из опыта работ
материал по теме

Динмухаметова Кадрия Рафгатовна

В этом материале описывается опыт моей многолетней работы по методической теме: "Творческое развитие младших учеников во время уроков и во внеурочной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opypa_rabot.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «МБОУ ЛАШМАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕМШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

РТ Черемшанский район с. Лашманка ул. Химиков 53

Обобщение педагогического опыта

«Развитие творческих способностей младших школьников  с использованием инновационных технологий»

   

Учитель начальных классов

                                              первой квалификационной категории

                                            Динмухаметова К. Р.

Учитель года 2014

Содержание

  1. Введение
  2. Актуализация темы.
  3. Условия  изучения темы.
  4. Основные педагогические идеи.
  5.  Теоретическая база опыта.
  1. Виды творческих уроков.
  2. Домашнее задание.
  3. Внеурочная деятельность.
  4. Неделя начальных классов.
  5. Проектирование.

        6.Воспитание сказкой

        7.Работа с родителями.

  1. Новизна опыта.
  2. Результативность.
  3. Адресная направленность.
  4. Список литературы.
  5. Приложения.

                                                       

  1. Введение

 «Призвание учителя есть призвание высокое и

благородное. Но не тот учитель, кто получает

воспитание и образование учителя, а тот, у кого

есть внутренняя уверенность в том, что он есть,

должен быть и не может быть иным».

                                                                                  Л. Толстой

О том, что стану учителем начальных классов, я знала с детства. Все мои игры были связаны со школой. Приходя после уроков домой, я из ученицы превращалась в учительницу. Когда пришло время выбирать профессию, я не задумываясь решила - буду учителем начальных классов! 

         Закончив Казанское педагогическое училище,  в 1980 году  началась и  моя трудовая деятельность. Для меня, молодого учителя, распахнула свои двери моя родная школа, в которой я работаю до настоящего времени. Сегодня я с гордостью могу сказать:" Я - учитель!".Это моё призвание, мой    жизненный путь. Путь, по которому иду  вот уже 33 года и никогда не думала сворачивать.   

        Я - учитель начальных классов. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная, уж очень большие задачи стоят передо мной. От того - большая ответственность. Профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить детей читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим качествам. Поэтому я и работаю в начальной школе, и мне нравится учить детей, видеть каждый день их радостные лица!

        Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку найти свои цели, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.

        Мы живём в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры.

        Во все времена основу цивилизации составляли такие человеческие ценности как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта. Нельзя стать личностью без этих качеств. Прежде  всего,  необходимо  научить ребёнка простым человеческим чувствам: любви, доброте,  отзывчивости,

          Самое главное приобретение ребёнка в школьные годы - чувство собственного достоинства. Это вера в себя, в свои силы, в свои возможности, свою успешность. А что значит почувствовать себя успешным? Это желание работать, это положительное отношение к людям, к самому себе и окружающим. Учитель начальной школы выполняет несколько ролей - «мамы», «друга», «наставника». Он своими жестами, взглядом, словами должен создать у детей внутреннюю позицию - «я помогу тебе», «я думаю о тебе», «я забочусь о тебе».

         Моё педагогическое кредо – всегда слышать и чувствовать ребёнка. Смысл моей работы не учить детей, а научить  их учиться.

        Моя педагогическая философия – научить детей верить в себя. А для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в своего подопечного, отдавать ученику всю свою любовь, теплоту сердца, свет души. Верь в себя – и все получится. К. Д. Ушинский говорил: «…каждый может называть себя педагогом и говорить о том, что знает, как воспитывать и учить…».  Человек, занимающийся воспитанием и обучением детей должен быть не просто учителем. Он должен быть профессионалом, который будет находить индивидуальный подход к каждому ученику, искать ключ к успеху каждого ребёнка, постоянно совершенствовать своё мастерство. Это залог успешной работы учителя.

                                 II .Актуализация темы.

             Каждый раз, когда я  составляю план урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
  • как изжить скуку на уроке;
  • как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству;
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?

     Чтобы ответить на эти вопросы обратилась к теме  ««Развитие творческих способностей младших школьников  с использованием инновационных технологий»

         Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас стране  нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю   именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

  1. Условия изучения опыта

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

 Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

 Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

     

     Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования: 

развитие способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:

процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы и, учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

          Таким образом, условие возникновения данного проекта обусловливается  

необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно

 удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их  

родителей.

IV.Основные педагогические идеи.

Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса.  .

Для формирования творческой личности ребенка,  развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

  Особенно значимы такие идеи, как идея творческого самоуправления (при условии совместной работы старших и младших членов коллектива), идея сотрудничества с родителями, как детей, так и педагогов, идея личностного подхода к ученику.

  1. Теоретическая база опыт

      Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. 
                Ребенок , как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. 
           Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 

       Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться  

 большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ  нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано.  И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бес талантных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.  Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того,  как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

 

Развивать творческие способности. Что это значит?  

           

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

  1. Виды  творческих уроков

         Пробудить интерес к каждому предмету в начальных классах очень сложно, но еще сложнее этот огонёк удержать. Для того, чтобы разнообразить учебную деятельность, способствовать повышению интеллектуальной активности учащихся, лучшему осмыслению ,обогащению речи я использую на своих уроках элементы  разных методов и приемов обучения. А достичь этого можно при условии, если привить учащимся стремление  к активной творческой деятельности. В начальном классе на каждом уроке происходит становление личности. Научиться творчески  работать учащимся помогают интерактивные уроки. С первого класса я начинаю проводить такие интерактивные уроки  как, урок – путешествие, урок – викторина, урок-спектакль, урок-открытие.

       

      Ученики творческие личности, одни из которых обладают навыками выразительного чтения, другие детским актёрским мастерством, третьи -  музыкальными данными, а кто-то художественным дарованием.. В первую очередь, это инсценировка татарских и русских народных сказок, стихотворений, басен. Это урок по сказке «Репка», «Три дочери», сказка Ф. Яруллина «Золотой лист», Г.Тукая «Су анасы», «Шурале». Один из любимых учениками уроков – это урок – путешествие. Например, изучая стихи и сказки Г.Тукая, мы отправляемся  по следам Тукая. Иллюстрации, открытки, альбомы, слайды, высказывания современников, подобранные детьми вместе с родителями, помогают нам в этом путешествии. Дети сами становятся экскурсоводами, экскурсантами.

 Интересен детям и урок – концерт. Например, на уроке чтения по теме «Песни о родной земле» дети сами готовят песни, ищут музыку, готовят костюмы. Использование на уроках интерактивного метода расширяет кругозор учащихся, растёт самостоятельность в суждениях, личность ученика становится ярче, речь богаче и свободнее. Опираясь на высказывания Конфуция «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – может быть, я запомню, вовлеки меня – и я пойму», убеждаешься, что интерактивный урок – это из оптимальных вариантов, сотрудничества учителя и ученика .

         При подготовке к уроку – семинару по всем предметам даю учащимся предварительные задания (чаще работа в группах), вспомнить изученное, извлечь дополнительную информацию из словарей, справочников.Так, например, урок – семинар по русскому языку в 4 классе по теме «Состав слова», я заранее подготавливаю блок вопросов и заданий, которые отпечатаны на листочке (работа может быть индивидуальной или в группах) примерные вопросы и задания к уроку – семинару:

  1. Измени слово, найди окончание.
  2. Выдели корень, подбери однокоренные слова. Составь предложение.
  3. 3. Отдели приставку. Назови слова с такой же приставкой. Подготовить словарный диктант, проведи его в классе, проверьте выполнение работы одноклассниками.
  4. Обозначь суффикс. Придумай слова с таким суффиксом.
  5. Придумайте предложение, предложите выполнить разбор какому-нибудь ученику или всему классу, организуйте проверку.
  6.  Придумайте слова с приставками в-, вы-, от-, до-, при-, с-,                
  7. Напишите сказку, используя глаголы с приставками.

Перед уроком – семинаром предлагаю карточки с более лёгкими заданиями для слабоуспевающих. Семинар обеспичивает системную работу учащихся, способствует изучению индивидуальных особенностей и интересов. На занятиях раскрываются сильные и слабые стороны учеников. Всё это позволяет мне управлять учебной работой отдельных учеников и познавательной деятельностью класса  в целом. Учащиеся, участвуя в обсуждении вопросов и проблем семинара, активно овладевают теоретическими знаниями, затем умело применяют на практике.

Использование мультимедийных технологий помогает активизировать зрительную  и эмоциональную память.

Мультимедейные  презентации дают возможность проводить интегрированные уроки: математика и чтение, родной язык и музыка, окружающий мир и рисование. Это форма урока уводит детей от обыденности и однообразности усвоения материала, вызывает интерес к окружающему миру. Результатом плодотворной деятельности является повышение качества учебно – воспитательного процесса

2.Роль домашнего задания в развитии творческих способностей

             Домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.

         Воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Учащиеся с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и сообщают к уроку дополнительную информацию.

        Одним из видов домашней работы является творческая домашняя работа. Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

       Её задают за несколько дней до урока. Творческая домашняя работа делится по содержанию на: кроссворд, ребус, сообщение, сочинение, исследование. По виду деятельности: индивидуальная, парная, мелкогрупповая (3–7 чел), групповая (10–15 чел), коллективная. По уровню оформления: рабочая (в тетради), экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы): брошюра, газета, альбом, «раскладушка» и т. д.

 

Основные цели творческой домашней работы:

1.Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2.Научить выделять главное из общей информации.
3.Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4.Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

 

        Используя возможности младшего школьного возраста, активизирую творческие способности детей при приготовлении домашнего задания. Детей увлекают такие задания, они с большим удовольствием готовят выступления и презентации, придумывают кроссворды на различные темы, ребусы, пишут мини - сочинения и сами сочиняют стихи, готовят проекты.

        Большую роль в развитии творческих способностей детей играют сочинения. Сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка. В сочинениях дети делятся своими секретами, радостями, тревогами, надеждами. Им нравится писать сочинения, даже тем, чей литературный опыт не совсем удачен. В работах дети стремятся выразить своё отношение к тем или иным факторам, поделиться своими чувствами. Работы отражают внутренний мир, содержат оценку поступкам людей, жизненных явлений. При разборе сочинений стараюсь меньше комментировать, а предоставляю ученикам возможность самим оценивать достоинства и недостатки работ. Темы творческих работ разнообразные: «Моя школа – моя жизнь», «Что такое доброта?», «Письмо водителю-нарушителю», «Письмо Деду Морозу», «Моя мама» и многие другие.

        Сочинительская деятельность играет большую роль в творческих домашних заданиях.

              При изучении темы по окружающему миру «Домашние животные», «Комнатные растения» в 1-2 классе были даны задания, представить себя в роли животного или растения. Рассказать, чем бы ты питался, чем занимался, кто был бы твоим хозяином, что бы ты хотел получить от хозяина? В 4 классе при изучении темы «Лес и человек» детям были предложены темы для мини-сочинений «Если бы я был лесничий, я ….», «Я берёза. Меня называют лесной красавицей за то, что ….».

Творческие домашние задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...