывают глаголы, которые они вспомнили в течение одной минуты.

- Внимательно посмотрите на выписанные глаголы, подумайте, на какие три группы их можно разделить?

Дети. I группа - звуки живой природы. II группа - звуки неживой природы. Третья группа – все остальные глаголы.

Учитель. Сейчас группы будут работать с разными заданиями. 1 группа – выпишет глаголы, которые обозначают звуки, произносимые живой природой. Подберет к ним ассоциации – существительные, обозначающие источник звука.

2 группа – выпишет глаголы, которые обозначают звуки, произносимые неживой природой. Подберет к ним существительные, обозначающие источник звука.

3 группа - к глаголам третьей группы  подберет  существительные, которые могут выполнять данные действия.

По сигналу группы поменяются местами и просмотрят, как выполнено задание у ребят другой группы, можно исправить, если  увидите какие-либо ошибки,  добавить свои слова. Работать на чужом листе фломастером другого цвета.

Проверка

- Зачитайте несколько получившихся примеров.

_ Что это получилось? (нераспространенное предложение)

4. Работа с предложением.

Учитель. Следующая ваша задача, какая будет, как вы думаете?

Дети. Распространить предложения.

Учитель. Задания каждой группе будет разное. Ответьте мне лишь на такой вопрос:  олицетворение  легче использовать с предметами живой природы или неживой?

Дети. Неживой

1 группа будет работать с глаголами - звучания неживой природы. И постарается использовать художественные средства для украшения этих предложений.

2 группа будет работать с глаголами – звучания живой природы. И распространит их, как обычно: придумает группу второстепенных членов подлежащего, группу сказуемого.

3 группа будет работать с готовым текстом. Необходимо будет откорректировать текст,  т.е. избавиться от повторов, неудачное слово заменить синонимом.   Можно воспользоваться словарем синонимов.

 ГОРЯЧО ПРИПЕКАЕТ ГОРЯЧЕЕ СОЛНЦЕ.

ЗАЗЕЛЕНЕЛА ЗЕЛЁНАЯ ЗЕЛЕНЬ.

ПОРАЖАЕТ НАШ ВЗГЛЯД НЕЖНАЯ НЕЖНОСТЬ ЦВЕТОВ.

КРУГОМ КРАСИВАЯ КРАСОТА!

5. Этап работы с текстом

Учитель. Начало сочинения уже есть.

На доске начало мини-сочинения: Наступила весна. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна! С приходом этой красавицы все оживает вокруг.

Учитель.  Время работы до 10 минут.

Сначала пробуете на листочках, а потом как отредактируете, на ватман переносите.

Каждая группа записывает свою часть текста на лист ватмана фломастером. В результате реальной работы на уроке получилось три части текста:

Шелестит задира - ветерок молодыми листочками. Звенят веселые капельки, словно виртуозный пианист исполняет своё произведение. Говорливая речка журчит, освободившись ото льда.

Жужжат довольные пчёлы, собирая первый свой нектар. Одни птицы щебечут, другие свистят, третьи чирикают, а четвертые заливаются трелями. Где-то вдали раздаётся радостное «Кукареку»! Звенят в воздухе  комарики.

Мать-и мачеха на полянке рассыпалась, словно цыплята разбежались. Пёстрая нарядная бабочка красуется на цветке.

Золотое солнце нежно ласкает.

Появилась изумрудная травка.

Очаровывает нас яркая прелесть цветов.

Кругом чарующая красота!

6. Этап рефлексии

Все листы вывешиваются на доску. Чтение текста вслух. Оценка коллективного мини- сочинения учащимися.

Учитель. Давайте вспомним правила построения текста: должна быть вводная часть, основная часть, заключение. Все ли части есть в нашем тексте?

Дети. У нас нет заключения! (В результате обсуждения дети придумывают заключение: "Все рады приходу весны!")

7. Итог урока

8. Домашнее задание Учитель. Пользуясь собранным сегодня материалом, дома напишите свое сочинение “ Весна”.  Объем каждый выбирает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...