Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
опыты и эксперименты по теме

Марьенкина Валентина Ивановна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Представление собственного инновационного

 педагогического опыта.

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость):

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Я продолжаю работать над поисками педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья, в своей работе использую личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку.

При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогом.

В ходе работы по здоровьесбережению, мы, учителя начальной школы, часто применяем игровую технологию. Я часто использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др. В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье используются и на других уроках.

Считаю, что здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально–экономических и политических ситуациях должно являться приоритетным, так как оно определяет будущее страны.  Школа имеет   возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через неё  проходит все население. Актуальность проблемы здоровья школьников отметил в своем Послании Федеральному Собранию РФ и президент России Д.А.Медведев: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая. Многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону – нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения». Таким образом, хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не может считаться правильным бесстрастное отношение профессионально подготовленного педагога к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников. Именно эта установка является основой востребованности учителями и руководителями образовательных учреждений методических материалов по здоровьесберегающим образовательным технологиям.

 

- концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов):

В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.

Среди факторов, влияющих на здоровье ребенка, можно выделить общие и внутришкольные. При этом оценивать здоровье ребенка необходимо в рамках той среды, которая является для него основной.

        В школе отрицательными факторами являются:

  • стрессовая тактика педагогических воздействий
  • стресс ограниченного времени
  • оценочный стресс 

Эти факторы приводят к нарушениям физического и психического здоровья обучающихся: невротизация личности школьников, деформации характера, снижение адаптационных возможностей, повышение риска хронических и инфекционных заболеваний, формирование беспечного отношения к своему здоровью, снижение иммунитета, снижение мотивации к обучению.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии не являются альтернативой всем другим педагогическим технологиям. Главное их отличие в том, что они реализуют приоритет заботы о здоровье школьников и педагогов в конструктивной деятельности. Новизна моего опыта связана с попыткой создания системы оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся начальной школы.

- наличие теоретической базы опыта:

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 75% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

В основе организации жизнедеятельности начальной школы, работающей в рамках здоровьесберегающих технологий, заложены следующие принципы:

- принцип демократичности и гуманности предполагает с самого начала обучения в рамках еще предшкольной подготовки введение каждого ребенка в возрастной коллектив и привитие навыков бесконфликтного поведения с взрослыми и сверстниками. Данный принцип реализуется через игровые технологии, приоритетом индивидуального подхода, гуманистической направленностью содержания (Ш.А.Амонашвили,).

- принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик

 - принцип личностно-ориентированного подхода.

- принцип научности и развивающий характер обучения: логическая структура учебного материала имеет в своей основе логику науки, при этом обучение признается ведущей движущей силой развития ребенка (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, Б.Д.Эльконин, В.В.Давыдов).

- принцип природосообразности: любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание  и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, ее глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведет к формированию у ребенка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его (Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци).

- ведущая педагогическая идея:

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - создать  среду, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью,  научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В процессе обучения и внеклассной работы происходит и воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

 Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.

- оптимальность и эффективность средств:

 Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому сложно требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока,  необходимо переключение с одного вида деятельности на другой,  изменение позы ребенка. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения и проводятся физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением.

В состав упражнений для физкультминуток обычно включаются:

-упражнения по формированию осанки,

-упражнения по укреплению зрения,

-упражнения по укрепления мышц рук,

-упражнения для позвоночника,

-упражнения для ног,

Большое внимание уделяется выбору места учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимается во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Каждый месяц дети пересаживаются. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски; во-вторых, обеспечивает более равномерные условия освещения.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока, показателем которой являются:

-объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе;

-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

.  Я считаю, урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок,  уместных остроумных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток.

Особое внимание уделяется работе, требующей повышенной зоркости, зрительного внимания, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. И чтобы этого не произошло, регулярно выполняются элементы зрительной гимнастики.

В концепции здоровьесберегающего обучения можно выделить следующие составляющие:

-организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий;

-игровые технологии;

-веселые физкультминутки на уроках в начальной школе;

-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;

-дыхательная гимнастика;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-взаимодействие с семьей в формировании у детей стремления вести здорового образа жизни.

В своей деятельности я использую образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Основной принцип преподавания – это истинное уважение к личности ученика. На уроке создаётся атмосфера радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, такие, как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и, как следствие, уровень психологического здоровья.

На своих уроках я применяю  прием взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы..

Технологии развивающего обучения Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. На уроках использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Иногда детям предлагается самим сделать выбор, какое по уровню сложности задание выбрать.

Одним из главных условий формирования здоровьесберегающей среды является творческий характер образовательного процесса, я считаю, что  включение ученика, учителя в творческий процесс способствует всестороннему развитию личности, формирует его успешность, а, следовательно, снижает его утомляемость, и, как следствие, ведет к сохранению его здоровья.  Исходя из этого,  применяю различные формы проведения уроков.

    Своим девизом считаю  слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультминутки. Я считаю, что физминутка помогает  ученикам быть жизнерадостными, активными, любознательным

- результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):

        Работа по здоровьесбережению в нашей школе и в моем классе в частности  не ограничивается рамками уроков. Она получает только положительные отзывы учащихся и их родителей, что подтверждает их активное участие в мероприятиях, проводимых в  классе: спортивная суббота, веселые старты, спортивно-игровой праздник «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»,  внеклассное мероприятие «В гостях у Витамина Витаминовича», конкурсы рисунков, стихов, газет.  Особое место отводится проведению «семейных» праздников, например,  соревнования «Здоровая семья – здоровая Россия»,  праздничная программа «Самый классный папа». Во все мероприятия включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно формировать основы правильного поведения.

- возможность тиражирования:

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; заседаниях методических объединений учителей школы. Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...