Главные вкладки

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания для учащихся начальной школы
    тест по теме

    Нефёдова Марина Владимировна
    Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенций. КОТ позволяют оценить сформированность метапредметных и предметных результатов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания

                                                                               Нефёдова Марина Владимировна
                                                                учитель начальных классов
                                                                     I квалификационной категории
                                                                         НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
                                                                                   ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

    п. Сингапай
    2014 год

    1. Задания  с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов:

    Укажи существительное в предложном падеже:

    А) в озёрах  Б) рыбой  В) из воды  Г) на зиму  Д) детёнышей

    Правильный ответ: А.

    Комментарий: Задание  с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов не является компетентностно-ориентированным. Оно выполняет другую задачу: дифференциация учащихся по степени знания предмета, разминка перед более сложными заданиями, способствующая включению в мыслительную деятельность.

    За правильный ответ 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

    2. Задания на множественный выбор:

    Укажи глаголы настоящего времени первого спряжения с безударным окончанием:

    А) предпочитает   Б) плавает  В) строит  Г) остаётся  Д) состоит

    Правильный ответ: А, Б.

    Комментарии: Задание на множественный выбор не является компетентностно-ориентированным. Оно выполняет другую задачу: разминка перед более сложными заданиями, способствующая включению в мыслительную деятельность. Пример приведён второго вида: это когда не указано количество правильных ответов, при таком задании ученик сам должен решить, сколько правильных вариантов и указать их. Второй вариант более сложный и предпочтительней.

    Оценивается данный тип задания следующим образом: за 2 верно выбранных ответа 2 балла, если допущена 1 шибка – 1 балл, 2 и более ошибок – 0 баллов.

    3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов:

    Имя существительное изменяется по:

    1. Числам;
    2. Числам и падежам;
    3. Падежам.

    Правильный ответ: 2.

    Комментарий: Задание  с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов не является компетентностно-ориентированным. Оно выполняет другую задачу: дифференциация учащихся по степени знания предмета, разминка перед более сложными заданиями, способствующая включению в мыслительную деятельность.

    Оценивается следующим образом: если правильно 1 балл, если нет 0 баллов.

    4. Задание с альтернативным ответом:

    Отметь значком «+» правила, с которыми ты согласен «да» или не согласен «нет».

    Правило поведения

    Да

    Нет

    1

    Летом можно загорать с утра до вечера.

    2

    Смотреть на Солнце надо в тёмных очках.

    3

    Можно плавать далеко от берега водоёма.

    4

    Переходить улицу можно только в указанном месте.

    5

    Смотреть на Солнце широко открытыми глазами.

    6

    В жаркий день надевать головной убор.

    7

    Нельзя купаться в незнакомом водоёме.

    8

    Переходить улицу можно в любом месте.

    Правильный ответ: да – 2, 4, 6, 7; нет – 1, 3, 5, 8.

    Комментарий: Задание  с альтернативным ответом не является компетентностно-ориентированным. Оно выполняет другую задачу: дифференциация учащихся по степени знания предмета, разминка перед более сложными заданиями, способствующая включению в мыслительную деятельность.

    Оценивается следующим образом: если все правильно - 2 балла, если допущена одна ошибка -1 балл, если 2 ошибки - 0 баллов.

    5. Задания на установление соответствия:

    А) Укажите части реки:

    Исток

    Приток

    Устье

    Правильный ответ: 1 - исток, 2 – приток, 3 – устье. 

    Б) Укажите части реки:

    Исток

    Русло

    Приток

    Устье

    Пойма

    Правильный ответ: 1 - исток, 2 – приток, 3 – устье. 

    В) Соедините вещь, хозяина и автора произведения:

    Вещь

    Хозяин

    Автор произведения

    Мочалка

    Буратино

    А.С. Пушкин

    Монета

    Морозко

    К.И. Чуковский

    Ледяной посох

    Старуха

    А. Толстой

    Корыто

    Мойдодыр

    Народ

    Правильный ответ: Мочалка-Мойдодыр-К.И.Чуковский; монета-Буратино-А.Толстой; ледяной посох-Морозко-народ; корыто-старуха-А.С.Пушкин. 

    Комментарии: В задание на соответствие включила не только текст, но и картинку. Данный тип задания  стал компетентностно-ориентированным в случае Б и В.  Для этого  добавила дистрактор в текст (Б) и увеличила число колонок (В).

    Задание А оценивается в пределах от 0-1 балла, если ученик установил правильное соответствие, то 1 балл, если ошибся - 0 баллов. В случае компетентностно-ориентированного формата, можно уже оценивать в пределах от 0 до 2 баллов. Если есть дистракторы, то это достаточно сложное задание, которое необходимо и оценивать соответственно. Если все правильно - 2 балла, допущена ошибка - 1 балл и если допущено две ошибки - 0 баллов. В варианте В - 3 балла если все верно, 2 балла если допущена одна ошибка, 1 балл если допущено две ошибки и 0 баллов если более 2 ошибок.

    6. Задания на установление правильной последовательности:

    А) Расположите в правильной последовательности праздники, которые отмечают в нашей стране с 1 января по 31 декабря:

    1. День России;
    2. День Победы;
    3. День народного единства;
    4. День Конституции;
    5. День учителя;
    6. День защитника Отечества;
    7. Международный женский день.

    Правильный ответ: 6, 7, 2, 1, 5, 3, 4.

    Комментарии: Данный тип задания можно сделать компетентностно-ориентированным, для этого необходимо добавить дистрактор, тем самым усложнив задание. Для выполнения такого задания, ученику необходимо будет сначала найти дистрактор, а уже затем расположить в правильной последовательности. Соответственно такое задание оценивается в баллах больше, чем традиционное, поскольку имеет больший компетентностный вес.

    Традиционное задание можно оценить в 2 балла, с дистрактором на один балл больше.

    Б) Составь цепь питания:

    (  ) Волк                        (  ) жёлуди                (  ) кабан

    Правильный ответ: 3, 1, 2.

    Комментарии: Данный тип задания можно сделать компетентностно-ориентированным, для этого необходимо добавить дистрактор, тем самым усложнив задание.

    В) Установи стадии развития животного в нужной последовательности и впиши недостающую стадию:

    (  ) икринка            (  )                         (  ) малёк             (  ) личинка                                              

    Правильный ответ: 1, 4, 3, 2.

    Комментарии: Данный тип задания стал компетентностно-ориентированным, т.к. добавила дистрактор, тем самым усложнила задание.

    Традиционное задание можно оценить в 1 балл, с дистрактором на один балл больше.

    7. Задание на сортировку (ранжирование):

    Расположите по возрастанию единицы длины:

    1. мм;
    2. км;
    3. см;
    4. дм;
    5. м.

    Правильный ответ: 1, 3, 4, 5, 2.

    Комментарии: Данный тип задания можно сделать компетентностно-ориентированным, для этого необходимо добавить дистрактор, тем самым усложнив задание. Для выполнения такого задания, ученику необходимо будет сначала найти дистрактор, а уже затем ранжировать в правильной последовательности. Соответственно такое задание оценивается в баллах больше, чем традиционное, поскольку имеет больший компетентностный вес.

    Традиционное задание можно оценить в 1 балл, с дистрактором на один балл больше.

    8. Задание на исключение лишнего:

    Выпиши лишнее слово в ряду:

    Мячи, жалюзи, огни, девочки.

    Правильный ответ: жалюзи, так как не имеет форму единственного числа.

    Комментарии: Данный тип задания является схожим с заданием на выбор одного или наиболее правильного ответа. Возможно два варианта заполнение бланка ответа, первый - ученик в бланк вписывает, как дано на примере, лишнее слово, второй - указывает номер варианта.

    Оценивается также в пределах от 0-1 баллов. Если все правильно 1 балл, если нет - 0 баллов.

    9. Задание на завершение предложения:

    1. Присада – это:

    А) скамейка возле дома;

    Б) беседка в саду;

    В) высокий шест с перекладиной для привлечения в поле хищных птиц.

    Правильный ответ: В.

    2. Имя существительное – это…

    Комментарий: В данных вариантах необходим эталон правильного ответа и оценивается в пределах 0-1. Ответ правильный – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

    10. Задание на дополнение:

    Заполните пропуски в предложениях, вставляя соответствующие слова – ответы.

    А) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ____________________________ известное слагаемое.

    Правильный ответ: из суммы вычесть.

    Б) Не с глаголами пишется ________________.

    Правильный ответ: раздельно.

    Комментарии: Данный тип задания предполагает заполнение пропущенных пропусков, (слово, определение, словосочетание и др.). При этом вариантов ответов нет, их формулирует сам учащийся.

    Задания, указанные в качестве примеров, оцениваются: за правильный ответ 1 балл, неправильный 0 баллов.

    11. Задание с неструктурированным ответом:

    Расположите в правильной последовательности части задачи: 

    Ответ, условие, решение, вопрос, схема.

    Правильный ответ: Условие, вопрос, схема, решение, ответ.

    Комментарии: Данное задание предполагает структурировать предлагаемые в вариантах ответа слова, словосочетания и др. чтобы получить целостное высказывание, текст, предложение, определение, указать перечень, последовательность действий и др. (установить в правильном порядке).

    Оценивается данный тип по шкале 0-1 баллов. Если все правильно 1 балл, если нет то 0 баллов.

    12. Задание с лишними данными:

    Решите задачу и укажите лишние данные, если они имеются:

    В живом уголке 3 ежа, 2 черепахи, 1 уж и 2 розы. Сколько животных в живом уголке?

    1. Лишних данных нет;
    2. 3 ежа;
    3. 2 черепахи;
    4. 1 уж;
    5. 2 розы.

    Правильный ответ: 2 розы.

    Комментарии: Задание с лишними данными является компетентностно-ориентированным. В формулировке внесены лишние данные, которые не нужны для решения. Ученик должен найти этот лишний элемент из предложенных вариантов ответов.

    Соответственно данный вариант можно оценить 0-1 балла, 1 балл если указан правильный ответ и , 0 баллов если нет. Количество балов зависит от сложности задания и объема работы по его выполнению.

    13. Задание с кратким ответом:

    А) Найди слово в слове: зубр.

    Правильный ответ: зуб.

    Б) Напиши фамилию первого космонавта.

    Правильный ответ: Гагарин.

    В) Укажи количество слогов в слове: Уравнение.

    Правильный ответ: 5.

    Г) Напиши имя героя, о котором идёт речь:

    Фруктово-огородная страна,

    В одной из книжек-сказок есть она,

    А в ней герой - мальчишка овощной,

          Он храбрый, справедливый, озорной.   

    Правильный ответ: Чипполино.           

    Комментарии:  Данный тип задания предполагает внесение в бланк ответов слово, цифру, формулу и др., которое необходимо определить и вписать. Например, дана загадка и необходимо отгадать героя, или сосчитать количество слогов в слове. Данное задание является открытым и вариантов ответа не предполагает.

    Для оценки примеров А, Б и В установить баллы: от 0-1, для задания Г: 0-2 баллов (зависит от сложности выполнения работы).

    14. Вопросы с противоречивыми данными:

    Решите задачу:

    Дед Мороз принёс 50 подарков пятерым детям. Миша получил в 2 раза больше, чем Света; Света получила столько же, сколько Лена; Ире досталось на 10 меньше, чем Юре; Света получила на 5 больше, чем Ира. Сколько подарков осталось у Деда Мороза, если Юре досталось 13 подарков?

    Правильный ответ: 2 подарка осталось. (50 - 13 - 3 - 8 - 8 - 16 =2)                                                                            

    Комментарии: Данный тип задания является компетентностно-ориентировнным, поскольку требует логического мышления, умения правильно разбираться в структуре задания, определять необходимые элементы для его решения. Задание, которое требует решения должно оцениваться больше, чем с выбором ответа.

    Если задача решена верно – 3 балла, если допущена арифметическая ошибка, а ход решения верный – 2 балла, если допущена 1 ошибка в ходе выбора действия – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов.

    15. Задания с недостаточными данными (многовариантные тестовые задания):

    А) Определи, по какому принципу записаны слова, допиши ряд двумя своими примерами и объясни их.

    Стул, стол, тумба, …, … .

    Правильный ответ: мебель.

    Б) Прочитай текст и внеси (вклей) такие дополнения, чтобы её можно было решить:

    На ферме живут 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных живёт на ферме?

    Выбирай дополнения (карточки):

    1. 15 свиней;

    2. свиней на 6 меньше, чем коров

    3. свиней в 2 раза меньше, чем коров

    4. свиней в 2 раза больше, чем коров

    5. лошадей на 5 больше, чем коров

    Правильный ответ: 2 или 4.

    Комментарии: Задания с недостаточными данными и многовариантные являются наиболее сложными из компетентностно-ориентированных, поскольку предполагают добавления недостающих данных, что приводит к многовариантному решению (зависит какие данные добавлены учеником) или имеют несколько вариантов решения. Задание предполагает логического мышления, от ученика требуется продумать, что необходимо добавить в условие задания, чтобы решить его. Для того чтобы правильно решить данный тип задания от ученика требуется знание и понимание из чего складывается структура задания: есть условие и есть к нему вопрос. При этом недоставать может как в условии задания, так и вопросе. Если в условии, то ученик продумывает что необходимо добавить, чтобы ответить на вопрос.

    Данные задания оцениваются по разному: задание А: 0-1 балл, задание Б с выбором ответа можно оценить в пределах от 0-2 баллов. Если выбрал несколько вариантов и решил правильно – 2 балла, если выбрал одно и решил правильно – 1 балл, если выбрал или решил неверно – 0 баллов.

    16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа:

    Решите задачу:  Из пункта А в пункт В выезжает автомобиль со скоростью 50 км/ч. Через час после него в том же направлении вылетает самолёт, скорость которого 700 км/ч. Самолёт догоняет автомобиль, поворачивает и летит назад в пункт А, затем снова догоняет автомобиль и летит назад в пункт А, затем снова догоняет автомобиль и снова возвращается в пункт А, т.е. непрерывно летает от А до движущегося автомобиля и обратно. Сколько км  и за сколько часов пролетит самолёт, пока автомобиль приедет в пункт Б, если расстояние между пунктами 300 км?

    Варианты ответов:

    1. 3500 км за 6 ч
    2. 3500 км за 5 ч
    3. 4200 км за 6 ч

    Правильный ответ: 2. Решение: Автомобиль был в пути 300 : 50 = 6 (ч), а так как самолёт вылетел на 1 ч позднее, то он был в пути 5 ч. Всё это время он двигался со скоростью 700 км/ч и пролетел 700 • 5 = 3500 км.

    Комментарии: Данный тип задания предполагает решение задания учеником, после того как он решил задание выбор номера из предложенных вариантов ответа. Для того чтобы усложнить задание, необходимо наличие правдоподобных дистракторов, это усложнит угадывание правильного ответа и будет способствовать прорешиванию задания учеником и только затем сравнивать и выбирать получившийся результат с предложенными вариантами ответа.

    Оценивается данное задание от 0 до 2 баллов. Выбран ответ неправильно – 0 баллов; выбран верно ответ, но нет решения – 1 балл; выбран ответ верно и есть решение – 2 балла.

    17. Расчетные задания на вычисление ответа:

    Решите задачу: 3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней, если они будут нести такое же количество яиц за один и тот же промежуток времени?

    Правильный ответ:48 яиц. Решение: Кур стало в 4 раза больше, значит, и яиц они снесут в 4 раза больше. А так как продолжительность времени увеличилась в 4 раза, то количество яиц должно ещё увеличится в 4 раза. Получаем: 3 • 4 • 4 = 48 яиц.

    Комментарии: Данный тип задания предполагает, что ученик выполнит задание и запишет получившийся ответ (при этом типе ТЗ варианты ответов отсутствуют). Примером такого задания может быть любая задача из курса математики, которая предполагает решение. При разработке данного типа задания разработан эталонный ответ и процесс решения задачи.  

    При оценивании, если требуется написать процесс решения, то такое задание оценивается в 2 балла, а если предполагает только написание ответа, то 1 балл, за неверное решение – 0 баллов.

    18. Комбинированные задания:

    В каком ряду перечислены только овощные культуры?

    А) Капуста, кукуруза, лук, огурцы, подсолнечник.

    Б) Морковь, томаты, яблоки, огурцы, лук.

    В) Кабачок, репа, смородина, чеснок, перец.

    Варианты ответов:

    1. А
    2. Б
    3. В
    4. А и Б
    5. Б и В

    Правильный ответ: вариантов ответа нет.

    Комментарии: В комбинированном задании не указа правильный ответ (ученик сам должен прийти к выводу, что вариантов ответа нет, для этого в бланке оставляется место для того чтобы ученик вписал свой ответ).

    Данное задание оценивается 0-1. За правильный ответ 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

    19. Мини-кейс без вариантов ответа:

    Полезный совет.

    Свежесть куриного яйца можно проверить с помощью солёной воды. Свежее яйцо упадёт на дно, а несвежее – всплывёт на поверхность.

    Задание: Представь, что ты решил проделать опыт. Запиши план своих действий, основываясь на полезном совете.

    Ключ к заданию:

    1. Возьму прозрачный стакан.
    2. Налью воды.
    3. Положу в стакан соли.
    4. Опущу яйцо в солёную воду с помощью ложки.
    5. Определю, свежее яйцо или нет.

    Критерии оценки:  

    1. Правильно выбран способ определения свежести куриного яйца – 2 балла

    2. За правильное написание и расположение действий при определении свежести куриного яйца - 5 баллов (по 1 баллу за каждый пункт)F:\IMG_0001.jpg

    20. Мини - кейс с вариантами ответа:

    Узнай, в какой домик прибежит Нуф-Нуф, если выберет дорогу с таким орнаментом?

    Варианты ответа: 

    1

    2

    3

    Правильный ответ: 3

    Данное задание оценивается 0-1. За правильный ответ 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

    21. Творческие задания:

    Прочитай тексты «Юные парашютисты».

    Двенадцатилетний мальчик уже в пятый раз прыгнул с парашютом 20.09.2011

    Саша Фёдоров учится в шестом классе Ижевской школы №11. Что отличает его от одноклассников? На днях Саша обрёл звание самого юного парашютиста России. Никаких наград и корочек. Просто школьник сумел выполнить все спортивные нормативы и прыгнул в пятый раз с высоты 900 метров. Он исполнил свою мечту – побороть страх и справиться с тяжёлым испытанием.

    Самый юный парашютист в мире – азербайджанец 10.12.2009

    Своим дебютным прыжком с высоты более 800 метров учащийся 9-го класса из Насиминского района города Баку, Рустам Оруджев, побил Рекорд в качестве самого юного спортсмена-парашютиста в Азербайджане и на пространстве СНГ. Стало известно, что в мире ещё не было парашютистов такого возраста, совершивших свободные прыжки с самолёта. По данному факту был сделан запрос в Книгу Рекордов Гиннеса.

    Киевский мальчик стал самым юным парашютистом в Украине 27.09.2005

    Шестилетний Денис Мишин стеснялся корреспондентов «Фактов» лишь в первую минуту нашего с ним знакомства. Освоившись, мальчуган стал с удовольствием позировать перед фотокамерой: демонстрировал, как, разведя руки в стороны, следует выпрыгивать из самолёта. На счету Дениса уже два прыжка с парашютом. Первый он совершил год назад, когда ему едва исполнилось пять лет, и вот недавно – второй. Прыгал, конечно, не в одиночку, а в так называемом тандеме: мальчика пристёгивали к взрослому спортсмену, и они вдвоём  опускались на одном парашюте. Отец Дениса, Андрей, - воздушный оператор. Во время прыжков он был рядом с сыном – снимал его на цифровые фото-и видеокамеры, закреплённые на шлеме.

    Семилетний мальчик стал самым маленьким британским парашютистом 10.09.2009

    Семилетний Том Хэйес и его восьмилетняя сестра Люси в тандемах со своими родителями прыгнули с парашютом, сообщает The Times.Таким образом, Том стал самым юным жителем Великобритании, когда-либо прыгавшим с парашютом, а его сестра – самой юной парашютисткой.

    Прыжки были совершены с самолёта Сessna 206 с высоты 2,7 километра над озером Блед в Словении, где семья проводила отпуск. Детям прыгать с парашютом понравилось, однако Том отметил, что было немного страшно и казалось, что «сердце провалилось в живот». Люси же сказала, что ей понравилось прыгать с парашютом.

    Задание: Заполни таблицу «Прыжки с парашютом в тандеме».

    Страна

    Фамилия имя

    Возраст

    С кем прыгали

    Год

    Инструмент проверки -  модельный ответ

    Страна

    Фамилия имя

    Возраст

    С кем прыгали

    Год

    Украина

    Мишин Денис

    6 лет

    С папой

    2005

    Великобритания

    Хэйес Том

    7 лет

    С родителями

    2009

    Великобритания

    Хэйес Люси

    8 лет

    С родителями

    2009

    Комментарии: Творческие задания предполагают систематизацию, анализ, переработку и представление получившегося продукта в указанной форме, в данном – это таблица. Главное при этом типе задания, форма представления конечного продукта должна быть известна ученикам. Главное требование - на уроках не давать готовые таблицы, а только в текстовом виде, ученик сам должен найти связи и выполнить задание.

    Оценивается данный тип с использованием модельного ответа от 0 до 3 баллов. Неверно заполнены все три строки – 0 баллов; верно заполнена одна строка – 1 балл; две строки – 2 балла; три строки – 3 балла.

    22. Задание со свободно конструируемым ответом:

    Напишите сочинение на тему «Весна пришла» Количество слов: не менее 20; время: 45 минут.

    Критерии оценки:

    Критерии оценивания ответа на задание

    Баллы

    Соблюдение структуры текста

    Вступительная часть

    0,5

    Основная часть

    0,5

    Концовка

    0,5

    Составление художественного описания природы

    Описаны изменения в живой природе.

    0,5

    Не описаны изменения в живой природе.

    0

    Описаны изменения в неживой природе.

    0,5

    Не описаны изменения в неживой природе.

    0

    Использованы изобразительные средства языка.

    1

    Представление собственного мнения или отношения

    Показано своё отношение к данному времени года или происходящему в данное время года с оценкой.

    1

    Недостаточно показано своё отношение к данному времени года или происходящему в данное время года.

    0,5

    Не показано своё отношение к данному времени года или происходящему в данное время года.

    0

    Максимальный балл

    5

    Комментарии: Данный тип задания предполагает свободно конструируемый ответ, в указанной форме: сочинение. При этом типе задания необходимо прописать требования к объему текста и время, отводимое на его выполнение.

    Для оценки используется аналитическая шкала с прописыванием всей деятельности необходимой для выполнения данного задания с указанием баллов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиадные задания для учащихся начальной школы

    Олимпиадные задания для учащихся начальной  школы   (математика,  русский  язык,  литература,  ом)...

    Олимпиадные задания для учащихся начальной школы 3-4 кл.

    Архив материалов для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку и математике для учащихся 3 и 4 классов....

    Задания в тестовой форме по курсу «Начальная школа»

    Содержит курс пойденного материала с 1 по 4 класс....

    Олимпиадные задания для учащихся начальной школы по русскому языку

    Олимпиадные задания для 1-4 классов по русскому языку...

    Тестовые задания для учащихся 2 класса

    Предложены несколько тестов, помогающих проверить знания, уменя, навыки учащихся...

    Тестовые задания для учащихся 2 класса "Школа 2100" по теме "Слова, обозначающие действия предметов"

    Тестовые задания направлены на формирование умения находить слова, обозначающие действия предметов,совершенствование умения ставить к ним вопросы и устанавливать связь между словами в предложении....

    Объем и особенности домашнего задания для учащихся начальной школы по ФГОС.

    Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания. Цели и виды домашней работы, формы проверки....