Программа внеурочной деятельности "Кем быть?"
методическая разработка (1 класс) по теме

Мазурова Наталья Геннадьевна

Программа рассчитана на 4 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kem_byt.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе «Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников», автор Д.В. Григорьев, П.В. Степанов; Москва. – Просвещение, 2011 год.

Направление программы – социальное.

Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста  7-10 лет

Сроки реализации: 4 года.

1класс - 33часа; 2 класс - 34часа.;3 класс - 34часа; 4 класс - 34 часа.

 Итого-135 часов.

Продолжительность занятий 30 мин.

Направленность программы «Кем быть?» является социальной, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

  Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности учащегося применительно к рассматриваемой профессии

Актуальность. Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит  увлекательная и сложная задача:  определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.

Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи программы:

  • формировать положительное отношение к труду и людям труда  
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
  • содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией

Общая характеристика программы «Кем быть?»

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» состоит из четырёх модулей:  

Первый модуль 1 класс «Путешествие в мир профессий»: формирование знаний о труде, понимание значения труда для   жизни общества и каждого человека

Второй модуль  2 класс «Профессии, связанные с творчеством»: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией

Третий модуль 3 класс «Профессии, связанные с наукой»: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах  профессий;

Четвёртый модуль 4 класс «Все профессии важны, все профессии нужны»: расширение и углубление знаний о всех типах профессий.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью. Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению  «Кем быть?» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией   детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Формы и методы работы обучения учащихся очень разнообразны:

  • тематические занятия
  • практические занятия
  • беседы
  • конкурсы
  • соревнования
  • викторины  
  • настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры
  • экскурсии
  • демонстрация фильмов и видеороликов

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Кем быть?»

В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

  • когнитивные – знания о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.        
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Первый уровень результатов (1-й класс)  – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий

  Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)

   Третий уровень результатов (4-й класс)  – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.

     Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать  диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)

Итоги учёта знаний, умений, овладения учащимися  универсальных учебных действий подводятся посредством  листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.


Тематическое планирование

 первого модуля «Путешествие в мир профессий»

№ п/п

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Раздел. 1. Введение в мир профессий

4

1

Зачем человек трудится?

1

2

Мир интересных профессий.

1

3

Кем я хочу стать?

1

Раздел. 2. Профессии в школе

3

4

Профессия - учитель

1

5

Профессия - воспитатель

6

Советы психолога

7

Как помогает логопед

8

Профессия - библиотекарь

1

 Раздел. 3. Профессии, вокруг нас

21

9

Садовник, дворник

1

10

Мастер-цветовод

1

11

Продавец

1

12

Почтальон

1

Раздел. 4. Профессии,которые нас охраняют

13

Охранник

1

14

Полицейский

1

15

Пожарный

1

16

Военный

1

17

Адвокат

1

18

Профессия «Следователь»

1

19

Следствие ведут первоклассники!

1

20

Разведчик

1

21

Лётчик

1

22

Водолаз

1

Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат

1

23

Врач скорой помощи

1

24

Детский врач

1

25

Зубной врач

1

26

Кто лечит глаза.

1

27

Что видит Ортопед.

1

Раздел. 6. Профессии моих родителей

3

28

Профессии  в моей семье

1

29

Семейные династии

1

30

Моя мама

31

Няня

Раздел. 7. Подведение итогов изучения программы

2

32

Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

33

Итоговая конференция «Мир профессий»

1


Материально-техническое обеспечение программы первый  модуль

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Кол-во

   

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

            Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

   Список литературы для учащихся 1 класса

Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.

Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

Список литературы для учителя

первый модуль

  1. Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.
  2. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.
  4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
  5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
  6. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст]  / Ю. Дмитриев. -  СП «Юнисам»,1985.
  7. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
  8. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. -  Ярославль, 2003.
  9. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова.  -  Новосибирск, 1994
  10.  Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  11.  Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
  12.  Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач,  С.В.  Турыгина. -  Ярославль, 2004.  
  13.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.  -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  14.  Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
  15.  Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н.  Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
  16.  Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
  17.  Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
  18.  Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия,  2 класс [Текст]: учеб, пособие /  Л. Н.  Яровая, О.Е. Жиренко. -  М: «Вако», 2004


2

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

15

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с тематикой

15

3

Технические средства обучения

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

1

2

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

1

3

Интерактивная доска. Марка – SMART Board, модель – 480iv

1

4

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для учителя). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

1

5

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для ученика). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

13

6

Программное обеспечение удалённого администрирования компьютеров Netor School

14

7

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования. Марка – AquaCart

1

8

Точка беспроводного доступа. Марка –D-Iink , модель DIR – 628

1

9

Наушники с микрофоном. Марка -  Genius, модель – HS-03N

26

10

Проектор мультимедийный. Марка – SMART, модель – V25

1

11

Система тестирования и сохранения качества знаний обучающихся. Марка - VOTUM, модель – 26

26

12

Многофункциональное устройство (монохромный копир, принтер, цветной сканер, факс). Марка – XEROX, модель - WorkCentre

1

13

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

4

Игры и игрушки

1

Настольные развивающие игры

1

2

Лото

1

3

Куклы, мягкие игрушки

1

4

Колокольчик

1

5

Оборудование класса

1

Ученические столы

14

2

Стол учительский с тумбой

1

3

Стол компьютерный

1

4

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

2

5

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала

2


 Тематическое планирование

второго модуля «Профессии, связанные с творчеством»

№ п/п

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Мы построим новый дом

1

2

Кто такой  - дизайнер

1

3

Самый классный -  классный уголок

1

4

Как составить букет

1

5

Фигурки из цветов

1

6

Кто такой скульптор

1

7

Лепка из глины

1

8

Маленькие фея. Как придумать аромат

1

9

Кто шьёт новую одежду.  В гости на швейную фабрику, ателье

1

10

Вкусная профессия. Кто готовит нам обед

1

11

Моя мама - парикмахер

1

12

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам

1

13

Кто украшает книжку.

1

14

Рисуем  сказку. Компьютерная иллюстрация

1

15

Кто рисует картины

1

16

Художники -  детям

1

17

Когда возникла музыка. Музыканты оркестра

1

18

Кто сочиняет музыку

1

19

Композиторы – детям

1

20

Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра

1

21

Как стать писателем. Проба пера

1

22

Писатели – детям

1

23

Как рождаются стихи. Про поэтов.

1

24

Поэты – детям

1

25

Профессия - режиссёр

1

26

Кукольный театр. Сыграем пьесу.

1

27

Я хочу танцевать. Как стать танцором

1

28

Кто придумывает танцы

1

29

Танцевальная жемчужина.

1

30

Кто пишет статьи в газету

1

31

Репортаж с места событий

1

32

Что делает фотограф

1

33

Фотография  другу

1

34

Итоговое повторение

1

Материально-техническое обеспечение программы второй модуль

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

   

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

            Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

   Список литературы для учащихся 1 класса

Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.

Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

Список литературы для учителя

первый модуль

  1. Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.
  2. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.
  4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
  5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
  6. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст]  / Ю. Дмитриев. -  СП «Юнисам»,1985.
  7. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
  8. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. -  Ярославль, 2003.
  9. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова.  -  Новосибирск, 1994
  10.  Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  11.  Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
  12.  Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач,  С.В.  Турыгина. -  Ярославль, 2004.  
  13.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.  -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  14.  Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
  15.  Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н.  Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
  16.  Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
  17.  Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
  18.  Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия,  2 класс [Текст]: учеб, пособие /  Л. Н.  Яровая, О.Е. Жиренко. -  М: «Вако», 2004

2

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с тематикой

3

Технические средства обучения

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

2

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

3

Интерактивная доска. Марка – SMART Board, модель – 480iv

4

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для учителя). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

5

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для ученика). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

6

Программное обеспечение удалённого администрирования компьютеров Netor School

7

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования. Марка – AquaCart

8

Точка беспроводного доступа. Марка –D-Iink , модель DIR – 628

9

Наушники с микрофоном. Марка -  Genius, модель – HS-03N

10

Проектор мультимедийный. Марка – SMART, модель – V25

11

Система тестирования и сохранения качества знаний обучающихся. Марка - VOTUM, модель – 26

12

Многофункциональное устройство (монохромный копир, принтер, цветной сканер, факс). Марка – XEROX, модель - WorkCentre

13

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

4

Игры и игрушки

1

Настольные развивающие игры

2

Лото

3

Куклы, мягкие игрушки

4

Колокольчик

5

Оборудование класса

1

Ученические столы

2

Стол учительский с тумбой

3

Стол компьютерный

4

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала


Тематическое планирование

третьего модуля «Профессии, связанные с наукой»

№ п/п

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Все профессии важны, все профессии нужны.

1

2

Кто такой астроном?

1

3

Профессии в школе

1

4

Кто изобрел велосипед?

1

5

Кто построил новый дом?

1

6

Проектируем дом.

1

7

Кто работает в аптеке?

1

8

Здоровый образ жизни.

1

9

Правила здорового питания.

1

10

Гигиена – прежде всего!

1

11

Кто занимается раскопками?

1

12

Чем занимается агроном?

1

13

Изучаем почву.

1

14

Кто такой академик.

1

15

Химик.

1

16

Ставим опыты.

1

17

О профессии физика.

1

18

О профессиях точных наук.

1

19

Кто изучает подземные воды?

1

20

Профессия «историк».

1

21

О профессии филолога.

1

22

Кто такой эколог?

1

23

Кто такой инженер?

1

24

Типы профессий.

1

25

О профессии биолога.

1

26

Профессия зоолог.

1

27

Составляем научно-популярный рассказ о животном.

1

28

О профессии орнитолога.

1

29

Океанолог.

1

30

Составление доклада о птицах или морских животных.

1

31

Профессия метеоролог.

1

32

Составляем прогноз погоды.

1

33, 34

Итоговое повторение

2


Материально-техническое обеспечение программы третий модуль

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

   

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

            Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

   Список литературы для учащихся 1 класса

Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.

Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

Список литературы для учителя

первый модуль

Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.

Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.

  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
  2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
  3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст]  / Ю. Дмитриев. -  СП «Юнисам»,1985.
  4. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
  5. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. -  Ярославль, 2003.
  6. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова.  -  Новосибирск, 1994
  7.  Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  8.  Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
  9.  Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач,  С.В.  Турыгина. -  Ярославль, 2004.  
  10.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.  -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  11.  Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
  12.  Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н.  Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
  13.  Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
  14.  Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
  15.  Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия,  2 класс [Текст]: учеб, пособие /  Л. Н.  Яровая, О.Е. Жиренко. -  М: «Вако», 2004

2

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с тематикой

3

Технические средства обучения

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

2

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

3

Интерактивная доска. Марка – SMART Board, модель – 480iv

4

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для учителя). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

5

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для ученика). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

6

Программное обеспечение удалённого администрирования компьютеров Netor School

7

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования. Марка – AquaCart

8

Точка беспроводного доступа. Марка –D-Iink , модель DIR – 628

9

Наушники с микрофоном. Марка -  Genius, модель – HS-03N

10

Проектор мультимедийный. Марка – SMART, модель – V25

11

Система тестирования и сохранения качества знаний обучающихся. Марка - VOTUM, модель – 26

12

Многофункциональное устройство (монохромный копир, принтер, цветной сканер, факс). Марка – XEROX, модель – WorkCentre

13

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

4

Игры и игрушки

1

Настольные развивающие игры

2

Лото

3

Куклы, мягкие игрушки

4

Колокольчик

5

Оборудование класса

1

Ученические столы

2

Стол учительский с тумбой

3

Стол компьютерный

4

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала


Тематическое планирование

четвертого модуля «Все профессии, важны, все профессии нужны»

№ п/п

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Развивающее занятие: «повар».

1

2

Познавательная игра «Русская хозяюшка».

1

3

Урок-аукцион «Скатерть-самобранка».

1

4

Интерактивная экскурсия в кондитерский цех.

1

5

Экскурсия в школьную столовую.

1

6

Пробуем себя в роли кулинаров.

1

7

Презентация проекта «Осенние посиделки».

1

8

Презентация проекта «Осенние посиделки».

1

9

Развивающее занятие «Сказочный мир подводного царства».

0,5

0,5

10

Развивающее занятие «По заповедным местам Кавказа»

0,5

0,5

11

Экскурсия по родному краю.

0,5

0,5

12

Экскурсия в городскую библиотеку.

1

13

КТД «Мой четвероногий друг».

1

14

КТД «Мой четвероногий друг».

1

15

Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы».

1

16

Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы».

1

17

Развивающее занятие «Профессия водителя»

1

18

Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени»

1

19,20

Интерактивная экскурсия на Волжский автомобильный завод.

2

21

КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель).

1

22

КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель).

1

23

Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века».

1

24

Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века».

1

25

Развивающее занятие «профессия строителя».

0,5

0,5

26

Викторина «Мой край».

1

27

Урок-путешествие «Самарская область – мой край родной».

1

28

Урок-путешествие «Достопримечательности Самарской области».

1

29

КТД Макет «Город будущего».

1

30,31

КТД Макет «Город будущего».

1

32-34

Презентация проекта «Город будущего».

1


Материально-техническое обеспечение программы четвертый модуль

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

   

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

            Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

   Список литературы для учащихся 1 класса

Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.

Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

Список литературы для учителя

первый модуль

Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.

Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.

  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
  2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
  3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст]  / Ю. Дмитриев. -  СП «Юнисам»,1985.
  4. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
  5. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. -  Ярославль, 2003.
  6. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова.  -  Новосибирск, 1994
  7.  Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  8.  Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
  9.  Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач,  С.В.  Турыгина. -  Ярославль, 2004.  
  10.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.  -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  11.  Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
  12.  Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н.  Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
  13.  Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
  14.  Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
  15.  Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия,  2 класс [Текст]: учеб, пособие /  Л. Н.  Яровая, О.Е. Жиренко. -  М: «Вако», 2004

2

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с тематикой

3

Технические средства обучения

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

2

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

3

Интерактивная доска. Марка – SMART Board, модель – 480iv

4

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для учителя). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

5

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для ученика). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

6

Программное обеспечение удалённого администрирования компьютеров Netor School

7

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования. Марка – AquaCart

8

Точка беспроводного доступа. Марка –D-Iink , модель DIR – 628

9

Наушники с микрофоном. Марка -  Genius, модель – HS-03N

10

Проектор мультимедийный. Марка – SMART, модель – V25

11

Система тестирования и сохранения качества знаний обучающихся. Марка - VOTUM, модель – 26

12

Многофункциональное устройство (монохромный копир, принтер, цветной сканер, факс). Марка – XEROX, модель – WorkCentre

13

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

4

Игры и игрушки

1

Настольные развивающие игры

2

Лото

3

Куклы, мягкие игрушки

4

Колокольчик

5

Оборудование класса

1

Ученические столы

2

Стол учительский с тумбой

3

Стол компьютерный

4

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала


Используемая литература:

  1. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Кассные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.
  2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008 г
  3. Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В. /: Москва, «Гардарика» 1998г.
  4. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  5. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  6. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
  7. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»: Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

                                                                                            


Материально-техническое обеспечение программы третий модуль

№ п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

   

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

            Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

   Список литературы для учащихся 1 класса

Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.

Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

Список литературы для учителя

первый модуль

Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.

Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.

  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
  2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
  3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст]  / Ю. Дмитриев. -  СП «Юнисам»,1985.
  4. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
  5. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. -  Ярославль, 2003.
  6. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова.  -  Новосибирск, 1994
  7.  Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  8.  Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
  9.  Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач,  С.В.  Турыгина. -  Ярославль, 2004.  
  10.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.  -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  11.  Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
  12.  Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н.  Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
  13.  Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
  14.  Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
  15.  Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия,  2 класс [Текст]: учеб, пособие /  Л. Н.  Яровая, О.Е. Жиренко. -  М: «Вако», 2004

2

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с тематикой

3

Технические средства обучения

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

2

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

3

Интерактивная доска. Марка – SMART Board, модель – 480iv

4

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для учителя). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

5

Компьютер портативный (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением (для ученика). Марка – Aquarius, модель – Стр. NS725

6

Программное обеспечение удалённого администрирования компьютеров Netor School

7

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования. Марка – AquaCart

8

Точка беспроводного доступа. Марка –D-Iink , модель DIR – 628

9

Наушники с микрофоном. Марка -  Genius, модель – HS-03N

10

Проектор мультимедийный. Марка – SMART, модель – V25

11

Система тестирования и сохранения качества знаний обучающихся. Марка - VOTUM, модель – 26

12

Многофункциональное устройство (монохромный копир, принтер, цветной сканер, факс). Марка – XEROX, модель – WorkCentre

13

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

4

Игры и игрушки

1

Настольные развивающие игры

2

Лото

3

Куклы, мягкие игрушки

4

Колокольчик

5

Оборудование класса

1

Ученические столы

2

Стол учительский с тумбой

3

Стол компьютерный

4

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала


Используемая литература:

  1. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Кассные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.
  2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008 г
  3. Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В. /: Москва, «Гардарика» 1998г.
  4. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  5. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  6. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
  7. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»: Издательский дом «Первое сентября», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...