Традиции празднования праздника Светлой Пасхи у русского народа
творческая работа учащихся (3 класс) по теме

Урлапова Ольга Ивановна
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ СВЯТОЙ ПАСХИ У РУССКОГО НАРОДА» Ученицы 3 «А» класса гимназии № 44 г. Новокузнецка. В нашей жизни, в настоящее время, существует множество разнообразных праздников и традиций. Все они имеют свою историю. Но как часто справляя тот или иной праздник, кроме даты его празднования мы незнаем о нем, ни чего. Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «прехождение, избавление». Цель работы:Исследовать истоки зарождения Великого Библейского праздника Пасхи. Задачи: выяснить каковы различия празднования праздника в древней Руси и в современной России; установить параллель между традициями русского народаи народами других стран и религий;выяснить придерживаются ли исторических традиций в праздновании Пасхи в современных Российских семьях. Предмет исследования: традиции празднования Пасхи Глава 1. Истоки празднования праздника Великой Пасхи. Знакомит нас с легендами и библейскими историями, лежащими в основе празднования Великого праздника. Глава 2. Традиции празднования Светлой Пасхи на Руси. Эта глава рассказывает о традициях празднования Пасхи у русского народа, о их интеграции с языческими традициями древнего народа. ГЛАВА 3. Способы изготовления декоративных атрибутов праздника Пасхи. Рассказывает о разных способах окраски празднечных яиц. А также о произведениях искусства, связанных с данным праздником. ГЛАВА 4. Исследование празднования Светлой Пасхи в современной российской семье. В данной главе описывается исследование, проведенное на основе подготовленного материала и результатах этого исследования, проведенного в гимназии № 44 г. Новокузнецка и КузГПА г. Новокузнецка. Стоит заметить, что, в настоящее время, все больше и больше людей обращаются к традициям своего народа, веры. Из наблюдений видно, что немалую часть из них занимает молодежь. Давно известна истина о том, что если народ не помнит своих корней, то он обречен на вымирание. А разве традиции народа, это не корни его? Следовательно, их возрождение - это верная дорога к возрождению Русского народа, как великой нации!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc778.5 КБ
Office presentation icon paskha_slaydshou1.ppt870 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная научно-практическая конференция

 «Мир глазами детей» (1-4 кл.)

Традиции празднования праздника

Светлой Пасхи у русского народа

       Выполнила: Богина Ульяна Андреевна,        

            ученица 3 «А» класса, НМОУ «Гимназия44»                           

       Руководитель:Урлапова Ольга Ивановна, 

                почетный работник общего образования РФ,

           учитель высшей категории, начальные классы,

                                                          НМОУ  «Гимназия44»                                                                                    

                                                     

                                                            г. Новокузнецк, 2012г.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.      Истоки празднования праздника Великой Пасхи

3

1.1. Легенды и Библейские рассказы, давшие начало празднования Великой Пасхи

3

1.2. Языческие традиции русского народа, интегрированные в празднование Светлой Пасхи.

5

ГЛАВА 2.     Традиции празднования Светлой Пасхи на Руси.

5

2.1. Празднование Пасхи со времен крещения Руси.

5

2.2. Аналогия некоторых традиций празднования Светлой Пасхи у других народов мира.

9

ГЛАВА 3.    Способы изготовления декоративных атрибутов  

                  праздника Пасхи.

3.1 Способы раскрашивания пасхального яйца.                                                                

3.2 Изготовление декоративных Пасхальных яиц.

10

10

11

ГЛАВА 4.   Исследование празднования Светлой Пасхи в  

               современной российской семье.

14

Приложение. Иллюстрации

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

22


ВВЕДЕНИЕ.

В нашей жизни, в настоящее время, существует множество разнообразных праздников и традиций. Все они имеют свою историю. Но как часто справляя тот или иной праздник, кроме даты его празднования мы не знаем о нем, ничего. А ведь у каждого праздника своя богатая история. Иногда даже, в современном   мире праздники, трактуются совсем не так, как они зарождались. Современный человек, не зная историю праздника, не имеет возможности прочувствовать и понять до конца глубину этого таинства. Сколько замечательных праздников принято сегодня отмечать в нашем современном мире! Особенно популярными стали традиции, пришедшие к нам совсем недавно. Мы веселимся на Хэллоуин, дарим друг другу «валентинки» 14 февраля,  танцуем под волынку на День Святого Патрика. Прекрасно! Но что мы знаем про эти праздники? Только то, что они пришли к нам из далеких стран…Однако к русской культуре праздники эти не имеют никакого отношение. Яркий пример «незнания или частичного забытия» традиций – празднование Великой Пасхи. Такой древний наш праздник, как Пасха, за годы Советской власти ужался до крашеных яиц с куличом. Приобретать чужое – это неплохо, но вряд ли стоит при этом забывать свое. В дореволюционной России Пасха была главным праздником года и отмечалась шире, чем даже Рождество. Ее называли «Праздником из Праздников и Торжеством из Торжеств. Действительно, главным атрибутом этого великого праздника были и остаются окрашенные яйца. Но в настоящее время восприятие этой традиции приняла другой оттенок, отличный от исконного. Даже банальное крашение яиц, имеет давнюю историю и свои правила.

Цель работы:

Исследовать истоки зарождения Великого Библейского праздника Пасхи.

Задачи:

  1. Выяснить: каковы различия празднования праздника в древней Руси и в современной России.
  2. Установить параллель между традициями русского народа и народами других стран и религий.
  3. Выяснить: придерживаются ли исторических традиций в праздновании Пасхи в современных российских семьях.

Предмет исследования: традиции празднования Пасхи

ГЛАВА 1.

Истоки празднования праздника Великой Пасхи

1.1 Легенды и Библейские рассказы, давшие начало празднования Великой Пасхи.

 

Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении своих предков от египетского рабства. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление всего человечества через Христа от власти дьявола, победу над смертью и дарование нам вечной жизни с Богом.

о

По важности благодеяний, полученных нами через воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств.

Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

Почему же именно яйцо вошло в христианский обряд?

Многие народы считали, что яйцо символизирует тайну жизни, его первооснову. Символика пасхального яйца - еще шире. Яйцо - одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из "неживого" яйца рождается живое существо... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения. Поэтому яйцо стало пасхальным символом.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия – семя бытия и его тайну. Яйцо – общечеловеческий символ сотворения мира и созидания – упоминается и в индийских “Ведах" (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются “дважды рожденными", так как вылупливание из яйца означает второе рождение.

Сейчас уже практически не возможно понять где историческая правда, где вымысел народа, а где просто дань традициям. Даже самое обыкновенное яичко, становясь цветным на праздничном Пасхальном столе несет в себе огромную историческую информацию. Согласно одной из них, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок. Когда Христа сняли с креста и положили в гроб, верующие собрали Его слезы и поделили их между собой. А когда пронеслась радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга словами: "Христос воскрес!", и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы. После Воскресения обычай этот строго соблюдается первыми христианами, и знамение величайшего чуда - слезы-яйца - строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого Воскресения. Позднее, когда люди стали больше грешить, Христовы слезы растаяли и унеслись вместе с ручьями и реками в море, окрасив в кровавый цвет морские волны... Но сам обычай пасхальных яиц сохранился и после того... Есть еще легенда, переходящая из уст в уста народные: Иисус Христос, будучи ребенком, любил кур, охотно играл с ними и кормил их. И Богоматерь, чтобы доставить Ему удовольствие, разрисовывала куриные яйца и дарила их Ему в качестве игрушек. Когда начался над Христом суд, Матерь Божия отправилась к Пилату и, чтобы умилостивить его, принесла ему в дар разрисованные с величайшим искусством яйца. Она положила их в свой передник и, когда пала перед Пилатом ниц, умоляя о Сыне, яйца выкатились из передника и покатились по всему свету... С тех пор они служат для нас воспоминанием о страданиях Христовых и о последовавшем вслед за тем Его Воскресением. Исторически традиция одного праздника объединяет множество разных народов. Одна из легенд объясняет обычай красить яйца таким случаем из жизни римского императора Марка Аврелия (121-180 гг.н.э.). В день, когда он родился, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. "Счастливое предзнаменование" было истолковано как рождение будущего императора. С 224 г. у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет символизирует кровь Христа. Согласно другой легенде, после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: " Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет". И в тот же миг яйца изменили свой цвет, а курица ожила.

Обычай дарения крашеных яиц связывают еще с таким эпизодом: Мария Магдалина начала проповедь в Риме с того, что преподнесла императору Тиберию красное яйцо со словами: "Христос воскресе".

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!". По рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина первая подала верующим пример этого радостного дароприношения.

1.2 Языческие традиции русского народа, интегрированные в празднование Светлой Пасхи.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц... На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали яйцо и берегли эти семена для посева.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.
У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова. Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни.

Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, "и млад и стар", готовятся с радостию встретить "праздников праздник и торжество из торжеств" - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля (по старому календарю), в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях России день Воскресения Христова называется великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника, поэтому равняется семи обыкновенным дням. Ночь великой субботы представляет чудное, величественное зрелище, как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда спешат через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и опоздалые, попасть в переполненный уже народом храм располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

ГЛАВА 2.

Традиции празднования Светлой Пасхи на Руси.

2.1 Празднование Пасхи со времен крещения Руси.

Светлый праздник Пасхи издревле почитался на Руси как день всеобщего равенства, любви и милосердия. Перед Пасхой пекли куличи, делали пасхи, мыли, убирали, чистили. Молодёжь и дети старались приготовить к Великому дню как можно лучше и красивее раскрашенные яйца. На Пасху люди приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!», трижды целовались и одаривали друг друга красивыми пасхальными яйцами. Пасхальные обряды -  широко известны. Большая их часть сохранилась до наших дней - всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, печение куличей, приготовление пасох. Любой древний русский христианский праздник имел своей целью сплочение народа, его объединение, а не только воспоминание той или иной даты в истории. Каждый праздник учил ЧЕЛОВЕКА чему либо. А Пасха- в первую очередь. Особенностью Пасхального празднества считалось искренне совершение добрых дел. Чем больше человеческих поступков совершалось, тем от большего количества душевных грехов можно было избавиться.

     рис.1

Празднование Пасхи начинается с Пасхального Богослужения, которое проходит в ночь с субботы на воскресенье. Пасхальное Богослужение отличается величием и необычайною торжественностью. На пасхальную службу верующие берут с собой куличи, крашеные яйца и другую еду – для освящения их во время пасхальной службы. Обряд христосования заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!". Обряд идет еще от тех дней, когда первые христиане, узнав о воскресении Иисуса Христа, радостно передавали эту благую весть и братски целовали друг друга. В "Послании апостола Павла к римлянам" сказано: "Приветствуйте друг друга с целованием святым".

В Москве торжественное Богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии царя, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотные кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование в уста со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками, либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени Государь шел в Архангельский собор "христосоваться с родителями", т.е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался "в уста" со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху, т.е. во дворце, христосовался с боярами, оставшимися "для бережения" царской семьи во время государева выхода в соборы. В золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая всякого рода мастеров, осчастливливал царь своим высоким вниманием, допуская их к руке.

В первый же день св. Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным: "Христос воскрес и для вас" и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и т.п. и присылал яства для разговения: "лучшим по части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части баранье, по части ветчины; а каша из круп грешневых и пироги с яйцами или мясом, что пристойнее. Да на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному". Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в золотой палате Царицыной в это время кормили нищую братию.

Обрядовая сторона Пасхи находит свое отражение в церковной пищевой символике. Традиционный для православной России набор ритуальных блюд включает кулич и творожную пасху. Обычай выпекания пасхальных хлебов-куличей восходит к обряду празднования Пасхи древними кочевыми семитскими племенами, когда приготовлялись пресные лепешки - маца. Маца легла в основу выпечки христианами пасхального хлеба, но из квашеного теста, что явилось составной частью обрядового размежевания ветхозаветной и новозаветной Пасхи.

Очень колоритно справляли этот Великий праздник в русских деревнях. После праздничного богослужения множество деревенской детворы разного возраста собирались на пологом пригорке с туесками и узелками, в которых находились крашенные яйца. Забава заключалась в том, чтобы катнуть яйцо дальше всех, а если оно, столкнувшись с другими яйцами на своем пути еще и окажется невредимым в конце своего пути, то    радости ребенка не было предела

.  рис.2

Это было целое искусство. В этот день ребенок был настоящим героем. Такие традиции собирают до сих пор люди, исследующие житие простого народа на Руси. Эта информация передается из поколения в поколение. И если просто, иногда, найти время и побеседовать со своей бабушкой, или хотя бы понаблюдать за её «суетой» перед праздником, то можно многое узнать, многому научиться.

С самим "христосованьем" в Малороссии соединено много суеверий, вроде, например, того, что если на первое приветствие "Христос Воскресе" не ответить "Воистину Воскресе", а задумать какое-либо желание, то оно непременно исполнится. Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любуется восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и природы и людей в возродившейся жизни. В средней полосе России дети поют песенку, обращенную к солнцу: Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, красное, нарядись и т.д. А старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши, чтобы лучше разглядеть, как будет играть и веселиться   красное солнышко.

 рис.3

К празднику Пасхи красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в темные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Люди поздравляли друг друга с Воскресением Христовым, христосовались, обменивались крашеными яйцами и дарили их как символ Пасхи.

В домах и хатах, ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени, накрыт уже стол, уставленный всевозможными яствами для разговения, особенным обилием отличающегося в Малороссии, где плохой хозяин не уставит стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и говорить нечего - нет возможности перечислить все яства и пития, которые украшают пасхальный стол. Как в Рождество, так и в Пасхальную неделю духовенство ходит по домам славить Христа. Мирские люди - парни партиями человек 10-15 с запевалою или "починалыциком" во главе ходят по деревням с волочебными песнями, напоминающими рождественские коляды, и распевают их под окнами, а иногда заходят и в избу с целью угоститься. От хозяев обыкновенно волочебники получают и жареным и вареным или даже деньгами и делят все между участниками хора. Иногда партию волочебников сопровождает музыкант со скрипкою или дудою.

 рис.4

На праздник Пасха, на весь день, накрывали пасхальный стол. Кроме настоящего обилия, пасхальный стол должен был демонстрировать истинную красоту. За ним собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, потому что в пост не принято было ходить в гости. Рассылались открытки дальним родственникам и знакомым.
Пообедав, люди сидели за столами и играли в различные игры, ходили на улицу, поздравляли друг друга. Проводили день весело и празднично.

Пасха празднуется 40 дней – в память о сорокадневном пребывании Христа на земле после воскресения. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой, Светлой неделе ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи. С Пасхи всегда начинались весёлые гуляния молодёжи: качались на качелях, водили хороводы, пели веснянки.

 Христос Воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья, -
Христос Воскрес!

Пообедав, люди сидели за столами, играли в различные игры, ходили на улицу, поздравляли друг друга. Проводили день весело и празднично.
С Пасхи всегда начинались весёлые гуляния молодёжи: качались на качелях, водили хороводы, пели веснянки.

Красное яичко создало вокруг себя в нашем народе множество разного рода поверий и суеверий. Первому пасхальному яйцу, полученному при христосовании, приписывали охранные свойства: способность останавливать пламя во время пожара, предохранять имущество от воров. Считали, что если первое яйцо не испортится, то год пройдет благополучно.  И это не единственная примета, сохранившаяся в народе, связанная с Пасхальными яйцами.

По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в огонь освященное яйцо. Перед выгоном скота гладили его пасхальным яйцом, чтобы скотина не болела, и шерсть у нее была гладкой. Умывались водой, в которую опускали крашенку, чтобы быть здоровыми и красивыми. При посеве конопли разбрасывали по полю яичную скорлупу, чтобы лен был белым, как яйцо. Любимой пасхальной забавой являлось катание яиц с бугорочка или специального лотка. Если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом, катая его по углам двора, то можно выгнать нечистую силу.

Если и дальше исследовать мировую историческую литературу, то можно встретить еще множество примет, легенд, поверий, связанных с крашенными яйцами.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни.


2.2 Аналогия некоторых традиций празднования Светлой Пасхи у других народов мира.

Интересно заметить, что традиция разукрашивать яйца существует у многих народов, и не только исповедующих христианскую религию. В некоторых племенах экваториальной Африки, старшие женщины племени, в день зимнего солнцестояния окрашивают яйца кур. Для окрашивания они используют природную краску, тем самым, подчеркивая свою принадлежность к природе. Зеленые и красные яйца подкладываются в дома новобрачных, для того, чтобы их дом наполнялся детскими голосами.

А вот в Австралии некоторые племена аборигенов красят яйца страусов прямо на свадьбе. Такой подарок считается очень нужным и желанным. Он символизирует богатство и плодородие будущей семьи. Яйца эти после свадьбы закапываются в хижинах молодоженов. Если семья переезжает, то она должна откопать яйца и перевезти их с собой.

Даже в государстве древних Инков, и то была традиция красить яйца и дарить их друг другу. В день великого праздника дождя и плодородия, люди обменивались раскрашенными в разноцветную полоску яйцами. Яйца принято было дарить только самым лучшим и уважаемым людям и в конце дня становилось ясно, как относятся к тебе окружающие люди. Это было своеобразным мерилом человеческого уважения. Съедать полученные яйца «уважаемый» человек должен был со всей своей большой семьей. А семьи, иногда, жили не в одной деревне, по этому эта трапеза растягивалась на долгие дни.

Древние качевники-бушмены, очень редко видели на своем столе яйца птиц. И по этой причине эта пища была для них дорога во всех смыслах. Если все же яйцо попадало в семью кочевника, то женщины придавали этому событию большое значение. Яйцо разукрашивалось разными красками, в том числе и драгоценной охрой, и украшалось разными травами для подачи на стол. Не каждый человек из числа кочевников мог позволить себе иметь на столе подобное угощение.

        Стоит заметить, что празднование Пасхи, это не только праздник Русского народа. Это Великий праздник всех Христиан. Независимо, какую ветвь этой религии исповедует Христьянин: православный, католик, протестант, этот Великий праздник празднуется в каждой христианской семье в любой части Мира.

        

 ГЛАВА 3.

Способы изготовления декоративных атрибутов праздника Пасхи.

3.1 Способы раскрашивания пасхального яйца.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения 'чудесного Воскресения' распятого на кресте Иисуса Христа. С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.

“Дорого яичко к Христову дню" – так гласит известная русская пословица. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников. Особенным уважением пользуется в народе пасхальное яйцо, полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года.

Ещё в этот праздник принято одаривать друг друга покрашенными яйцами, называемыми в зависимости от способа окраски: расписные – “писанками", крашеные – “крашенками". Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые и обязательно оплодотворенные.

'Писанки", как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и 'писанка' готова. Применяются обычно растительные краски. 'Писанки' имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым 'инструментом". Такие яйца называются 'скробанками'. Писанки - яйца, украшенные сложными рисунками, являются обязательной принадлежностью весенней заклинательной обрядности. Космологический смысл композиции на писанках говорит о том, что яйцо, предназначенное для ритуала, должно было изображать мир в целом, со всеми его земными и небесными разделами.

Царский иконописец армянин Богдан Салтанов в 1675 году поднес Алексею Михайловичу к Пасхе оригинальный дар: 'три блюда - на одном из них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом - семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем - семь курячьих золоченых сильно; а еще ящик за слюдою, а в нем сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками'.

 Наивная крестьянская роспись этих яиц свидетельствует о близости к росписи и орнаментации украинских 'писанок'. Та же языческая символика на яйце - петух, курица, солнце, что является символом возрождения. Размер - близкий к естественному размеру куриного; те же принципы 'оформления'. Таким образом, мы видим, что в изделиях новых художественных центров народного искусства, возникших в XX веке, тесно переплелись христианская и языческая традиции. Изображение и узоры, воспроизводимые на писанках, весьма разнообразны, и возникли еще в древности. Некоторые из этих изображений и узоров свойственны только той или иной местности. Многие из этих изображений столь наивны и так осложнены вплетающимися в них узорами и украшениями, что расшифровка их - дело нелегкое. В каждой местности имелись специалисты по этой части, доведшие свое искусство до совершенства и пользующиеся громкой известностью. Орнаменты и рисунки писанок так разнообразны и характерны, что заслуживали бы отдельного художественного обзора. В них отразились и художественный вкус народа, и его верование, и влияние самых давних веков христианства.

3.2 Изготовление декоративных Пасхальных яиц.

Позднее появились яйца из дерева (их называли “яйчатами"), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Разумеется, речь идет о тех яйцах, что изготавливаются из дерева и камня, стекла, хрусталя и фарфора и предназначены для хранения в “красном углу" – перед иконами и лампадами.

        В 1664 году травщик (то есть художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он привез ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту 'цветными красками разными добрыми травными образцы'. Ученик известного иконописца Сергея Рожкова Иван Петров Маскжов расписывал точеные яйца по двойному золоту. В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. В 1680 году Богдан Салтанов, который писал иконы по тафте, то есть выполнял живопись по ткани с аппликацией для иконостасов кремлевских церквей, поставил ко двору 50 крашеных яиц. В феврале 1690 года ученик Симона Ушакова иконописец Василий Кузьмин и жалованный царский иконописец Никифор Бавыкин расписали 'разными цветными красками' деревянные точеные яйца, сделанные 'против курячьих, утиных и голубиных'. В 1694 году расписывали яйца сыновья выдающегося изографа Оружейной палаты Федора Зубова Иван и Алексей - будущий основоположник русской исторической гравюры.

Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе еще готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яички даже из драгоценных металлов. В изготовлении таких подарков особо преуспела фирма знаменитого Карла Фаберже. Эти подарки сделались изящной роскошью; вместо обыкновенных яиц появились металлические, сахарные, картонные и восковые, растворчатые, убранные блестками и канителью, даже зеркальные яйца, прятавшие в недрах своих разные лепные изображения касаемо до страстей Христовых и, собственно, до Воскресения Его, с разными приличными тому надписями и обстановкою. Роскошь дорогих яиц сделалась даже излишнею. Приготовления подобных яиц перенято православными у католиков, которые так щедры на эффект. У православных, собственно, христово-воскресное яичко есть красное, означающее радость, веселие, для окрашивания его употребляют сандал, луковые перья, разноцветный шелк (под мрамор), издерганные лоскутки разных тканей и пр. Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: "Яйца точили и формовали'. Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца. К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии 'на раздачу' при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор. С 1820-х годов частные фарфоровые фабрики России также стали выпускать пасхальные яйца

В 1874 году по заказу московских старообрядцев 'поповского толка' братьями Тюлиными, известными иконописцами из Мстеры, были писаны изображения на пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Тюлины к тому времени прославились расчисткой и починкой старинных икон храмов старообрядческого Рогожского кладбища. Яйца вытачивались из дерева. Каждое из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом, наружная сторона окрашена яркой малиновой краской. Яйцо было очень легким, чрезвычайно изящным и отполированным, как зеркало. Мастера Тюлины расписали яйца двух размеров: десять величиной с гусиное, восемь - с утиное. У всех яиц на одной из сторон был сюжет 'Сошествие во ад Спасителя', а на другой - изображение святого, покровительствующего тому лицу, которому предназначалось яйцо в подарок. Всего было три яйца со Св. Александром Невским, по одному - с царем Константином, князем Владимиром, митрополитом Алексием. Середину, где раскрывается яйцо, мастера отметили орнаментом.

В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м - 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - 15365 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные мелкие предприятия, и народные умельцы.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России - Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

рис.5

Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яиц фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России. Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Николай II в 1894-1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне.

     рис.6

Двенадцать пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини Мальборо, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи.

   рис.7

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. До 1903 года - года смерти Перхина - его инициалы ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II. Яйцо, выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы' из слоновой кости. В скорлупе - покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри нее - золотая корона, унизанная жемчугом. Л в короне - золотое кольцо. Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. 'Ваше Величество будет довольно' - такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

Фаберже никогда не делал точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства. 

   рис.8

Русская императорская династия и ее многочисленные королевские и княжеские  родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене, Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти драгоценные вещицы и передавали их следующим поколениям. После первой мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть, видимо, 'абсолютно бесполезных' для советского государства уникальных пасхальных яиц.

ГЛАВА 4.

Исследование празднования Светлой Пасхи в современной российской семье.

Древние традиции празднования Пасхи сохранились до наших дней. Бесчисленное множество людей вновь наполняет храмы во время пасхального богослужения, восстанавливаются и открываются посвященные празднику старинные церкви. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на страстной неделе красят яйца а в страстную пятницу дома полны запахов пекущихся куличей.

    рис.9

Но многие традиции в настоящее время утеряны. Празднование Пасхи у современного Россиянина сводится к покупке пасхально кулича, покраске яиц и возгласу: «Христос Воскрес» с непременным ответом: «Во истину Воскрес». Многие даже не представляют, что этот праздник пронизан радостью и благоговением от мысли о воскрешении, описанного Библией Иисуса.

                    рис.10

Мною была прочитана работа о традициях проведения Пасхи в Российском государстве со времен крещения Руси в нашем 2 классе «А», а так же в 9 классе нашей гимназии, и еще на 4 курсе в Государственной Педагогической Академии. Стоит заметить, что в целом эта информация была интересна большинству из моих слушателей, но, однако чем старше была аудитория, тем лучше воспринимался материал.

После моего доклада, аудитории были заданы несколько вопросов:

Анкета – опросник № 1.

  1. Празднуют ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье?
  2. Празднуют ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье, согласно традиций Православия?
  3. Окрашивают ли в Вашей семье яйца для празднования Пасхи: методом писанки; методом крашенки; украшают наклейками; покупают готовые  крашенные яйца.
  4. Принято ли в Вашей семье освещать пасхальные яйца в церкви в день Святой Пасхи.                                                                                                                              

                                                                                                                               


 Таблица 1

Исследуемый вопрос

Учащиеся 2 класса

(24 человека)

Учащиеся 9 класса

(24 человека)

Студенты 4 курса КузГПА

(24 человека)

Празднуют ли Пасху в Вашей семье?

24чел.

 (100%)

22 чел

(89 %)

22 чел.

(89 %)

Празднуют ли Пасху в Вашей семье, согласно традиций Православия?

0 человек

0 человек

0 человек

Окрашивают ли в Вашей семье яйца для празднования Пасхи:

24чел.

 (100%)

22 чел

(89 %)

22 чел.

(89 %)

Методом писанки;

2 чел.

(менее 10 %)

3 чел.

(более 10 %)

5 чел.

(20 %)

Методом крашенки;

24чел.

 (100%)

22 чел

(89 %)

22 чел.

(89 %)

Украшают наклейками;

22 чел.

(89 %)

22 чел.

(89 %)

20 чел.

(88 %)

Покупают готовые  крашенные яйца.

3 чел.

(более 10 %)

0 чел.

0 чел

Принято ли в Вашей семье освещать пасхальные яйца в церкви в день Святой Пасхи.

12 чел.

(50 %)

16 чел.

(64%)

15 чел.

(61 %)

         

По моей просьбе на родительском собрании моя мама ознакомила родителей учеников нашего класса с моей работой и задала несколько вопросов по данной теме:

Анкета – опросник № 2.

1. Празднуют ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье?

      2. Принято ли было справлять  праздник Светлой Пасхи в Вашей семье во времена Вашего детства?

      3. Воспринимался ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье как великий Христианский праздник?

       4. Посещали ли в праздник Светлой Пасхи членами Вашей семьи Церковь?

      5. Празднуется ли в Вашей семье праздник Светлой Пасхи, как дань моде?

      6. Празднуется ли в Вашей семье праздник Светлой Пасхи, как дань традициям Христианства?

На заданные вопросы отвечали 23 родителя моих одноклассников.


Таблица  2.

Празднуют ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье?

23 чел. (100 %)

Принято ли было справлять  праздник Светлой Пасхи в Вашей семье во времена Вашего детства?

20 чел. (85 %)

Воспринимался ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье как великий Христианский праздник?

16 чел. (70%)

Посещали ли в праздник Светлой Пасхи членами Вашей семьи Церковь?

12 чел. (50 %)

Празднуется ли в Вашей семье праздник Светлой Пасхи, как дань моде?

0 чел.

Празднуется ли в Вашей семье праздник Светлой Пасхи, как дань традициям Христианства?

23 чел. (100 %)

ВЫВОД:

Стоит заметить, что, в настоящее время, все больше и больше людей обращаются к традициям своего народа, веры. Из наблюдений видно, что немалую часть из них занимает молодежь. Давно известна истина о том, что если народ не помнит своих корней, то он обречен на вымирание. А разве традиции народа, это не корни его? Следовательно, их возрождение - это верная дорога к возрождению Русского народа, как великой нации!

Хочется сказать огромное спасибо своему классному руководителю – Урлаповой Ольге Ивановне, за большую помощь в написании данной работы.


ПРИЛОЖЕНИЕ










СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воскресение Иисуса Христа // Православная энциклопедия

  1. Интернетресурсы.

  1. Исторические особенности возникновения пасхальных яиц Александр Валентинович  Амфитеатров. «Красное яичко».

  1. Кафедра декоративно-прикладного искусства УГППУ, работа "Искусство росписи пасхальных яиц" - Е. В. Солодянкина, г. Екатеринбург, 2000 год.

  1. Пасха Светлое Христово Воскресение — главный из христианских праздников О. Г. Чистяков. О Пасхальной радости.


Аннотация исследовательской работы

      Традиции   празднования праздника Светлой Пасхи у русского народа

Выполнена автором:     Богиной  Ульяной Андреевной,

                                       ученицей 2 «А»  класса, НМОУ «Гимназия44

Под  руководством:     Урлаповой   Ольгой   Ивановной,

              учителя высшей  категории, начальных классов НМОУ «Гимназия44»

       Работа посвящена изучению истоков зарождения Великого Библейского  праздника Пасхи. Интерес к этой проблеме возник давно,  необычность этого праздника, в настоящее время возросло количество веруюших, постоянно стоят вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ОТКУДА? ДЛЯ ЧЕГО?

Информацию для ответа на вопросы искала в книгах, Интернете, у взрослых, многое у прабабушки.

Какие гипотезы выдвигала::

  1.  Выяснить: каковы различия празднования праздника в древней Руси и в современной России.
  2. Установить параллель между традициями русского народа и народами других стран и религий.
  3. Выяснить:придерживаются ли исторических традиций в праздновании Пасхи в современных российских семьях.

Использовала  для проверки своих гипотез опросы  уч-ся 2«а»кл.,9 кл., студентов 4курса пед.академии, родителей моего класса.

К  каким выводам  пришла:

              «В настоящее время, все больше и больше людей обращаются к традициям своего народа, веры. Из наблюдений видно, что немалую часть из них занимает молодежь. Давно известна истина о том, что если народ не помнит своих корней, то он обречен на вымирание. А разве традиции народа, это не корни его?

В нашей жизни, в настоящее время, существует множество разнообразных праздников и традиций. Все они имеют свою историю. Но как часто справляя тот или иной праздник, кроме даты его празднования мы не знаем о нем, ни чего.

 Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «прехождение, избавление».

Предмет исследования: традиции празднования Пасхи

Глава 1. Истоки празднования праздника Великой Пасхи. Знакомит нас с легендами и библейскими историями, лежащими в основе празднования Великого праздника.

Глава 2. Традиции празднования Светлой Пасхи на Руси. Эта глава рассказывает о традициях празднования Пасхи у русского народа, о их интеграции с языческими традициями древнего народа.

ГЛАВА 3. Способы изготовления декоративных атрибутов праздника Пасхи. Рассказывает о разных способах окраски празднечных яиц. А также о произведениях искусства, связанных с данным праздником.

ГЛАВА 4.  Исследование празднования Светлой Пасхи в современной российской семье. В данной главе описывается исследование, проведенное на основе подготовленного материала и результатах этого исследования.

Следовательно, возрождение корней - это верная дорога к возрождению Русского народа, как великой нации!

Для оформления результата исследования  использовала   рисунки, фотографии, поделки.

Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде тезисного доклада, компьютерной презентации, буклета


Отзыв   на исследовательскую работу

            «Традиции празднования праздника  Светлой Пасхи у русского народа»

 ученицы 2 «А  класса НМОУ «Гимназия 44» г. Новокузнецка, Кемеровской области

                                Богиной Ульяны Андреевны           

Актуальность темы.

            В нашей жизни, в настоящее время, существует множество разнообразных праздников и традиций. Все они имеют свою историю. Но как часто справляя тот или иной праздник, кроме даты его празднования мы не знаем о нем, ничего. А ведь у каждого праздника своя богатая история. Иногда даже, в современном   мире праздники, трактуются совсем не так, как они зарождались. Современный человек, не зная историю праздника, не имеет возможности прочувствовать и понять до конца глубину этого таинства. Сколько замечательных праздников принято сегодня отмечать в нашем современном мире! Особенно популярными стали традиции, пришедшие к нам совсем недавно. Мы веселимся на Хэллоуин, дарим друг другу «валентинки» 14 февраля,  танцуем под волынку на День Святого Патрика. Прекрасно! Но что мы знаем про эти праздники? Только то, что они пришли к нам из далеких стран…Однако к русской культуре праздники эти не имеют никакого отношение. Яркий пример «незнания или частичного забытия» традиций – празднование Великой Пасхи. Такой древний наш праздник, как Пасха, за годы Советской власти ужался до крашеных яиц с куличом. Приобретать чужое – это неплохо, но вряд ли стоит при этом забывать свое. В дореволюционной России Пасха была главным праздником года и отмечалась шире, чем даже Рождество. Ее называли «Праздником из Праздников и Торжеством из Торжеств. Действительно, главным атрибутом этого великого праздника были и остаются окрашенные яйца. Но в настоящее время восприятие этой традиции приняла другой оттенок, отличный от исконного. Даже банальное крашение яиц, имеет давнюю историю и свои правила.      

     Рассматривая работу на классификацию по виду, можно определить, что она проблемно-реферативная с частично- поисковым характером, т.е. носит проблемный характер, составлена на основе нескольких источников информации, в ней составлены и анализируются данные наблюдений и анкет. Теория с изложением мнения по поводу представленной информации по проблеме, а также представлен самостоятельный поиск и анализ фактического материала (опрос участников событий; беседа  со взрослыми, родственниками;  изучение материалов периодической печати, наблюдения, сбор информации из дополнительной литературы, Интернета.)

    Учитывая возраст автора  и  его опыт работы с источниками информации, также умение трактовки собственного анализа, можно определить уровень работа – проблемно-описательный.  

   Целью работы явилось исследование истоков зарождения Великого Библейского праздника Пасхи.

    Задачи:

Выяснить: каковы различия празднования праздника в древней Руси и в современной России.

Установить параллель между традициями русского народа и народами других стран и религий.

Выяснить: придерживаются ли исторических традиций в праздновании Пасхи в современных российских семьях.

.    Предметом  исследования являются традиции празднования Пасхи

  . Объектом исследования – учащиеся гимназии № 44, студенты,  друзья,  родственники.

    В ходе исследования была выдвинута гипотеза: интерес и необычность этого праздника, в настоящее время возросло количество веруюших, постоянно стоят вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ОТКУДА? ДЛЯ ЧЕГО?

   В разделе «Введение» ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза. Далее автор работы рассматривает:  

ГЛАВА 1. Истоки празднования праздника Великой Пасхи

1.1. Легенды и Библейские рассказы, давшие начало празднования Великой Пасхи

1.2. Языческие традиции русского народа, интегрированные в празднование Светлой Пасхи.

ГЛАВА 2.  Традиции празднования Светлой Пасхи на Руси.

2.1. Празднование Пасхи со времен крещения Руси.

2.2. Аналогия некоторых традиций празднования Светлой Пасхи у других народов мира.

ГЛАВА 3. Способы изготовления декоративных атрибутов  праздника Пасхи.

3.1 Способы раскрашивания пасхального яйца.                                                          

3.2 Изготовление декоративных Пасхальных яиц.

ГЛАВА 4.  Исследование празднования Светлой Пасхи в современной российской семье.

      В заключении   подтверждается гипотеза: « Стоит заметить, что, в настоящее время, все больше и больше людей обращаются к традициям своего народа, веры. Из наблюдений видно, что немалую часть из них занимает молодежь. Давно известна истина о том, что если народ не помнит своих корней, то он обречен на вымирание. А разве традиции народа, это не корни его? Следовательно, их возрождение - это верная дорога к возрождению Русского народа, как великой нации!»

          Точность в тексте научного стиля связана с использованием терминов и понятий. Как показывают учительский опыт и специальные исследования, школьники (особенно это касается обучающихся  начальных классов) недостаточно владеют навыками научной речи: нечетко формулируют определения; неоправданно расширяют объем определяемого понятия; не владеют навыками аргументации; нарушают логическую последовательность при изложении материала; не умеют обобщать и делать выводы; часто не знают терминов и не умеют их употреблять. В  исследовательской работе используют  литературу по теме и пользуются  терминалогией  из прочитанного материала. Работа имеет теоретический интерес, носит вспомогательный, практический характер, но результаты не всегда известны, за исключением того, что на практике  применяется как  взрослыми, так и детьми.            Материал работы можно использовать  на уроках «Окружающий мир», «Технология»,«ИЗО», что обеспечивает более широкое и разнообразное изучение предмета, чем возможно в рамках основного курса.

        Хочется отметить большую степень самостоятельности  проявленную Ариной в подборе и подготовке материалов для своей работы, который анализируется и иллюстрируется. Весь собранный материал заслуживает высокой оценки.

        Работа заслушивалась на школьной научно-практической  конференции  на секции 2 классов «Ораторское мастерство» и получила рекомендацию на участие в других конкурсах для начальных классов  с исправлением и доработкой   всех  замечаний.

 Руководитель работы:                                                                             Урлапова  О.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции празднования праздника Светлой Пасхи у русского народа

Слайд 2

Задачи : 1. Выяснить каковы различия празднования праздника в древней Руси и в современной России. 2. Установить параллель между традициями русского народа и народами других стран и религий. 3. Выяснить придерживаются ли исторических традиций в праздновании Пасхи в современных Российских семьях.

Слайд 3

Истоки празднования праздника Великой Пасхи Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает « избав-ление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении своих предков от египетского рабства. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление всего человечества через Христа от власти дьявола, победу над смертью и дарование нам вечной жизни с Богом.

Слайд 4

Многие народы считали, что яйцо символизирует тайну жизни, его первооснову. Символика пасхального яйца - еще шире. Яйцо - одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из "неживого" яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения. Поэтому яйцо стало пасхальным символом.

Слайд 5

Легенды, связанные с Пасхой Согласно одной легенд, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок.

Слайд 6

Одна из легенд объясняет обычай красить яйца таким случаем из жизни римского императора Марка Аврелия (121-180 гг.н.э.). В день, когда он родился, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. "Счастливое предзнаменование" было истолковано как рождение будущего императора.

Слайд 7

Обычай дарения крашеных яиц связывают еще с таким эпизодом: Мария Магдалина начала проповедь в Риме с того, что преподнесла императору Тиберию красное яйцо со словами: "Христос воскресе".

Слайд 8

Празднование Пасхи со времен крещения Руси. После праздничного богослужения множество деревенской детворы разного возраста собирались на пологом пригорке. Забава заключалась в том, чтобы катнуть яйцо дальше всех, а если оно, столкнувшись с другими яйцами на своем пути еще и окажется невредимым в конце своего пути

Слайд 9

Проводили день весело и празднично На праздник Пасхи, на весь день, накрывали пасхальный стол. Кроме настоящего обилия, пасхальный стол должен был демонстрировать истинную красоту. За ним собиралась семья и друзья, которые давно не виделись, потому что в пост не принято было ходить в гости.

Слайд 10

К празднику Пасхи красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в темные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Люди поздравляли друг друга с Воскресением Христовым, христосовались, обменивались крашеными яйцами и дарили их как символ Пасхи.

Слайд 11

Традиция крашения яиц в других религиях. Интересно заметить, что традиция разукрашивать яйца существует у многих народов, и не только исповедующих христианскую религию. Такая традиция есть в некоторых племенах экваториальной Африки, у племен аборигенов Австралии, даже в государстве древних Инков .

Слайд 12

Способы раскрашивания пасхального яйца Ещё в этот праздник принято одаривать друг друга покрашенными яйцами, называемыми в зависимости от способа окраски: расписные – “писанками" , крашеные – “крашенками" . Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые и обязательно оплодотворенные.

Слайд 13

Изготовление декоративных Пасхальных яиц. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе еще готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яички даже из драгоценных металлов. В изготовлении таких подарков особо преуспела фирма знаменитого Карла Фаберже .

Слайд 15

Исследование празднования Светлой Пасхи в современной российской семье. Празднуют ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье? Празднуют ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье, согласно традиций Православия? Окрашивают ли в Вашей семье яйца для празднования Пасхи: методом писанки; методом крашенки; украшают наклейками; покупают готовые крашенные яйца. Принято ли в Вашей семье освещать пасхальные яйца в церкви в день Святой Пасхи.

Слайд 16

На заданные вопросы отвечали 22 родителя моих одноклассников. Празднуют ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье? 23 чел. (100 %) Принято ли было справлять праздник Светлой Пасхи в Вашей семье во времена Вашего детства? 20 чел. (85 %) Воспринимался ли праздник Светлой Пасхи в Вашей семье как великий Христианский праздник? 16 чел. (70%) Посещали ли в праздник Светлой Пасхи членами Вашей семьи Церковь? 12 чел. (50 %) Празднуется ли в Вашей семье праздник Светлой Пасхи, как дань моде? 0 чел. Празднуется ли в Вашей семье праздник Светлой Пасхи, как дань традициям Христианства? 23 чел. (100 %)

Слайд 17

ВЫВОД: Стоит заметить, что, в настоящее время, все больше и больше людей обращаются к традициям своей веры, народа. Из наблюдений видно, что немалую часть из них занимает молодежь. Давно известна истина о том, что если народ не помнит своих корней, то он обречен на вымирание. А разве традиции народа, это не корни его? Следовательно, их возрождение - это верная дорога к возрождению Русского народа, как великой нации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

Проект "Возрождение традиций русского народа"

Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искус­ства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение трад...

Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области

Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования  Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

Пасхальные традиции русского народа

Внеклассное мероприятие, на котором дети знакомятся с историей происхождения и традициями празднования Пасхи на Руси. В занятие включена практическая творческая работа по изготовлению открытки к празд...

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....