Урок ОРКСЭ по теме "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Серкова Елена Евгеньевна

Это урок и презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло". Урок ОРКСЭ - это новая дисциплина для начальной школы, но очень нужная и перспективная. Надеюсь, что моя разработка урока понравится и пригодится коллегам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы светской этики

Урок «Добро и зло» (1-ый урок из 2-х уроков по этой теме)

Серкова Елена Евгеньевна

учитель начальных классов

ГБОУ школа № 83

Выборгского района

Г.Санкт-Петербурга

Цель урока: формирование у учащихся понятий, что есть добро и зло, нравственных и моральных ориентиров;

Формиррование внутренней потребности прогнозировать собственные поступки.

Задачи урока:

Образовательные:

- Выработать понимание терминов «Добро» и «Зло»

- Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

- Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

- Развивать чувство уважения друг к другу;

- Развивать желание у ребят делать бескорыстные поступки по отношению друг к другу и к людям вообще.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.

Предполагаемый результат:

- Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»;

- Умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам;

- Ученики пособны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;

- Умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя:                                                                                           

- Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай: в последний день масленичной недели , в «прощёное воскресенье», прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, что этими действиями, человек, как бы сбрасывает  с себя тяжелый  груз обид, горестей бед, очищая тем самым свою душу, наполняя ее добротой и любовью.

(На интерактивной доске: «Жизнь дана на добрые дела»)

- Ребята прочтите предложение на доске, как вы думаете, что это?

- А что такое пословица?

- Объясните как вы понимаете смысл данной пословицы?

2. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос : что такое добро, и что такое зло; и как они влияют на окружающий мир и общество?

Ребята толковый словарь С.И.Ожегова так определяет:

(На интерактивной доске слайд «Добро»)

 «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

- Ребята, как вы это понимаете?

(На интерактивной доске слайд «зло»)

«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

3. Работа с учебником

-Давайте заглянем в учебник и узнаем, как наш учебник определяет, что такое Добро и Зло?

-Как вы думаете, ребята, чем отличаются и чем похожи определения Добра и Зла в нашем учебнике и в словаре С.И.Ожегова? (Идёт обсуждение…)

4.Путешествие по маршруту Добра

- Сейчас мы с вами совершим путешествие по маршруту Добра, и сделаем 3 остановки.

1 остановка

На интерактивной  доске:  «Добрые слова»

- В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова.

- Для чего они нужны людям?

- Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим. Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость, то добрыми словами можно его поздравить.    А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить. Давайте их вспомним и назовём... (Дети называют добрые слова…)

Вывод:  Говорите друг другу как можно больше добрых слов. Не стесняйтесь, говорить добрые слова. Не скупитесь говорить волшебные слова.

2 остановка

На доске: «Добрые мысли»

- Вспомните, ребята, какие добрые и хорошие мысли приходили вам в голову вчера или сегодня...

- Почему, при каких обстоятельствах? С кем были связаны эти мысли? Расскажите поподробнее…

Вывод:   В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли!

3 остановка

На доске: «Добрые поступки»

- А теперь расскажите мне о добрых делах, которые вы сделали или очень хотели сделать?

- Вы совершали добрые поступки, чтобы получить награду или похвалу?

Вывод: Добрые поступки нужно совершать бескорыстно, а не с расчётом на выгоду или награду.

5. Беседа с детьми

– А вы часто требуете от друзей, спрашивая при этом: «Ты мне настоящий друг?»                          «Дай списать. А то я  забыл сделать домашнее задание». Как поступит друг? Он даст списать? (ответы детей, рассуждаем, разбираем все детали.)

Вывод: Нужно не делать все за друга, а добро состоит в том, чтобы помочь другу самому делать задания. Не пройти мимо, а поддержать его в трудную минуту, направит на путь истинный. Подсказать правильный выход, иногда бывает достаточно доброго слова.

6.Правила доброты: (Записываем в тетрадки, добавляем все вместе свои правила доброты…)

-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;

-Прощать ошибки других;

-Не жадничать;

-Не завидовать;

-Жалеть друг друга; ………….                                                                                                                      

Вспомните «золотое правило морали»?

-Золотое правило морали:  «Не делай зла, получишь добро. Относись к людям так, как хотелось, чтобы так относились к тебе.» (записываем в тетрадь) (презентация, иллюстрация № 8)

7.Рефлексия. «Зло»

Закройте глаза и попробуйте представить себе, как выглядит зло.  Изобразите зло на бумаге….. А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

Вывод: Встречаться со злом, жестокостью - страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните это и творите добро!

Ребята, спасибо вам большое  за наше сегодняшнее общение. Вы очень  порадовали меня своими ответами. Я вижу какие вы доброжелательные. Творите Добро, спешите делать Добро!

(На доске слайд № 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОБРО и зло

Слайд 2

«Жизнь дана на добрые дела.»

Слайд 3

«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то, что предотвращает вражду.» С. И. Ожегов

Слайд 4

«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастие, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.» С. И. Ожегов

Слайд 6

Первая остановка «Добрые слова»

Слайд 7

Вторая остановка «Добрые мысли»

Слайд 8

Третья остановка «Добрые поступки»

Слайд 9

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

Слайд 10

Добро – словно солнечный лучик! Согреет – и всё расцветёт. Оно, как невидимый ключик От дверцы, где радость живёт! А зло – это чёрные тучи. Друзей нет, как их не зови. Со злом не встречаться вам лучше. Желаю добра и любви!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...