Главные вкладки

    Олимпиадные задания для учащихся начальной школы по русскому языку
    олимпиадные задания по русскому языку (1 класс) по теме

    Сахарова Ольга Александровна

    Олимпиадные задания для 1-4 классов по русскому языку

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся начальной школы

    1 класс 1 тур Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.

    Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.

    1. Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:

    Щ, о,р, б __________________

    Е,л,о, д ___________________

    Н, ы, о, т__________________

    2. Разгадай шараду:

    Подряд три предлога возьмем:

    А целое на дереве найдем. ___________________

    3. Найди слова, которые спрятаны в словах.

    Мель -___________________

    Удочка -_________________

    Столб -__________________

    4. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни:

    салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

    5. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.

    Сено

    марка

    Банк

    ежи

    Стол

    рот

    Зал

    бики

    Свет

    елка

    Яр

    вал

    6. Напиши буквы, которые не бывают большими в именах, фамилиях, кличках. Вспомнить их вам поможет это стихотворение:

    Сказала Й сестре родной:
    -Вот ты, сестра – соседка
    Бываешь часто ПРОПИСНОЙ,
    А я ужасно редко.
    - Ну редко – это не беда,
    Иные буквы – никогда!
    - А много их?
    - Да целых три:
    Сестра и с ней два брата.
    Зовут их так…
    - Не говори! Скажите вы, ребята! _____________________________________

    1 класс 2 тур

    1 Как правильно сказать?

    У рыбов нет зубов?

    У рыбей нет зубей?

    У рыб нет зуб?

    Или как?

    Запиши правильный вариант:______________________________________________

    2. Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.

    У папы три капли упали со шляпы.

    Кошка согрела озябшие лапы.

    3.Отгадай шараду:

    Первое-нота, второе-игра,

    Целое встретится у столяра.

    4.Вставь буквы:

    5. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.

    ПАШАК - _______________

    ОЖИВТ - ________________

    ААЗЛГ - _________________

    КАМАЙ - ________________
    КЮАБ - _________________

    6. Подбери к данным словам слова, с противоположным значением.

    Близко - __________________

    Высоко - _________________

    Легко - ___________________

    Трудно - _________________

    7. К выделенным словам подбери слова, похожие по смыслу, запиши их

    Песик Тотошка был очень храбрым,__________________.

    Принцесса была очень красивой,_____________________.

    Ослик Иа – Иа был всегда печальный, ________________.

    2 класс 1 тур

    1. Расставь ударение в словах.

    Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.

    2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

    Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

    3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:

    На сердце….скребут

    Делить шкуру неубитого….

    Голодный как ….

    ….. носа не подточит.

    4. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм .

    [ М’ А Т’] – мать, мять

    [ В’ О С ] – воз, вез

    [ Л ‘Э С’ ] – лес, лезть

    5. Вставь пропущенные буквы.

    Я ружьишко зар…дилИ м…рковку прор…дил,
    В ог…роде ув…дал,
    Как кустарник ув…дал.

    6. В каких словах есть приставки?

    Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.

    7. Выбери синонимы для выделенных слов:

    Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)

    Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)

    Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)

    8. Узнай героя из сказки:

    Милая, добрая, крошечная –

    Деревянный, любопытный, длинноносый –

    Старая, страшная, беззубая -

    2 класс 2 тур

    1. Разгадай ребусы:

    Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

    2. Как сказать одним словом?

    Повесить нос –

    За тридевять земель –

    Бить баклуши –

    Водить за нос –

    Себе на уме -

    3. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

    Кулон-

    Автор-

    Коршун-

    4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

    Польская: как заяц в ананасе.

    5. Выбери нужное слово

    У бабушки нет (очек, очков, очкей)

    У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)

    У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)

    6. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

    Корень мой находится в цене.

    В очерке найди приставку мне,

    Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

    Вся же – в дневнике я и в журнале

    7. Сколько раз встречается звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?

    Липы за руки взялись,
    Липы ветками сплелись,
    Ветер злится: “Повалю!
    Я упрямых не терплю!”.
    Дунул снова что есть сил,
    Но деревья с ног не сбил

    3 класс 1 тур

    1. Какими частями речи являются выделенные слова?

    Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

    2. Подбери синонимы к прилагательным:

    Тихая езда -

    Тихая ночь -

    Тихий голос -

    Верный друг-

    Верный ответ-

    Крепкая веревка-

    Крепкий чай-

    Крепкий организм-

    3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

    Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

    4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

    Кот наплакал-

    Бить баклуши-

    Спустя рукава-

    Зарубить на носу-

    5. Какие слова так произносятся?

    [ Г РУ С’ Т’ ]

    [ Л’ Э С’ Т’ ]

    6. Составь слово, если в нем

    Корень – из слова моряк

    Окончание – из слова зимний

    Приставка – из слова прилететь

    Суффикс – из слова русский

    7. Расставь ударение в словах.

    Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

    3 класс 2 тур

    1. Расставь ударение в словах.

    Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

    2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

    Рой, мой, закрой, простой, печь

    Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

    3. Определи части речи.

    Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.

    “Переведи” это предложение на русский язык.

    4. Разбери слова по составу.

    Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка

    5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

    Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

    6. У каких существительных нет формы единственного числа?

    Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

    7. Подбери прилагательные к данным существительным:

    …. какаду

    … шимпанзе

    … шампунь

    …тюль

    8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

    Рукой подать-

    Выйти из себя-

    Повесить нос-

    4 класс 1 тур

    1. Объясни лексическое значение слов.

    Туш -

    Тушь -

    2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

    Вкусный – вкусовой

    Дельный – деловой

    3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

    На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.

    Коля написал предложение красиво как курица лапой.

    От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.

     

    4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:

    Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть

    5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.

    Слепой музыкант подошел к роялю.

    Слепой осторожно переходил дорогу.

    6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.

    Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.

    7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

    МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.

    4 класс 2 тур

    1. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

    Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,

    2. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

    Пятлая куш…

    Дормый делаж…

    Бурявый папалош…

    Вылюный вагач…

    Мяувыая дуч…

    Желомная беч…

    3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

    Заварить кашу-

    Жить душа в душу-

    На ночь глядя-

    Повесить нос-

    Водой не разольешь -

    4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное?

    Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.

    Встало солнце кислое,
    Смотрит – небо скисло,
    В кислом небе кислое облако повисло…
    И спешат несчастные, Кислые прохожие,
    И едят ужасное кислое мороженое.
    Даже сахар кислый!
    Скисло все варенье!
    Потому что кислое было настроение.

    5. Разбери по составу выделенные слова.

    Мяч попал в окно и стекло треснуло.

    От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.

    6. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

    Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

    7.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

    Неведа – невежда.

    8.Разбери по составу слова.

    Метро, вынуть, окружность, листочки.

    Олимпиадные задания по русскому языку

    1. Найди лишнее слово, подчеркни и докажи.

    Что, конечно, точно, скучно.

    Очки, мосты, ножницы, салазки.

    Тюль, моль, соль, ель.

    Сад, мёд, жираф, лапка;

    Зашёл, приехал, завтрак, поход;

    Ранние, растение, резкие;

    Быстро, что, плохо.

    2. Составь слова используя буквы слова:

    1) Заповедник 2) Приток

    ______________________________________________

    ______________________________________________

    3. Подбери слова близкие по значению:

    Печалиться - _______________________________

    Заболел - __________________________________

    Трепещет - _________________________________

    Громадный - ________________________________

    Занимательный - _____________________________

    Мощный - _________________________________

    4. Подбери слова противоположные по значению:

    Смелость - _______________________________

    Неряшливый - _____________________________

    Говорить - _________________________________

    Удлинить - ________________________________

    Печалить -__________________________________

    5. Замени одним словом, именем существительным:

    Храбрый человек - _____________________________

    Ленивый человек - _____________________________

    Добрый человек - ______________________________

    Умный человек - _______________________________

    Весёлый человек - ______________________________

    Богатый человек-_______________________________

    Сильный человек -________________________________

    6. Расшифруй транскрипцию и запиши, соблюдая правила орфографии:

    [лазур` н`иб`эснай`а см`ий`оца/ нач`ной амытай`а гразой/ и м`эжду гор рас`иста в`й`оца дал`ина св`этлай` паласой|//]

    __________________________________________

    ___________________________________________

    7. При помощи и суффиксов и приставок образуйте существительные от данных слов:

    Лес, дорога, город, ухо, сон, смех, говорить, сказать, вода, смотреть, дышать, писать, петь, воевать.

    8. Вставь пропущенные буквы и разбери слова по составу:

    Фло...кий, де...кий, ленингра...кий, при...зёрный, г...л...систый, с...доватый, п:дпол, вял...сть, н...стольный;

    9. Поставь ударение в словах:

    Лыжня, хвоя, статуя, столяр, пихта, гражданство, жаворонок, алфавит, шофёр, красивее, квартал, свекла, кулинария, творог.

    10. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй из них новое слово:

    Пластинка, картина, павлин______________________________

    Сапоги, парашют, фантазия_______________________________

    Косари, заморозки, лётчик________________________________

    11. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?

    Задрожать, зашуметь, забежать, полететь, поползти.

    12. Подчеркни слова, в которых все согласные мягкие:

    Билет, пенал, мебель, щурёнок, чистюля, шишечка, пекарь, Стенька, Семён, цапля, мячик, лень.

    13. Допиши к данным словам однокоренные прилагательные мужского рода и глаголы:

    Зелень-___________________________________

    Дело -____________________________________

    Ласка-____________________________________

    Праздник -_____________________________________________

    14. Соедините между собой фразеологизмы-синонимы, то есть фразеологизмы, имеющие одинаковое значение:

    Бить баклуши

    Дойти до белого каления

    Водить за нос

    Поперёк горла встал

    Рвать и метать

    Сломя голову

    Что есть духу

    Вешать лапшу на уши

    В печёнках сидит

    Кот наплакал

    Ни слуху ни духу

    Как белка в колесе крутиться

    С гулькин нос

    Засучив рукава

    В поте лица

    Ни ответа ни привета

    На части рваться

    Без оглядки

    15. Составьте предложения со словами пасть, уж и три, так, чтобы эти слова были разными частями речи.

    ____________________________________________

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    16. Придумайте предложения с каждым из синонимов - интересный, забавный, занимательный.

    _____________________________________________

    _____________________________________________

    17. Отгадайте слово:

    В нём первый звук как последний в слове зверь, 2 звук в слове пятно

    звучит вторым, 3 звук дважды повторяется в слове вокруг, а 4 звук - безударный в слове свекла.

    Подберите к этому слову 5 однокоренных.

    18. Разберите слова по составу и найдите лишнее слово:

    Вечерок, бугорок, порок, язычок.

    19. Составьте из данных букв слова и исключите лишнее слово

    НИАВД - СЕОТК - СЛОТ -

    20. Вставьте слово, которое служило бы окончание первого слова и началом второго:

    МЕ ( . . . ) ОЛАД

    21. Произношение, каких слов не совпадает с написанием?

    Бак, слон, грустно, пять, весь, день, мягкий, заря, шубка, клён.

    22. Замените словосочетания фразеологизмами со словом вода

    Неразлучные друзья - ___________________________________

    Делать бесполезную работу -_____________________________

    Бесследно пропасть, исчезнуть -___________________________

    Разоблачить, уличить кого-то - ____________________________

    23. Выпиши слова в которых есть звук [ й ]

    И вскользь мне бросила змея:

    "У каждого судьба своя!"

    Но я-то знал, что так нельзя -

    Жить, извиваясь и скользя. ____________________________

    24. Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными:

    Прибор, техническое устройство__________________________

    Большое желание покушать_______________________________

    Острое вирусное заболевание______________________________

    Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями_______________________

    Дорога с твёрдым покрытием___________________________

    Укротитель хищных животных_________________________

    25. Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня:

    Тепло - ___________________________

    Сказать - __________________________

    Соль - _____________________________

    Сила - _____________________________

    Держать - __________________________

    26. Выпиши сначала слова, состоящие из одного звука, затем - из двух звуков, и т.д.:

    Соль, я, у, её, он, съедаю, детский, елью, вестник

    27. Запишите, как называют людей, которые живут:

    В Москве____________________, на острове_____________________

    В Томске______________________,на Волге____________________

    На хуторе________________________, в Санкт-Петербурге__________________

    В Костроме__________________, в селе________________________

    В Новосибирске _____________________, в Швеции________________________

    28. Допиши слова в предложениях:

    На поверхности моря появил:.. мёртв... зыбь.

    В класс повесили красив: тюль.

    Уже готов: горяч: кофе.

    Ребята поймали свободн: такси.

    Мама купила мягк: шампунь.

    На пальме сидел:. весёл:.шимпанзе.

    29. Выдели в словах приставки, если они есть:

    Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться.

    30. Составь словосочетания со словом острый в разных значениях.

    31. Какой частью речи является слово больной?

    Вот вам лекарство, больной____________________________

    Неужели я такой больной?____________________________

    32. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.

    Сено

    Провод

    Банк

    Овод

    Хор

    Вал

    Газ

    Рот

    33. Выпиши существительные, которые всегда стоят только в единственном числе.

    Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, черника, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.

    Олимпиадные задания по литературе 2 класс, 2009-2010 уч. г. 

    Что больше всего любят читать дети?

    Числа, которые чаще всего встречаются в сказках?

    Сказочный предмет, заменяющий телевизор?

    Что пытался сварить Мишка в одном из рассказов Н.Носова?

    Как звали лебедя, который родился в утином гнезде?

    Как называлось большое угощение в старину?

    Любимый корм коня.

    Чей это портрет?
    Бедная, в стареньком платьице, перепачканная золой, она была во сто раз милее, чем её сестрицы, разодетые в бархат и шёлк.

    Кто мог послать такую телеграмму?
    Рукодельницу отблагодарил. Всё в порядке.

    Составьте как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя три слова «озеро», «карандаш», «медведь». Можно изменять окончания этих слов и использовать любые другие слова.

    Прочитайте
    Порванная тропинка.
    Моет туча синюю тайгу,
    Сбросив с плеч цветное коромысло.
    От дождя промокла и раскисла,
    Порвалась тропинка на лугу.
    В лужицах-разрывах – облака,
    Светит солнце, и летают птицы,
    Золотые усики пшеницы
    Тенькают о чашечку цветка…
    Тёплый ветер дует-подувает,
    Не спеша тропинку зашивает.
    (Т. Белозёров)

    Вопросы и задания

    Какое это стихотворение по настроению? Подчеркните.
    Весёлое, юмористическое, грустное, лирическое, душевное.

    Внимательно перечитайте стихотворение и найдите в тексте ответ на вопрос: что значит порвалась тропинка на лугу? Подчеркни ответ в тексте.

    Что такое цветное коромысло? Напиши.
    Попробуй придумать своё, красивое название этому явлению.

    Найди рифмы в первом четверостишии. Соедини рифмующиеся строчки стрелками.

    Олимпиадные задания по литературе 3 класс, 2009-2010 уч. г.

    Детали женского платья, в котором помещаются озёра, лебеди и прочие элементы окружающей среды?

    В какой сказке участвуют 9 животных?

    Имя и фамилия няни А.С. Пушкина.

    Он встречается в лесу и в рассказах Н. Носова.

    Худой и злой персонаж из русских сказок.

    Чей это портрет?
    Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами. В руке он держал семихвостую плётку.

    Кто мог послать такую телеграмму?
    Убежала вся посуда. Выхожу на поиски.

    Имя девочки, которую «…тяжёл камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желты пески на грудь легли…»

    Составьте как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя три слова «лестница», «человек», «часы». Можно менять падеж этих слов и использовать любые другие слова.

    Прочитайте
    Волк и коза.
    Волк видит – коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:
    – Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.
    А коза и говорит:
    – Не затем ты, волк, меня вниз зовёшь, – ты не об моём , а о своём корме хлопочешь.
    (Л. Толстой)

    Вопросы и задания

    Каков жанр произведения? Подчеркните.
    Сказка, рассказ, басня.

    Какие качества свойственны героям? Соедините стрелками подходящие.

    Волк

         

    хитрость
    доверчивость
    мудрость
    леность
    осторожность

         

    Коза

    Найди самые главные слова в произведении. Подчеркни их.

    Какая пословица более всего соответствует главной мысли этого текста?
    А) Не пойман – не вор.
    Б) На чужой каравай рот не разевай.
    В) Где ум, там и толк.

    1 класс 1 тур Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.

    Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.

    1. Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:

    Щ, о,р, б __________________

    Е,л,о, д ___________________

    Н, ы, о, т__________________

    2. Разгадай шараду:

    Подряд три предлога возьмем:

    А целое на дереве найдем. ___________________

    3. Найди слова, которые спрятаны в словах.

    Мель -___________________

    Удочка -_________________

    Столб -__________________

    4. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни:

    салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

    5. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.

    Сено

    марка

    Банк

    ежи

    Стол

    рот

    Зал

    бики

    Свет

    елка

    Яр

    вал

    6. Напиши буквы, которые не бывают большими в именах, фамилиях, кличках. Вспомнить их вам поможет это стихотворение:

    Сказала Й сестре родной:
    -Вот ты, сестра – соседка
    Бываешь часто ПРОПИСНОЙ,
    А я ужасно редко.
    - Ну редко – это не беда,
    Иные буквы – никогда!
    - А много их?
    - Да целых три:
    Сестра и с ней два брата.
    Зовут их так…
    - Не говори! Скажите вы, ребята! _____________________________________

    1 класс 2 тур

    1 Как правильно сказать?

    У рыбов нет зубов?

    У рыбей нет зубей?

    У рыб нет зуб?

    Или как?

    Запиши правильный вариант:______________________________________________

    2. Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.

    У папы три капли упали со шляпы.

    Кошка согрела озябшие лапы.

    3.Отгадай шараду:

    Первое-нота, второе-игра,

    Целое встретится у столяра.

    4.Вставь буквы:

    5. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.

    ПАШАК - _______________

    ОЖИВТ - ________________

    ААЗЛГ - _________________

    КАМАЙ - ________________
    КЮАБ - _________________

    6. Подбери к данным словам слова, с противоположным значением.

    Близко - __________________

    Высоко - _________________

    Легко - ___________________

    Трудно - _________________

    7. К выделенным словам подбери слова, похожие по смыслу, запиши их

    Песик Тотошка был очень храбрым,__________________.

    Принцесса была очень красивой,_____________________.

    Ослик Иа – Иа был всегда печальный, ________________.

    2 класс 1 тур

    1. Расставь ударение в словах.

    Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.

    2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

    Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

    3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:

    На сердце….скребут

    Делить шкуру неубитого….

    Голодный как ….

    ….. носа не подточит.

    4. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм .

    [ М’ А Т’] – мать, мять

    [ В’ О С ] – воз, вез

    [ Л ‘Э С’ ] – лес, лезть

    5. Вставь пропущенные буквы.

    Я ружьишко зар…дилИ м…рковку прор…дил,
    В ог…роде ув…дал,
    Как кустарник ув…дал.

    6. В каких словах есть приставки?

    Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.

    7. Выбери синонимы для выделенных слов:

    Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)

    Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)

    Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)

    8. Узнай героя из сказки:

    Милая, добрая, крошечная –

    Деревянный, любопытный, длинноносый –

    Старая, страшная, беззубая -

    2 класс 2 тур

    1. Разгадай ребусы:

    Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

    2. Как сказать одним словом?

    Повесить нос –

    За тридевять земель –

    Бить баклуши –

    Водить за нос –

    Себе на уме -

    3. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

    Кулон-

    Автор-

    Коршун-

    4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

    Польская: как заяц в ананасе.

    5. Выбери нужное слово

    У бабушки нет (очек, очков, очкей)

    У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)

    У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)

    6. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

    Корень мой находится в цене.

    В очерке найди приставку мне,

    Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

    Вся же – в дневнике я и в журнале

    7. Сколько раз встречается звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?

    Липы за руки взялись,
    Липы ветками сплелись,
    Ветер злится: “Повалю!
    Я упрямых не терплю!”.
    Дунул снова что есть сил,
    Но деревья с ног не сбил

    3 класс 1 тур

    1. Какими частями речи являются выделенные слова?

    Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

    2. Подбери синонимы к прилагательным:

    Тихая езда -

    Тихая ночь -

    Тихий голос -

    Верный друг-

    Верный ответ-

    Крепкая веревка-

    Крепкий чай-

    Крепкий организм-

    3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

    Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

    4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

    Кот наплакал-

    Бить баклуши-

    Спустя рукава-

    Зарубить на носу-

    5. Какие слова так произносятся?

    [ Г РУ С’ Т’ ]

    [ Л’ Э С’ Т’ ]

    6. Составь слово, если в нем

    Корень – из слова моряк

    Окончание – из слова зимний

    Приставка – из слова прилететь

    Суффикс – из слова русский

    7. Расставь ударение в словах.

    Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

    3 класс 2 тур

    1. Расставь ударение в словах.

    Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

    2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

    Рой, мой, закрой, простой, печь

    Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

    3. Определи части речи.

    Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.

    “Переведи” это предложение на русский язык.

    4. Разбери слова по составу.

    Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка

    5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

    Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

    6. У каких существительных нет формы единственного числа?

    Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

    7. Подбери прилагательные к данным существительным:

    …. какаду

    … шимпанзе

    … шампунь

    …тюль

    8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

    Рукой подать-

    Выйти из себя-

    Повесить нос-

    4 класс 1 тур

    1. Объясни лексическое значение слов.

    Туш -

    Тушь -

    2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

    Вкусный – вкусовой

    Дельный – деловой

    3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

    На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.

    Коля написал предложение красиво как курица лапой.

    От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.

     

    4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:

    Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть

    5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.

    Слепой музыкант подошел к роялю.

    Слепой осторожно переходил дорогу.

    6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.

    Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.

    7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

    МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.

    4 класс 2 тур

    1. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

    Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,

    2. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

    Пятлая куш…

    Дормый делаж…

    Бурявый папалош…

    Вылюный вагач…

    Мяувыая дуч…

    Желомная беч…

    3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

    Заварить кашу-

    Жить душа в душу-

    На ночь глядя-

    Повесить нос-

    Водой не разольешь -

    4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное?

    Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.

    Встало солнце кислое,
    Смотрит – небо скисло,
    В кислом небе кислое облако повисло…
    И спешат несчастные, Кислые прохожие,
    И едят ужасное кислое мороженое.
    Даже сахар кислый!
    Скисло все варенье!
    Потому что кислое было настроение.

    5. Разбери по составу выделенные слова.

    Мяч попал в окно и стекло треснуло.

    От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.

    6. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

    Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

    7.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

    Неведа – невежда.

    8.Разбери по составу слова.

    Метро, вынуть, окружность, листочки.

    Олимпиада по русскому языку 1 (4 класс).

    1. Поставь ударение:

    Дремота, балую, договор, положил, статуя, средства, тефтели, досуха, нефтепровод.

    2. Определи, какие звуки являются общими в каждой паре слов:

    а) детский, цирк
    б) мягкий, храм
    в) конечно, ложки
    г) газель, вокзал

    3. Определи части речи в предложении:

    Вероокая трышь грузно окисляла бузявшую закорявку.

    4. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов? Приведи примеры.

    5. Как понимаешь выражения?

    а) собачья жизнь
    б) собака на сене
    в) вот где собака зарыта
    г) собаку съел
    д) жить как кошка с собакой

    6. Подбери имена прилагательные – определения к словам:

    Тюль, рояль, фамилия, фасоль, кенгуру, мозоль, прорубь, дитя.

    7. Разбей слова на группы:

    Замок, теремок, листок, приток, венок, клинок, песок, намок.

    Объясни, по какому признаку ты сгруппировал слова.

    8. Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении:

    Седой, бархатный, прямой, глубокий.

    9. В каких словах количество звуков и букв совпадает?

    Классный, поздний, пьём, зреют, объём, подъезд, боюсь, сольёшь, соединить, бреешь.

    10. Найди «четвёртое лишнее». Объясни, почему.

    а) белка, булка, пенка, шапка
    б) сломать, сделать, сдуть, смотреть

    Олимпиада по русскому языку 2 (4 класс).

    Задание 1. Вы знаете лишь две последние буквы слова: -ло.

    Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово и обоснуйте свой ответ.

    Задание 2. Какие слова записаны в фонетической транскрипции?

    [сй’эст]
    [л’эс’т’]
    [сп’ишы]

    Задание 3. Мы предлагаем тебе познакомиться с работой одного ученика, которому было дано задание: «Осуществи проверку орфограмм слабых позиций в разных частях слова».

    Он выполнил его так:

    уч . ник – (учитель) - учиник

    в магазин . – (в пути) – в магазини

    сад . вод – (садовник) – садовод

    дожд . вой – (дожди) – дождивой

    . бломать – (облако) – обломать »

    А) определи, какие ошибки имеются в работе ученика;
    Б) сформулируй, что должен знать и уметь ученик, чтобы впредь не допускать таких ошибок.

    Задание 4. Замени слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами).

    Обманывать –
    Обидеться –
    Доверчиво слушать –
    Усиленно думать над трудным вопросом –

    Задание 5. В каждой группе слов найди «лишнее». Объясни, почему.

    А) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка;
    Б) четырехугольник, четыре, четверка, четверть;
    В) тюль, бюллетень, рояль, гроздь;
    Г) хныкать, жаловаться, сетовать, роптать.

    Задание 6. Перед тобой предложение: 

    Пролетали мимо города, села и хутора.

    Один четвероклассник сказал, что предложение может иметь 2 смысла. Так ли это? Обоснуй свой ответ. 

    Интеллектуальная игра по литературе для учеников 4-х классов

    I. Что это за произведение? Кто его автор?

    1) Белая берёза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    2) «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по имени Свантенсон»

    3) «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк»

    4) «Давным-давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос»

    5) «Среди обширной канзасской степи жила девочка»

    II. Почини «сломанные» пословицы.

    У семи нянек кулаками не машут.

    Чем хвалишься, от того и наберёшься.

    После драки дитя без глазу.

    С кем поведёшься, на том и провалишься.

    Не суйся в волки, коли делать нечего.

    Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.

    III. Переставь строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови первоначальный вид стихотворения.

    Мокнут в море корабли.
    Мокнут листья и цветы,
    Целый месяц под дождём
    Мокнут лужи и зонты,
    Мокнут парки и поля,
    Мокнет крыша, мокнет дом,
    И далёко от земли
    Мокнет мокрая земля.

    IV. Прочитай трёхстишия.

    А) Крестьянин в поле
    и дорогу мне указал
    вырванной редькой...

    Б) Над заглохшей водой,
    над старым колодцем белеет
    слива в пышном цвету.

    В) Месяц на небесах
    будто скорчился весь от мороза –
    похолодало...

    Г) Дружно слетелись
    к спящему комары –
    время обеда...

    Как по-другому называется этот жанр?

    Какому времени года посвящено каждое трёхстишие?

    Какое трёхстишие построено с помощью приёма олицетворения?

    В каком трёхстишии автор шутит?

    Почему трёхстишия часто заканчиваются многоточием?

    V. Какие литературные жанры ты знаешь? Напиши. Приведи примеры произведений каждого из перечисленных жанров.

    .

    Станция «Сказочная»

    1 класс

    1. Из какой сказки?

    А дорога – далека,
    А корзинка – нелегка.
    Сесть бы на пенёк,
    Съесть бы пирожок.

    2. На каком транспорте любил ездить Емеля?

    3. Какую обувь носил Кот в сапогах?

    4. Как зовут девочку с голубыми волосами?

    2 класс

    1. Как звали сказочного хозяина кукольного театра?

    2. Что потеряла на балу Золушка?

    3. Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению»?

    4. Доскажи:

    Сел он утром на кровать,
    Стал рубашку надевать.
    В рукава просунул руки,
    Оказалось, это …

    3 класс

    1. Имя поросёнка в сказке А. Милна «Вини-Пух и все, все, все»

    2. За кого вышла замуж Дюймовочка?

    3. Из какого растения Элиза сплела рубашки своим братьям в сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»?

    4. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели героини и её бабушки.

    4 класс

    1. В кого превращался князь Гвидон?

    2. Какое средство помогло Карлсону избавиться от температуры?

    3. Кого испугались персонажи стихотворения:

    Волки от испуга скушали друг друга.

    Бедный крокодил жабу проглотил.

    4. Какое волшебное средство ты бы попросил у девочки Жени из сказки В. Катаева?

    Станция «Словесная»

    1 класс

    1. Доскажи словечко:

    Из карманов у Аркашки
    Вечно сыплются …

    2.Чем кончается лето?

    3. Какое слово рассыпалось?

    Б б а а а р н

    4. Найдите слово в слове щель .

    2 класс

    1. Найди слова в слове

    дудочка

    2. Составь не менее трёх слов из букв слова

    государство

    3. Найди «лишнее» слово:

    лимон, яблоко, конфета, груша, слива.

    4. Придумай слова к схеме:

    Б __ К

    3 класс

    1. Найди «лишнее» слово:

    ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

    2. Из первого слова выпишите гласную, на которую падает ударение.

    Из второго слова – третью по счёту согласную.

    Из третьего слова – согласную, обозначающую звонкий звук.

    Из четвёртого – гласную из второго слога.

    Ежи, берега, роса, рыбка

    3. Найди одинаковый начальный слог:

    ___ ранка

    ___ бушка

    ___ ран

    4. Отгадай загадку:

    Сели птички на страницы,

    Знают быль и небылицы.

    4 класс

    1. Найди «лишнее» слово:

    Желток, железо, жёлтый.
    Часовщик, часть, час.
    Печурка, печать, печка,
    Циркуль, циркач, цирк.

    2. Найди слово в слове:

    градусник

    3. Переставь буквы.

    Образуй новые слова:

    лучок, сачок.

    4. Найди одинаковый начальный слог:

    ___ тина

    ___ та

    ___ тон

    Путешествие в город Каллиграфию

    Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы; выявить лучшего каллиграфа школы; проверить умение творчески выполнять задания; умение логически мыслить.

    Принимают участие по 2-3 человека от класса. Каждый участник получает маршрутный лист (Приложение 5) и выполняет задания на каждой станции.

    Путешествие по городу Каллиграфии проходит по 6 станциям. Начинать путешествие можно с любой станции. После выполнения задания ученик показывает учителю работу, на маршрутном листе получает отметку о выполненном задании.

    1. Станция «Учебная» (самая главная).

    Нужно написать каллиграфически правильно буквы, указанные в маршрутном листе (для каждого класса даются разные буквы и разное количество).

    Безошибочное написание всех букв – 20 баллов.

    За каждый неправильно написанный элемент вычитается по 1 баллу.

    2. Станция «Художественная».

    На нелинованном листе написать каллиграфически правильно буквы, используя фломастеры или цветные карандаши.

    Оценка – 5 баллов.

    3. Станция «Меловая».

    Проверяется умение писать буквы мелом на дощечках.

    Оценка – 5 баллов.

    4. Станция «Нитяная».

    «Написать» указанные буквы нитками на бархатной бумаге.

    Оценка – 5 баллов.

    5. Станция «Допиши букву».

    Дописать к данному элементу ( ι ) другие элементы букв, чтобы получились буквы, каллиграфически правильно написанные. Например: а, и, ш и другие. 

    Должно получиться 13 букв.

    Оценка – 15 баллов.

    Но данную оценку участники каждого класса

    получают за разное количество написанных правильно букв:

    1 кл. – 5 букв;

    2 кл. – 8 букв;

    3 кл. – 10 букв;

    4 кл. – 13 букв.

    6. Станция «Узнай букву».

    Узнать букву с завязанными глазами ощупью, кончиками пальцев. Буквы вырезаны из наждачной бумаги.

    Даётся 3 попытки. За каждую попытку – 1 балл.

    Олимпиада по русскому языку

    4 класс

    I тур (внутри каждого класса)

    Время выполнения работы 45 минут

    1.Диктант.

    Весенний звон.

    Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

    Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

    5 баллов

    2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение: по шоссе - …., об Отчизне - … .

    Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

    Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

    3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

    Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

    4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

    Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

    А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

    Водитель, водит, шофёр, таксист

    Б)по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

    Глагол: водит

    В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

    Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

    5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

    Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

    6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

    Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

    Максимальное количество баллов – 23.

    Олимпиада по русскому языку

    4 класс II тур (параллель)

    Время выполнения работы 45 минут

    1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

    Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

    Ведро дало течь, и вода стала течь.

    (С) горы (с) бежал поток проворный.

    Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

    Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

    С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

    2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

    Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка  4 балла

    3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

    Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

    Водокачка, водопой, водоворот – от “вода”  2 балла

    4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

    Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

    5. Замените одним словом:

    Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

    Ответ: пассажир 1 балл

    6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

    Килограммы - … апельсины - … сапоги - … помидоры - … ботинки - …

    Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

    7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

    Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

    8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

    Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

    9. Отгадайте и запишите слово, в котором

    Корень из слова СНЕЖИНКА

    Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

    Суффиксы из слова ЛЕСНИК

    Окончание из слова УЧЕНИКИ

    Ответ: подснежники 1 балл

    10. Объясните значение выражений:

    Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

    Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

    работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

    Максимальное количество баллов – 28

    Олимпиада по русскому языку  (1 класс)

    1. Спиши:

    Уж   верба  вся  пушистая
    Раскинулась  кругом
    Опять  весна  душистая  пришла.
    _________________________

    _________________________

    _________________________

    _________________________

    2. Подчеркни гласные буквы.

    Клубок      мяч     белка     сосиска       весна

    3. Вставь букву.

    Мал_ ш           мыш_          вен_ к         зим_

    4. Допиши:

    Много                                      один

    Снегири _______________________
    Пеналы _______________________
    Книги- _________________________

    5. Сколько слогов в слове?

    Яма  ______
    Осина _____
    День______
    Ворона____                                                                                       
    Лиса______

    6. Напиши слова. 

    ________________

    ________________

    ________________

    Олимпиада по русскому языку  (2 класс)

    1. Спиши красиво и правильно.

    Много разных зверей в зоопарке. Тут львы, слоны, тигры и другие животные. Я люблю смотреть на обезьян. Они любят яблоки, бананы и пироги. Они ждут меня.
    _______________________________________________________________

    2.Поставь слова во множественное число.

    Человек - ________________
    Лист (бумаги) -____________
    Лист (дерева) - ___________

    3. Из букв каждой пары составьте название животного.

    Лик + рок - _________________
    Шаль + до - ________________

    4. В каких словах количество букв и звуков совпадают  (подчеркните).

    Семь,  ёж,  ель,  боюсь,  мать,  веешь.

    5. Подчеркните глухие согласные.

    Чеснок,  салат,  капуста,  картофель.

    6. Зачеркни лишнее слово в каждой строчке.

    1) огонь,  осень,  пламя.
    2) алфавит,  чистописание, азбука.
    3) бросать,  кидать,  прыгать.
    4) буран,  дождь,  пурга.

    7. Зачеркни  пары  слов, которые не являются  родственными.

    Носатый – носильщик
    Смешивать – смешить
    Конец – кончаться
    Виноватый – извиняться.

    8. Замени высказывания одним словом – именем прилагательным.

    Растения, которые находятся в комнате - ___________________________
    Работа, которая выполняется дома - _______________________________

    9. Вставь подходящие по смыслу предлоги.

    Дети бежали      …    тропинке  …  лес.    Барсук  живёт  …  поляне … дуба.  Дети  катались  …   горке  …   санках.

    Олимпиада по русскому языку  (3 класс)

    1. Спиши правильно и красиво.

    Перед вашими глазами цветочная красота.  И это видел Александр  Сергеевич  Пушкин. Наши незабудки ярки потому, что они впитали голубизну Михайловских озёр и весеннего неба. А может быть, красоту глаз Пушкина.
    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    2. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 

    Мать, беречь,  вернёшься, ясли,  боюсь.

    3. Определи, сколько букв и звуков в каждом слове.

    Рояль - __________________________________
    Якорь - __________________________________
    Газета - __________________________________

    4. Подчеркни слова с приставками.

    Доверить,  домашний,  доброта,  добежать,  докрасил.
    Посёлок,  посмотрел,  подарки,  полевые,  полка.

    5. Вставь пропущенные буквы.

    В..сеть,  на   в..су,    зав..зать,   занав..с,  в..сячий.

    6. Определи части речи в подчеркнутых словах.

    Стою на нашем берегу,  покой границы берегу.
    Кто без кисти и
    белил крыши города белил.

    7. В каком слове нужно вставить букву «т»

    Прекрас…ный,   искус…ный,   чудес…ный,    извес….ный,   ужас…ный.

    8. Замени, одним словом.

    Писать, как курица лапой - ________________________________
    Клевать носом - ________________________________________
    Зарубить на носу - ______________________________________

    9. Соедини слова стрелкой с тем знаком,  который в них нужно вставить.

    В..ёт                          Ъ               здоров..е
    Об…единение        Ь               под..ём

    10. Расшифруй слова.

      По2л - ____________________ ,            2рь - ___________________

    Олимпиада по русскому языку ( 4 класс)

    1. Спиши правильно и красиво.

    На дворе стоит светлая северная ночь.  Молодой месяц гуляет по звёздному небу.  Уютно светят маленькие окошки избы. На пушистых ёлочках снежные шубки. Спешит к крыльцу царь. Горят драгоценные украшения царя.
    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    2. Составь и запиши всевозможные словосочетания из данных слов.

    Русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный.
    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    3. Найди выражения близкие по смыслу. Соедини стрелками.

    Тьма кромешная.                               Держать ухо востро.
    Глядеть в оба.                                     Ни зги не видно.
    Поминай, как звали.                         И след простыл

    4. Запиши предложение, вставляя пропущенные буквы. Сколько вариантов у тебя получилось?

    Мы  ед…м и   ед…м.________________________________________
    _________________________________________________________

    5. Образуй множественное число от данных имён  существительных.

    Вещество - ______________  сердце - _______________ весло -____________время - ___________,  сапоги ______________, весы - ______________, небо - _____________

    6. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобки  во множественном числе.

    У новых (скатерти), ветки (черешни), герои (басни), шесть (килограммы) (апельсины).

    ______________________________________________________________________

    7. Измени словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

    Поступок чести -_________________________, ответ из уст - __________________
    Счастье жизни - _________________________.

    8. Расставь ударение в словах.

    Статуя, инструмент,  положил, баловать,  позвонит,  столяр,  хозяева,  щавель

    БЛОК 2. Русский язык
    Олимпиадные работы по русскому языку

    2 класс I полугодие

    (За каждое задание –1 балл)

    1. Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков.

    2. Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.

    3. Подчеркни слово, в котором есть только мягкие звуки: Лебёдушка, сирень, водитель, житель, Алик

    4. Подбери слово, в составе которого есть все части слова.

    5. Подчеркни слово, соответствующее схеме: приставка, корень, нулевое окончание. Бегемот, радостный, заезд, поливка, переписка

    6. Запиши имя мальчика, в которое можно добавить одну букву, чтобы получилось название деревянных шестов с заострёнными концами.

    7. Выпиши из каждого ряда по одному слову с непроизносимой согласной в корне:

    Мяч, меч, мачта, матч, мечта, мучить.

    Толстяк, тостик, тростник, тесть, тесто.

    2 класс конец года

    1. Вырази смысл фразы одним словом, содержащим разделительный твёрдый или мягкий знак.

    Пригодный для еды – ___________________

    Служащий, разносящий почту – ___________________

    Сжался от холода – ___________________

    Полоса земли вдоль берега моря – ___________________

    (Почтальон, съёжился, побережье, съедобный)

    2. Замени один из твёрдых согласных звуков на мягкий и получи новые слова:

    Уголки – ______________

    Лук – _______________

    Банка – ______________

    Мел – _______________

    Галка – ______________

    Хор – ________________

    3. Выбери словосочетание, значение которого объяснено неверно, рядом дай верное объяснение.

    Посолить суп – сделать суп солёным.

    Насолить человеку – сделать еду человека солёной.

    Наследить в доме – оставить на полу грязные следы.

    Последовать за другом – идти по следам, которые оставил друг.

    4. Замени один из звонких согласных звуков на глухой и получи новые слова:

    Пруд, моросит, горка, жили, лез

    5. Разгадай шараду по теме “Проверяемые безударные гласные в корне слова ”:

    С буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи.

    Принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И.

    6. Составь лесенку слов на тему “Звонкие и глухие согласные в корне слова”:

    Часть гриба _ _ Ж _ _

    Застёжка на поясе _ _ _ Ж _ _

    Украшение в ушах _ _ _ _ Ж _ _

    Избушка сторожа _ _ _ _ _ Ж _ _

    2 класс конец года

    1. Найди общее начало для слов:

    - мушка -тина

    - жик -тошка

    -зина -та

    -пус -ман

    -тик -тон

    2. Определи части речи в предложении

    Сяпала Калуша по напушке.

    3. Движение в танце называется ПА. Добавляя к этому слову по одной букве, составь цепочку слов со следующими значениями:

    Вода в виде газа ______________

    Место отдыха ______________

    Искусственная причёска ______________

    Теплица _______________

    Есть ли среди этих слов однокоренные?

    4. Какого правила не знает мальчик, написавший такое письмо:

    Здесь есть красивые лиса, я их уже обижал и даже нашёл грусть. У дома чудный лук. За лесом глубокий прут. Я часто лижу на берегу и скоро заколюсь на солнце.

    5. Выпиши слова с ошибками и исправь их.

    6. Вставь в предложения одинаковые по написанию слова (омонимы), поставь в них ударение.

    Дети подарили маме чудесные красные _______________.

    Папа забивает молотком ________________.

    Солнце ________________ за горизонт.

    На холме стоит ____________ Ромашкино.

    Мама купила мне большой географический ________________.

    Для этого платья надо купить гладкий серебристый ______________.

    (Атлас, село, гвоздики, атлас, село, гвоздики)

    3 класс I полугодие

    1. Допишите пословицы.

    Ученье – свет, … .

    Скучен день до вечера, …

    Петь хорошо вместе, …

    2. Подберите к данным словам антонимы:

    Грязный – … , искусственный – …

    Трусливый - … , мягкий – …

    Грубый – … , замкнутый – …

    Слабый – …

    3 .Найди слова с приставками.

    Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться, отбежать, скользкий.

    4. От этих существительных образуй имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые согласные.

    Ярость - , прелесть –

    Радость - , известие –

    5. Замени данные словосочетания близкими по смыслу глаголами.

    Задирать нос - , бить баклуши - ,

    Высасывать из пальца –

    6. Перепиши только родственные слова. Укажи корень.

    Бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха.

    Крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.

    7. Из данных слов, не изменяя количество букв, образуйте новые слова.

    Мазок - ________________

    Апорт - _________________

    Отвар - _________________

    Лапта - _________________

    8. Как ты проверишь написание конечных согласных в словах?

    Ляг - ____________, он курнос и рыж - _________________, капало с крыш - ________, изморозь - ______________, образ - ______________, умножь - ____________, приблизь - _______________.

    3 класс II полугодие

    1. Замени фразеологизмы на близкие по смыслу слова.

    Бить баклуши – …

    Делать из мухи слона – …

    2. Сколько звуков [ ш ] в стихотворении:

    Пешком шагали мышки  ______________

    По узенькой дорожке  ______________

    От деревушки Пешки  ______________

    До деревушки Ложки ______________

    3. Укажи признак, по которому сгруппированы слова:

    Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина – ________________________

    Арбуз, папоротник, изумруд, ель, травка, зелёнка – ______________________

    4. Образуй от прилагательных глаголы.

    Ясный – про…

    Грязный – за …

    Густой – с…

    Чистый – о

    5. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.

    Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли _____________________________

    6. Какое слово является проверочным для следующих слов. Подчеркни его.

    Оп…здать (опаздывать, поздно), разбр…сать (бросить, разбрасывать)

    7. Выпиши из каждой группы слов “лишнее”:

    Лес, леска, лесник, лесной. ______________

    Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень.______________

    8. Допиши слова в предложениях.

    Зазелене… молод… озимь. Появил… горьк … полынь. Клонил … под ветром степн… ковыль. Сломал … садов… инвентарь. Образовал … болезнен… мозоль. Отломил виноград… гроздь. Сиял… красотой голуб … эмаль. На поверхности моря появил … мёртв …зыбь.

    4 класс I полугодие

    1. Сгруппируй слова в три столбика по общему признаку. Укажи этот признак.

    Ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофёр, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог.

    2. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

    Чулки, туфли, носки, сани, ботинки, килограммы, домишки, хозяева, санатории, помидоры, каникулы, яблони, колени.

    3. Замени фразеологизмы одним словом:

    Зарубить на носу – …

    Клевать носом – …

    Морочить голову –…

    Язык проглотить – …

    4. Вставь пропущенную безударную гласную, в скобках напиши проверочное слово.

    Зап…вать ( ) в хоре, зап…вать ( ) молоком,

    Ув…дать ( ) издали, ув…дать ( )без влаги.

    5. Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнося их так:

    Дарить благо ____________________

    Употребить зло ____________________

    Творить мир ____________________

    Водить руками ____________________

    6. Подбери несколько эпитетов к словам:

    Глаза ___________________________________________

    Уши ____________________________________________

    Душа ____________________________________________

    Улыбка ___________________________________________

    4 класс II полугодие

    1. Диктант.

    Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички.

    2. Проспрягай глагол ЖЕЧЬ.

    ________________________
    _________________________
    _________________________
    _________________________

    3. Как называются жители этих стран?

    Франция – ________________

    Япония – _________________

    Россия – ________________

    Англия – ________________

    Норвегия – ________________

    Испания – ________________

    Дания – ________________

    4. Запиши 10 слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.

    Мир строить

    Единый хранить

    Любить жить

    Общий знать

    Взаимный убирать

    Машина любить

    Вода помощь

    Хлопок душа

    5. Теле по-гречески означает “далеко”. Подбери слова, произошедшие от этого корня.

    6. Данные слова запиши в родительном падеже.

    Сон, шов, щегол, день, отец.

    (За каждое слово – 1 балл)

    Олимпиада по русскому языку для учащихся 3–4-х классов "Пусть будет русское слово понятно всем людям Земли"

    I блок

    Задания, оцениваемые в 3 балла

    1. Найдите и подчеркните (выделите) лишнее слово:

    а) белка, беленький, белить

    б) водяной, вода, водить

    в) лист, лиса, лисёнок

    г) лось, лоскут, лосёнок

    д) горный, горка, городок

    е) пёс, песочный, песок

    2. К данным словам напишите по два слова с таким же составом: 

    а) хлеб

     

    б) поездка

     

    в) полет

     

    г) берёзонька

     

    д) сады

     

    е) мостик

    3. Подчеркните (выделите) слова, которые нельзя переносить:

    Иголка, улей, овёс, пшеница, урок, класс, тополь, берёза, ужин, Кремль, пальто, заяц, ёлка, стриж, урожай, тетрадь, ель, май, якорь.

    4. Подчеркните (выделите) правильное употребление предлогов:

    а) пришёл со школы

    б) приехал с деревни

    в) выехал из города

    г) идут в концерт

    д) выбежал на улицу

    е) вернулся с работы

    5. Определите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова. (В скобках поставьте часть речи)

    а) На то и печь ( ) , чтобы в ней хлеб печь ( ).

    б) Снежное покрывало ( ) всё поле покрывало ( ).

    в) Стою на нашем берегу ( ) , покой границы берегу ( ).

    г) Деревенский старожил ( ) сад колхозный сторожил ( ).

    д) Я мою ( ) руки. Ваня несёт мою ( ) сумку.

    е) На пологом ( ) холме цвели ромашки. Кровать украсили розовым пологом ( ).

    6. Подчеркните (выделите) вопрос, который поможет в изучении русского алфавита:

    а) Что ешь?

    б) Куда идёшь?

    в) Где ёж?

    г) Когда встаёшь?

    д) Как уж?

    е) Откуда дрожь?

    II блок

    Задания, оцениваемые в 4 балла

    7. Составьте все возможные словосочетания из данных слов и запишите их в таблицу.

    СЛОВА:

    СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

    Русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный

     

     

     

     

     

     

     

    8.Напишите антонимы к прилагательным:

    мелкий бассейн

     

    мелкий дождь

     

    свежий хлеб

     

    свежая газета

     

    старый человек

     

    старая книга

     

    мягкий характер

     

    мягкий климат

     

    9.Напишите русские синонимы к данным заимствованным словам:

    вояж

     

    виктория

     

    финал

     

    актуальный

     

    абсурд

     

    триумф

     

    дефект

     

    контраст

     

    10. Напишите, как называют жителей этих стран:

    а) Россия

     

    б) Франция

     

    в) Япония

     

    г) Англия

     

    д) Дания

     

    е) Норвегия

     

    ж) Индия

     

    11. Подчеркните (выделите), как по-русски называют вещий, сбывшийся сон:

    а) сон под голову;

    б) сон в уши;

    в) сон наяву;

    г) сон в руку;

    д) сон – вещун.

    е) сон – предсказатель

    12.Найдите фразеологизмы-синонимы. Впишите в таблицу номера, составляющие пару.

    Валиться с ног.

    Работать спустя рукава.

    Тьма кромешная.

    Глядеть в оба.

    Поминай как звали.

    Держать ухо востро.

    Ни зги не видно.

    И след простыл.

    Хлопать ушами.

    Ловить ворон.

    Делать из рук вон плохо.

    Ног под собой не чуя.

    1 пара

    2 пара

    3 пара

    4 пара

    5 пара

    6 пара

     

     

     

     

     

     

    III блок

    Задания, оцениваемые в 5 баллов

    13. Восстанови русские пословицы и поговорки. Например, фразу: “Сначала внешний вид, а потом ум” можно заменить пословицей “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

    Напишите свой ответ.

    Без страдания нет награды.

     

    Написанное не боится колющих и режущих предметов.

     

    Один старый и два новых.

     

    Будней-то пять, а выходных – два.

     

    Великие дела ждут великих людей.

     

    Все пошли и ты догоняй.

     

    Русские люди очень любят эту пищу.

     

    Чужая рубашка опасна для жизни.

     

    Первый из них всегда обречен.

     

    Следи за своей речью.

     

    14. Из первой строчки вычеркните название рыбы, из второй – птицы, из третьей – фрукта, из четвертой – цветка. Прочитайте и напишите пословицы, которые получились.

    1

    Н С А В М А Е Г Л А

    Л А О С Т С О Ч Т К А Ь

    А Г П Е О Л Ь Р С О И Д Н

    А Г В Б О З Е Д И Р К Ё А Т

     

    2

    Б С Е Р У Е Д Г А И К З

    Е М Д Л Ю Р Р О О Д И З М Д У

    Ю, Г К А К Р М А А Н Т А Т Ь

    Л Ю Ж Б А И С М М У И Ю Н

     

    Олимпиада по русскому языку  - 2 класс.


    Фамилия, имя_______________________________________________

    1.  Найди слова, в которых количество букв и звуков неравное, подчеркни их:ёлка,  берёза, листок, корень,  полью,  лейка,  теннис.                                                                     (по 1 баллу)

    2. Поставь ударение в словах:   свекла, алфавит, звонит, щавель, портфель,  ворота, документ.

    (по 1 баллу)

    3. Найди слова, которые можно переносить, раздели их для переноса (маIма) :   чайка, стриж, снегирь,  енот,  волк, заяц, деньги, прольёт 

    (по 1 баллу)

    4. Прочитай стихотворение. Сколько раз в нём встречается звук [ш] ?
     Подчеркни слова, в которых произносится  этот звук.

              - Ты скажи мне, милый ёж,                  -  Тем он, лисонька, хорош,
               Чем ежиный мех хорош ?                      Что зубами не возьмёшь.

                                                                                                          (3 балла)

    5. Отгадай слова : 

     С глухим – траву она срезает,
     Со звонким – и листочки объедает.

    ____________________________________________    ( 1 балл)


    6. Допиши названия животных в выражения :

    1) Голоден как ...                   2)  Труслив как...                     3) Хитёр как...
     4) Упрям как...                      5)  Нем как...                            6) Драчлив как ...

    (по 1 баллу)

    7. Из слогов собери пословицу :     

     ша   ро   кни    я   га   хо   ший   друг    луч
    _____________________________________________________________
    Подчеркни в пословице  все орфограммы.

    (по 1 баллу)


    8.В каждой  группе слов найди одно лишнее. Подчеркни его и объясни, почему ты его выбрал :

    1)  Пётр, Катя,  Серёжа,  Егоров, _______________________________
    2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет__________________________
    3)  вода, водичка, подводный, водитель, водолаз___________________
    4)  летает, смешит, убежал, прыгал, бегал_________________________
    5 ) жираф,  ножик, шишки, коршун,  кожица_______________________

    (по 1 баллу)



    9. Исправь ошибки в поговорках:
       Нашла коза на камень.                     Ус хорошо, а два лучше.

    (по 1 баллу)


    10. Подчеркни только слова, называющие предмет:
         Бег, бегать, беготня, побег, беги.
    (2 балла)

    11.Как называются жители этих стран:

    Франция-_________________________
    Япония-__________________________
    Россия-___________________________
    Испания-__________________________
    Англия-___________________________
    Норвегия-_________________________
    Индия-____________________________
    Дания-____________________________

    (по 1 баллу)


    12. Исправь ошибки:

    Холадно и голадно птицам зимой. Безкорма птичьки слобеют и зомерзают. Трискучие марозы лехко дабивают птах  пажалей пирнатых друзей!

    (по 0,5 балла)


    13. Раздели текст на предложения:

                                                      Осень в лесу

          Пришёл сентябрь\ после августовских тёплых дней /наступила золотая осень \по опушкам лесов ещё растут грибы \на лесных полянах краснеют гроздья рябины \по высокому небу бегут облака.

    (по 1 баллу)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиадные задания для учащихся начальной школы

    Олимпиадные задания для учащихся начальной  школы   (математика,  русский  язык,  литература,  ом)...

    Олимпиадные задания для учащихся начальной школы 3-4 кл.

    Архив материалов для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку и математике для учащихся 3 и 4 классов....

    Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

    "Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

    олимпиада для учащихся начальной школы по русскому языку

    олимпиада по русскому языку для учащихся 2-4 классов...

    Формирование обще-учебных умений и навыков у учащихся начальной школы по русскому языку.

    Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к информационному обществу, основанному на знани...